Как одна проблема помогла найти точки роста и удвоить трафик сайта за год

В рамках кейса разбираем, как с помощью автоматизации и работы с большими данными можно удвоить трафик даже в такой сложной нише, как продажа алкоголя.

Как одна проблема помогла найти точки роста и удвоить трафик сайта за год

Задача, контекст: с первого дня работы заказчик поставил перед нами амбициозную цель — ежегодно удваивать трафик сайта luding.ru. Это одно из главных условий для долгосрочного сотрудничества.

Эту цель мы разбили на конкретные задачи:

  • Увеличить целевой трафик.
  • Вывести в ТОП-10 поисковых систем большую часть запросов из семантического ядра.
  • Полностью проработать сайт под низкочастотные запросы.
  • Оптимизировать страницы под привлечение трафика.
  • Учитывать в работе особенности бизнеса клиента.

Ниша: интернет-витрина алкогольных напитков Luding.ru. Характеризуется высокой конкуренцией с агрегаторами, интернет-магазинами и маркетплейсами. Еще одна ее особенность — ограничения со стороны законодательства и правил поисковых систем, связанные с продвижением алкогольной продукции. Федеральный закон запрещает продавать алкоголь через интернет, поэтому проект не может работать в формате онлайн-магазина.

Срок работ над проектом: в рамках кейса разбирается период с апреля 2023 года. Однако сотрудничество с компанией началось в 2017 году. С одной стороны это кажется преимуществом, поскольку команда хорошо знает нишу, у нас был крепкий фундамент из уже проведенных работ и большой бэклог с успехами и проработанными ошибками. С другой стороны, это накладывает на нас большую ответственность. До старта кейса мы удваивали трафик ежегодно, поэтому поддерживать темп и искать новые точки роста становилось всё сложнее.

Как проводили аудит, какие инструменты использовали

К 2023 году мы уже успели организовать два «переезда» сайта, провели ребрендинг, создали региональную сеть субдоменов, шаблонизировали карточки товаров и листинги, оптимизировали контент, сгруппировали отзывы, проработали юзабилити и т.д. Об этом писали здесь.

Большинство работ, которые дают прирост трафика, уже были сделаны, поэтому для дальнейшего роста мы разработали «умный» SEO-фильтр. Его задача — создавать новые уникальные страницы автоматически. Модуль не статичный, мы постоянно дорабатываем его, учитывая результаты и изменения алгоритмов. Внедряя модуль, мы рассчитывали, что фильтр на основе различных эвристик позволит быстро сформировать большое количество потенциально трафиковых страниц.

Результаты были впечатляющими, но в сентябре 2023 года началась массовая истерия в Яндекс с МПК фильтром. Ситуация осложнилась и начались проблемы.

На этом этапе потребовался полноценный аудит, который мы проводили с помощью разных инструментов:

  • Поисковые сервисы Яндекса. О том, что автоматически созданные страницы стали выпадать из индекса, мы узнали из данных Вебмастера. Динамику некоторых низкочастотных запросов анализировали с помощью Вордстата, а объем трафика отслеживали в Метрике.
  • API Google. Этот инструмент мы использовали для анализа больших данных. С его помощью мы выгружали данные по отдельным страницам — клики, показы, позиции, запросы. Всё это помогает собрать общую картину и принимать стратегические решения, опираясь на цифры.
  • Модуль ведения проектов Пиксель Тулс. Сервис помогает отслеживать метрики, недоступные в системах веб-аналитики — например, видимость, средние позиции, сводные данные по трафику, страницы в ТОП-10 и т.д.

Какие проблемы/точки роста нашли и что с ними делали

Работа над крупными проектами заставляет менять фокус. Если в стандартных SEO-стратегиях мы думаем над конкретными задачами, то здесь стоит концентрироваться на более обширных направлениях. Когда одновременно нужно продвигать компанию по сотням тысяч запросов, то измерять позиции по каждому из них нет смысла, поэтому мы переключились на динамику всего семантического ядра. Каждое решение в таком проекте должно быть масштабируемым.

