Чем старше, тем лучше! Как Яндекс и Google ранжируют информационные сайты

Чем старше, тем лучше! Как Яндекс и Google ранжируют информационные сайты

Первая часть нового исследования «Ашманов и партнеры» : что влияет на ранжирование инфопроектов и что важно для информационных страниц коммерческих сайтов.

О чем статья:

Статья будет полезна маркетологам, SEO-специалистам, контент-менеджерам, редакторам блогов и владельцам информационных проектов.

Лаборатория поисковой аналитики «Ашманов и партнеры» начинает публиковать объемное исследование того, как работают факторы ранжирования для информационного контента. Из-за большого размера оно выйдет в трех или четырех частях. В них, в частности, мы рассмотрели, как продвигать информационные страницы продающих сайтов и могут ли они войти в топ по инфозапросам.

Сегодня поделимся основными моментами первой части исследования и дадим ссылку, по которой ее можно скачать бесплатно.

Как мы изучаем факторы ранжирования

Лаборатория поисковой аналитики «Ашманов и партнеры» работает с поисковыми системами более полутора десятилетий. В числе прочего она анализирует качество поиска и принципы ранжирования результатов. Лаборатория разработала технологию оценки статистической значимости разных параметров сайта и их корреляции с позицией в выдаче.

По результатам исследований мы выпустили около десяти аналитических отчетов для разных тематик, запустили отраслевые рейтинги видимости и упоминаемости, которые работают в режиме реального времени.

До последнего времени мы изучали в основном факторы ранжирования коммерческих сайтов, так как они чаще заинтересованы в SEO-продвижении. Хотя пять лет назад в отчетах по тематикам медицины и финансов мы уже затрагивали ранжирование по информационным запросам. В частности, обратили внимание, что отдельные кoммeрчeские пaрaмeтры страниц способны понизить позиции по инфозапросам.

Необходимость полноценно исследовать информационное ранжирование назревала давно — и наконец мы сделали это! Первые результаты руководитель Лаборатории поисковой аналитики Михаил Волович представил на конференции Optimization-2023. Теперь готов полноценный отчет.

Технология исследования

Мы исходили из того, что информационные запросы могут сильно различаться. Тогда специфика отраслевой выборки может слишком сильно повлиять на результаты. Поэтому взяли в работу сразу три выборки. Две из них — Косметика и Гаджеты — «информационно-коммерческие», то есть в них много информационных запросов по коммерческим тематикам. Третья выборка — Наука — чисто информационная: запросы в ней связаны с наукой и с ее популяризацией.

Если в Косметике и Гаджетах пользователи вводят в основном запросы, рассчитанные на получение практического ответа (как выбрать, что лучше), то запросы Науки ориентированы в основном на интересные факты и теоретическое знание.

Вот что представляют собой выборки:

  • Косметика — 1435 запросов: макияж, косметика, окраска волос, уход за полостью рта, загар (без медицины и фармацевтики).
  • Гаджеты — 384 запроса: айфоны, макбуки, Apple Watch, AirPods, macOS, Apple ID (преобладают запросы, связанные с hard, но не исключен и soft).
  • Наука — 750 запросов: новости науки, живорождение у змей, Большой адронный коллайдер, почему небо голубое, вулканы на Марсе.

Иногда приходится слышать упреки в том, что мы проводим исследования на сотнях, а не нескольких тысячах запросов. Наш опыт показывает, что когда запросов больше одной-двух сотен, результат существенно не меняется. Только сглаживаются графики средних значений параметров в зависимости от позиции.

Наряду с полными результатами мы использовали также скорректированные выборки. Это те, где устранено влияние сайтов-монополистов, к ранжированию которых у поисковиков может быть особый подход.

Подробнее о монополизации выборки и последствиях вы можете прочитать в первой части исследования.

Результаты исследования

Исследователи пришли к выводу, что информационное ранжирование похоже на коммерческое, хотя не у всех параметров есть аналоги. Расскажем подробнее.

Индекс качества сайта

Сайтовые фaктopы важнее страничных — в этом ранжирование по информационным и коммерческим вопросам не различается. Особую роль играет ИКС — «индекс качества сайта» Яндекса, который оценивает, насколько ресурс полезен для пользователей. Непосредственно ИКС не является фактором ранжирования. Но с ним связаны такие сайтовые показатели, как посещаемость и аудитория. Можно сказать, что ИКС — это значимость caйтa в самом общем виде.

Чем старше, тем лучше! Как Яндекс и Google ранжируют информационные сайты

В таблице выше показан размер ИКС в выборках и скорректированных выборках без монополистов и отражена его связь с позицией в поисковой выдаче. В целом коэффициенты корреляции очень высокие: от 0,14 до почти максимальных 0,38.

Е-E-A-T-факторы

Напомним, что коммерческие параметры показывают поисковикам следующее:

  • бизнесу можно доверять;
  • сайт удобен для пользователя;
  • ресурс учитывает интересы пользователя.

Полноценного аналога коммерческих факторов для информационных сайтов нет. Сходные задачи решают критерии Е-Е-А-Т (опыт, экспертность, авторитетность, достоверность) в Google. В Яндексе, вероятно, факторы другие, но достаточно похожие.

Пример параметра, прямо связанного с Е-E-A-T: наличие микроразметки Schema.org и тега author. Отсутствие последнего говорит, что на странице основное содержание составляет не авторский контент или что вебмастера поленились указывать авторство. Интересно, что этот критерий Е-E-A-T кажется более важным для Яндекса, чем для Google. Во всех информационных выборках процент страниц с микроразметкой author в топ-30 Яндекса выше, чем в топ-10 Gооgle. При этом корреляция с позицией в Google прослеживается, а в Яндексе нет.

Возраст домена

Чем старше, тем лучше. Это критерий, по которому поисковики могут косвенно судить о качестве сайта. Средний возраст доменов в топ-3 превышает 20 лет. Напомним, что этот параметр аналогично работает и у коммерческих сайтов.

Размер ресурса

Здесь учитывается два параметра:

  • количество страниц в индексе Яндекса, то есть общий размер сайта;
  • количество страниц с сайта, найденных Яндексом.

Второй критерий показывает, сколько релевантных страниц Яндекс может поднять из индекса по данному запросу.

Здесь у поисковиков такой же подход, как с возрастом: чем больше сайт, тем лучше. Так, в топ-3 эти параметры ощутимо выше, чем в нижней трети топ-30.

На что обратить внимание

Также мы проверили, отражаются ли коммерческие факторы на ранжировании информационных проектов. По логике они не должны работать. Действительно, корреляция весьма слабая.

Подробности вы можете узнать, скачав полное исследование «Информационные запросы: факторы ранжирования в Яндексе и Google».

В следующих частях аналитического отчета рассмотрим другие вопросы ранжирования, например:

  • Работают ли в информационном ранжировании ссылочные, ссылочно-текстовые параметры, исходящие ссылки?
  • Какие текстовые параметры отражаются на ранжировании и что такое малополезный контент?
  • Могут ли коммерческие сайты попасть в топ по информационным запросам?

Планируем выпускать следующие части раз в две-четыре недели, после чего объединим их. Следите за обновлениями!

Автор исследования:

Михаил Волович
Руководитель Лаборатории поисковой аналитики в "Ашманов и партнеры"

Делимся экспертизой в сфере управления digital-маркетингом: SEO, ORM, performance в соцсетях! Подписывайтесь:

Подробнее об услугах — на нашем сайте: clck.ru/3BEzM9

77
22
17 комментариев

>Могут ли коммерческие сайты попасть в топ по информационным запросам?

На этот вопрос все и так ответ знают: да, могут. Посмотрите выдачу по юридической и финансовой информационке.

1

И даже рекламируются по инфозапросам.

И стоило исследование проводить? Это знает каждый школьник с форума searchengines

Начать, что ли, читать этот знаменитый форум? Зашла пару раз, но быстро вышла. Чето он токсичный, имхо. Есть люди адекватные (помню некоего Антония), но мало.

1

Знает или думает, что знает?

Будет ли упор на смысловую уникальность в исследованиях?

Добрый день!
Уточните, пожалуйста, ваш вопрос.