Бесполезное SEO. Как распознать?

Как давно вы слышите умозаключения из разряда «SEO мертво», «оптимизация сайтов не работает», «сеошники дармоеды» и тому подобное? Год? Два? Может три? Если столько, то, вероятно, раньше вы просто находились вне новостей об интернет-маркетинге. В противном случае вы знали бы, что тихую смерть поисковой оптимизации пророчат уже более 10 лет. Так, например, подобные соображения звучали еще на конференции Optimization-2009, долгое время являвшейся в нашей стране основной площадкой для дискуссий между представителями поисковиков, оптимизаторами и владельцами сайтов.

<span>Игорь Ашманов, управляющий партнер компании-организатора «Ашманов и Партнеры» конференции на Optimization-2009</span>
Игорь Ашманов, управляющий партнер компании-организатора «Ашманов и Партнеры» конференции на Optimization-2009

С тех пор в интернете много что изменилось, однако SEO никуда не исчезло. Ничто не вечно, но очевидно, что SEO не умрет раньше, чем поисковые системы. И пока они существуют, и в них есть алгоритмы ранжирования – будет существовать и SEO. Да, алгоритмы постоянно меняются, вслед за ними меняется и методика продвижения сайтов, перерождаясь в более сложную, умную и технологичную систему по поддержке продаж.

Более того, согласно недавним исследованиям Тодда Маликоата было выявлено, что для бизнеса лидерами среди наиболее востребованных способов продвижения организации в сети Интернет сегодня являются именно SEO, наряду с SMM и PPC (pay per click) или, как это чаще называют у нас, контекстной рекламой.

<span>Тодд Маликоат, он же Stuntdubl, оказался в мире SEO и интернет-маркетинга еще в начале 2001 года, и, поверьте, кое-что в этом понимает</span>
Тодд Маликоат, он же Stuntdubl, оказался в мире SEO и интернет-маркетинга еще в начале 2001 года, и, поверьте, кое-что в этом понимает

Тодд обладает богатейшим опытом в интернет-продвижении, занимал руководящие позиции в маркетинговых отделах крупных компаний, был совладельцем FishingCharters.com и CollegeDegree.com. Ныне он является известным независимым консультантом по поисковому маркетингу и часто выступает на интерактивных и поисковых маркетинговых мероприятиях. На одном из недавних выступлений он презентовал результаты своего исследования, где показал, что SEO до сих пор остается самым востребованным способом продвижения.

<span>Распределение предпочтений методов продвижения сайта в сфере B2B и B2C</span>
Распределение предпочтений методов продвижения сайта в сфере B2B и B2C

Высокий спрос, как известно, рождает предложение. Количество агентств и свободных специалистов год от года нарастает. Выбор подрядчика в данной сфере очень сложен, поскольку на рынке большое количество некомпетентных специалистов. Усложняет ситуацию еще и то, что в SEO всегда сильно отсрочен результат. Эффект от этой работы можно ощутить не ранее, чем через полгода после ее начала. Сами по себе технические тонкости довольно сложны для понимания людей, не имеющих отношение к интернет-маркетингу. Таким образом, на то, чтобы распознать плохого специалиста, может уйти много времени.

Как не потерять время при использовании SEO-услуг? Как распознать некомпетентных исполнителей прямо на старте и найти подрядчика, которому можно доверить свой бизнес?

Немножко истории

В далеком 2000 году в рунете насчитывалось всего несколько десятков тысяч сайтов, и тогда в нашей стране появилась услуга поисковой оптимизации. Напомним, что Яндекс.Директ к тому времени тоже существовал и гораздо дешевле, чем сегодня, предлагал контекстную рекламу. Но сеошники предложили рынку еще более экономически выгодный способ продвинутся в ТОП поисковиков. Принципы их работы были не такими умными, как сегодня, и SEO-специалисты очень успешно справлялись со своими задачами. Услуга быстро набирала популярность, делая привлекательной и профессию оптимизатора, в которую приходило все больше и больше людей.

Количество агентств разрасталось, а вот качество услуг падало. Возникли компании, поставившие услуги на поток, работая по низким ценам и с минимальной отдачей. Механизмы же ранжирования регулярно усложнялись, ранее эффективные приемы оптимизации теряли свою актуальность. Многие специалисты не успевали на это реагировать, продолжали манипулировать и пытаться обманывать поисковые системы, а порой и клиентов.

<span>Типичные признаки SEO-мошенников</span>
Типичные признаки SEO-мошенников

Данная тенденция не исчерпала себя и сегодня. На рынке очень много посредственных сеошников, которые желают поколдовать над вашим сайтом, получив за это плату от вас.

