Как начать работу PR-специалисту без опыта. Гайд для новичков

Делимся алгоритмом поиска работы для новичков в сфере PR. Рассказываем о востребованных компетенциях, оформлении резюме и сопроводительного письма для PR-специалистов без опыта или минимальным послужным списком.

Как начать работу PR-специалисту без опыта. Гайд для новичков

Кадровая ситуация и тренды на рынке PR

Представим себе девушку Алису Иванову, которая в июле получила диплом об окончании университета по специальности «связи с общественностью». Во время учебы она подрабатывала в PR-отделе компании «Трендис», которая занимается производством и продажей одежды. Алиса выходит на рынок труда, ее цель — карьера в пиар-сфере.

С 2022 по 2023 годы число вакансий для специалистов в области рекламы, маркетинга и PR выросло на 42%, в 2024 году эта тенденция сохраняется. Но эксперты Медиасреды отмечают парадоксальную вещь. Ежегодно из университетов выпускаются около 25 тысяч человек, их на 300% больше, чем нужно. Но одновременно рынку не хватает молодых сотрудников, и компании не могут закрыть вакансии по несколько месяцев. Специалистов много, а работать некому. По словам экспертов, у этого противоречия есть несколько конкретных причин:

  • Система высшего образования медленно разворачивается в сторону изменений. Обучающая индустрия отстает от требований и скорости перемен, которые происходят на реальной работе.
  • После получения должности недавнему студенту требуется от трёх до семи лет для профессионального становления на рабочем месте. И для этого компании часто вынуждены организовывать «внутреннее высшее образование».
  • Профессия стареет, а с возрастом карьерные возможности снижаются. И если сотрудник не развивается, то его квалификация деградирует.
  • Молодые PR-специалисты привязаны к инструментам, мелким задачам, релизам и практикам вроде SMM. Они часто не видят цели и не осознают, что инструменты — не то же самое, что стратегия и комплексный подход.

Чтобы понять перспективы профессии и принять решение о входе в индустрию, стоит оценить, что в целом происходит на рынке. Несколько тенденций сферы коммуникаций:

  • Увеличивается спрос на антикризисный PR. Российские компании сталкиваются с внешними и внутренними кризисами из-за экономической нестабильности и необходимости объяснить партнерам и командам цели слияний, поглощений и реструктуризаций. Чтобы снижать негатив в информационном поле, нужны грамотные PR-специалисты.
  • Компании используют ИИ для автоматизации рутинных задач: мониторинга СМИ, анализа данных и создания текстов.
  • Опытные PR-специалисты уходят в частную практику. У новичков, таких как Алиса из нашего примера, появляются новые возможности для трудоустройства в крупные компании с интересными проектами и возможностью роста.

Работа в сфере коммуникаций неплохо оплачивается. Средняя зарплата PR-менеджера в 2024 году:

В России

Модальная в сентябре 2024 — 80 000 рублей.

Средняя — около 82 000 рублей.

Источник: ГородРабот

В Москве

Модальная в сентябре 2024 — 100 000 рублей.

Средняя — около 106 000 рублей.

Источник: ГородРабот

Если искусственный интеллект сейчас внедряется в работу специалистов по коммуникациям, сможет ли он заменить пиар-отделы? Мы изучили рынок и поняли, что тезис про то, что искусственный интеллект заместит PR-менеджеров в 2024 году, пока себя не оправдывает. Генеративные модели справляются с анализом данных, созданием фото и видео, написанием черновиков пресс-релизов и ускорением рабочих процессов. Но они не обладают мягкими навыками, не умеют договариваться, находить инфоповоды, проявлять инициативу.

Однако конкуренция с нейросетями существует, особенно в скорости работы. Например, ChatGPT напишет план пресс-релиза за три секунды, а человек — за 30 минут.

Сгенерировано ИИ ChatGPT 
Сгенерировано ИИ ChatGPT 

Чтобы быть востребованными, молодым сотрудникам нужно учиться использовать ИИ. Современный специалист подключает ИИ, например, в таблицы с маркетинговыми данными для создания аналитических отчетов. Или внедряет нейросети для анализа тональности упоминаний бренда, сбора отзывов, таргетинга на конкретные аудитории и прогноза трендов. Midjourney создаст визуальные материалы, сформирует референсы или креативное ТЗ.

Востребованные компетенции

Чтобы понять, что работодатели ждут от таких кандидатов, как Алиса, мы изучили вакансии на HeadHunter и выделили семь основных групп навыков PR-менеджера:

  • Выстраивать работу со СМИ, блогерами и соцсетями
  • Разрабатывать стратегии продвижения бренда и сформировать медиапланы
  • Выстраивать репутацию компании, вовремя реагировать на негатив
  • Писать тексты разных форматов
  • Искать информационные поводы и создавать их
  • Отслеживать упоминания бренда в СМИ и социальных сетях
  • Формировать и запускать PR-кампании

Например, вот что ожидают от кандидатов на роль PR-менеджера в АО «Газпром-Медиа»:

Источник: hh.ru  
Источник: hh.ru  

А это — в Телевизионном техническом центре «Останкино»:

Источник: hh.ru 
Источник: hh.ru 

Чтобы работодатели взяли Алису на работу, ей нужен и ряд мягких навыков:

  • Стратегическое мышление для подготовки к изменениям на рынке, разработки PR-стратегии и эффективного взаимодействия с прессой.
  • Креативность для поиска нестандартных и вирусных способов продвижения.
  • Гибкость в подходах и принятии решений для реакции на кризисные ситуации.
  • Многозадачность и стрессоустойчивость для работы с большим объемом информации на высокой скорости.
  • Широкий кругозор для понимания тенденций и подбора инфоповодов, освещающих «повестку дня».

Как рассказывать о навыках?

На примере Алисы рассмотрим, как подать свои навыки и опыт в выгодном свете. Для этого важно знать боли работодателя и его требования. Отталкиваясь от этого, она правильно расставит акценты в резюме.

Как начать работу PR-специалисту без опыта. Гайд для новичков

Чтобы выделиться из большого количества выпускников и преодолеть разрыв между образованием и требованиями на реальной работе, Алиса старается быть всегда в повестке. Девушка регулярно посещает тематические мероприятия и Недели моды. Отслеживает публикации из сферы fashion не только на новостных агрегаторах, но и в автоматизированной системе мониторинга СМИ СКАН-Интерфакс. Она подписана на локальные марки одежды в социальных сетях и уже купила несколько онлайн-курсов по истории моды.

По данным системы мониторинга СМИ и соцмедиа СКАН-Интерфакс
По данным системы мониторинга СМИ и соцмедиа СКАН-Интерфакс

Где искать вакансии

Куда нажать, чтобы работа появилась? Можно отыскать кнопку «откликнуться» на HeadHunter. Сервис статистики показывает, что количество вакансий, которые опубликовали работодатели на hh.ru, стабильно растет в 2023 и 2024 годах:

Источник: hh.ru 
Источник: hh.ru 

Но есть два менее очевидных пути:

  • Посмотреть предложения на сайтах коммуникационных агентств, если хотите сотрудничать с разными заказчиками через посредника: SPN Communications, Depot, BBDO Moscow, Wunderman Thompson Moscow.
  • Найти раздел «Вакансии» на сайте компании, если нацелены на конкретное место: Яндекс, Вкусвилл, Газпром и т.д.

Соцсети, например, ВКонтакте, помогают не только следить за открытыми вакансиями, но и активно расширять свои профессиональные связи.

Помните про важность нетворкинга, особенно если опыта пока не так много. Примите участие в мероприятиях и вебинарах или пройдите стажировку в интересующей вас компании — крупном банке, IT-компании или, как Алиса, PR-отделе бренда одежды. Вот, например, что предлагает стажерам Лаборатория Касперского:

Источник: hh.ru 
Источник: hh.ru 

Если вы постепенно выстроите сеть личных и профессиональных контактов, то откроете дверь к «скрытому» рынку вакансий, которые часто не общедоступны.

Как оформить резюме и сопроводительное письмо

Есть три вида резюме: хронологическое, функциональное и комбинированное. Определите, какой именно тип подойдет в вашей ситуации.

Хронологическое резюме представляет опыт от последнего к первому месту работы. Оно позволяет показать стабильность и развитие в конкретной сфере. Подходит тем, кто хочет продемонстрировать непрерывный стаж, но не подходит новичкам.

Функциональное резюме состоит из ваших навыков и достижений. Выгодно покажет тех, у кого есть разрывы в стаже. Такое резюме акцентирует внимание на том, что вы умеете, а не на том, когда это было сделано. Это хороший вариант для новичка в пиар-сфере.

Комбинированное резюме сочетает опыт и навыки. В нем есть ключевые достижения, а затем — хронологическая история работы. Это универсальный формат.

Так как у Алисы есть небольшой опыт работы и ряд учебных проектов, ей подойдет функциональное резюме. Вместо того, чтобы писать стандартные пункты CV, эксперты советуют делать акцент на достижениях.

