Рейтинг значимости факторов ранжирования в «Яндексе»
По опросу владельцев бизнеса и маркетологов оказалось, что основной болью в услугах SEO является прозрачность, а точнее — ее отсутствие.
Сейчас уже 2020 год. Но до сих пор никто не смог грамотно упорядочить факторы ранжирования в «Яндексе» по их важности, систематизировать и описать роль каждого понятным языком.
«А кто, если не мы?» — задали себе вопрос специалисты «Пиксель Плюс» и составили рейтинг факторов с исчерпывающей информацией, которая поможет прокачать ваши знания в SEO и лучше понять, как поисковые системы ранжируют сайты.
Основное, чего нам удалось достичь в этом исследовании:
- Точная оценка важности факторов — ведь она основана на
уникальной базе данных, которая состоит из 1,3 млн запросов и 2350 сайтах. - Максимальная доступность — мы делали это исследование для
клиентов, чтобы рассказать о реальной эффективности каждого
фактора, над которым ведётся работа. Цель: чтобы каждый клиент понимал, за что он платит! - Огромная польза — составленный нами рейтинг факторов
содержит исчерпывающую информацию, которая помогает
прокачать свои знания в SEO и лучше понять, как поисковые системы ранжируют сайты.
Исследование описывает коммерческие запросы и ранжирование по ним интернет-магазинов (ecommerce).
И теперь мы готовы поделиться своими знаниями с вами!
Все значимые факторы ранжирования в «Яндексе»
Для начала мы покажем, как упорядочили по важности (по 10-бальной шкале) абсолютно все факторы, а далее проведем их ранжирование внутри каждого из типов факторов, уже с описанием каждого фактора.
Итак, все факторы ранжирования (мы определили 92 фактора) можно классифицировать по типу и группе:
Типы
- Постраничные (документные). Документные факторы в поисковой системе определяются для страницы сайта
(URL), которая оценивается алгоритмом. К ним относятся: тип страницы, объем текста, скорость загрузки и многие другие. Имеются ещё более «общие» факторы, которые определяются целиком для всего сайта — хостовые или общесайтовые.
Значения документных факторов меняются от страницы к странице. - Хостовые (общесайтовые). Хостовые факторы наиболее «общие» и определяются целиком для сайта. К ним
относятся: возраст, наличие SSL-сертификата, доменная зона, тип ресурса, наличие какой-то функциональности и многие другие. Хостовые факторы описывают проект целиком, «без лишних подробностей», далее «включаются» более детальные факторы, которые определяются для конкретной страницы или запроса.
Группы
- Текстовые. Группа текстовых факторов ранжирования оценивает, насколько текст страницы раскрывает потребность (интент) пользователя и помогает ему в решении задачи.
Поисковая система пытается определить, содержит ли контент нужную для пользователя информацию, насколько она точна и полна, или содержит ответы лишь на часть возможных вопросов. Самые «классические» факторы этой группы описывают просто наличие слов и фраз из поискового запроса в тексте, теге Title и прочих элементах страницы. Более «продвинутые» — описывают качество текста и его тематическую направленность. - Мобильные. Мобильный спрос в большинстве коммерческих тематик превышает десктопный. Поисковые системы оценивают, будет ли пользователю на мобильном устройстве
удобно решать свою задачу на сайте или он столкнётся с проблемами. С помощью этой группы факторов алгоритм оценивает качество адаптации ресурса. - Технические. Сайт может иметь очень хорошие показатели и решать задачу пользователя, но если его работа будет нестабильной или медленной, то это существенно скажется
и на индексации, и на удовольствии пользователей. К техническим факторам относятся параметры, которые описывают техническое состояние сайта: скорость
загрузки, размер документа и прочие. - Поведенческие. «Яндекс» и Google стараются решить задачу пользователя — оценить, смог он с помощью поиска найти интересующую его информацию, заказать товар или услугу
и удовлетворить свою потребности. Понять это можно оценивая поведенческие факторы, то есть измерять, как пользователи ведут себя на выдаче и на страницах сайтов, на которые они переходят из неё. Пользователь перешёл на сайт из выдачи? Это положительный сигнал. Тут же вернулся обратно? Уже отрицательный. А сколько провёл времени на сайте, а как взаимодействовал с ним? Поиск агрегирует данные из большого числа источников (выдача, системы статистики, данные тулбаров) и учитывает их при ранжировании.
Максимальную роль поведенческие факторы играют по частотным запросам (когда сигнал сильный). - Внешние. Порой, чтобы решить, какая страница должна быть выше в результатах выдачи, — информации с сайта и о поведении пользователей недостаточно, требуется понять,
является ли источник информации авторитетным и цитируемым? Ключевую роль в этом играют внешние факторы ранжирования — ссылки, упоминания домена на других ресурсах, каталогах и соцсетях. Внешние факторы ранжирования учитывают окружение сайта, его авторитетность и цитируемость, а также определяют, являются ли ссылки естественными или искусственными («накрученными»). - Хостовые. Группа факторов, которая описывает сайт целиком «как единое целое» и не зависит от поискового запроса или анализируемой страницы. Цель данной группы в алгоритме — описать проект целиком, можно ли доверять информации,
расположенной на нем? Какой тип ресурса перед нами? Давно ли он появился? Какая у него аудитория? - Коммерческие. При ранжировании по фразам с явным желанием купить товар или заказать услугу (коммерческие запросы) алгоритмы «Яндекса» учитывают факторы, которые
призваны оценить сам бизнес, который стоит за сайтом.
Основное в формуле коммерческого ранжирования «Яндекса»: ассортимент, доверие, удобство выбора, качество услуг и дизайн. Поиск оценивает наличие и величину цен, информацию о компании, отзывы и многое другое.
Классификация факторов по типам
Как мы уже ранее писали — теперь приступим к классификации факторов по типам.
Начнем с постраничных (документных).
Постраничные документные факторы в поисковой системе определяются для страницы сайта (URL), которая оценивается алгоритмом.
К ним относятся:
- тип страницы;
- объем текста;
- скорость загрузки;
- и другие.
Имеются ещё более «общие» факторы, которые определяются целиком для всего сайта:
- хостовые или общесайтовые.
Значения документных факторов меняются от страницы к странице.
Второй тип факторов ранжирования — «Хостовые (общесайтовые)»
Хостовые факторы наиболее «общие» и определяются целиком для сайта.
К ним относятся:
- возраст;
- наличие SSL-сертификата;
- доменная зона;
- тип ресурса;
- наличие какой-то функциональности;
- и многие другие.
Хостовые факторы описывают проект целиком, «без лишних подробностей», далее «включаются» более детальные факторы,
которые определяются для конкретной страницы или запроса.
Выводы
- Исследование выявило, что наиболее значимыми для
коммерческих сайтов являются факторы удовлетворения
пользовательской потребности по запросу.
Если посетитель набрал фразу с целью получения информации о
ценах, возможностью удобного выбора и заказа продукции, то
первоочередная задача SEO и владельцев бизнеса — удовлетворить её.
Предоставить цены, удобную функциональность выбора, приобретения товара и широкий ассортимент. Это совместная задача для SEO-команды и владельца бизнеса. - Колоссальную роль для попадания сайта в топ играют и
классические SEO-факторы, такие как оптимизация тега Title и
качественный текст. Здесь работает правило: без базовой
оптимизации представители целевой аудитории могут просто не
узнать о вашем сайте, а поисковый робот не понять, чему именно посвящена страница. - Третий столп, на котором держится современное SEO —
техническая оптимизация сайта. Работы на стыке: Support + SEO. Сюда можно отнести наличие и удобство адаптивной версии, скорость загрузки страниц, битые ссылки. - Отдельно стоит выделить, что более 50 факторов получили
оценку 6 баллов и более, это говорит об отсутствии какого-то одного «золотого» фактора или секрета, воздействовать на который, можно попасть в топ выдачи. Результат даёт только комплексная работа. - С небольшим перевесом по значимости победили хостовые (или
общесайтовые) факторы, их больше в списке наиболее значимых, по сравнению с документными. Это говорит о том, что поисковые системы в первую очередь обращают внимание целиком на качество сайта и его оптимизацию и потом на факторы самой страницы, что также говорит о необходимости системного подхода к продвижению и проработке всего проекта.
Полный PDF-файл со всей терминологией вы можете получить бесплатно по этой ссылке.
