SEO и закон: какая юридическая информация должна быть на сайте интернет-магазина

Делимся списком обязательных документов и юридической информации для интернет-магазинов и анализируем, влияют ли они на ранжирование сайтов в поисковых системах.

Рис.1. Обязательные юридические документы для интернет-магазинов.
Рис.1. Обязательные юридические документы для интернет-магазинов.

Отсутствие обязательных документов и информации на сайте может привести к юридической ответственности и потере доверия клиентов. Прочитав статью, вы узнаете, как избежать правовых рисков и улучшить видимость сайта в выдаче.

В конце статьи доступен чек-лист для владельцев интернет-магазинов (далее — ИМ). С его помощью вы сможете проверить, есть ли на вашем сайте необходимая информация.

Для справки: ранжирование — процесс определения порядка отображения результатов поиска в соответствии с запросом пользователя. В этом процессе поисковые алгоритмы оценивают релевантность и качество страниц сайта, чтобы определить, какие из них будут показаны выше в результатах поиска, а какие ниже. Чтобы предоставить пользователям наиболее релевантные и полезные результаты, ранжирование учитывает множество факторов: ключевые слова, качество контента, авторитетность сайта, коммерческие и поведенческие факторы и другие сигналы.

В одной из предыдущих статей мы рассказали про обязательные юридические сведения для всех типов сайтов. Здесь же мы говорим о дополнительных требованиях именно для сайтов интернет-магазинов.

Итак, если вы владелец или администратор ИМ и нарушать закон не планируете, удостоверьтесь, что на вашем сайте опубликованы следующие данные.

Сведения о продавце (реквизиты)

Что говорит закон:

Юридические лица, зарегистрированные в РФ и продающие товары через интернет на территории страны, должны указывать на сайте:

  • полное фирменное наименование;
  • основной государственный регистрационный номер;
  • адрес и местонахождение;
  • адрес электронной почты и (или) номер телефона.

Индивидуальные предприниматели — владельцы интернет-магазинов — обязаны указывать на сайте:

  • фамилию, имя, отчество (если есть);
  • основной государственный регистрационный номер;
  • адрес электронной почты и (или) номер телефона.

Эти требования содержатся в Постановлении Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. N 2463, которое регулирует Правила дистанционного способа продажи товара по договору розничной купли-продажи.

Как информация влияет на ранжирование:

Сведения о продавце относятся к E-E-A-T-факторам ранжирования*: они влияют на доверие пользователей, а для поисковых роботов являются свидетельством легитимности бизнеса. Это, в свою очередь, может оказать влияние на видимость в поисковых системах.

Для справки: Е-Е-А-Т (Experience, Expertise, Authoritativeness, Trustworthiness) — это аббревиатура, используемая Google для обозначения экспертизы, авторитетности и надежности контента. Эти факторы играют важную роль в оценке качества страницы в результатах поиска. Google учитывает уровень опыта и экспертизы авторов, авторитетность сайта и его надежность при ранжировании страниц сайтов тематики YMYL. Подробнее про YMYL и Е-Е-А-Т в Инструкции для асессоров Google или в нашем видео на Youtube, Rutube или VK.

Оферта

Что говорит закон:

Оферта — документ, который обязательно должен быть на сайте интернет-магазина.

Оферта содержит:

  • основные условия предложения товаров;
  • правила и условия сделки между покупателем и продавцом;
  • срок, в течение которого действует предложение о заключении договора.
Рис.2. Пример: скриншот с сайта https://www.mvideo.ru/oferta
Рис.2. Пример: скриншот с сайта https://www.mvideo.ru/oferta

Размещение оферты обеспечивает прозрачность онлайн-покупок и служит основой для урегулирования споров и (или) недоразумений между продавцом и покупателем.

Как информация влияет на ранжирование:

Сама по себе оферта не является прямым фактором ранжирования, но ее наличие и содержание положительно влияют на пользовательский опыт и помогут решить спорные вопросы с клиентами.

Информация об основных потребительских свойствах товара

Что говорит закон:

Эти сведения нужно размещать на сайте интернет-магазина по требованиям статьи 26.1 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей».

Информация об основных потребительских свойствах товара — это описание ключевых характеристик продукта. На их основе клиент принимает решение о покупке.

К ключевым характеристикам относятся размеры, вес, материал, функциональные возможности, состав и другие особенности, если они влияют на выбор и использование товара.