Работы по Luding с апреля 2023 года строились вокруг следующих блоков:

  • Доработки «умного» SEO-фильтра: улучшение функционала, создание новых страниц, нивелирование негативных побочных эффектов.
  • Анализ больших данных для корректировки стратегии.
  • Работа со ссылками. Здесь важно учитывать, что алкогольную продукцию продвигать в разы сложнее — есть риск получить некачественный, «пустой» трафик.
  • Проработка мобильной версии.

Точка роста №1: доработка «умного» SEO-фильтра

Конкуренты Luding в поиске — крупные магазины и агрегаторы. Чтобы оставаться на топовых позициях, проекту требуется постоянное расширение. Для этого был внедрен умный SEO-фильтр, который автоматически генерирует страницы под запросы, которые могут принести целевой трафик. Это динамический модуль, в который мы постоянно вносим корректировки, чтобы повышать его эффективность. Эта сложная работа регулярно приносила много новых целевых заходов и помогала закрывать бизнес-цели клиента. Прирост можно отследить по графику:

Рост трафика после внедрения SEO-фильтра
Рост трафика после внедрения SEO-фильтра

Однако в сентябре 2023 мы столкнулись с проблемой

С очередным обновлением фильтра малополезного контента Яндекса показатели видимости резко упали, а сотни страниц пропали из индекса.

Решение проблемы

В Яндекс Вебмастер многие страницы получили отметку «малоценная или маловостребованная».

Как одна проблема помогла найти точки роста и удвоить трафик сайта за год

Это моментально сказалось на других результатах:

  • Проект потерял позиции по многим релевантным запросам.
  • Видимость моментально снизилась с 37% до 27%.
  • Трафик стал сокращаться с теми же темпами.

Видимость падала, несмотря на нарастающий сезонный тренд:

Снижение видимости сайта после обновления Яндексом фильтра малополезного контента (скриншот из модуля ведения проектов Пиксель Тулс)
Снижение видимости сайта после обновления Яндексом фильтра малополезного контента (скриншот из модуля ведения проектов Пиксель Тулс)

Принимать меры нужно было оперативно, но когда у проекта тысячи страниц, сделать это непросто. Мы разбили задачи на несколько уровней:

  • Борьба с последствиями обновленного МПК-фильтра Яндекса.
  • Обновление «умного» SEO-фильтра для решения конкретной проблемы.
  • Доработка функционала фильтра с учетом новых условий от поисковых систем.

Поэтапное отключение могло бы занять несколько месяцев, при этом результаты оптимизации бы сильно ухудшились. В этих условиях мы решили действовать, опираясь на бизнес-цели.

В первую очередь мы отсортировали страницы по спросу: деактивировали те, которые меньше интересуют аудиторию, но сохранили или восстановили те, которые могут потенциально привести полезный трафик.

Чтобы в моменте решить эту проблему с SEO-фильтром, мы отключили некоторые правила обработки и изменили логику формирования новых страниц. Это можно сделать быстро, но такая мера — временная.

Нам же требовалось найти источник проблемы и решить ее, поэтому следующей задачей стала доработка функционала, которая исключила бы возможность создания логических дублей.

Часть ТЗ для доработки невозможности создания логических дублей
Часть ТЗ для доработки невозможности создания логических дублей

В результате мы смогли и дальше использовать умный SEO-фильтр, устраняя сопутствующие негативные эффекты. Объемы проекта не позволяют моментально исправить ситуацию, однако наиболее острые проблемы мы смогли решить довольно быстро. Особенно важно это было на фоне нарастающего сезонного тренда: дело здесь не только в KPI проекта — рост заходов оказал дополнительную поддержку бизнесу в нужный момент.

