Seo специалист или не специалист? А может, даже не seo?

Всем привет! Меня зовут Иван, я руководитель студии продвижения сайтов Beup. Сегодня хотел бы поделиться своим видением российского рынка найма. После нескольких лет управления я успел отметить закономерности и даже выделить определенные типы кандидатов. Эта информация пригодится всем.

Seo специалист или не специалист? А может, даже не seo?

Если вы не сильны в найме, но при этом не хотите платить HR специалисту (потому что это очевидно дорогое удовольствие) — читайте и сохраняйте статью, здесь будут полезные советы и приемы, которые мне бы очень пригодились в свое время.

Недавно, кстати, вышла другая моя статья, где подробно рассказал об этапах найма: от составления вакансии до введения специалиста в работу. Читайте по ссылке

Содержание статьи

1) Почему сеошники важны и как они влияют на ваш доход?

2) Как мы нанимали seo специалистов?

3) Что сейчас в целом происходит на рынке найма seo специалистов?

4) Какие я вижу общие тенденции на рынке сеошников?

5) Какие выводы я сделал для себя?

Почему сеошники важны и как они влияют на ваш доход?

По данным сайта spravker.ru в Москве более 5000 компаний, которые так или иначе связаны с продвижением сайтов

На мой взгляд, цель существования студий продвижения сайтов довольно проста — увеличивать целевую посещаемость клиентских сайтов. Круто, если это еще и увеличивает продажи, но давайте пока остановимся на малом.

Чтобы давать крутой результат, необходимо несколько важных ингредиентов. Самый главный — правильный seo специалист, выбор правильного сеошника дает около 40%-50% результата по проекту.

Остальные составляющие результата я показал на схеме:

Seo специалист или не специалист? А может, даже не seo?

Пока ваша студия маленькая, вы вынуждены исключить команду поддержки, организацию работы и правильного клиента.

И в итоге остаетесь вы — человек, который работает за себя и за того парня — тянете 3 роли account, sales, pm сразу + ваш сеошник. И в такой комбинации, вдвоем (дай бог втроем) от сеошника зависит уже 80% всего успеха, потому что вы либо хорошо ведете клиента и продаете, либо организовываете производственную часть работы.

За очень редкими исключениями вы имеете талант во всем.

Seo специалист или не специалист? А может, даже не seo?

Как мы нанимали seo специалистов?

Первого сеошника мы наняли в 2020 году через объявление на fl.ru. Я искал главным образом контент-менеджера, который хочет разобраться в seo и стать специалистом, а не чистого сеошника. Наша ключевая задача была обновлять контент сайта, сео на тот момент было второстепенным. Но мы понимали, что клиенту в любом случае важно увеличивать посещаемость. Так в нашей команде появился первый специалист с навыками sео (хотя, мы потратили какое-то время на его дополнительное обучение деталям).

Второго специалиста подключили только через пол года, тоже с прицелом на обучение. В этот раз мы потратили гораздо больше времени. Он не имел даже представления о seo, но сильно увлекался компьютерами. На этой почве мы нашли общий язык и начали вместе разбираться.

Наша основная стратегия была не найти идеальных профессиональных сеошников, а обучить людей под себя. Получился некий Skillbox локального пошива с практикой и зарплатой. И это сработало очень хорошо.

  • Во-первых, нам не приходилось заново переучивать специалистов своим принципам работы (а это иногда бывает сложнее, чем научить с нуля).
  • Во-вторых, обучая, я сам погружался в это направление глубже и начал лучше его понимать. Т.е. мы подключали не seo специалистов, а тех, кто хочет разобраться в этом и получить новую профессию.

Удача — тоже часть процесса

Теперь перемещаемся в 2022 год. В это время у нас уже было 10 постоянных проектов на seo продвижении. Все знания мы черпали со стороны — смотрели курсы Маркина, Шакина и применяли знания на практике.

На некоторых сайтах наши действия срабатывали и клиенты продолжали с нами работать. Остальные проекты отваливались из-за не самого удачного сотрудничества. Да, мы порой также, как и все, получали гневливые и недовольные комментарии, звонки и сообщения. В тот момент мы старались делать фокус на удержании постоянных клиентов, а не поиске новых.

