Обновления в поиске Яндекса и новые возможности для интернет-магазинов в 2024 году

Михаил Сливинский, руководитель службы по работе с вебмастерами Яндекса, рассказал об очередном изменении поисковых алгоритмов на двенадцатой «Вебмастерской».

Также он презентовал два новых инструмента для интернет-магазинов, которые помогут анализировать спрос и конкурентов и уже доступны к использованию.

Как изменился поиск Яндекса

Зачем Яндекс постоянно улучшает качество поиска? В центре внимания стоит пользователь с его интересами и задачами. Именно его потребности закрывают и сам поиск, и сайты бизнеса. Поэтому, как бы ни сетовали некоторые вебмастера на потерю позиция из-за обновления поисковых алгоритмов, повышение качества поиска выгодно всем. Вот какие преимущества оно дает:

  • Пользователи получают более быстрое и качественное решение своих задач.
  • Сайты и бизнес получают лиды, заказы, заявки.
  • Яндекс получает более высокое доверие пользователей.

Обновления поисковых алгоритмов отвечают на изменение поискового ландшафта. В сети постоянно появляется новый контент с разными характеристиками. В том числе автоматически созданные, сгенерированные нейросетями без проверки человеком и просто низкокачественные материалы. Но время пользователя ограничено, на поиск информации у него по-прежнему несколько секунд. Алгоритм должен успеть за это время отобрать и показать ему те страницы, которые будут ему полезны, а не являются бессмысленным набором слов и ключей. Это означает, что Поиск должен лучше и лучше уметь отличать какие-то градации смыслов и отбирать лучшее из просто хорошего.

Обновление алгоритма определения качества контента в Поиске

В Яндексе работает Проксима — метрика качества контента. Ее формула выглядит следующим образом:

Проксима = релевантность * качество страницы

Чтобы соответствовать требованиям Проксимы, страницы должны:

  • быть релевантными;
  • полезными;
  • информативными;
  • вызывать доверие;
  • иметь удобную навигацию.

Теперь Яндекс улучшил сигналы о качестве, и они стали сильнее влиять на ранжирование.

Это ключевое изменение привело к тому, что выше стали ранжироваться:

  • Полезные страницы, которые действительно помогают пользователям решить их задачу.
  • Страницы с экспертным контентом, вызывающим доверие аудитории.
  • Удобные для восприятия материалы, где легко ориентироваться, есть комфортная навигация.

Это ключевое изменение алгоритмов Поиска на настоящий момент. Релизы начались в декабре 2023 года, продолжаются в настоящее время и будут идти как минимум до середины апреля, скорее всего, и дальше.

В результате перехода на страницы с автоматически созданным низкокачественным контентом в декабре 2023 года резко уменьшилось и продолжает снижаться. Так что значительная часть пользователей уже не попала на малоценные страницы и сразу перешла на те, которые были ей полезны.

Аналогичным образом растут переходы на сайты с качественным контентом в экспертных тематиках. Это касается прежде всего запросов в тематиках, в которых пользователю может быть сложно разобраться. Например, медицина, финансы. Здесь нужно время, что погрузиться. При этом цена ошибки в таких нишах высока: здоровье или деньги. Поэтому здесь важно поднять трафик на хорошие сайты с качественным контентом, чтобы не навредить пользователям.

Усовершенствование технологии антифрода

Задача антифрода — сделать накрутки в принципе бессмысленной тратой сил и денег.

Яндекс существенно увеличил полноту антифрода и скорость принятия решений. Теперь поиск стал устойчивее к накруткам, что отмечают и сами накрутчики в своих чатах.

Вместе с Google, который в марте провел Core Update и Spam Update, направленные на борьбу с поисковым спамом и сгенерированными некачественными текстами, Яндекс обновил алгоритм определения качественного контента, который входит в состав Проксимы. Яндекс подтвердил, что полезность, достоверность и наличие экспертизы позволят информационным статьям ранжироваться выше, чем сгенерированный контент.

На данный момент многие вебмастера отмечают, что заметили в выдаче «проседание» сайтов, которые злоупотребляли использованием нейросетей. Поэтому рекомендуем делать ставку на собственный экспертный контент и выстраивание доверительных отношений с пользователем.

Однако обновление поиска не исключает того, что нейросети можно применять с пользой. Например, в поиске Яндекса по информационным запросам мы видим добавление и постоянную доработку новых блоков, сформированных с помощью нейросети YandexGPT. Это блок с быстрыми ответами на вопрос пользователя: он может быть как в форме короткого ответа на вопрос, так и в виде нескольких блоков, сформированных на основе текстов в разных доменов. Также появился блок с видеоответами на вопрос — вместе с видео YandexGPT предлагает краткий пересказ в текстовом формате. На вкладке «Видео» теперь также можно прочитать краткий пересказ видео, созданный благодаря YandexGPT. Эксклюзивно для пользователей Яндекс Браузера есть возможность выбрать видео на иностранном языке, которое переведено с помощью нейросетей.

Анастасия Курдюкова, руководитель SEO-отдела «Ашманов и партнеры»

Рекомендации для сайтов


  • Анализируйте поведенческие факторы, чтобы оценить, насколько качественным и полезным пользователи считают ваш контент или сервис.

  • Посмотрите на сайт глазами пользователя: что удобно, полезно и наоборот? Сравните свои страницы с сильными конкурентами

  • Расположите блоки рекламы так, чтобы они не мешали посетителям взаимодействовать с контентом.

  • Сделайте понятную навигацию, дизайн и UX на сайте. Добавьте инструменты поиска/фильтрации результатов, сезонные и тематические листинги, подборки статей по теме.

