Где брать платный трафик в 2023 / Сергей Игнатьев, Шухрат Мамасыдыков, Hope Group #vol42

Обсуждаем источники платного трафика в интернете: с чего начать, какие инструменты использовать и как долго ждать результата.

Где брать платный трафик в 2023 / Сергей Игнатьев, Шухрат Мамасыдыков, Hope Group #vol42

Выпуск №42 подкаста «В ручном режиме» от Rookee, сервиса для продвижения малого бизнеса в интернете.

Гости выпуска — Сергей Игнатьев, Шухрат Мамасыдыков, основатели агентства Hope Group.

Ведущий подкаста — Алексей Романенков, генеральный директор сервиса Rookee, член экспертного совета в АРИР.

Смотреть видеоверсию на YouTube, в VK.

Слушать аудиоверсию в VK или на Яндекс.Музыке.

Алексей: Друзья, привет! С вами снова подкаст «В ручном режиме», я Алексей Романенков, CEO компании Rookee, и сегодня мы с вами поговорим о комплексном продвижении с использованием различных каналов, которые для этого годятся. У меня сегодня два очень интересных гостя, сооснователи агентства Hope Group Шухрат Мамасыдыков и Сергей Игнатьев. Ребята, привет!

Сергей: Привет!

Шухрат: Привет всем!

Алексей: Слушайте, у меня вопрос по поводу Hope Group – это от слова «надежда»?

Сергей: (смеется) Отчасти да. Просто так повелось, и сначала появилось название, а потом мы туда заложили смысл. И нам этот смысл понравился. Это такая надежда для бизнеса, который к нам приходит. Не последняя, конечно, но одна из, с помощью которых он может реализовать свои цели и задачи.

Алексей: Классно! У нас подкаст ровным счётом об этом: поиск путей развития. Внимание: не выживания, нет, мы не говорим о последней надежде. Именно путей развития, способов, интересных лайфхаков. Мы общаемся с предпринимателями, с представителями различных инструментов и рассказываем о том, как можно расти и масштабироваться.

Давайте тогда с этого и начнём. Бытует мнение, что трафик — это такая нефть интернета. И если у тебя есть трафик, то, в принципе, у тебя может быть самый безобразный сервис, но, поскольку посетителей много, то, в общем, купят в любом случае. Как вы считаете?

Шухрат: Я отчасти соглашусь, но зависит от качества трафика.

«Независимо от того, какой у тебя сервис» – это уже другой разговор: сервис, по сути, повышает конверсию, продажу, а трафик можно приводить хоть сколько, если у тебя есть на это деньги.

Алексей: Смотри, я люблю аналогии: представьте себе, золотое место – аэропорт или вокзал. И у тебя там может быть такая кассирша: «Вас много, а я одна». Но куда тебе как клиенту деваться из этого аэропорта или вокзала, если тебе хочется попить, поесть? Поэтому, когда у тебя есть трафик, то как будто сервис может быть очень так себе. Всё равно купят.

Я вот о чем: вы рекомендуете вашим клиентам, которые к вам обращаются, каналы, из которых можно черпать релевантную аудиторию. А кроме самих по себе инструментов вы делаете контрольные закупки у клиента? Вы даёте рекомендации относительно того, как он обслуживает своих клиентов?

Сергей: Если говорить про сервис узко как про продукт – это одно дело:

если у тебя продукт слабого качества, ты можешь какое угодно количество трафика загонять на сайт или на площадку – трафик зашёл-ушёл, никакую конверсию не совершил.

Всё-таки важно то, как ты взаимодействуешь с этим трафиком. Самый простой пример: работа с трафиком ВК, когда есть определенная страница, группа в VK, куда трафик идёт, и если качественно эти лиды не отрабатывать, то они будут просто уходить. Благо, страниц в ВК много, где можно купить одежду, заказать ремонт компьютера или что угодно. Поэтому, безусловно, коммуникация – это не менее важный элемент, чем качество трафика.

Шухрат: В этом плане мы делим лиды на просто лид и качественный лид. Мы понимаем, сколько лидов становится качественными. Это показывает качество трафика, но мы также оттуда можем оценить, сколько из тех лидов, которые мы приводим, отдел продаж выводит на полноценный разговор.

Алексей: Это происходит на начальном этапе? То есть, когда вы только аудируете бизнес? Потому что может оказаться, что «старик, да у тебя все хорошо с трафиком. Подожди про трафик – давай пока наладим конверсию? Сначала научимся работать с уже имеющимся».

Шухрат: Да, допустим, приходит к нам магазин, мы оцениваем, какая у него была реклама, какой идёт трафик. Если он качественный и всё хорошо, то нужно оценить площадку, понять, насколько она конвертирует.

Грубо говоря, представим, что там конверсия из кликов в покупку составляет 0,7, а должна быть 0,8–0,9. Вы понимаете, что нужно что-то сделать с сайтом, например, вставить дополнительные окна, предлагать человеку быструю покупку и т.п. Всё это мы оцениваем и даём свои рекомендации.

Сергей: В процессе работы мы понимаем, где могут быть просадки, где эта воронка сильно сужается, и пытаемся так или иначе ее расширить.

Алексей: А кого у вас больше среди клиентов? Это те, кто условно вчера открылся, зарегистрировался как бизнес, придумал, что делать – и решил, что с первого дня всё надо делать правильно.

Шухрат: Нет, такие, наверное, не приходят. (смеется) Зачастую, когда только создаешь компанию, ты в первую очередь обращаешься за помощью с рекламой к друзьям, знакомым. Они тебе начинают что-то делать, ты запускаешься, получаешь продажи. Дальше ты понимаешь, что нужно что-то с этим делать, возможно, нанимаешь фрилансера. Фриланс отрабатывает, заказчику сначала, наверное, всё нравится, потому что в начале фрилансеры все стараются, а дальше, как правило, идёт просадка. И тогда приходит мысль: «Да, надо бы команду».

Сергей:

95% клиентов – это те, у кого есть опыт: они как-то запускали рекламу, что-то пробовали. Да, где-то получилось, где-то не получилось. Дальше мы либо успешно масштабируем, либо исправляем ошибки, выстраиваем стратегию заново.

И буквально 5% людей, которые: «Мы нулевые, ничего не пробовали. Давайте делать всё сразу качественно».

Алексей: То есть всё через боль, всё через потерянные и сожжённые деньги и бюджеты, но тем не менее, в общем, приходят успеху.

Шухрат: Через тернии к звёздам.

Алексей: Да-да-да, всё через грабли. А все-таки: проще начинать с чистого листа, сразу всё делать условно правильно, по науке, формулировать гипотезы, проверять их, и дальше их масштабировать? Или проще, когда есть удачные и неудачные опыты?

Сергей: И у первой, и у второй стратегии есть свои плюсы и минусы. Тут больше зависит от готовности вкладываться с нулевого этапа или с того этапа, на котором сейчас проект находится.

Что я имею в виду под плюсами? Когда у тебя нулевой проект, ты можешь сразу строить верную стратегию, как ты считаешь нужным в продвижении, и постепенно нарабатывать аналитику в рекламном кабинете, понимать, сколько стоит продажа или лид.

Когда у тебя есть проект, который прошёл по граблям, какие-то ошибки допускал, у них есть опыт этой рекламы, следовательно, мы можем из этого опыта выявить сильные стороны, которые нам сыграют на руку, и понять, какие стороны слабые, куда нам, может быть, не стоит лезть. Оценить, какая аудитория у них до этого покупала и что покупала, что у них сейчас в топе продаж, на что сделать акцент. В итоге, наверное, с ними проще. Когда у тебя нулевой проект, опытов в рекламе нет, статистики нет, ты начинаешь щупать, как с закрытыми глазами в тёмной комнате, пытаясь найти, где выключатель, где свет.

Алексей: А за каким из каналов к вам чаще приходят? Что популярно? Вечно популярный контекст? Или таргет? Наверное же приходят за чем-то одним, а потом уже клубок разматывается.

Шухрат: Точно самый популярный – это контекст. Все думают, что контекст – это прямые продажи. «Сейчас я в поиск зайду, и у меня начнут покупать. Всё будет замечательно». Но это, конечно, неправильная оценка, особенно для начинающего бизнеса.

Не стоит сразу лезть в контекст, в прямые продажи, потому что там сильная конкуренция. Должен быть либо уникальный продукт, либо умение быстро и хорошо закрыть сделку.