Для этого требовались знающие люди, специалисты с хорошим багажом опыта и практическими навыками. Обычной теории с курсов уже не хватало и мы это понимали.

Сильные, состоявшиеся специалисты к нам бы просто не пошли — учиться у нас было нечему, да и обеспечить достойный их навыкам уровень оплаты мы не могли. И мы решили искать джунов, которые уже пару лет поработали с сайтами и более менее знали как действовать.

Тогда я первый раз разместил вакансию на HH.RU и по приколу скинул ее на https://searchengines.guru/. По чудесной случайности к нам постучался специалист Андрей Кузнецов с огромным опытом (сейчас он наш Head of Seo).

Это и была та самая удача, на которую мы особо не надеялись. Вместе мы разрабатывали внутреннюю систему обучения: регламенты, чек-листы, обучающие видео, совместные созвоны сеошников. И благодаря этому теперь мы можем привлекать спецов более высокого уровня — им есть чему у нас поучиться.

Что я хочу сказать — действуйте, несмотря ни на что. Удача это неотъемлемая часть процесса и поверьте, она к вам постучится, главное не упустить шанс и использовать все предоставленные возможности по-максимуму.

Какая система найма работает в компании сейчас?

Бизнес понемногу развивался и проектов становилось все больше. Если в конце 2023 года 4 seo специалиста вели параллельно 18 проектов, то в августе 2024 года у нас 7 специалистов, которые продвигают 30 сайтов одновременно. Внушительный прогресс, согласитесь?

Время идет, мы развиваемся сами, развиваем компанию.

К сожалению или счастью нам все время не хватает рук: один заболел, другой ушел в отпуск, третий взял отгул. Предугадывая ваши мысли — нет, игрока на фуллтайм на замену пока позволить не можем — идем вплотную. Если можем тянуть 32 проекта, то загружаем компанию только на 30 проектов. Иначе не высвободить бюджет на новых специалистов и рекламу.

Бывали и лучшие времена, когда мы имели стабильно высокий доход, намного превышающий обычные показатели. В этих случаях нанимаю новых специалистов — в нашей компании всем найдется работа, даже новичкам, без дела никто не сидит.

Нанимаем и сразу загружаем проектами, одновременно обучаем каким-то навыкам и деталям. приучаем к нашей культуре. Важно, чтобы каждый ваш новенький быстро адаптировался к потоку задач и коллективу.

Так человек будет чувствовать причастность к проекту, чувствовать свою значимость, а значит будет меньше тревожиться. Мы стараемся сохранить максимально экологичную обстановку для каждого и вам советуем следовать этой стратегии.

Что сейчас в целом происходит на рынке найма seo специалистов?

HeadHunter в ответ на запрос вакансии seo специалиста рисует цифру 14 596 — столько резюме есть на площадке. Я сейчас беру только HH.RU. Здесь мы с вами будем использовать индуктивный подход — от частного к целому и делать выводы.

Если сейчас начать просматривать все эти резюме, то только первые 10 страниц будут соответствовать вашему запросу о seo специалистах. Остальные — директологи, маркетологи, контент-менеджеры. Реальных seo специалистов не так уж и много. Процентов 15-20 от общего числа резюме.

Как мне кажется, сейчас находить хороших специалистов все сложнее и сложнее с каждым годом. Рынок клиентского seo растет, студии плодятся быстрее со стремительной скоростью, а seo специалистов становится меньше.

Кандидаты фрилансеры

Почти половина из всех откликнувшихся на ваш запрос — это частные специалисты, которые хотят не в штат, а на проектную работу. Либо это вообще студии под прикрытием, такое тоже бывает довольно часто (несмотря на нестандартный подход, таким образом люди умудряются найти себе клиентов на HH.RU).

То есть вы размещаете вакансию специалиста в штат, приходит отклик с предложением поработать в аутстаф формате и вы соглашаетесь. История невероятная, но бывает и такое.

Кандидаты без энтузиазма

Отдельный тип людей на HeadHunter — кандидаты без фотографий, резюме и сопроводительного письма. В последнее время таких откликов стало гораздо больше. Я даже подозреваю, что у меня стоит какой-то блокировщик, кто знает.