Результаты корректировок:

  • Сначала мы вернули прежние значения трафика, а затем еще и увеличили их к сезонному всплеску;
  • Видимость выросла, однако эта метрика в контексте не очень показательна — она могла увеличиваться вместе со спросом;
  • Начался резкий рост числа запросов в ТОП-10. В отличие от видимости это демонстрирует явный эффект от доработок и обновлений.
 Рост количества запросов в ТОП-10 поисковых систем (скриншот из модуля ведения проектов Пиксель Тулс)
 Рост количества запросов в ТОП-10 поисковых систем (скриншот из модуля ведения проектов Пиксель Тулс)

Генерация идей для «умного» SEO-фильтра

Работа с фильтром не сводится к устранению проблем. Команда постоянно генерирует идеи и гипотезы, которые потенциально могут повысить его эффективность. Так, проблемы МПК помогли нам обратить внимание на страницы с узким спросом.

На антикризисном этапе нам пришлось отключить часть страниц без трафика. Однако у бизнеса ярко выраженная сезонность: есть специфические запросы, которые плохо работают в течение года, но дают всплеск качественных заходов в периоды праздников. Типичный пример:

Пример сезонного всплеска спроса на продукцию в Яндекс Wordstat
Пример сезонного всплеска спроса на продукцию в Яндекс Wordstat

Соответственно, на втором этапе работы наши задачи скорректировались: теперь нужно было проработать сезонные категории и создать или восстановить страницы под них. Сделав это, мы получили следующие результаты (на примере https://luding.ru/collection/konyak/23-fevralya/):

 Рост визитов на страницы с сезонными категориями
 Рост визитов на страницы с сезонными категориями

На фоне общего трафика эти показатели не кажутся существенными. Однако если взять весь объем перекрестных фильтров по категориям и праздникам, мы получаем десятки тысяч страниц, которые приносят высококонверсионные заходы, например:

  • водка 23 февраля;
  • коньяк 23 февраля;
  • вино 23 февраля;
  • шампанское 23 февраля;
  • виски 23 февраля;
  • водка 8 марта;
  • коньяк 8 марта;
  • вино 8 марта;
  • шампанское 8 марта;
  • виски 8 марта;
  • водка новому году;
  • коньяк новому году;
  • вино новому году;
  • шампанское новому году;
  • виски новому году;
  • водка 9 мая;
  • коньяк 9 мая;
  • вино 9 мая;
  • шампанское 9 мая;
  • виски 9 мая.

Главная сложность здесь — фильтровать такие запросы. Далеко не каждый из них может принести релевантный трафик. Наша задача — прорабатывать с помощью парсинга параметров фильтра, перемножения значений и определения спроса. Это помогает отбросить ненужные страницы, которые негативно влияют на результаты оптимизации.

В результате обработки сегментов мы выявили страницы, которые помогут увеличить трафик. Часть из них нужно создать, а некоторые уже есть на сайте, но не попадают в выдачу. Во втором случае нужно проиндексировать их.

* * *

Часть идей для доработки фильтра мы генерируем, устраняя неполадки. Однако этого недостаточно, чтобы поддерживать нужный темп. Второй источник идей — анализ рынка, конкурентов и спроса. Мы регулярно отслеживаем тренды в нише: новые бренды алкоголя, которые появляются в магазинах, новые типы запросов и т.д. Это помогает создавать дополнительные параметры, на основе которых генерируются страницы.

Показательный пример — торфяной виски: https://luding.ru/collection/viski/torfyanoy-viski/. Обратив внимание на этот тренд, мы добавили такую страницу на сайт и проиндексировали.

Создание и индексация новой страницы «Торфяной виски»
Создание и индексация новой страницы «Торфяной виски»

Через месяц произошел всплеск трафика по релевантным запросам:

Посещаемость новой страницы «Торфяной виски» спустя месяц после индексации
Посещаемость новой страницы «Торфяной виски» спустя месяц после индексации

Конечно, такие результаты получаются не с каждым сегментом или запросом. Некоторые дают слишком мало трафика, другие не привлекают ни одного захода. Это нормально — их можно удалить, чтобы не портить общую статистику. Однако, постоянный анализ рынка помогает создавать тысячи конверсионных страниц, которые в долгосрочной повышают эффективность всей работы над проектом.

Индексация новых страниц

Говоря о работе над SEO-фильтром, нужно упомянуть, что он требует дополнительных усилий по контролю над индексацией. Некоторые страницы есть на сайте, но по разным причинам они не попадают в выдачу поисковых систем. Для проверки мы работаем с выгрузками Яндекс Вебмастер и Google Search Console, сравнивая их со списком доступных для индексации и корректных с точки зрения контента страниц.

Опытные SEO-специалисты сразу заподозрят подвох — GSC не выгружает более 1000 страниц. Некоторые решают эту проблему с помощью нескольких выгрузок по разным параметрам. Например, сначала проиндексированные, потом просканированные или обнаруженные, но не попавшие в выдачу. Однако это долго, сложно и неэффективно. Мы делаем это, используя инструменты Пиксель Тулс. Пример:

Интерфейс инструмента Пиксель Тулс для <a href="https://tools.pixelplus.ru/tools/vozrast" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">отправки страниц на индексацию</a>
Интерфейс инструмента Пиксель Тулс для отправки страниц на индексацию

Помимо открытых для публичного доступа, у нас есть внутренние модули для своих специалистов:

Интерфейс инструмента Пиксель Тулс для отправки страниц на индексацию для внутреннего использования сотрудниками
Интерфейс инструмента Пиксель Тулс для отправки страниц на индексацию для внутреннего использования сотрудниками

Для проверки индексации в Google мы работаем с их API напрямую. Это позволяет выгрузить список всех страниц, у которых есть какие-то показатели — клики, показы, позиции и т.д. Если по странице есть данные, значит, она есть в выдаче. Ограничений по выгрузке нет.

Точка роста №2: смещение приоритета на Google

Данные и метрики — главные ориентиры при работе с проектами, однако не на все показатели мы можем повлиять. Некоторые из них зависят от специфики бизнеса. В Яндексе Luding конкурирует с крупными маркетплейсами, например, «Лента» или «Мегамаркет». Наиболее значимые коммерческие факторы здесь — ассортимент и «товары в наличии», которые можно сразу купить. При этом алкогольную продукцию продавать через интернет нельзя. В итоге мы заходим в тупик.

К тому же, из-за обновлений Яндекс дает нестабильный трафик. Разница в подходах заметна при сравнении графиков показателя страниц в ТОП-10 для двух поисковых систем:

Яндекс: постоянные колебания, резкое падение и прирост после антикризисных мер

Google: стабильный рост без резких скачков и падений

Помимо ТОП-10 в Google стабильно растет и видимость

Рост видимости и количества запросов в ТОП-10 ПС Google
Рост видимости и количества запросов в ТОП-10 ПС Google

Не бросая продвижение в Яндекс на самотек, мы все же выбрали Google как приоритетную поисковую систему. Это определило новые направления работы.

Работа со ссылками

В отличие от Яндекса, в Google одной из наиболее эффективных тактик продвижения остаются ссылки. Однако наращивать внешнюю ссылочную массу в этой тематике сложно. Возникла проблема:

Большинство сайтов с хорошей репутацией отказываются размещать ссылки на алкогольную тематику. Можно всегда закупить ссылки на ненадежных ресурсах, но это может негативно повлиять не только не результаты оптимизации, но и на бренд в целом.

Решение проблемы — работа с внутренней перелинковкой. Ссылочный алгоритм расценивает страницу как вершину графа, а ссылки между ними — как ребра. При этом вершиной графа может быть любая ссылка, включая внутреннюю.

Опираясь на это, мы построили свой алгоритм:

  1. Посчитали ссылки на сайте.
  2. Вычислили Link Score для каждой из них, чтобы оценить ссылочный вес.
  3. Разбили страницы на две группы — приоритетные и неприоритетные.
  4. На неприоритетных страницах с большим ссылочным весом мы разместили ссылки на приоритетные с небольшим весом, чтобы усилить их.

Чтобы добиться нужных результатов, мы несколько раз повторили этот порядок действий. Вместе с этим сделали несколько общих доработок на сайте, которые также помогали улучшить Link Score коммерческих страниц.

Шаг №1. Настройка перелинковки с информационных страниц на коммерческие с учетом релевантности темы. Для этого использовали несколько типов ссылок: контекстные, товарные, из тегов.

Пример контекстной ссылки
Пример контекстной ссылки
Пример товарной ссылки
Пример товарной ссылки
 Пример ссылки из тегов
 Пример ссылки из тегов

Шаг №2. Изменение перелинковки между листингами за счет автоматизации формирования тегов в плитке. У нас есть заданные параметры, однако мы оставили возможность вносить ручные корректировки.

Пример перелинковки
Пример перелинковки
Пример ссылки в характеристиках
Пример ссылки в характеристиках
Ссылки в тегах
Ссылки в тегах

Это только несколько примеров работы со ссылками. На практике стратегия включала в себя много тактик — часть процессов мы оптимизировали, часть реализовали вручную.

Работа с данными

Одно из преимуществ Google — возможность работы с большими объемами данных по спросу и сегментам интентов. Получить их не всегда просто, но это позволяет найти глубинные инсайты, поскольку все поверхностные гипотезы мы уже давно проработали.

Проще всего искать скрытые идеи для продвижения, анализируя пользовательские запросы. Для больших проектов делать это вручную — слишком долго и сложно. Мы же за 17 минут смогли выгрузить почти 3 млн запросов:

Работа с аналитикой выгрузка запросов
Работа с аналитикой выгрузка запросов

Для чего это нужно? Опираясь на эти данные, мы можем найти новые точки роста: например, выделить сегменты спроса там, где у нас много показов, но низкие позиции. Из всего списка мы уберем запросы, где у нас менее 20 показов и позиция ниже 10.

Работа с аналитикой
Работа с аналитикой

Остается 15 тысяч запросов, которые мы группируем с помощью правильно составленного запроса к базе данных всего за 3 секунды.

Скорость обработки запроса на группировку данных
Скорость обработки запроса на группировку данных

В результате составляем сводную таблицу по сегментам с запросами, количеством показов и средней позицией. Это не страницы, а именно группы запросов, которые могут быть распределены по сайту.

Как одна проблема помогла найти точки роста и удвоить трафик сайта за год

Сводная таблица с сегментами запросов

По таблице мы видим, что группы «апероль» и «ликеры» нуждаются в доработке. Число показов подсказывает нам, что у них большой потенциал, но позиции в пределах ТОП-15, а не в первой десятке выдачи.

Помимо позиций и видимости, мы можем оценить и трафик из Google по каждой группе:

Как одна проблема помогла найти точки роста и удвоить трафик сайта за год

Опираясь на данные из таблицы, мы начинаем работать над каждой группой, чтобы вывести потенциально полезные для бизнеса и SEO запросы в ТОП 10.

Точка роста №3: проработка мобильной версии

Работа с Google навела нас на еще одно направление — улучшение мобильной версии. Эта поисковая система отдает приоритет сайтам с хорошим юзабилити на смартфонах. Многие SEO-специалисты фокусируются на десктопной версии, не думая о мобильных пользователях. Эта ошибка не дает им расти в Google.

Однако техническая оценка от поисковой системы — не единственная причина доработок. Улучшение UX с мобильных устройств приводит к улучшению поведенческих характеристик и конверсии, что сказывается и на бизнес-метриках.