Если ты можешь по всей России делать металлоконструкцию – это сильное предложение. А если ты только в городе Самара, то будешь биться с самарскими, а это всё уже усложняет.

Зачастую клиент приходит со своим запросом, как правило, хочет в Яндекс, а мы говорим: «Давайте оценим вообще, что нам нужно».

Например, большинство начинающих брендов одежды мы отправляем работать с блогерами, потому что сразу лезть в контекст на холодную аудиторию – месяцев шесть уйдёт, чтобы выйти на адекватные цифры. С блогерами при качественной отработке можно выйти на адекватный результат через 2–3 месяца. А потом подключить контекстную рекламу как догоняющий инструмент.

Алексей: Классно, Шухрат. Я просто застал тот период времени, 2005–2006 год, когда контекст был открытием для всех, чудом, и бизнес рассуждал таким образом: мы тут взяли десяток слов, сделали одно объявление, и всё, понеслась: дальше только чеки выбивай. Но с тех пор прошло уже 15–17 лет, всё сильно усложнилось, аукционы выросли, и этот «magic», это волшебство – уже совсем не волшебство.

Я слышал, что бывает, что аукцион настолько горяч и кусается, что, например, для ряда бизнесов маржа продажи того или иного продукта может быть даже ниже, чем цена клика? Я не говорю сейчас про недвижку или авто, но тем не менее, такое бывает? Что с одного клика ты не окупаешь покупателя?

Шухрат: Такого у нас никогда не было, мы с самого начала определяем, сколько у нас должен стоит клиент. Оттуда уже формируется цена клиента, его воронка, сколько добавление должно стоить, сколько в итоге выйдет клиент, и такого не может быть, что клик будет настолько дорогим.

Это возможно только там, где сложные продукты. В B2B, например, если есть несколько компаний, запросов всего 100 за месяц, да, там может быть такая битва, но там и чеки другие. В повседневной продукции, наверное, такого нет.

Но есть низкие чеки, две-три тысячи, там правда сложно, потому что есть гиганты, которые просто будут этот трафик выкупать у тебя, и ты нормально там не отыграешь.

Алексей: Ты уже коснулся темы блогеров, с которых можно начинать. Ещё что-нибудь порекомендуйте, какие ещё могут быть варианты, с которых можно начать?

Шухрат: Это зависит от продукта, от среднего чека.

Если у вас средний чек до пяти тысяч, ВК подходит для старта.

Плюс это зависит от продукции. Например, лыжные костюмы в период примерно с ноября по февраль в ВК будут отлично заходить, потому что студенты будут ездить кататься на все лыжные курорты, и это будет продаваться. Плюс есть мамы, которые будут покупать те же костюмы, чтобы гулять с детьми в зимнее время. Главное понять, какой у тебя продукт и где у тебя есть твоя аудитория.

Еще активно развивается реклама в Telegram — это как Telegram Ads, так и посев в телеграм-каналах.

Алексей: Здорово. А маркетплейсы? Мне кажется, что в 2021–2022 годы маркетплейсы – это такая же горячая тема, как контекст в 2005-2006 гг. Какое-то чудо чудесное. Ты буквально выливаешь туда свой товарный фид и всё: в кассе звенят монетки.

Мы недавно обсуждали это в подкасте с Boxberry с Алексеем Бездеткиным, и кажется, что эти времена проходят: приходит осознание того, что всё усложняется, конкуренция растёт, маркетплейсы тоже хотят зарабатывать, вводятся разные тарифы, комиссии за всё на свете, разного рода распродажи и т.п. Что с маркетплейсами?

Сергей: Действительно, сейчас работать на площадках стало сильно сложнее. Продавцы, которые заходили в 2018–2019 году, им было проще, потому что там ты выигрывал ценой, и условный Wildberries просто отдавал тебе весь трафик. Сейчас алгоритмы сложнее, всё нужно анализировать, составлять определённую стратегию работы, и уже с этим выходить.

У нас были проекты, которые как раз просто подгрузили фид через API и на OZON отражали все свои товары с сайта, но к сожалению, это не так успешно конвертит, как у других. Потому что действительно важна детальная проработка каждой карточки в отдельности: проработать ту цену, которую ты можешь поставить, чтобы затем товары закинуть в акцию, и тебя OZON начал продвигать; чтобы твоя цена была конкурентна, не сильно ниже и не сильно выше; чтобы твои товарные остатки соответствовали региону покрытия, на котором ты крутишься, и т.п.