Рис.3. Скриншот с сайта https://www.wildberries.ru/catalog/106599797/detail.aspx (пример заполнения карточки).
Рис.3. Скриншот с сайта https://www.wildberries.ru/catalog/106599797/detail.aspx (пример заполнения карточки).

Как информация влияет на ранжирование:

Для SEO заполненные разделы «Характеристики» и «Описание» в карточке товара являются коммерческими факторами ранжирования* и играют важную роль для продвижения в поисковых системах. Эти сведения улучшают контент страницы, делают ее информативной и повышают релевантность для поисковых запросов пользователей.

Описание товара должно быть хорошо структурировано, содержать ключевые слова и уникальный контент. В характеристиках стоит прописать важные свойства товара. Чем качественнее будут заполнены эти разделы, тем больше вероятность повысить видимость сайта в поисковой выдаче.

Для справки: коммерческие факторы ранжирования — это факторы, которые поисковая система учитывает при формировании результатов поисковой выдачи по коммерческим запросам пользователей (купить, заказать, цена и т. п.). Такие показатели помогают оценить, насколько сайт удобен для пользователя, который хочет выбрать и купить товар или услугу. Подробнее про коммерческие факторы в нашем видео на Youtube, Rutube или VK.

Информация о месте изготовления товара

Что говорит закон:

Эти сведения также обязательны для размещения на сайте интернет-магазина.

Покупатели часто предпочитают продукцию из определенных стран, считая ее более качественной и экологичной. Наличие сведений о месте изготовления на странице карточки товара способствует повышению доверия пользователей, помогает им принимать обоснованные решения о покупке.

Как информация влияет на ранжирование:

С точки зрения SEO, указание места изготовления товара в совокупности с другими сведениями из блоков Описание и Характеристики товара является коммерческим фактором ранжирования.

Рис.4. Скриншот с сайта https://zarina.ru/catalog/product/4226198301-61/ 
Рис.4. Скриншот с сайта https://zarina.ru/catalog/product/4226198301-61/ 

Цена товара

Что говорит закон:

Требование о необходимости указывать цену на сайте интернет-магазина содержится в статьях 10, 26.1 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей».

Как информация влияет на ранжирование:

Указание цены на сайте — важный коммерческий фактор. Информация о стоимости продукции помогает страницам с карточками товаров лучше ранжироваться по поисковым запросам с ключами «цена», «стоимость», «купить». Сами пользователи также ожидают увидеть стоимость товара на сайте. Это упрощает принятие решения и улучшает клиентский опыт.

Страницы без указания стоимости обычно имеют плохую видимость. Поисковые системы считают, что отсутствие этой информации создает покупателям неудобства при выборе товара. Если цены на сайте нет, придется уточнять данные по телефону, заполнять форму обратной связи и т. п.

На практике многие SEO-специалисты сталкиваются с тем, что клиенты по разным причинам не хотят указывать цену в карточке товара. А это мешает продвижению сайта.

Рис.5. Скриншот с сайта https://allegrosoft.ru/catalog/printer-etiketok-hprt-sl32-ethernet 
Рис.5. Скриншот с сайта https://allegrosoft.ru/catalog/printer-etiketok-hprt-sl32-ethernet 

Требования закона — еще один аргумент, который поможет убедить заказчика в том, что в карточке товара обязательно должна быть указана цена.

Условия доставки товара

Что говорит закон:

В соответствии со статьей 26.1 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», на сайте интернет-магазина нужно размещать информацию об условиях доставки заказанных товаров.

Отсутствие информации о способах, дате и времени доставки или недостаточно четкие условия могут вызвать недовольство покупателей. Особенно если они столкнутся с неожиданными ограничениями или дополнительными расходами в процессе получения товара.

Подробные и понятные правила доставки помогают снизить вероятность недопониманий и конфликтов с клиентами.

Как информация влияет на ранжирование:

Для SEO условия доставки — важный коммерческий фактор ранжирования. Привлекательные и конкурентные условия помогут увеличить количество покупок и снизить число брошенных корзин. Это улучшит показатели конверсии и привлечет больше посетителей на сайт.

Стоит также обратить внимание на более тонкую потребность — возможность выбора дня и времени доставки.

Опция выбора времени доставки демонстрирует заботу магазина о потребностях клиента и может повлиять на решение о покупке.