Что может выделить Алиса:

  • Первой в компании использовала СКАН-Интерфакс, чтобы отслеживать релевантные новости, поэтому ускорила поиск упоминаний бренда в 3 раза.
  • Сэкономила 10% рабочего времени за счет реорганизации подготовки отчетов о работе PR-отдела.
  • Привела крупного партнера благодаря регулярным качественным публикациям.

А теперь проверьте свои формулировки достижений по чек-листу, чтобы сделать их сильнее:

  • Отражает реальный или ожидаемый результат ваших действий
  • Показывает, как и с помощью чего вы достигли этого результата
  • Содержит глагол активного действия совершенного вида в прошедшем времени в начале пунктов (инициировал, ускорил, сократил)
  • Использована понятная лексика, аббревиатуры расшифрованы

Если у соискателя нет опыта работы именно в PR, рекрутеры будут обращать внимание на образование, опыт стажировок и участие в университетских проектах. И, конечно, релевантные навыки.

Совет: добавьте в текст ключевые слова из описания вакансии, чтобы система автоматического подбора персонала лучше индексировала резюме. Например, ключевые слова в вакансии: поиск инфоповодов и анализ целевой аудитории. Напишите: «Я собирала от 10 инфоповодов в неделю, 6–8 из которых команда брала в работу. Проводила анализ определения потребностей ЦА».

Как написать сопроводительное письмо

Сопроводительное письмо «продает резюме», усиливает его. В нём нужно отразить то, что не поместилось в CV, но имеет отношение к выбранной вакансии.

Если до этого вы не работали в PR, опишите так называемые «передаваемые навыки». Для Алисы это то, что она использовала на стажировке. Например, навык анализа тональности упоминаний компании, формирования контент-планов и составления новостных дайджестов.

Для описания своих профессиональных успехов используйте формулу XYZ, где X — достижение, Y — подтверждения результатов, Z — шаги к результату. Например: Увеличила количество упоминаний бренда в СМИ на 30% благодаря организации пресс-конференции.

Хорошее сопроводительное письмо содержит следующие пункты:

  • 3–4 коротких абзаца
  • Ключевые слова вакансии
  • Ответ на вопрос: «Почему я тот, кто вам нужен?»
  • Ответ на вопрос: «Почему я хочу у вас работать?»
  • Конкретные навыки, которые могут быть полезны для данной роли.

Чего не должно быть в сильном сопроводительном письме:

  • зарплатные ожидания
  • повторы фраз и достижений из резюме
  • слова-клише: «стрессоустойчивый», «коммуникабельный», «эффективный», «креативный».

Как проходить собеседования

Изучите информацию о компании и ее проектах, подготовьте вопросы для рекрутера. Убедитесь, что можете четко рассказать о своем опыте.

Алиса использовала технику STAR (Situation, Task, Action, Result — Ситуация, Задача, Действие, Результат) для описания своих достижений:

  • Ситуация — контекст, в котором произошло событие, конкретный проект, задание.
  • Задача — что нужно было решить в данной ситуации.
  • Действие — что Алиса сделала для решения задачи, конкретно ее роль и подход.
  • Результат — что получилось, количественные данные и факты.

Разберём на примере одного из проектов Алисы Ивановой:

Ситуация: Компания запускала новую линия одежды, нужно создать PR-кампанию, чтобы привлечь внимание аудитории и увеличить продажи.

Задача: Составить план пиар-кампании, которая бы по-новому показала коллекцию. Провести серию мероприятий, чтобы обеспечить высокий уровень узнаваемости коллекции и вовлеченности клиентов.

Действие: Я связалась с популярными блогерами и инфлюенсерами в модной индустрии. Мы провели ряд эксклюзивных мероприятий, посвященных новой коллекции. Я подготовила пресс-релиз и серию публикаций для сайта и соцсетей.

Результат: Благодаря широкому охвату пиар-кампании мы продали первую партию новой одежды за два месяца. Мероприятия привлекли внимание к бренду, число подписчиков в соцсети увеличилось на 20%, глубина просмотров на 30%.

Заключение

Проверьте, что вы готовы к работе своей мечты в PR:

  • Прошли или планируете пройти стажировку в компании, например, в Burger King, Аэрофлоте, Росбанке, Яндекс.Такси, Т2, чтобы погрузиться в реальные задачи.
  • Посетили бесплатные вебинары, посвященные инструментам медиааналитики, например, Яндекс. Метрике и Ahrefs. Попробовали их демоверсии.
  • Собрали портфолио своих текстов разных форматов: пресс-релиз, новость, статья и т.п.
  • Проверили, что в резюме вы выделили свои самые сильные стороны, не забыли достижения и убрали все клише.
  • Сформировали воронку релевантных предложений и откликаетесь на соответствующие выбранной стратегии вакансии.
22
Начать дискуссию