Плюс OZON, в частности, конечно, хочет зарабатывать, и поэтому он активно тебя выводит на то, чтобы ты использовал их рекламные инструменты: реклама по охватам, по поиску, формат бренд-полки. Всё это надо учитывать, систематизировать, и с этой системой уже входить на площадку. Как раньше, просто зайти с классной идеей, к сожалению, сейчас не получается. Уже не то время.

Если у тебя нет классной идеи, то у тебя должен быть огромный бюджет, который ты нещадно будешь сливать в продвижение.

Алексей: Чаще всего у бизнеса либо не сильно много, либо абсолютно отсутствуют деньги на эксперименты. Эксперимент – такая штука, что, в общем, нужно быть готовым потерять эти деньги. Как вы генерируете гипотезы, какой критерий «выстрелившей гипотезы»? Сколько вы вливаете денег в гипотезу, сколько нужно получить кликов или лидов, чтобы сказать «о, это годная гипотеза!» или «извините, это негодная гипотеза»?

Шухрат: Есть самая простая формула: если мы сделаем это, то получим это. То есть, что мы собираемся сделать и какой результат мы ждём от этого. Дальше, конечно, мы уже погружаемся внутрь, понимаем, например, какие кампании какое количество кликов дадут, какое количество из этого уйдёт, какая конверсия будет – для этого нужно понимать воронку. Особенно это легко, конечно, делать с брендами, которые уже отработали, и ты видишь воронку в метрике, но куда сложнее, когда бренд только зашёл, и ты, по сути, можешь пользоваться только данными, которые есть в сети.

Сергей: Самый стандартный вариант решения – мозговой штурм: собираемся с командой и накидываем идеи, что мы можем здесь реализовать. Здорово, если есть бэкграунд в той или иной нише, тогда мы опираемся на предыдущий опыт, что мы пробовали, что заходило, что не заходило.

Про критерии: например, если нам нужны 4 продажи, и мы знаем, что стабильно100 корзин дают 4 продажи, значит, наша цель, чтобы стоимость корзины была не дороже определенной суммы, высчитываем конверсию. По этим метрикам мы и смотрим, успешная гипотеза или нет, получаем ли мы по целевой цене необходимое количество конверсий.

Заходишь в рекламный кабинет, делаешь сборки, иногда просто параллельно запускаешь кампанию. Иногда делаешь это в виде A/B теста, зависит от компании и от настроения контекстолога. По-разному бывает.

Если мы понимаем, что мы немного не укладываемся в цель, значит, мы можем чуть увеличить срок проверки гипотезы. То есть если стандартно мы закладываем 3–5 рабочих дней, и мы понимаем, что на пятый день она чуть-чуть не дотягивает, то, ребят, давайте покрутим ещё 2 дня. Сильно бюджет не сольем, но при этом, возможно, это стрельнет. В таком формате это происходит.

Алексей: А вы гипотезы обсуждаете с клиентами?

Сергей: Чаще да, чем нет. Есть заказчики, которые говорят «хочу просто результат, и что вы там делаете – не очень интересно», но большей части заказчиков интересно, поэтому мы в начале сотрудничества проговариваем, что мы хотим проверить первое, второе, третье, четвёртое и пятое.

Иногда бывает обратная связь со стороны клиента, что это точно не зайдёт, не надо проверять. К чему-то мы смело прислушиваемся и верим, где-то мы ставим под сомнение и всё-таки пытаемся донести, почему это может сработать. Но, в целом, да, заказчики должны быть в курсе того, что мы делаем, как мы работаем, потому что нюансов по продукту мы можем не знать.

Алексей: Я здесь с тобой с одной стороны согласен, что вроде бы заказчик за его деньги имеет право знать, какие гипотезы, что вы будете проверять, с другой стороны, он пришел к вам, как к доктору. Доктор говорит: «Значит, будем тестировать это и это», а клиент-пациент говорит доктору: «Нет, доктор, это тестировать мы не будем». Тогда зачем ты ко мне пришёл?

С одной стороны надо уведомить и показать, а с другой стороны, как ты сказал: если клиент эти эксперименты уже проводил и может тебе на данных доказать, что это не полетит, тогда действительно, но другое дело, когда это только интуитивно: «мне кажется, это не сработает».

