Поведенческая оптимизация: как сделать так, чтобы пользователь зашел на страницу и не вернулся в выдачу

Мы в агентстве оптимизируем поведенческие факторы по 35 пунктам проверки — и чтобы описать их все подробно, нужно публиковать не статью, а электронную книгу. Поэтому поступим так. Вот вам чек-лист со всеми этими пунктами, а несколько из них мы прямо сейчас посмакуем: распишем подробно и с примерами.

Начнем с того, что поведенческие факторы можно разделить на внешние и внутренние.

  • Внешние: СTR сниппета, переход в другую поисковую систему, Last Click и т.д. По этим сигналам поисковая система анализирует поведение пользователей в выдаче и понимает, как им вообще ваш сайт — подходит или лучше что-то другое предлагать на этот запрос.
  • Внутренние: время на странице, глубина просмотра, доскроллы, дочтения и т.д. По этим сигналам поисковая система понимает, насколько полный ответ получил пользователь на вашем сайте — в общем, остался ли он доволен.

Внешние поведенческие факторы: завлекаем пользователя на страницу

Идея такая. Даже если вы просто улучшите сниппеты и на них начнут кликать чаще, ваш сайт поднимется в выдаче.

Между CTR сниппета и средней позицией сайта есть такая корреляция: часто, когда растет одно, растет и другое

Проводим аудит CTR выдачи

На первом шаге нужно определить, у каких страниц самый низкий CTR. Мы это делаем с помощью отчета в Яндекс.Вебмастере: Поисковые запросы → Статистика страниц. Из списка выбираем страницы, которые показываются в ТОП-10, и уже из них — все с низким CTR.

Можно начать с того, что взять в работу 5 страниц, которые показываются в среднем на 6-7 позициях — мы так сделали для интернет-магазина светотехники и увеличили CTR с 0,9-2,9% до 5-11% за первый месяц продвижения, что продвинуло нас в выдаче на несколько позиций.

Улучшаем сниппеты

Страницы с низким CTR отобрали — теперь анализируем, как наши сниппеты смотрятся в конкурентном окружении и за счет чего мы можем их улучшить. На проекте в сфере грузоперевозок, например, мы внедрили несколько изменений:

  • Использовали микроразметку BreadcrumbList для навигационной цепочки;
  • Создали условия для появления быстрых ссылок;
  • Получили значки Яндекса — Яндекс присваивает значки сайтам с высокой степенью вовлеченности и лояльности пользователей, а также трафиком с турбо-страниц. Вот, как выглядят эти значки, а тут — инструкция, как их получить.
  • Составили уникальные, содержательные и соответствующие запросам описания в мета-тегах description — до этого в сниппеты поисковые системы вставляли нерелевантные куски текста со страницы.

Эти изменения помогли нам увеличить CTR с 7% до 15.

Обратите внимание на эмоджи — их можно добавить в title, description и микроразметку хлебных крошек, в поисковых системах такой сниппет выглядит заметнее, а сама правка очень простая, особенно, если вы используете шаблоны меты.

Внутренние поведенческие факторы: удерживаем пользователя на сайте

Бывает, пользователь сразу кликает на несколько сайтов в выдаче и потом переходит с одной вкладки на другую, изучает предложения — это не является угрозой для позиции сайта.

Объявление на vc.ru Отключить рекламу
Транспорт
Фуры и бензин: как российский бизнес учился контролировать водителей и расход топлива
Представьте: вы заказали диван, а вам его не доставили. Все потому, что водителя не узнали на заправке и отказались…

Но если он кликнул на сайт, побывал на нем, а потом вернулся в выдачу — это уже очень плохой сигнал для поисковой системы.

Она его понимает так: пользователь не нашел на этой странице информацию, которую искал по этому запросу. А на другой — там, где провел больше времени, совершил больше ключевых действий и не вернулся в выдачу — нашел. Значит, другая страница более релевантна запросу и нужно поднять ее выше.

Речь именно о странице, а не о сайте

Поисковая система оценивает не сайт, а связь «запрос — посадочная страница». Один и тот же сайт может быть более релевантен одним запросам и менее — другим.

Увеличиваем время просмотра страницы

Один из способов удержать пользователя на странице подольше — это разместить на ней различные интерактивные элементы: калькуляторы, инструменты подбора и сравнения товаров, самый топ — это видеообзор товара или видео с пояснениями по особенностям оказания услуги и т.д.

Заходим в Яндекс.Метрику: Отчеты → Стандартные отчеты → Содержание → Страницы входа. Смотрим, какое время просмотра у продвигаемой страницы и какое — у страниц с интерактивными элементами.

Так, например, на проекте в сфере грузоперевозок мы увидели, что на странице с калькулятором пользователи проводят в 4 раза больше времени, чем на странице услуги, которую нам нужно было продвинуть.

Мы заменили обычную форму с запросом стоимости на форму с калькулятором и за счет этого увеличили время просмотра почти в 3 раза. Да, внедрить калькулятор — это долго и дорого, но затраты разовые, а профит прироста всегда с вами: дополнительный трафик теперь работает на вас каждый месяц.

