Коммерческий аудит интернет-магазина: что исправить, чтобы занять ТОП выдачи

SEO не работает, посещаемость сайта не растёт, конверсия низкая — такие жалобы я часто слышу от предпринимателей. Возможно, причина всех этих бед в том, что они давно не проводили аудит своего ресурса. Ведь в процессе можно выявить много маленьких недочётов, которые не видны при поверхностном осмотре, исправить их и повысить свои показатели.

Почему важно периодически проводить аудит?

Даже если сначала сайт приносит хорошие результаты, совсем не факт, что они сохранятся на долгие годы. Ведь алгоритмы ранжирования постоянно меняются, на рынке возникают новые конкуренты, дизайн устаревает, появляются новые технологии, которые другие площадки тут же внедряют себе. Поэтому если не проводить аудит, постепенно эффективность сайта будет снижаться. А это значит:

  • Низкие результаты от SEO-продвижения. Вроде и тексты хорошие, и структура проработана, и ссылочный профиль качественный — а результаты от SEO минимальные.
  • Низкая конверсия. Посещаемость у сайта нормальная. Люди даже проводят на нём много времени. Но почему-то всё равно не покупают, а просто закрывают страницу.
  • Высокий показатель отказов. Пользователи приходят на сайт, но быстро закрывают его и идут к конкурентам. Казалось бы, что можно рассмотреть за 10 секунд? Но оказывается, людям иногда достаточно даже трёх, чтобы сделать вывод, полезна им площадка или нет. Не видят в карточке размеров товара? Закрывают страницу. Сайт долго грузится? Закрывают страницу. В процессе поиска вылезает ошибка? Тоже закрывают страницу. Выбор компаний на рынке огромный, поэтому мириться даже с минимальными неудобствами люди не готовы.

Вообще аудитов существует много: технический, маркетинговый, SEO, семантический и т. д. Сегодня я расскажу, на что обратить внимание в процессе аудита коммерческих факторов. Это все моменты, которые поисковые роботы оценивают при ранжировании коммерческих ресурсов.

Коммерческий аудит: на что обратить внимание?

1. Сквозные элементы

Это блоки, которые в неизменном виде используются на всех (ну или почти всех) страницах сайта. Чаще всего это шапка и подвал.

Какую информацию там обычно размещают?

  • Контакты;
  • Адреса;
  • Основные разделы сайта;
  • Кнопку для быстрой связи с компанией;
  • Кнопку для входа в личный кабинет;
  • Корзину;
  • Ссылки на соцсети.
Хороший пример шапки сайта
Хороший пример шапки сайта

Казалось бы, всё просто. Но всё равно компании часто допускают ошибки в наполнении сквозных элементов. Чтобы показать на примере, разберём несколько ошибок из аудита, который наша команда недавно делала для магазина крепежа.

К сожалению, сам проект находится под NDA, но мы постарались подобрать релевантные скриншоты с других сайтов, чтобы было нагляднее.

Примеры ошибок:

  • В мобильной версии нет кнопки для быстрого звонка в компанию. Кликабельный номер телефона есть, но он находится в самом низу страницы.
  • В шапке не указано время работы колл-центра.
  • В подвале не указаны адреса магазинов.
В подвале сайта нет адреса магазина. Подвала тут вообще по сути нет.
В подвале сайта нет адреса магазина. Подвала тут вообще по сути нет.
  • Нет формы захвата для быстрой связи с компанией.

Все эти элементы реализованы у основных конкурентов, поэтому чтобы обнаружить ошибки, достаточно внимательно проанализировать чужие сайты.

2. Товарные карточки

Это основная страница интернет-магазина, ведь именно здесь пользователи получают всю нужную о товаре информацию.

Вот что важно для товарных карточек:

  • Наличие цены;
  • Подробная информация о товаре;
  • Крупная кнопка “Добавить в корзину”;
  • Возможность сравнить позиции;
  • Качественные фотографии;
  • Актуальная информация о наличии и т. д.