Рис.6. Скриншот с сайта https://hoff.ru/delivery/
Рис.6. Скриншот с сайта https://hoff.ru/delivery/

Информация о сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке

Что говорит закон:

Сведения о сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке товара также нужно размещать на сайте интернет-магазина.

Рекомендуется указывать условия выполнения гарантийных обязательств и случаи, на которые гарантия не распространяется.

Как информация влияет на ранжирование:

Для SEO такая информация является коммерческим фактором ранжирования. Кроме того, более длительный по сравнению с конкурентами гарантийный срок или срок службы товара может стать преимуществом и привлечь больше клиентов.

Само по себе предоставление гарантийного срока или подтверждение сроков службы укрепляет доверие к интернет-магазину и бренду и способствует повышению лояльности покупателей.

Рис.7. Скриншот с сайта https://ormatek.com/garantiya/
Рис.7. Скриншот с сайта https://ormatek.com/garantiya/

Сведения о порядке оплаты товара

Что говорит закон:

В соответствии со статьей 26.1 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», на сайте интернет-магазина обязательно должны быть размещены сведения о порядке оплаты товара .

При этом юридических требований о том, какую именно информацию об оплате нужно размещать, нет. Однако есть устоявшаяся практика.

  • Вариативность способов оплаты (например, банковские карты, электронные платежи, наличные при получении и т. д.), делает процесс удобным и доступным для разных покупателей.
  • Предоставление подробной информации о комиссиях или дополнительных расходах обеспечивает прозрачность процедуры покупки и формирует доверие пользователей.
  • Информация о безопасности платежей и процедурах обработки убедит клиентов в том, что их финансовые данные защищены. Это особенно важно для борьбы с мошенничеством и обеспечения безопасности онлайн-платежей.

С точки зрения SEO, размещение данных о порядке оплаты товара является коммерческим фактором. Их наличие может позитивно сказаться на результатах ранжирования сайта интернет-магазина.

Рис.8. Скриншот с сайта https://www.onlinetrade.ru/info/payment.html
Рис.8. Скриншот с сайта https://www.onlinetrade.ru/info/payment.html

Сертификаты на товары (если требуются)

Что говорит закон:

Если к товарам применяются стандарты для защиты здоровья, окружающей среды или предотвращения ущерба имуществу, соответствие этим требованиям нужно подтвердить. По закону, интернет-магазин должен в обязательном порядке размещать сертификаты на такую продукцию. Полный перечень товаров доступен в этом документе.

Как информация влияет на ранжирование:

Сертификаты на товары являются важным коммерческим фактором ранжирования, особенно если речь идет о продукции, качество, безопасность и другие характеристики которой требуют подтверждения.

Информация о форме и способах направления претензий

Что говорит закон:

Пункт 21 Правил продажи товаров при дистанционном способе обязывает довести до потребителя информацию о форме и способах направления претензий и разместить эти данные на сайте. Если таких сведений нет, потребитель вправе направить претензию в любой форме и любым способом.

Как информация влияет на ранжирование:

С точки зрения SEO, эта информация не является фактором ранжирования.

Резюмируем

Мы разобрались со списком информации, которую обязательно нужно размещать на сайте интернет-магазина в соответствии с требованиями законодательства. Большая часть из этого списка полезна и для SEO: влияет на ранжирование сайта, повышает доверие пользователей и вероятность покупки.

Чтобы облегчить процесс работы с юридической информацией на сайте, мы создали специальный чек-лист для интернет-магазинов. Используйте его, чтобы проверить свой сайт и внедрить недостающие сведения.

Отметим, что приведенный список не является исчерпывающим. В зависимости от конкретного типа интернет-магазина и его особенностей, законодательные требования могут вырасти.

Если вам потребуется помощь в проведении YMYL-аудита или продвижении сайта с использованием SEO-техник, обращайтесь в Ant-Team.ru! Наша команда готова предложить свои услуги и помочь вам достичь желаемых результатов.

Автор: Анастасия Пономарева, SEO-специалист Ant-Team.ru.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы первыми узнавать о выходе новых материалов. И смотрите наши бесплатные обучающие видео на YouTube, VK и Rutube.

99
4 комментария

полезный контент! Иду проверять свои сайты

2
Ответить

Вы после каждой статьи в этом разделе идете проверять/править свои сайты?
Может, есть смысл пойти на курсы? Д.Шахов недавно возобновил обучение системному продвижению.

1
Ответить