/скрин/

Другая догадка — специалистов мало, а студий много. Поэтому сейчас вообще не запариваемся по поиску работу. Генерируем резюме нейросетей, заливаем — получаем оклад 150.000/месяц и берем Chery Tiggo 7 PRO MAX в кредит.

Кандидаты, которым хочется сделать оффер (предложение)

И получить заветное “ДА”. Это те самые люди с нормальными фотками и “релевантным опытом”, как многие любят писать в отклике.

/скрин/

Обычно таким я сразу звоню и знакомлюсь, даже если резюме не особо проходит по опыту. Запомните простую вещь — резюме не всегда отражает то, что есть на самом деле. Среди таких “неподходящих” резюме я часто нахожу лучших сотрудников, которые еще и работают в штате.

Есть сопроводительное письмо, сделанное под вашу вакансию — отлично, человек реально изучил вакансию. Я таким звоню и вам советую.

Какие я вижу общие тенденции на рынке сеошников?

За пару лет управления компанией и найма специалистов у меня успел сложиться некий образ рынка seo специалистов. Его можно разбить на основные характеристики динамики рынка. Но это, конечно, весьма субъективное мнение, как игрока, который пока стоит в сторонке и наблюдает.

Нет стандартов

На рынке seo специалистов нет стандартов выполнения задач, аналитики или целевых показателей. Для каждой компании или даже специалиста они свои. Кто-то называет себя сеньором, потому что работает в Seo уже 10 лет — но стоит начать задавать вопросы такому кандидату, так не получаешь ни одного адекватного ответа.

Выясняется, что специалист все 10 лет собирал семантические ядра, даже не вникая в процесс или продвигал сайты по Маркину. А может просто сидел на месте и не узнавал ничего нового — как продвигал 5 лет назад, так и продолжает продвигать.

Другая проблема в том, что работодатели тоже не в теме. Они нанимают таких “сеньоров” за хорошие деньги и все довольны. Отсюда большой разрыв между зарплатами и реальными компетенциями специалистов.

Новичков много, реальных сеошников мало

На рынке очень много начинающих спецов, которые прошли Skillbox или Нетологию. Они даже сайты не понюхали, но в целом готовы к бою. Среди них можно найти ребят с хорошим потенциалом — они все мотивированы идеей удаленной работы.

Однако большинство не понимает, что такое seo. Они себя позиционируют, скорее, как будущих специалистов по маркетингу. И тут высока вероятность, что ковыряние в семантике им не зайдет. После базовых курсов у людей к сожалению вообще нет представления о факторах, которые влияют на посещаемость.

“Видимо от “юзабилити” зависит или чего-то еще” — я часто получаю подобные ответы на собеседованиях.

Многие новички хотят в seo, потому что вдохновились Шакиным или другими лидерами мнений в отрасли. Их желания направлены на одиночную работу с бурж проектами с хорошим заработком и путешествиями по миру. Мало тех, кто мечтает попасть в топовые seo студии РФ, а соискатели в рынке не разбираются. Я провел больше 300 собеседований и только 10% смогли назвать топовые seo компании. Остальные не были в курсе.

У начинающих специалистов нет понятного образа работы сеошника, нет конкретных примеров от топовых компаний, как это есть в IT сегменте кастомной разработки. Поэтому у начинающих специалистов нет понимания принципов развития и карьерного роста в seo. Это проблема рынка в целом и в частности, каждой seo студии, на мой взгляд. И думаю мы способны это изменить.

Существуют реальные крутые спецы

На счет этой группы мне особо нечего сказать — не наш уровень, к сожалению. У нас такие специалисты работать с большей вероятностью не будут, мы не можем дать соответствующие их уровню условия.

Я вообще думаю, что половина из них на бурже работает, а другая половина тимлидами в студиях, так как именно их не хватает сейчас. Крутых спецов сразу разбирают на тимлидов, а нам остается обучать под себя новеньких или разбираться самим (думаю сами понимаете, почему варианта “довольствоваться, чем есть” здесь нет).

Если сеньор не хочет быть тимлидом — он набирает клиентов и живет чудесно вне найма.