Примеры ошибок:

Всё в том же магазине крепежа, мы выявили несколько критичных недочётов:

  • В товарных карточках и на страницах каталога не указаны цены. А это сразу снижает конверсию в покупку.
  • На первом экране нет кнопки “Добавить в корзину”. Она есть в карточке, но уже ниже. А значит не все пользователи до неё доберутся.
  • Неудобный выбор размера. При нажатии на кнопку “Выбрать размер” пользователя откидывает вниз к таблице с перечислением характеристик товаров. Вместо этого можно сделать обычный выпадающий список размеров, ведь люди не любят совершать лишние действия.
  • В карточке нельзя выбрать количество товара. Эта функция доступна только в корзине.
  • В некоторых карточках нет фото продукции.
Нет фото товара
Нет фото товара
  • Неинформативные анонсы товаров. В каталоге про каждую позицию уже должна быть выведена основная информация так, чтобы пользователь мог быстро сделать выбор и добавить продукт в корзину. Золотое правило: чем меньше кликов нужно для покупки, тем лучше.
В анонсе нет подробной информации о товаре и кнопки “Добавить в корзину”
В анонсе нет подробной информации о товаре и кнопки “Добавить в корзину”

Помимо критичных ошибок, мы порекомендовали внедрить в карточку ещё несколько коммерческих элементов:

  • Артикул для более быстрого поиска по сайту;
  • УТП (уникальное торговое предложение), которое отличает магазин. Так у пользователя на виду всегда будут преимущества покупки конкретно в этом магазине;
  • Информацию о доставке и оплате.
Примерно так должна выглядеть товарная карточка
Примерно так должна выглядеть товарная карточка

3. Оформление заказа и работа с корзиной

Это последний этап перед покупкой, поэтому будет обидно, если из-за небольших недочётов потенциальный покупатель просто закроет страницу и уйдёт к конкурентам.

Примеры ошибок:

  • Добавление товара в корзину не сопровождается акцентным оповещением. Единственное, что видит пользователь — надпись в таблице, где перечислены основные варианты товара, меняется с “В корзину” на “В корзине”. Такого оповещения недостаточно. Ведь в процессе пользования сайтом, человеку должно быть очевидно, что нажатие на кнопку или любое другое действие дало результат. Лучший вариант, когда в шапке у значка корзины появляется окно, которое показывает, что товар теперь находится там. А кнопка “В корзину” не только меняет текст, но и выделяется цветом.
Здесь кнопка “В корзину” только поменяла цвет с синей на чёрную. Других оповещений нет.
Здесь кнопка “В корзину” только поменяла цвет с синей на чёрную. Других оповещений нет.
  • В корзине не указана окончательная стоимость заказа. Даже если товары недорогие, это ставит пользователя в тупик.

  • Заказ нельзя оплатить онлайн. При оформлении заказа пользователю на почту падает письмо с информацией по заказу и надписью “Ожидается оплата”. Но когда человек пытается перейти по ссылке, чтобы оплатить заказ, она оказывается битой, то есть выдаёт ошибку. В этом случае у человека остаётся один вариант — звонить в компанию. Но далеко не все готовы это делать. Многим проще уйти к конкурентам и быстро оформить новый заказ там.

4. Контакты, гарантии, доставка и оплата

Помимо каталога, товарных карточек и корзины, интернет-магазину важно иметь ещё несколько разделов. Как минимум, это контакты, гарантии, доставка и оплата. На эти разделы обращают внимание не только пользователи сайта, но и поисковые роботы. Понятно, что читать тексты они не умеют, но зато могут поверхностно проанализировать информацию и понять, сколько способов доставки вы предлагаете, какими способами с магазином можно связаться, есть ли гарантии, безопасно ли оплачивать покупки через вашу площадку.

Примеры ошибок:

  • Нет раздела с информацией об оплате.
  • Нет раздела с информацией о гарантии. Упоминание о гарантиях есть в разделе с ответами на вопросы, но там эту информацию найти проблематично.
  • В разделе контактов нет юридических данных организации. А так как компания работает только с юрлицами, это важный момент. Плюс, на это также обращают внимание поисковики.

Конечно, в рамках статьи сложно разобрать все пункты, которые мы оцениваем в процессе аудита. Обычно в каждом агентстве есть свой список параметров, по которым они проверяют сайты. Например, в нашем списке таких пунктов больше ста. Но теперь у вас есть понимание, что каждая мелочь важна.

Что делать после аудита

Конечно, исправлять все ошибки, которые выявили в процессе. Ведь без этого ничего не изменится, а ваши потенциальные клиенты так и продолжат уходить к конкурентам.

Лучше всего приступить к исправлению проблемных моментов как можно скорее, а не откладывать документ с аудитом в самую дальнюю папку на рабочем столе. Упущенное время — это упущенные деньги, предприниматели знают об этом лучше всех.

Начать дискуссию