Увеличиваем глубину просмотра

Наша задача — сделать так, чтобы пользователь за 1 сеанс просматривал больше страниц. С этим отлично справляются кросс-контентные блоки — рекомендации с потенциально интересным контентом.

На том же самом проекте мы на страницу услуги добавили ссылки на кейсы. Это улучшило не только поведенческие метрики и, как следствие, позицию в выдаче, но и коэффициент конверсии: уже реализованные компанией проекты — весомая метрика доверия для тех, кто находится на стадии выбора исполнителя.

Как это провернуть: вводим в поисковую строку «основной запрос site:адрес сайта» и подбираем релевантные информационные страницы для перелинковки. Так мы говорим поисковой системе: «Покажи нам все релевантные страницы по этому запросу только на сайте site.ru». Выдача строится по релевантности, то есть мы получаем в первых строчках самые релевантные страницы, где есть запрос. Они-то и усилят внутренний вес страницы через перелинковку.

Избавляемся от всего, что не работает

Часто, чтобы сделать лучше, достаточно найти и выпилить то, что не работает на результат. В данном случае это может быть контент, который пользователи пролистывают.

Откройте Яндекс.Метрику: Карты → Карта скроллинга и посмотрите:

  • Какие экраны находятся в красной зоне или ближе к ней (здесь сконцентрировано внимание пользователей). Их стоит раскрыть подробнее.
  • Какие экраны находятся в голубой зоне или ближе к ней (здесь пользователи не задерживаются). Их стоит или убрать совсем, или скрыть в отдельную ссылку, по которой можно посмотреть эту информацию.

Но тут есть тонкий момент. Смотрите тепловую карту не по всем пользователям, а только по целевым. Для этого в настройках нужно выбрать интересный вам сегмент аудитории.

Один из вариантов целевого сегмента — те, кто просматривал контакты

Если бы мы этого не сделали, например, на проекте в сфере грузоперевозок, мы посчитали бы, что блок с выполненными проектами важен не более, чем другие блоки на странице — он находится в зоне того же цвета, что и большинство остальных блоков, не считая первых экранов.

Но после того, как мы сузили выборку до целевых пользователей, стало очевидно, насколько важны потенциальным заказчикам кейсы — эта зона почти такого же цвета, как первый экран.

Мы предложили клиенту поднять эту зону выше — чтобы целевые пользователи видели важную для них информацию как можно раньше, а значит, как можно раньше понимали, что на этой странице они найдут ответы на свои вопросы, и не возвращались в выдачу.

Кстати, именно по этой причине мы разместили наш чек-лист в самом начале статьи — в максимально красной зоне, но если вдруг вы его все-таки проскроллили и не заметили, дублируем его сюда. Все, что мы сейчас перечислили — это только некоторые детали, а весь список работ, которые мы проводим в рамках поведенческой оптимизации, как раз в нем и можно посмотреть. Скачивайте, пользуйтесь)

Чек-лист

по оптимизации поведенческих

35 пунктов

скачать

И последнее. Как часто оптимизировать поведенческие факторы

Мы на своих проектах проводим аудит поведенческих еженедельно и после каждого значимого апдейта Яндекса и Google. Это помогает нам всегда иметь представление, какие факторы работают лучше на сегодняшний день. Ключевые правки внедряем в течение недели. Кстати, по нашему опыту, внедренные результаты поведенческой аналитики дают самый большой прирост позиций именно по коммерческим запросам.

Увеличили время сеанса на 1 минуту и количество просматриваемых страниц на 30% — поднялись в среднем на 15 позиций в выдаче и увеличили трафик в 6 раз.

В блоге Кинетики мы рассказываем о своих процессах, делимся опытом, инсайтами и шаблонами внутренних инструментов

{ "author_name": "Артем Первухин KINETICA", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 31, "likes": 38, "favorites": 321, "is_advertisement": false, "subsite_label": "seo", "id": 182684, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Tue, 01 Dec 2020 13:31:06 +0300", "is_special": false }
Объявление на vc.ru Отключить рекламу
Карьера
Решение конфликтов, эмпатия и понимание цели: soft skills руководителя команды разработчиков
Управление командой специалистов — непростая задача. О том, как превратить группу разработчиков в единую команду…
0
31 комментарий
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
5

Эмм... То что вы описали ничего не даст для поведенческой аналитики.))

Ответить
3

Да и хрен с ней, с этой аналитикой. Лишь бы это дало для роста позиций сайта и конверсии)) 

Ответить
0

А что даст? 

Ответить
0

Алексей а что даст? 

Ответить
0

Пользоваться Вебвизором это для новичков норм, но вебвизор не работает для качественного анализа тепловых карт, карт курсора, карт доскрола.

+ важнее видеозаписи посещений. Потому что после 300 видеозаписей посещений вы начинаете понимать юзеров, чего им не хватает и что надо сделать на сайте. Как вы знаете, в вебвизоре посмотреть 300+ записей нереально, потому что неудобно. А как может быть неудобным сервис, который служит для того, чтобы в итоге получать удобные интерфейсы и их логику?) Понимаете?

