PROзнание: в QSOFT прошел международный КМ-баттл

Автоматизация и развитие искусственного интеллекта диктуют новые условия для передачи знаний в компаниях. Однако не все цифровые инструменты сегодня могут полноценно транслировать информацию, которая необходима для управления бизнес-процессами в организации. Большое значение имеют корпоративные ценности и неформализованные инструкции, понимание внутренней логики работы в команде и вычленение ключевых центров принятия решений – данные вопросы эксперты по управлению знаниями обсудили в рамках проведения международного КМ-баттла.

Мероприятие состоялось в конце мая и объединило специалистов крупных корпораций, среди которых Госкорпорация «Росатом» и ПАО «СИБУР Холдинг», digital-интегратора QSOFT и IT-платформы Teamly. Традиционно КM-баттлы направлены на обмен мнениями в рамках одной заданной темы.

Впервые подобный формат был придуман тремя участниками профессионального сообщества Эльвирой Гринберг, Владимиром Лещенко и Василием Можаровым и проведен 2 года назад в онлайн-формате. Тогда Эльвира Гринберг и Владимир Лещенко собрались, чтобы обсудить важную тему «Нейросети VS Онтология в управлении знаниями». За событием следил модератор, а зрители внимательно слушали, чтобы по итогам определить победителя интеллектуального поединка. Первый опыт помог понять, что онтология и искусственный интеллект всегда работают в связке и открывают компаниям огромные возможности для развития.

В этом году дискуссия экспертного сообщества была посвящена сложностям передачи явных и неявных знаний, инструментам для оцифровки корпоративной информации, а также IT- и HR-подходу при формировании Knowledge Management System (KMS).

Как отметил генеральный директор компании QSOFT и сооснователь Teamly Виталий Чесноков, проведение подобных мероприятий всегда способствует развитию международного сотрудничества компаний, позволяет объединить лучших экспертов отрасли и обменяться мнениями на одной нейтральной площадке. Рассказываем об основных тезисах дискуссии.

Явные и неявные знания

По мнению экспертов, для продвижения по карьерной лестнице любому специалисту необходимо пройти большое количество тренингов и курсов, где практическая информация записана и передана в цифровом формате. Для решения прикладных задач важное значение имеют те знания, которые можно «пощупать, оценить и потом переиспользовать». Кроме того, исходя из конкретных показателей значительно проще просчитать экономику проекта. Явные знания легче обосновать, передать и провести на данной основе обучение. Благодаря формализованной информации, менеджмент компании имеет возможность проверять компетенции сотрудников, в том числе с помощью чек-листов, скриптов и другой внутренней документации.

Однако при оцифровке знаний часто возникают проблемы с интерпретацией информации, ее искажением в процессе передачи данных, невозможностью транслирования ряда знаний, в том числе затрагивающих темы ценностей, интуиции, мотивации, отношения к риску или духовного опыта. Кроме того, формальные инструкции не всегда работают – иногда необходимо принимать во внимание интуицию, чтобы уметь быстро реагировать в экстремальных или нетипичных ситуациях. Одним из примеров подобных нестандартных условий служит авария 2011 года, которая произошла в Японии на атомной станции «Фукусима», когда следование привычному руководству не помогло избежать трагедии.

Автоматизация и сложности в оцифровке информации

Специалисты IT-отрасли отметили, что сегодня любой бизнес настроен на решение конкретных прикладных задач, вследствие чего все большее значение имеют явные, оцифрованные, формализованные знания, а использование неявных (которые составляют 80-90% от общего числа) «сулит много проблем». Кроме того, задокументированная информация более ценна, так как работает эффективнее, имеет высокую скорость обращения, доступность и выверенность для принятия решений. Также ее использование более релевантно в условиях развития искусственного интеллекта и появления большого числа цифровых инструментов.

При этом сегодня, в период мировой турбулентности, люди часто принимают решения, опираясь исключительно на свою интуицию и опыт. Так, интересен кейс компании Airbnb, предоставляющей сервис по аренде жилья – хотя все метрики и опросы показывали, что люди не готовы впускать к себе в дом незнакомцев, успех стартапа доказал, что не все идеи необходимо «хоронить» из-за отрицательной статистики или неготовности рынка. Кроме того, необходимо отметить, что в отношении коммуникации между людьми важную роль имеют невербальные сигналы, которые передают до 90% информации. В некоторых случаях эмоции являются гораздо более ценными – они позволяют упростить выстраивание отношений, в том числе в рамках коллектива.

IT- и HR-подход к системе управления знаниями

Развитие самого ценного ресурса компании – человеческого капитала – стало также важной темой дискуссии в QSOFT. Часть экспертов посчитала, что корпоративное обучение чаще всего происходит именно через HR-блок, который заинтересован в онбординге и составлении индивидуальных карьерных треков развития сотрудников. Кроме того, отдел кадров часто выступает инициатором внедрения корпоративных порталов и выделяет деньги на претворение в жизнь любых подобных инициатив. Также в большинстве случаев именно службы управления персоналом определяют неформальных лидеров социального взаимодействия, назначают менторов и регламентируют корпоративную культуру.

Однако IT-специалисты также существенно влияют на управление знаниями – умеют хорошо «менеджерить» знания внутри организации, выявляют «критические точки», которые помогают создавать, отслеживать, собирать, хранить и распространять информацию, досконально знают инфраструктуру компании, эффективно собирают обратную связь и требования пользователей. Кроме того, айтишники могут сформировать единую систему из разных ресурсов, просчитают показатели эффективности и настроят получение статистики по использованию базы знаний. Также технические специалисты владеют более структурным проектным подходом, что облегчает управление знаниями – знают, сколько времени займет разработка, какое количество денег будет стоить, какой результат будет получен и сколько ресурсов компании сэкономит.

Выводы по результатам КМ-баттла

- Цифровизация и формализация знаний имеют большое значение в условиях современного рынка и развития технологий, в том числе ИИ;

- Важную роль сохраняют неявные знания, которые невозможно передать с помощью оцифрованных чек-листов или инструкций;

- В неопределенных ситуациях часто необходимо полагаться на интуицию и неформализованный опыт – действовать быстро во избежание негативных последствий;

- Часто знания могут искажаться при попытке их оцифровки – необходим специалист, который поможет верно истолковать информацию;

- IT- и HR-блоку необходимо совместно взаимодействовать в рамках KMS – сочетать структурный и комплексный подход;

- IT-отдел сегодня не просто исполнитель, но и полноценный участник цифровой трансформации, ее производственная мощность, который иногда (с помощью цифровых инструментов) может изменить саму культуру компании;

- Важную роль в процессе автоматизации играют производственники, которые представляют из себя основную движущую силу в рамках управления знаниями.

Начать дискуссию