Как вам наше исследование? Если у вас есть свое мнение насчет каких-то факторов, вы с чем-то согласны или не согласны — обязательно поделитесь в комментариях к этому материалу! Будем дискуссировать!
Над рейтингом факторов ранжирования работали:
- Руководитель отдела SEO «Пиксель Плюс» Денис Завидонский.
- Директор по развитию направления интернет-рекламы «Пиксель Плюс» Сергей Юрков.
- Дизайнер «Пиксель Плюс» Елизавета Пьянкова.
- Маркетолог «Пиксель Плюс» Станиоглов Вячеслав.
Внимание. Самый главный фактор — посещаемость с поисковых систем. Чем она выше — тем выше позиции!
Комментарий недоступен
И закажут SEO в Пиксель Плюс -) А Вы видели как у них недавно была вакансия на SEO-специалиста (в Яндексе имею в виду)?
Масштабно конечно, но в таком виде по шкале убывания я бы не стал делать факторы ) вы без первых 20-30 факторов ваще не продвинете сайт в конкурентной теме. Т.е. нельзя просто сделать все, но отказаться от мобильной версии или цены не указать. Я бы сделал список что должно быть на сайте 100% и потом вариации на тему чтобы еще неплохо было бы добавить, а то люди не в теме неправильно воспримут данный список. Просто напиши какие работы мы рекомендуем клиентам обязательно!
ну зависит от типа сайта. Если это новостной портал, то там нет цен и такой список про "что должно быть 100%" не будет универсальным.
Андрей, как всегда ценим и уважаем твое мнение! Спасибо за пожелания.
Вот да, это разумно грамотнее.
Спасибо за столь подробную и масштабную работу!
Могли бы вы дать дополнение относительно самого первого пункта:
При запросе "купить телефон", пользователь хочет приобрести телефон, тип документа должен быть коммерческим и предоставлять листинг с ценами и возможностью приобрестиЧто делать тем, у кого сайт коммерческий, но предлагает он услуги, которые на сайте особо не закажешь?
На всякий случай уточню. Занимаемся вот этим:
https://восстановление-данных.рф/
(кстати, по ссылке выше тоже полезная статья о том, как не сесть в лужу, не стесняйтесь сохранять к себе)
У нас на основном сайте есть страницы о различных услугах, есть прайс-лист. Мы умеем восстанавливать данные дистанционно (через интернет), но это возможно не всегда.
В большинстве случаев клиент приезжает к нам в офис, хотя бы для бесплатной диагностики (уточняется сложность задачи и возможность восстановить информацию вообще).
Как лучше действовать в данном случае, чтобы нужные страницы имели тип "коммерческий"?
Рады, что статья оказалась Вам полезной! Что касается страниц услуг, то там действует правило сделать из посадочной лендинг, на котором будет все, что касается коммерческой составляющей:
- цены и информация по ценообразованию
- преимущества и УТП
- схема работы
- кейсы/примеры работ
- ссылки по подуслуги, страницы более полно описывающие какие-то отдельные направления
- корзина не нужна, но элементы формы обратной связи или аля Квиз будут полезны
- ЦА, для кого предназначен ваш продукт
- важно при этом использовать как можно больше инфографики, графических элементов. У вас к примеру много текста, который тяжело читается. Не хватает визуальных акцентов.
Вот пример сайта нашего партнера, где главная сделана по примеру лендинга: https://no-negative.ru/
Это статья, для коммерции надо цены, прайс, контакты, адрес, консультанта, типы носителей которые восстанавливаете, преимущества и выгоды, заказ звонка.
А какая методология исследования?
Добрый день, Евгений! Исследование построено на нашем экспертном мнении, подтверждённом опытом работы и данными системы в Пиксель Тулс.
Серьезное исследование.
Евгения, мы старались!
Мощно!
Спасибо, Елизавета!
Зачетно, репостнем!
Уффф... Масштабненько
Спасибо, Павел!
Монументальный труд! Однозначно в закладки.
Спасибо, Анатолий. Это верный шаг! -)
ПФ вы вообще не учитывали?
Комментарий недоступен
Добрый день! Или вот еще 19, 20, 36. Там их довольно много перечислено в статье.
Ребята, вы крутые!