Пока поговорили с вами больше про новые продажи, расширение продаж. Я думаю, что обязательно нужно коснуться повторных продаж, возврата клиентов. Мы часто касаемся этого в наших подкастах, потому что всё-таки вернувшийся клиент стоит в разы дешевле, чем вновь приобретённый. Какого рода инструменты для таких целей вы рекомендуете использовать?

Шухрат: Самый простой способ, конечно, контекст. Если у нас каждый день пять тысяч заходов на сайт – это отлично, мы можем их догнать тем или иным предложением. Или, например, напомнить о том, что у него в корзине осталась продукция – это тоже помогает, по сути, ретаргет.

Но есть ещё и другие варианты – это коммуникация с блогерами. Например, вы провели сотрудничество три месяца назад, и у вас был 10 продаж – отлично, повторите сотрудничество ещё через 3–4 месяца, и есть вероятность, что количество покупок увеличится на 50%. Да, будет уже 15 продаж, потому что блогер уже рассказывал о вас. Получается, мы ретаргетируем ту же аудиторию.

Почти на всех площадках можно использовать ретаргет – в контексте, в таргете, в блогерах, в Телеграме.

Сергей: По сути, один большой ретаргет – это работа с email-рассылками, когда большая часть почт, которые у тебя есть, – это те покупатели, которые у тебя что-то брали, и ты дальше их снова постоянно офферами и предложениями прогреваешь, чтобы рано или поздно они к тебе вернулись. И это реально дешевле! Email-маркетинг очень «окупабельный» с первых месяцев. В зависимости от ниши, но в товарке или в работе с магазинами одежды точно.

Алексей: «Окупабельный» – это прекрасно. (смеется)

Хочу и с вами поделиться, и со слушателями: меня поразил следующий факт, когда ещё у нас в стране существовал лимит на покупки из-за рубежа порядка 1000$, я на сайте New Balance покупал себе кроссовки, и кроссовки стоили 400$, и New Balance предложил мне 15% скидку за то, что я оставлю им свой email. Соответственно, мы считаем 15% от 400$ и получаем 60$. То есть New Balance готов был заплатить 60$ за мой email, чтобы потом пожизненно «окупабельно» слать мне емейлы. Да, то есть это цена этого действия.

Сергей: Классный пример. Большинство компаний сейчас на российском рынке так это и реализовывают. Помимо того, что там есть разные всплывающие баннеры и окна: «Подпишись и получи скидку на первую покупку», во время покупки ты в любом случае оставишь email. И здесь они, возможно, даже чуть экономят, но заманивают другими офферами: доставкой, примеркой и прочими штуками.

Шухрат: Для крупных компаний становится приоритетнее не то, что они продают в моменте: им важнее собрать пользовательские данные, чтобы уже дальше с ними отрабатывать, так как выстроена большая система. Но, конечно, для начинающего бизнеса важнее именно конечная покупка.

Алексей: Около года назад в это время мы с вами лишились социальных Meta*-сетей: Facebook*, Instagram*. Я видел исследование о том, что аудитория этих сетей похудела, уменьшилась, однако совсем не до нуля. Как по вашим ощущениям, насколько? Процентов на 30?

Сергей: Честно говоря, эти исследования, которые я тоже видел и читал, публикуются самими представителями Meta*, и там они, конечно, демонстративно урезают количество охватов, количество пользователей Instagram* именно на российском рынке. Есть такое чувство, будто они делают это не на реальных данных, а для того, чтобы показать «смотрите, как мы ограничили пользователей в России».

Алексей: Да, «как мы их наказали».

Сергей: Да, но просто есть результаты по охватам, по рекламе и по сотрудничествам, и я не могу сказать, что они заметно упали.

Таргет в запрещенной сети, который работал прекрасно и приносил красивые цифры и результаты, сейчас недоступен, но зато у нас есть аналогично прекрасно работающий контекст, который выводит на те же самые цифры.

А если говорить, насколько уменьшилась: я бы не сказал даже, что на 30%. Это ~10% таких людей, которые принципиально отказались или перешли в другие соцсети, в VK. Поэтому бренды, которые работали в Instagram* и успешно продвигались, они это продолжают делать, только используют на один источник меньше. Но осталось продвижение через контент, через SMM, через influence-маркетинг.