Тут, кстати, очень интересно услышать мнение сеньоров и то, как вы видите картину со своей колокольни. Ало! Сеньоры, откликнитесь в комментариях — давайте немного поболтаем.

Какие выводы я сделал для себя?

В моем понимании, рынок seo будет расти — клиентов будет все больше и больше, как и сеошников. Но на данный момент между клиентом и исполнителем большая пропасть в восприятии услуги, которую нужно стремиться сокращать.

Сейчас очень не хватает какой-нибудь медиа кампании, которая бы развеивала мифы о неэффективности seo и массово обучала людей. Но сначала нам с вами необходимо выработать стандарты.

Я действую следующим образом:

  • Нанимаю энтузиастов уровня junior c хвостиком

Тут самое главное, чтобы спец имел опыт в контент-менеджменте, т.е. знал админки. И желательно, чтобы ранее занимался этим в какой-нибудь студии, где его заваливали работой по оптимизации вперемешку с контентом, а он задавал вопросы, как, что и зачем делается и стремительно набирался опыта в seo.

Есть целый сегмент спецов, которые сначала наполняли сайты, а потом выросли в сеошников. Это можно отнести к органическому росту в профессии, потому что seo специалист должен знать, что “под капотом” и уметь ковырнуть сам или объяснить другим, как именно ковырнуть. Еще бывает такое, что я встречаю людей, которые сеошниками никогда не работали, но продвигают свои собственные сайты с целью монетизации. Они еще и сами сайты разрабатывают, а значит и к контенту относятся очень внимательно.

И контент-менеджеры и спецы, которые свои сайты качают — самоучки. Они в итоге приходят к выводу, что знаний нахватались по верхушкам, но цельной системы нет. И тянутся в студии за опытом. Я обожаю такую мотивацию — они хотят учиться и поглощают все знания, как губки. Отношусь к таким людям с огромным уважением и именно таких спецов беру к себе в команду.

  • Выстраиваю внутреннюю систему и культуру обучения

Я обязательно занимаюсь разработкой своих регламентов, методик и чек-листов. Моя гипотеза в предыдущем блоке состоит в том, что на рынке нет стандартов, а в вашей студии должны быть.

И тут речь не только про то, как делать метаданные или проводить технический аудит. В первую очередь нужно сформировать понимание, что включает в себя работа сеошника. На рынке это понимание сильно искажено, есть мнение, что seo это все, что касается сайта — общение с клиентами, подготовка тз, продажи и что угодно, кроме реального seo.

В нашей компании сеошники — чисто аналитики, которые копают проект, придумывают стратегию продвижения сайта, пилят ТЗ другим спецам и анализируют динамику. Придумал — попробовал, покрутил и так далее. Не нужно общаться с клиентом или что-то согласовывать с ним, не нужно контролировать свой график и график других спецов. Спец должен забыть обо всем, кроме проекта — организация лежит полностью на наших плечах.

Если ты шофер, то крути баранку, не нужно играть в кассира, а то в аварию попадешь. Мы отсекли все, что не относится относится к seo, по нашему мнению.

И ребятам это заходит — многие вообще из студий уходят, потому что им нужно защищать свою работу перед клиентом, а они в коммуникациях не бум бум, это для них мучительный груз.

  • Несу свою философию в свет
Seo специалист или не специалист? А может, даже не seo?

Я в предыдущем пункте сказал, что сеошники это тоже люди и они хотят продвигать проекты. Они не хотят огребать от клиентов или работать как конвейер машина, двигая по 15 проектов. Нельзя забывать, что сеошники, это не организаторы-стратеги от бога, у них мышление инженеров-проектировщиков. Они круто отвечают на вопрос “что делать”, но на вопрос “как делать” лучше ответить вам, в конкретном случае, это моя роль.

Для этого нужна хорошая CRM система и правильная работа тимлида. У нас тимлид планирует загруз и раскидывает проекты по календарю. Вы хоть раз спрашивали технического специалиста за сроки? А теперь представьте, что вы бросили его 1 на 1 со всеми проектами и ему нужно самоорганизоваться. Это ужасный стресс для специалиста и плохой результат для проекта.

И я хочу нести свою позицию в массы!