Мы провели несколько экспериментов, чтобы скорректировать мобильную версию. Они касались разных направлений — от полноты контента и UX до формата и расположения конверсионных блоков. В результате аудитов и тестирований мы обнаружили несколько проблем, например:

  • В мобильной версии не хватало некоторых блоков и ссылок на важные страницы.
  • Некоторые кнопки не отображались или не работали.
  • При взаимодействии с некоторыми блоками возникали ошибки.
  • Количество товаров в листинге на смартфонах не соответствовало медианным значениям топа.
  • Некоторые блоки в мобильной версии подгружались после загрузки DOM, в результате чего было непросто выявлять нарушения.

Благодаря отлаженной системе аудитов мы смогли детально проанализировать разные части мобильного интерфейса и найти даже сложнодиагностируемые ошибки. Это также помогло улучшить общие SEO метрики.

Пример: наличие важного текста над листингом и дополнительной перелинковки
Пример: наличие важного текста над листингом и дополнительной перелинковки

Резюме

Работая с большими проектами, нужно держать в уме — если что-то может пойти не так, это обязательно случится. Хорошо отлаженная система с нашим «умным» SEO-фильтром дала сбой, который определил нашу работу на 2023 год.

Однако эта проблема подсветила точки роста. Помимо исправления недочетов, которые привели к негативным эффектам, мы смогли найти новые направления работы и внедрить полезные практики.

Достичь результатов помогли:

  • Доработка фильтра, которая помогает избежать создания логических дублей.
  • Проработанная система анализа данных, конкурентов и рыночных трендов, которая помогает генерировать новые идеи.
  • Создание новых страниц, регулярный мониторинг выдачи и индексация.
  • Выбор приоритетной поисковой системы и смещение точки приложения наибольших усилий.
  • Работа с внутренней перелинковкой, которая помогла перераспределить ссылочный вес на приоритетные страницы.
  • Проработка мобильной версии, влияющей не только на SEO, но и на пользовательский опыт, что улучшает конверсии и восприятие бренда аудиторией.

Результаты

Начнем с того, какие результаты дало смещение приоритета на Google. У поисковых систем общая динамика тренда по трафику, однако при равном в старте в 2023 году, на графике видно, как переходы из Google выросли относительно Яндекса:

Как одна проблема помогла найти точки роста и удвоить трафик сайта за год

Общий прирост трафика за год работ по поисковой оптимизации составил 93% — почти Х2 без учета рекламных заходов:

Как одна проблема помогла найти точки роста и удвоить трафик сайта за год
 Сравнение трафика Апрель 2023 к Апрелю 2024 Яндекс Метрика, общий трафик
 Сравнение трафика Апрель 2023 к Апрелю 2024 Яндекс Метрика, общий трафик

Google +107% к прошлому году.

Яндекс +62% к прошлому году.

Конечно работы продолжаются, с апреля мы внедрили еще несколько доработок, которые дали неплохой результат. Обязательно напишем об этом в следующем кейсе по этому проекту.

Отдельное спасибо, хотелось бы сказать в кейсе, всей команде, которая работает по проекту:

1. Менеджеру Валерию Суворову, который самоотверженно отстаивает наши идеи, продвигает доработки, коммуницирует с командой разработки клиента и постоянно предлагает крутые идеи для проекта!

2. Команде младших специалистов, которые подобно ниндзя внезапно появляются в задачах, без колебаний решают ее и безмолвно уходят совершать новые подвиги.

3. Предыдущим специалистам, особенно Максиму Муромскому, который помог влиться в сложный проект, поделился огромным опытом и экспертизой и периодически подключается, чтобы помочь советом.

4. Руководителю, который в плотном графике находит время погрузиться в проект, вместе разобрать сложные кейсы и принять решение.

5. Редакторскому отделу и аналитикам.

6. Всем другим ребятам, которых забыл упомянуть.

Роман Гварамадзе
SEO-специалист «Пиксель Плюс»
1111
1 комментарий

Ваще мощно!

Ответить