Шухрат: Мы недавно проводили анализ и сравнивали данные бренда, который у нас реализует в контекстной рекламе почти 2 млн ежемесячного бюджета. Мы сравнили данные, которые у них были в таргете в запрещённой соцсети, и данные отличаются буквально на 200 рублей, если переводить в стоимость продажи. Это говорит о том, что если Instagram* и ушёл, то это не означает, что тем самым ушли и все продажи. Пожалуйста, мы заменили контекстом тот трафик, который был до этого, и это всего лишь на 200 рублей дороже. Да, дороже, но 200 рублей – это не такая уж весомая цифра, по сравнению с тем, что мы можем реализовать такой же объём трафика.

Алексей: Значит, все счастливы. Значит Meta* счастлива, что наказала российскую аудиторию. Роскомнадзор счастлив, что наказал Meta*. Главное, что все довольны, бизнес продолжает этот канал использовать и не в накладе. Здорово!

Когда это всё случилось в феврале-марте прошлого года, были большие надежды, и аудитория хлынула в наши российские отечественные импортозамещённые аналоги – ВК, ОК. Но я слышал от многих своих клиентов, что денег они туда зарядили, а охватов и конверсий там нет. Это картинка примерно на год назад, на март прошлого года. Оно начало конвертиться? Охваты появились? Насколько ВК и ОК составили конкуренцию и выросли как инструменты?

Сергей: Действительно был этот бум, когда сказали: «Всё, Instagram* умирает, закрывается и больше никогда не откроется», поэтому, конечно, люди в эти первые недели пошли регистрироваться или возобновлять свои аккаунты непосредственно ВКонтакте, кто-то плавно перетекал в Телеграм и т.д.

Та аудитория, которая перетекла в Телеграм, прекрасна, с ней можно замечательно работать.Она имеет хорошую покупательскую способность, которая приносит бизнесу результат.

Что касается VK, несмотря на то, что аудитория выросла, охваты выросли, в целом выигрывают те же бизнесы, которые выигрывали и до марта этого года, у которых не сильно высокий средний чек, у которого уже есть определенная аудитория, с которой они до этого взаимодействовали, и они её прогревают через свой контент в своих группах и на этом зарабатывают.

Поэтому эта волна, которая хлынула в первые две недели, она там потусовалась и через две недели обратно пошла в Instagram* смотреть интересные Reels, stories блогеров и прочие штуки. Значительного притока новых продаж, новых людей не случилось.

Шухрат: Я соглашусь, что бренд, который и так работал с VK до этого, у них ничего не изменилось. Они так же отрабатывают, где-то есть падения, где-то есть взлёты, в среднем они держатся на том же уровне, который необходим для клиента.

Несомненно, есть бренды, которые раньше ВК никак не использовали, и сейчас для них это сложно: стоит ли вообще вам туда идти? Может быть, с вашим чеком вы вообще клиента там не найдёте? Может, ваш продукт вообще не на эту аудиторию?

Да, там есть приток новых пользователей – это классно, но как таковой формат не изменился.

Нужно провести анализ, прежде чем прыгать в ту или иную соцсеть.

Алексей: А как сейчас работает реклама в запрещенных соцсетях? Как там купить больше охватов?

Шухрат: На российскую аудиторию сейчас за деньги ты не можешь использовать промоутирование, но при этом тебе доступна другая аудитория, например, СНГ. Там ты можешь платно продвигать свои посты, если подключишь свой аккаунт, создашь новый Facebook*, и будешь непосредственно там, в СНГ, работать.

Сергей: А если говорить про российский рынок, то спасают алгоритмы, которые в Instagram* работать не перестали. Если у тебя популярный контент, которым делятся, который шарят, который «юзабельный» – моё новое слово, которое я тоже придумал только что, – следовательно он будет продвигаться автоматически и привлекать подписчиков на твою страницу. Сегодня человек подписался, завтра ему понравилось изделие, послезавтра он его купил, либо заказал сервис, услугу – неважно.

Продвижение в Instagram* через контент, через Reels, которые сейчас в трендах, которые вирусятся, по-прежнему работает.

Алексей: Классно, значит, всё-таки, там есть параллельная жизнь.

Сергей: Да, жизнь есть, всё верно.