Такое SEO нам не нужно

Для того чтобы отличать seo-колдовство от обоснованных и эффективных мер, направленных на выведение вашего интернет-ресурса в топ поисковой выдачи, следует твердо запомнить несколько процедур, которые сегодня лишены всякой целесообразности, но продолжают широко применяться среди непрофессионалов.

Накрутка поведенческих факторов

Сегодня это, пожалуй, один из самых опасных черных приемов SEO-манипуляторов. Обнаружение поисковыми роботами факта накрутки грозит годовым баном от Яндекс без права реабилитации.

<span>Сообщение о нарушении, связанном с имитацией действий пользователей</span>
Сообщение о нарушении, связанном с имитацией действий пользователей

Стоит заметить, что механизмы накруток бывают очень хорошо реализованы. К вам на сайт могут под разными предлогами зазываться реальные люди. Их могут просить оценить функционал, полистать страницы и выполнить другие действия, которые будут свидетельствовать о пользовательской активности. Однако нейронные сети сегодня распознают самые виртуозные способы эмуляции реальных действий юзеров.

Строго говоря, это не так уж и сложно. Высокий кратковременный всплеск активности легко распознаваем с помощью систем аналитики. Как вы понимаете, доступ к такой аналитике есть и у роботов.

<span>Налицо факт накрутки переходов на сайт</span>
Налицо факт накрутки переходов на сайт

Массовые закупки ссылок на биржах

Активная борьба поисковых систем со ссылочным спамом ведется уже несколько лет. Такие алгоритмы как Penguin от Google и «Минусинск» от Яндекс стали огромной проблемой для любителей закупать ссылки на биржах. С момента их выхода бездумное наращивание ссылочной массы стало одной из кратчайших дорог, ведущих под фильтры поисковых систем. Времена, когда обращение с обратными ссылками велось как попало давно прошли. Сегодня это требует предельной выборки и размещения по хорошо продуманным схемам.

Если ваш подрядчик упоминает о возможностях закупки ссылок на биржах, то к этому следует отнестись очень осторожно. Необходимо тут же выяснить, какие объемы ссылочной массы они собираются нарастить, какие используют способы проверки доноров и т.д. Если будет упомянуто про автоматическое размещение, то это серьезный повод насторожиться. Для подавляющего большинства таких случаев попадание под фильтр – вопрос времени.

<span>Хронология алгоритмов ранжирования Яндекс</span>
Хронология алгоритмов ранжирования Яндекс

Впоследствии все усилия SEO-специалистов будут направлены на выход из-под фильтра, а продвижение отложится в долгий ящик. При этом далекий от технических тонкостей заказчик может получить отчет о плановых работах, который будет включать пункты об исправлении ошибок самих же работников.

Справедливости ради требуется заметить, что полный отказ от ссылок — это часто неоправданная перестраховка. Внешний ссылочный профиль все еще является важным фактором ранжирования, но манипуляций с бэклинками быть не должно.

Естественная ссылочная масса нарабатывается с помощью белого линкбилдинга, который требует комплексной работы, включающей:

  • размещение бэклинков в качественном и полезном контенте;
  • проверку сайтов-доноров;
  • использование стратегий, когда продумывается оптимальное соотношение анкорных и безанкорных ссылок, используются крауд-линки и сигналы из соцсетей.

Продвижение по позициям

Вывод в ТОП-3, 5 или хотя бы 10 продолжает оставаться основной задачей оптимизаторов. Этого, собственно, постоянно и требуют заказчики. Но если последние имеют право на неосведомленность, то SEO-специалист сегодня должен понимать, что продвижение по позициям – стратегия не самая жизнеспособная. Почему? Если кратко, то это дорого, долго и вовсе не гарантирует конвертацию трафика в доход.

В приоритете должна быть комплексная работа по продвижению с ориентацией на широкое семантическое ядро. Не нужно зацикливаться на паре десятков высокочастотных запросов. Следует более активно работать по средне- и низкочастотным запросам, уделив особое внимание именно последним. Причин тут, как минимум, две:

  1. Во-первых, это следует из того, что пользовательские запросы все чаще становятся более развернутыми. Классические сеошные запросы сильно просели по коммерческой эффективности, а продвигаться по ним, как и раньше, очень сложно.
  2. Во-вторых, алгоритмы поисковых систем стали больше ориентироваться на персонализированную выдачу. То есть, когда выдача ранжируется не только исходя из релевантности запросу, но и с учетом многих других факторов, например, истории действий пользователя, его интересов и т.п. А это означает, что одинаковые запросы у разных людей формируют разные выдачи. Оказавшись в ТОПе, вы все равно всех не охватите.
<span>Пример персонализированной выдачи</span>
Пример персонализированной выдачи

Конечно, утверждать, что продвижение по позициям исчерпало себя нельзя. Эта стратегия дает результаты, но если она в абсолютном приоритете, то, до известной степени, это является профессиональным моветоном.

