Как мы определяем, по каким фразам сайт залетит в топ, а по каким ему ничего не светит

Работу по поисковому продвижению мы в агентстве начинаем с формирования семантического ядра: собираем запросы, делаем их скоринг (оцениваем по пяти параметрам: популярность, конкурентность, коммерческость, текущие позиции и перспективность) и понимаем, какие фразы принесут максимум трафика за минимальный срок.

В этой статье мы расскажем только об одном из этих пяти параметров — конкурентности.

Высококонкурентная фраза — не обязательно низкочастотная. Даже по самому непопулярному запросу могут продвигаться десятки ваших конкурентов — если их сайты вызывают у поисковика больше доверия, чем ваш, вы их не обгоните.

Существует несколько формул, с помощью которых можно вычислить, сколько конкурентов используют определенную фразу.

Как мы определяем, по каким фразам сайт залетит в топ, а по каким ему ничего не светит
Как мы определяем, по каким фразам сайт залетит в топ, а по каким ему ничего не светит

Нам этих формул недостаточно, чтобы взять или не взять фразу в продвижение. Мы хотим понимать, насколько реально с этими конкурентами соперничать: какая у них ссылочная масса, возраст и другие показатели, влияющие на ранжирование. Одно дело сайту-одностраничнику бороться с таким же по уровню развития сайтом и совсем другое — пытаться вытеснить старый и мощный веб-проект с огромной аудиторией и серьезными бюджетами на поисковое продвижение.

В общем, мы идем по другому пути:

  • Берем значения показателей качества у топовых сайтов.
  • Сводим все показатели к единому значению.
  • Оцениваем конкурентоспособность каждого сайта по отношению к нашему.
  • Смотрим, сколько сайтов мы можем обогнать.

А теперь подробно разберем каждый пункт. В лучших традициях Kinetica — на живых примерах из нашей практики.

Берем значения показателей качества у топовых сайтов

На проекте в сфере логистики перед нами стояла цель — продвинуть сайт в топ-5. Мы выгрузили в отдельный файл конкурентов, которые занимают первые 5 строчек в поисковике (чтобы не запутаться, обозначим их как сайт 1, сайт 2, сайт 3, сайт 4 и сайт 5), и нашли, какие значения у каждого сайта:

  • ИКС (индекс качества сайта) — показатель полезности сайта. Ее хитрым и секретным способом присваивает Яндекс.
  • Возраст — один из показателей трастовости сайта.
  • Количество страниц в индексе Яндекса — косвенный показатель ассортимента.
  • Количество входящих ссылок — важный фактор ранжирования в Google.
Как мы определяем, по каким фразам сайт залетит в топ, а по каким ему ничего не светит

Нормируем значения

Сейчас нас ждет самый кропотливый этап. Попробуйте-ка прибавить к 6 годам работы сайта 37 тыс. штук входящих на него ссылок — вот чтобы так не мучиться, нужно перевести все собранные значения в баллы с помощью формулы:

Формула для нормирования исходных данных
Формула для нормирования исходных данных

Берем сайт 1 и переводим его ИКС в баллы. Текущее значение у него — 150. Из всех сайтов, которые мы отобрали для анализа, минимальное значение ИКС у сайта 4 — 60, а максимальное у сайта 5 — 9 800. Подставляем эти данные в формулу и получаем ИКС сайта 1 — 0,9 балла.

Далее берем следующий показатель — число страниц в индексе Яндекса сайта 1 — и проводим такую же работу. В общем, рассчитываем каждый критерий оценки для всех сайтов из списка, включая тот, который мы продвигаем.

Как мы определяем, по каким фразам сайт залетит в топ, а по каким ему ничего не светит

Оцениваем конкурентоспособность каждого сайта

Теперь осталось посчитать, сколько всего баллов получил каждый сайт. Так мы сможем оценить, на каком уровне развития он находится и есть ли у нас шанс его обойти.

Берем суммы баллов нашего сайта и сайта-конкурента и подставляем их в формулу:

Формула для определения конкурентоспособности сайта
Формула для определения конкурентоспособности сайта

Сумма баллов первого сайта — 3, а нашего — 44,1. Делим 3 на 44,1 и получаем 0,07 — это конкурентоспособность сайта 1 по отношению к нашему. Таким образом просчитываем все остальные сайты.

Как мы определяем, по каким фразам сайт залетит в топ, а по каким ему ничего не светит

Проекты с конкурентоспособностью < 1 нам проще всего обойти — они слабее нас. Сайты со значением чуть больше 1 обогнать тоже можно, но придется приложить больше усилий — наши силы почти равны. С самыми сильными сайтами (у которых конкурентоспособность значительно превышает 1) мы соперничать не будем — себе дороже.

Определяем, какие шансы на выход в топ у каждого запроса

Все, с формулами наконец-то закончили. Теперь можно считать,сколько по каждому запросу в топе сайтов с конкурентоспособностью < 1 — это вакантные места в выдаче. Чем их больше, тем выше шанс выйти в топ по этой фразе только за счет внутренней оптимизации.

Мы просчитали, что запрос «сборные грузоперевозки из Китая» обеспечит нашему проекту попадание в топ Гугла (3 вакантных места и самая низкая конкурентоспособность), тогда как у ключа «доставка грузов из Китая в Россию» конкуренция выше и он может не вывести нас на желаемую позицию в выдаче. Стали продвигаться по первому запросу — он-то и обеспечил нам место в топ-2.

У ключа «доставка грузов из Китая в Россию» самая высокая конкурентоспособность, поэтому мы решили сосредоточиться на запросах, с которыми у нас больше шансов попасть в топ выдачи
У ключа «доставка грузов из Китая в Россию» самая высокая конкурентоспособность, поэтому мы решили сосредоточиться на запросах, с которыми у нас больше шансов попасть в топ выдачи

Вот так кропотливо мы анализируем все ключи, ищем из них самые перспективные и включаем их в первый сегмент семантики (запросы, которые мы берем в продвижение в первую очередь, потому что они дают самый быстрый результат). Те ключи, по которым балл значительно выше единицы, пропускаем, потому что клиенту невыгодно продвигаться по ним — ни к чему рисковать бюджетом ради призрачного места в топе.

В блоге Кинетики мы рассказываем о своих процессах, делимся опытом, инсайтами и шаблонами внутренних инструментов

1616
23 комментария

Комментарий недоступен

11
Ответить

Закономерности есть. Да только они не раскрываются теми, кто их прописывает. Остаётся строить теории))) что товарищи и написали...) 

1
Ответить

Охуенная история, я всегда думал, что надо двигать все СЯ и по настроенными целям и конверсиям отслеживать эффективность ключей. А тут оказывается игральные кости можно кинуть и получить какие то выводы. Складывается ощущение из статей, что в конторе у вас завелся чел, которому нехуй делать и он придумывает формулы. 

5
Ответить

Это не работа, а какое то дуракаваляние

3
Ответить

Это так не работает.

Невозможно оценивать конкуренцию и сложность ключа по 4-ём показателям, тем более таким: "количество страниц в индексе". 

3
Ответить

Прекрасная статья! Есть вопрос. Вот таким образом вы выбираете самые перспективные ключи с точки зрения попадания в ТОП, а как быть с конверсией в заказы/продажи? Сейчас получается, что у сайта все может быть в ТОПе, но заказов не будет, потому что запросы вроде тематические, да не совсем 

2
Ответить

Тут уже рутинная работа. Их алгоритм всего лишь подготовиться к началу компании. Дальше уже сквозная аналитика и работа с сайтом, и семантикой..... 

2
Ответить