Алена, спасибо! Рады, что информация в статье оказалась для Вас полезной, мы старались.
А вот вам реальный пример: в феврале прошлого года запустил сайт в высркочастотной по запросам тематике. И сейчас, спустя год имею: из Гугла количество переходов с поисковой выдачи уверенно растет и сейчас составляет в интервале 200 - 300 в рабочий день а вот из Яндекса большинство дней количество переходов 0 (ноль Карл!!!), ну иногда 1-2-3. Причем количество проиндексированных страниц и там и там одинаковое почти (больше тысячи).
Как обьяснить такой перекос, а спецы????!!!
P.S. Никаких метрик ни от того ни от другого не установлено, ибо не хочу становиться обработчиком персданных.
- из Гугла количество переходов с поисковой выдачи уверенно растет и сейчас составляет в интервале 200 - 300 в рабочий день а вот из Яндекса большинство дней количество переходов 0 (ноль Карл!!!), ну иногда 1-2-3.
- Никаких метрик ни от того ни от другого не установлено
———--—-
по солнцу определяете количество посетителей или ваша роза персональных данных только для двух компаний не цвела?
Зарегай в вэбмастере и посмотри
Иван, можно предположить довольно много гипотез почему так. Например, причины на коммерческом и информационном сайте могут быть разные. Опять же нельзя исключать санкции со стороны Яндекса. Да даже Вы сами говорите, что ниша конкурентная, сайт новый, Яндекс осторожничает. Нужно больше вводных, задайте нам вопрос сюда https://pixelplus.ru/samostoyatelno/ бесплатно или приходите на консультацию/аудит -)
Спасибо за масштабные исследования!
Не думал, что наличие тега viewport на 23 месте по значимости. Радует, что в последнее время все меньше попадаются сайты без адаптива.
Спасибо Андрей, рады, что Вы нашли в статье для себя полезную информацию!
Вы заметили сколько человек добавило эту статью в закладки?))
Не хотели бы хвастаться, но у нас еще больше скачиваний файла =)
Вы вручную проверяли 2350 сайтов ? Просто многие факторы автоматом не проверить.
Как проводилась оценка, если одних факторов больше, чем других значит оценка выше, линейной регрессией, лесами, нейронкой и т.д? Пока похоже, что цифры просто проставили "по опыту".
И самое важное, можно ли пощупать данные? Возможно и исследования, то как такового не было.
«А кто, если не мы?» звучит круто ;)
Добрый день, Дмитрий! Там где требовалась ручная оценка использовались живые асессоры на аутсорсе, по ряду факторов наша экспертная оценка, по другим данные из Пиксель Тулс (через проверку статистических гипотез об отличии групп с разными значениями факторов). Исходные данные не можем в паблик дать, поскольку и NDA (в Пиксель Тулс есть и сторонние проекты), и есть еще желание использовать их в других целях для работы в рамках маркетинга -)
Интересно, а про мета-тег Keywords ничего не написали. Вы его не брали в расчет при исследовании или он ниже 100-й позиции?
Просто некоторые товарищи считают, что он таки важен для SEO. Интересно ваше мнение.
уже лет 5 слышу, что он вообще не учитывается больше
Добрый день, Сергей! По нашему опыту и исследованиям влияние на ранжирование у фактора крайне мало. Да, Яндекс при этом в своей справке пишет https://yandex.ru/support/webmaster/controlling-robot/html.html о том, что содержимое тега при определенных обстоятельствах может учитываться: http://prntscr.com/qvidoy
красиво и эффектно, но полезного в таких графиках мало. Во-первых эти проценты проставлены просто для эффектности, никто не знает что на 70% влияет, что на 85%. Ничего нового давно уже нет и информация пишется одна и та же под разными соусами и иногда очень раздуто как здесь, а смысл всегда один: делайте страницы на которых пользователь будет задерживаться максимально долго. Если это статья то это лонгрид подробный, они вылазят в топ без ссылок, проверено лично. Если интернет магазин, то там должна быть цена, фотки хорошие, регион указан, сайт быстро грузиться, вхождение в тайтл и текст запроса. Плюс еще 2-3 фактора может, но это влияет на 98% в продвижении, а остальные 999 факторов это вода ненужная.