Алексей: Мы всё время говорим про масштабирование бизнеса, а есть ли у вас опыт, когда бизнесу стало тесновато внутри России, и есть потребность, есть идеи выйти пусть даже в соседние рынки, недалеко от нас? Какие запускать инструменты в таком случае?

Шухрат: Основные инструменты – это блогеры и таргет.

Но тут нужно понимать, что там уже есть своя конкуренция, которая себя зарекомендовала, и вам потребуется время на раскачку. Плюс в зависимости от компании вам необходимо присутствие там, чтобы можно было провести встречи или продать продукцию и быстро доставить её, и тут есть свои нюансы. СНГ напоминает Россию 2018–2019 годов: людям куда удобнее коммуницировать в директе, в мессенджерах, им неудобно покупать на сайте, им проще задать десять своих вопросов, получить на них быстрые ответы, и если всё устраивает, то совершить покупку или выйти на встречу. Им неудобно оставить заявку на сайте или посмотреть продукцию на сайте. Они хотят здесь зайти, всё посмотреть, никуда не переходить.

Алексей: Вам не кажется, что, в принципе, соцсети имеют тенденцию объединяться, как будто срастаться с мессенджерами? Все идёт в эту сторону, что всё в одном флаконе?

Шухрат: Да, я соглашусь, по сути, всё решаются в мессенджере. Это становится неотъемлемой частью работы с клиентом.

Алексей: С учётом того, что Телеграм активно развивает функционал, связанный с простыми витринами, где ты можешь посмотреть, выбрать и тут же купить. Мне кажется, что это круто для малых бизнесов, особенно если это что-то из индустрии красоты, когда у тебя запись на маникюр через бот, прямо в мессенджере.

Обычно в конце я прошу дать наставлений на всего-навсего оставшиеся 10 месяцев 2023 года. Как действовать в 2023 году с точки зрения перформанса, диджитала?

Шухрат: В первую очередь, нужно анализировать.

Я предлагаю перестать наступать на грабли и начинать работу без стартового анализа, потому что предыдущий год и так был непростой: зачем снова наступать на грабли, если можно заранее их избежать? Аудит, аналитика – всё заранее можно понять.

А второе, что лично я рекомендую, это тесты, и не нужно большие бюджеты сразу бросать. Недавно к нам девушка обращалась, ей делают сайт за 250 тысяч рублей. Я ей говорю: «Но ты же только собираешься рекламу запускать, зачем ты такой дорогой сайт делаешь? Очень дорогой! Ты же можешь сделать сайт за 30 тысяч на Tilda, а остальное потратить на рекламу и понять, что интересно твоей аудитории». Это, конечно, разумное отношение к тестам и запускам.

Сергей: Я бы сказал не просто тестировать, а не бояться экспериментировать, потому что сейчас такое время, когда обязательно нужно пробовать новое. Если пытаться двигаться по проторенной дорожке, ничего не получится. Время меняется, алгоритмы меняются, компании развиваются. Прям попробовать то, что раньше никогда не пробовали. Возможно, открыть для себя новый канал. Для нас открытие конца прошлого года и этого года – это Telegram Ads, надеемся, он ещё дальше будет развиваться. Я считаю, что 2023 год – это будет год удачных экспериментов, и всем желаю этого не бояться.

Алексей: Я прям подписываюсь под каждым словом. В году 52 недели, возьмите себе за правило сделать хотя бы 20 экспериментов, то есть каждые 2,5–3 недели – у вас эксперимент. Чтобы не идти в хвосте и не догонять своих конкурентов, вы фактически должны их опередить и найти свою жилу, свой инструмент, свой подход и рвануть кратно вперёд. В общем, всем «окупабельных» экспериментов! Да, Сергей?

Сергей: Великий и могучий русский язык.

Алексей: Всем пока! Успехов!

Шухрат: Спасибо, всем пока.

Сергей: Хорошего дня, всем пока.

* Meta и входящие в нее Facebook и Instagram признаны экстремистскими организациями, деятельность которых запрещена в РФ

Смотреть видеоверсию на YouTube, в VK.

Слушать аудиоверсию в VK или на Яндекс.Музыке.

Напишите нам, если у вас есть вопросы или предложения по нашему подкасту.

Сервис для продвижения малого бизнеса в интернете Rookee

Начать дискуссию