Это как наш сайт для проверки скорости был бы медленным.

Как-то так.

Ответить
0

ну а сплит-тесты в этом плане не практичнее ли?
Анализ тепловых карт и просмотр сеансов - это на инсайты, не для данных.

Ответить
0

сплит тесты вообще не покажут ничего, если вы не знаете что именно надо тестировать, а что именно надо тестировать покажет поведенческая аналитика. 
Если вы делаете сплит тесты из своей головы без анализа поведения посетителей, то вы можете сколько угодно заблуждаться и думать, что вы идете в правильном направлении. Но по факту вы можете идти в другую сторону и скорее всего так и есть.

Это как вести рекламный трафик, не настроив сквозную аналитику.

Ответить
0

Ну вот и ключ: если не знать, что именно надо тестировать.
Остальное - абстрактные допущения.

Ответить
0

Спасибо за ответ, я обычно использую hotjar ибо вебвизор метрики просаживает перфоманс сайта и просто не удобен как инструмент

Ответить
1

Божечки, редкая достойная статья на vc про seo. Спасибо 

Ответить
0

увеличили CTR с 0,9-2,9% до 5-11% за первый месяц продвижения, что продвинуло нас в выдаче на несколько позиций.

А не наоборот?

Ответить
3

CTR первичен, это же Яндекс.
Утром клики, вечером позиции

Ответить
0

Что клики важны это понятно, но даже на графике сначала выросли позиции ( наверно хоть от какой-то оптимизации/корректировки), а потом ctr подтянулся.

Ответить
1

ну там данные-то из вебмастера, это как бы особой точностью никогда не отличалось.
А на набивании CTR вся нонешняя накрутка и держится, тупо накликивание на выдаче с минимумом отказов по внутряку. Про посткликовые факторы Яндых в своих рассказах красиво рассказывал, по факту кроме CTR ничего ему и не надобно, фу, срамота.

Ответить
0

Правильнее будет показать изменение CTR при той же позиции.
На позицию влияет не только CTR.

Ответить
0

Не, шумноватая выборка-то будет. "Бандит", непрекращающаяся "колбаса", - не, на таких данных выводы я бы делать не стал.

Ответить
0

Шикарный материал. Первичный аудит проводите бесплатно? 

Ответить
0

Где то плачет от смеха один пользователь юзератора ..
Не поддерживаю их конечно, я против блэкхэта
А вы молодцы!

Ответить
0

четко, молодцы

Ответить
0

Я не верю своим глазам. Хорошая и полезная статья ! Спасибо, изучим.

Ответить
0

Чет не понял лавины хвалебных комментов. Ничего нового в статье... 

Ответить
1

Дело не в новизне. Интересно смотреть, как другие думают, выбирают решения заданных проблем, как выстраивают процессы, чем пользуются.

Ответить
0

Ну и я о том же. Думают в этой статье абсолютно также, как и в тысячи других. Плюс текст без конкретных примеров как было до, как стало после. По статье куча ссылок на свой блог. Все это наводит на определенные мысли.

Ответить
0

Спасибо за материал. У вас на сайте что-то сломалось
https://kinetica.su/prodvizhenie-saita/ не только 2gis

Ответить
0

Спасибо за статью

Ответить
0

поддерживаю

Ответить
0

Ну такое. Пробежался по аудиту, и не понял зачем все это анализировать каждую неделю, если для хорошего сеошника данный спектр работ происходит уже в первом месяце)

В самом начале внедряются все калькуляторы, проставляются мета-теги, разрабатывается структура и технические фишки.

Согласен, что раз в месяц можно поглядывать, что там у конкурентов. Особенно по проблемным запросам. Но, во-первых, обычно за месяц мало что меняется (да даже за год все на своих местах стоит). А во-вторых, внедрять дескрипшены и хлебные крошки не сразу, а только через сколько-то месяцев?!

Скажите честно, вы это все делаете, чтобы высылать клиентам красивые отчеты и активно имитировать бурную деятельность?)

Ответить
0

Неплохо, спасибо за статью и ссылки )

Ответить
0

В вашем чеклисте это больше относится к коммерческим факторам ранжирования. Мы в Result Plus разработали чеклист порядка 150 пунктов про коммерческие факторы ранжирования которые в той или иной степени влияют на взаимодействие пользователей с сайтом.
Поведенческие это не про глубину переходов пользователей, не про показатели  отказов и время провождение на странице. Поведенческие это перешли  с поиска на ваш сайт и обратно не вернулись. Можно и за 15 секунд получить релевантный ответ на свой вопрос.
Вы пишите про перелинковку. Вы описываете рабочий подход как искать доноров страниц для перелинковки что бы максимально релевантно поставить ссылку. Перелинковка нужна и очень помогает дожимать около ТОПовые фразы анкорным весом в ТОП за месяц. Но перелинковка это не про улучшение поведенческих. Пользователь может так перейти на 1-2 страницы по ссылкам и уйти далее в выдачу.
Статья неплоха но ушли в сторону от раскрытия темы про поведенческие

Ответить
0

спасибо за хорошую статью)

Ответить

Комментарии

null