Один из слоганов нашей компании — ПДА!

Планируйте, декомпозируйте и актуализируйте задачи.

Представьте, что seo — это IT с бэклогом, канбан доской и кучей модных штук. А ваши сеошники — это прогеры, у которых есть время вникнуть, дайте им чутка больше времени, чем нужно на задачу. Что я хочу всем этим сказать — давайте относится серьезно к профессии seo специалиста.

Подписывайтесь на мой Telegram канал

44
8 комментариев

SEO-специалист = специалист по аналитическому поисковому маркетингу. Сейчас мало того что было раньше и специалистам нужно меняться.

2
Ответить

Согласен с вами.

Добавлю, что сначала Seo специалист становится аналитиком - т.е. учится выводить закономерности из конкурентов.

А потом добавляет к аналитике немного маркетинга. Т.е. добавляет к выводам относительно конкурентов свой опыт в работе с поведением пользователей внутри сайта.

Ответить

Многа букаф. В середине текста я забыла, с чего всё началось, а дальше уплыла, подхваченная потоком.

1
Ответить

Рекомендую эту статью https://vc.ru/life/1460937-nanimaem-seo-specialista-ot-a-do-ya-sostavlenie-vakansii-podbor-kandidatov-adaptaciya-novichka - тут застрянете в потоке надолго)

Ответить

Вы забыли упомянуть про арбитраж) Сильные и умеющие в самостоятельность seo спецы уходят туда, так как там безграничный потолок дохода (правда этот потолок может иногда протекать))), который зависит исключительно от навыков самого специалиста. Я знаю примеры сеошников которые в одиночку без команды зарабатывают по 10-20 тыс $ в арбитраже, это не секретная информация. Там то и проявляется - на самом деле сеошник сильный или нет)
По поводу тезиса - что половина сильных спецов работает под бурж. Под бурж работают те, кто умеет продвигать под гугл, а это совсем иной подход и иной уровень знаний, гугл сложнее чем яндекс, для продвижения под гугл нужно делать качественный контент, а не просто купить жменьку пэ эф, смотреть как позиции прут в небеса и кричать "славься великий яндекс!". К тому же в России очень мало клиентов заинтересованы в продвижении под гугл, поэтому набраться по настоящему крутого опыта в буржэ сложно.
По поводу HR, хорошего сеошника легко определить за первые пару минут разговора на собеседовании. У него хорошие софт скилы, на любой вопрос он может привести аргументацию, примеры, кейсы. Он знает, что в продвижении первично, курица или яицо, позиции или лиды. Стратегическое мышление, умение быстро находить точки роста для любого проекта в любой тематике, знание любых инструментов, необходимых для продвижения, актуальность знаний и ещё 1001 мелочь. Можно задать человеку 2-3 открытых вопроса на порассуждать и поискать решение и сразу станет понятно, кто перед тобой - мидл, сеньор, граф или князь.
На самом деле очень много тезисов в статье, с которыми можно спорить. Но стоит ли. У вас вполне рабочий подход, почему бы ему не следовать дальше.

1
Ответить

Алексей, спасибо за подробный фидбек!

Да, вы правы на счет арбитража - это довольно крупный кластер специалистов, которых я не рассмотрел.

Касательно оценки специалиста. Согласен с вами - обычно с первых вопросов понятен уровень специалиста. И в этом кроется проблема, по-момему мнению.

На рынке много джунов, мало мидлов, сколько-то сеньйоров. Сеньйоров мы не рассматриваем, а мидлы часто маскируются под ждунов. И для нас решающим фактором становится обучаемость кандидата.

Т.е. берем перспективного джуна и обучаем. А сеньйоров разбирают более крупные студии.

Ответить

ой, давайте честно - да насрать компаниям на "опытных и самостоятельных")) Всем подавай 1-2 год и "шоб заточить мы могли под себя") Ну и 2000 откликов на вакансию - переводит отбор в клоунаду)) Вы как-то оптимистично смотрите на ситуацию на рынке SEO - он никак не может расти - подумайте о маркетплейсах и директе)) И сравните с ситуацией в 2012-м году, например)) Сейчас рынок SEO - это просто "подъедание" бюджетов за директом))

Ответить