Гарантии быстрых результатов

Первым и самым очевидным свидетельством сомнительных компетенций специалистов в области SEO служат гарантии быстрого результата. Нередко можно наткнуться на «профессионалов», которые, буквально, за 1-2 месяца обещают вывести сайт в ТОП. Если этого и можно добиться, то только черными методами, о которых мы писали выше. Поэтому после такого головокружения от успехов, вероятнее всего, вас будет ждать падение в бан.

Почему же гарантий быть не может и это нормально? Дело тут не в сомнительности самой методологии SEO, а в принципах работы поисковых систем и в многогранной специфике оптимизации. Например, в случае с молодыми сайтами, поисковики намеренно ограничивают их видимость в выдаче. Естественный органический трафик начинает поступать на сайт без всяких ограничений только спустя несколько месяцев. Точные временные показатели назвать сложно, у Google этот период занимает 9-12 месяцев, у Яндекса где-то вдвое быстрее.

<span>Примерное время продвижения сайта в поисковиках</span>
Примерное время продвижения сайта в поисковиках

Это не означает, что SEO не нужно начинать сразу после запуска сайта. Напротив, сайт должен быть максимально подготовлен к тому, когда поисковики предоставят ему равноправные шансы с остальными сайтами получить внимание пользователей.

Если говорить о возрастных сайтах, то и тут мгновенная отдача от оптимизации невозможна. Для качественной оптимизации требуется много времени, которое уходит на:

  • анализ ЦА;
  • поисковый аудит;
  • исправление обнаруженных ошибок;
  • сборку или актуализацию семантического ядра.

А также большого количества других моментов. Только на стартовые мероприятия уходит 1-2 месяца. Также требуется дождаться переиндексации – процесса, в ходе которого поисковые роботы учтут все внесенные изменения, и они вступят в силу.

Преимущество долгого запрягания SEO заключается в его долгом действии, причем без повышения расходов.

Результатом качественной оптимизации служит стабильное удержание сайта на высоких позициях в выдаче на протяжении долгого времени. Причем объем работ со временем не вырастает, а потому тратить больше денег не придется. Более того, даже полностью прекратив работу над оптимизацией сайта, он еще довольно долго может оставаться на первой странице поиска.

Резюме

Обобщая все вышеописанные признаки сомнительных специалистов, предлагаем вам список маркеров, которые помогут понять, что с вами работают настоящие профессионалы:

  • Только белый линкбилдинг. Аккуратная работа с внешними ссылками, никаких массовых закупок с авторазмещением.
  • Никаких накруток. Накрутки – путь к бану.
  • Без обещаний результатов ранее, чем через полгода. Возраст и текущее положение сайта определяет время достижения первых результатов. Первые сдвиги возможны и через 3 месяца, но уверенный рост начинается не ранее, чем через полгода.
  • Погоня за позициями не в приоритете. Комплексная работа с широким ядром имеет преимущество перед попаданием в ТОП по ВЧ-запросам.
  • Сайт продвигается по конкретным KPI. Комплексный рост ключевых метрик, более эффективен, чем ТОП-1 по паре запросов.
<span>Признаки </span><a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fadviana.ru%2F&postId=141358" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">компетентного агентства</a><span> в области SEO</span>
Признаки компетентного агентства в области SEO

Заключение

Кто бы что не говорил, а SEO бессмертно, пока живы поисковые сети. При всей стремительности развития технологий представить исчезновение последних довольно затруднительно. Даже телепатический запрос, если до такого дойдет, в будущем все равно будет обрабатываться поисковиком а, значит, будет и SEO.

Если кто-то и должен умереть, то есть, простите, уйти с рынка, так это специалисты, которые не желают или не умеют развиваться и оставаться эффективными в регулярно меняющейся и совершенствующейся среде.

Будьте внимательны при доверии продвижения своего бизнеса в интернете. Умейте отличать профессионалов от жуликов в этой области, иначе ваш бизнес может уйти с рынка раньше, чем они.

44
3 комментария

"Строго говоря, это не так уж и сложно. Высокий кратковременный всплеск активности легко распознаваем с помощью систем аналитики"

так бывает, когда "настоящие прахфисианалы" (ТМ) пишут о том в чем не смыслят

про пингвин отдельно доставило )) а вы правда думаете что он прилетает из-за бирж? или для вас любой фильтр - пингвин?

2
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Читаю множество статей по SEO и мнений у авторов много. Я тоже придерживаюсь мнения, что SEO будет актуально всегда. Согласен и по поводу того, что компаниям по продвижению следует развиваться — это бесспорно. К примеру, сервис zenlink, у которого я закупаю ссылки, следит за всеми изменениями в этой сфере. До этого пользовался услугами linkbuilder и не в полной мере был доволен тем результатом, что был. 

Ответить