Игорь, любопытная точка зрения -) А если у нас ситуация, когда есть 20 ИМ у которых:
- есть цены
- есть фотки
- указан регион
- сайт быстро грузится
- есть текстовая оптимизация.
Как нам выявить лучшего? поисковые системы как раз и пришли к ситуации, что они используют ~1000 факторов, чтобы выявить лучшего. На основании пары десятков лучшего удавалось находить только на зачатках Рунета -)
Спасибо, очень полезное исследование
Евгений, спасибо!
Спасибо, полезный чек-лист. Сразу, конечно все не изучить, но однозначно в закладки!
Спасибо, Андрей! Мы рады, что информация в статье для Вас оказалась полезной!
Ахуенная статья, спасибо ребята
Вера, спасибо вам за обратную связь =) Мы рады стараться)
Помню в старые добрые... вроде у Деваки был подобный разбор факторов ранжирования и если сравнивать, то разница конечно колоссальная в сторону увеличения количества сигналов. Как говорится, снова и по хорошему)
Материал полезный. Спасибо за труд!
Александр, спасибо, нам приятно! Следите за нами, будем обязательно еще делать полезные материалы!
Сплошные скрины, невозможно читать, не хватает ещё всплывающих меню и рекламы. Это не исследование, а набор скриншотов, тот кто это писал, явно забыл что он пишет для людей.
Алексей, в конце статьи вы найдете ссылку на удобный PDF-файл - он основополагающий.
Сергей, вы пишите что околоссылочный контент учитывается в основном справа.
Т.е если в начале предложения идет ключ, потом безанкорная ссылка и потом завершается предложение какими-то словами, но не ключевыми, то в таком случае тематичность документа меньше, чем когда наоборот?
Структура предложения, содержащее ссылку
текст ... ключ ... ссылка(безанкорная) ... текст
текст ... ссылка(безанкорная) ... ключ ... текст - в этом случае получается ссылка будет "сильнее", чем в первом случае?
Диана, это вопрос ко мне или другому Сергею -?) Если ко мне, то уточните, пожалуйста, где я такой писал.
Достаточно общий отчёт, но оно понятно, тяжело сделать капитальный. Нет даже методики, используемой для расчёта, что и как считалось. Но в любом случае неплохо очень. Даже в бурже толком таких отчётов не делают.
Добрый день, Иван! Исследование построено на основании нашего экспертного мнения и данных Пиксель Тулс. Если дадите больше детальных примеров, чтобы Вам хотелось видеть в исследовании, то обязательно учтем в будущем!
Самый простой способ по НЧ запросам попасть в топ это если они эксклюзивные и страничек таких от 0,5 млн. до 10 млн. и больше. Тогда Топ 1-3 просто гарантирован.
inroll.ru, интересный подход, рады, что вы поделились им -)
В Яндексе сами не знают, какие факторы являются более важными.
А вот я знаю абсолютно точно, что сайт может понравится ассесорам и он в топе.
А затем приходит другой, которому сайт не нравится и сайт из топа исчезает.
Это работает не так) один асессор не может понизить или повысить сайт, они дают оценку , по которой алгоритм принимает решение по группе сайтов, а не по одному конкретному.
Выделение ключей тегами <b> <em> <strong> - практически не влияет на позиции в ПС Яндекс?
В последнее время очень много сайтов "балуются" выделением ключей и практически прямых вхождений в текст, и сидят в топ-е. Это из-за неграмотности seo-специалиста, работающего с сайтом, или все же это имеет влияние?!
В последнее время? Сеошники этим уже лет 15-20 балуются.
Беда в том, что
после того, как эту статью прочитают в Яндексе, всё станет ранжироваться ровно наоборот...
Возможно, но это будет повод для рейтинга 2.0 =)
Все хорошо но не слова, про накрутку поведенческих которая иногда видна невооруженным глазом.
По факторам в Google горздо ценнее обзор.
Здесь все слишком очевидно по факторам.
И обзор больше по общеизвестным правилам оптимизации, нежели по глубинному анализу алгоритмов и факторов.
Один я только заметил, что в Общем рейтинге от №71 вся нумерация на смарку.
Спасибо за материал :) Полезно. Сегодня на серче видела публикацию Шакина по Гуглу вашу совместную, искала по Яндексу и вот оно. Спасибо
.