  • Создавайте релевантные заголовки и избегайте кликбейта.

  • Проводите фактчекинг, чтобы не предлагать пользователям материалы с ошибочной информацией.

  • Проверьте, как пользователь может понять, что авторам и экспертам сайта можно доверять. Разместите о них информацию, дайте ссылки на соцсети и т. п.

  • Создавайте оригинальное наполнение без копипаста и автоматического контента.

  • Пробуйте новый функционал на сайте, форматы и темы контента, чтобы сделать ресурс более полезным и увлекательным.

Новые инструменты для интернет-магазинов

Поисковые сценарии пользователей — часть их сценариев выбора и покупки. 63% онлайн-покупателей ищут товары и информацию и них в интернете перед покупкой. 9 из 10 покупателей перед принятием решения анализируют предложения: информацию о товаре, места покупки, цены. В среднем они изучают от 4 до 6 сайтов, прежде чем решиться на покупку. И поиск им в этом помогает.

22 марта 2024 года Яндекс запустил два инструмента для продавцов.

Товарная аналитика

  • увидеть свои товарные предложения рядом с предложениями других продавцов и понять, кто еще присутствует в нише, какие УТП и цены. Это позволяет оценить место продавца на рынке, сравнить показы своих товаров в поиске с другими сайтами;
  • выяснить, какие еще товары популярны в нише. Для этого можно выбрать целевые категории, отсортировать товары по показам, посмотреть конкретные предложения. Это поможет оценить спрос, найти точки роста ассортимента;
  • проанализировать смежные категории и ассортимент в них, который пользуется спросом, чтобы найти возможности для расширения бизнеса.

В инструменте много фильтров, категорий, буквально на днях появится возможность выгрузки данных. По мнению команды Поиска, инструмент даст продавцам много инсайтов, которые позволят им эффективно ориентироваться в спросе и выступать с хорошими предложениями для покупателей.

Подбор целевых запросов и анализ рынка

Второй инструмент поможет маркетологу сфокусироваться на целевых запросах и подбирать их по маске. Достаточно ввести фрагменты интересующих запросов и получить запросы, в которых они участвуют.

При этом маркетолог получает по каждому запросу:

  • Точный спрос — среднемесячное чисто пользователей, которые использовали именно такую фразу.
  • Переходы из результатов поиска. Иногда бывает, что запросов много, а переходов мало, возможно, такие ключи ищут сервисы проверки запросов, а не реальные покупатели.
  • Конкурентность запроса в органическом поиске. Это уникальный параметр, который раньше Яндекс не показывал. Он позволит сравнить запросы по сложности продвижения в топ-10 поисковой выдачи.

Инструмент покажет также неочевидные формулировки и потребности. Например, для «моющий пылесос» — «пылесос для влажной уборки». Также здесь можно найти запросы, по которым ищут не товары, а их подборки, обзоры, сравнения, рейтинги. Таким образом, инструмент представляет широкий спектр запросов, по которым магазин может эффективно продвигаться, вести контент-маркетинг.

В этом же интерфейсе показаны сайты, которые по этим запросам уже находятся высоко в поиске Яндекса. Это позволяет откалибровать восприятие ниши, понять, подходит она для бизнеса или необходимо сместиться в смежную.

Также можно видеть популярные страницы в поиске по выбранным запросам. Это помогает выделить лидеров и перенимать опыт рынка: кто как предлагает свой товар.

Оба новых инструмента находятся в режиме бета-тестирования. Они дадут прозрачность и укоротят путь анализа, чтобы бизнес мог быстрее сделать качественный продукт для пользователей и хорошо его подать.

Рекомендации для интернет-магазинов

  • Анализируйте спрос и предложение.
  • Создавайте страницы для приземления трафика. Это нужно как для органических, так и для платных переходов. Даже есть у вас прекрасный продукт, отсутствие посадочной страницы не позволяет приземлить лиды. Структурируйте спрос и создавайте страницы для популярных запросов.
  • Интегрируйтесь с поисковиком. Передавайте товарные фиды напрямую в Яндекс. Теперь появилась новая возможность передать эти данные фактически прямо в поиск.
  • Связывайте сайт в Вебмастере со счетчиком Метрики, настройте ecom-разметку, включите обход роботом. В общем, сделайте интеграции, которые помогают в аналитике и пощволяют передать Яндексу знание о вашем ассортименте.
  • Подпишитесь на уведомления об ошибках в Вебмастере.
  • Сравнивайте себя с другими игроками рынка, чтобы найти зону, в которой ваш магазин может занять действительно сильные позиции.

Кстати, Михаил Сливинский сообщил на конференции, что его новый фокус —амбассадор интернет-площадок в Поиске Яндекса. Его миссия — построить доверительный диалог между командой Поиска и представителями сайтов. Поисковику важно слышать потребности и запросы площадок, чтобы понимать их ожидания и учитывать мнения при разработке продуктов.

0
3 комментария
Александр Сергеевич

Куда не кинься - везде интернет-магазины. А, если я просто веду сайт, как это отразится на поисковой выдаче? Тоже будут наблюдаться просадки?

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

Для вас есть другие интересные предложения, например, в отношении МПК.

Ответить
Развернуть ветку
Дамир Билалов

К сожалению, для исключительно информационных сайтов, вэб-источники, имеющие коммерческий смысл, будут в подавляющем большинстве случаев иметь преимущество.

Наличие индикации реального бизнеса, а также функционал, будут положительно сказываться на ранжировании и повышать релевантность.

Но это не приговор, и есть решения.

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда