Как распознать плохой SEO-аудит и проверить специалиста

Аудит сайта – предварительный этап перед непосредственным продвижением. Без него сложно оценить возможный эффект от SEO, определить точки роста и понять, какие ошибки требуют срочного исправления.

Клиенту часто отправляется красиво упакованный аудит с перечнем проблем и обещанием, что исправив их – вы сразу окажетесь в ТОП-10 поисковых систем. Чтобы завлечь клиента, ему часто предлагается бесплатный аудит. И на этом этапе уже кроется достаточно много подводных камней, говорящих о том, что сайт оценили по формальным показателям.

Но и без бесплатных вариантов хватает минусов, мешающих понять, что же на самом деле нужно для продвижения. Все сайты разные – и к каждому нужен свой подход, без шаблона и единой методики.

Разберем основные минусы SEO-аудитов.

Как распознать плохой SEO-аудит и проверить специалиста

Оглавление:

Автоматизированные отчеты

Автоматические аудиты – зло злое как для специалиста, так и для будущего клиента. Не нужно обладать аналитическим мышлением, чтобы подготовить и сформировать такой документ. Заказчик может самостоятельно проверить сайт в платном сервисе и получить список рекомендаций – для этого не нужно обращаться в агентство.

Ценность аудита от специалиста заключается в пояснении данных рекомендаций и поиск вариантов решения проблемы.

Пример такого аудита на скриншотах ниже:

Все это достаточно простые показатели: количество страниц в индексе, скорость загрузки страниц, количество бэклинков, ИКС, количество контента на страницах и т.д. Такой аудит не принесет вам никакой пользы, кроме сводных данных по сайту, которые вам ничего не скажут, если вы не SEO-специалист.

Признаки автоматизированного аудита:

  • Излишняя длина мета-тегов (или наоборот) определяется как плохой фактор;
  • Анализируется скорость загрузки только главной страницы сайта;
  • Определяется PR, тИЦ, DMOZ и прочие устаревшие показатели;
  • Пишется об общем количестве ссылок без учета ниши.

Сложный аудит

Противоположность простому аудиту – сложносочиненный текст, изобилующий специализированными терминами. Знания – это классно, но правильный подход заключается в том, чтобы все ваши знания оформить в понятную форму.

Золотое правило: SEO-аудит должен быть в первую очередь понятен самому заказчику.

Одна из самых распространенных ошибок агентств – предоставление клиенту невероятного объема информации без пояснений. Это не остросюжетный роман, чтобы после прочтения оставались вопросы "а что вообще произошло?"

Также для аудита важны выводы, в которым отражена общая оценка сайта и примерный список работ, которые могут сделать специалист, программист и контент-менеджер.

Пример: если просто взять и вставить данные с Serpstat в аудит, клиент мало что поймет
Пример: если просто взять и вставить данные с Serpstat в аудит, клиент мало что поймет

Также в аудите такого типа часто не выделяют отдельно SEO и маркетинг в целом. Простые примеры:

  1. Аудит расписан идеально, но при этом специалист не обратил внимание на дизайн сайта, который выполнен в стиле 2000-х.
  2. Не настроены цели и сквозная аналитика. В результате даже после выполнения всех пунктов аудита клиент не будет видеть реальный процент конверсии с "улучшенным" сайтом.
  3. Нет УТП (уникального торгового предложения). Скорее всего, вы купите садовый триммер в интернет-магазине "Леруа", а не на ноунейм-сайте – если только товар на нем не отличается ценой в меньшую сторону и есть "вкусные" акции.

Критикуешь – предлагай

При всех своих плюсах множество аудитов от SEO-компаний имеют один весомый минус. Они не содержат конкретных инструкций по внедрению, и это объяснимо тем, что специалисты хотят заработать на дополнительном файле с ТЗ. Да, в каких-то случаях это оправданно.

Но когда аудит в ярких красках описывает, какие проблемы есть на сайте, но не отвечают на вопрос "а как их решить", у клиента поневоле возникает вопрос: а чем мне полезен данный файл? Это объясняется просто.

  • В аудите не участвовали разработчики, дизайнеры и т.д. Практически все аудиты делают только SEO-аналитики, которые часто не имеют определенного решения. За решением обращаются к senior-специалистам, которые аудиты и в принципе-то не делают.
  • В большинстве студий аудит – это предпродажа услуги. Нужно сгустить красок, чтобы клиент увидел 101 проблему и побежал именно к ним их решить. А то, что PR Google уже не существует – не наша проблема.

Дело в том, что клиент вам платит деньги за услугу, а вы получаете после выполнения заказа другую валюту – репутацию. Это нестабильная валюта, которая, однако, очень хорошо конвертируется в бизнесе. Необязательно быть премиум-компанией, чтобы заработать свои баллы репутации.

Мы любим мемы, а они – нас
Мы любим мемы, а они – нас

Чек-лист один, чек-лист два

Менее распространенный вариант аудита – прогнать сайт по собственному уникальному чек-листу. Сразу же вопросы: как определялось качество чек-листа и приоритет параметров в нем? Умеет ли специалист решать нестандартные задачи, или только шаблонизировать свою работу?

У специалистов, использующих только чек-листы, довольно интересный подход к проекту. Если в Google Analytics настроены цели – это плюсик к ранжированию. Скорость загрузки не менее 60 баллов? Тоже плюсик.

А уникальные методики под конкретную нишу, фишки конкурентов, нюансы проекта – все это часто упускается под грузом 500 строк из чек-листа.

Но без аудита использовать чек-листы можно. Например, у нас есть информационный проект SEOChecklist , где вы можете почитать, что значит тот или иной фактор.

Какой SEO-аудит хороший?

Универсальной формулы нет. Однако, если аудит выполняется всего за два дня и за 1000 рублей – он уже по умолчанию не может быть хорошим. На стоимость услуги влияет как и количество работ (часов), вложенных в аудит, так и знания конкретного аналитика.

Выделим три правила для SEO-аудитов:

- простота;

- понятность;

- профильность.

Если вы сомневаетесь – попросите примеры аудитов, прочитайте их и ответьте себе на вопрос – всё ли вам в них понятно? Мы видели более тысячи аудитов, ко многим невозможно придраться в плане оформления и наполнения – но они чуть менее понятны, чем полностью.

Подготовить аудит — это только полдела. Необходимо правильно интерпретировать данные и донести основную мысль. Все это можно сделать, используя в комплексе инструменты и свой мозг.

Эффект от внедрения аудита: когда ждать?

Главный вопрос, который интересует клиента, да и самого специалиста: когда ждать эффекта от внедрения или исправления всех моментов, описанных в аудите?

Здесь нельзя давать 100% гарантий. Специфика сайта может быть такова, что первый результат может быть как через месяц, так и через полгода. Но в среднем эта цифра колеблется около 3-4 месяцев.

Бывает ли так, что от реализации аудита нет никакого эффекта? Да, такие случаи бывают, но к счастью, они редки. Если аудит составлен грамотно и анализ проекта был проведен корректно, какие-то положительные изменения всегда можно наблюдать. Иногда нужно подождать больше времени, если сайт был под фильтром или доработок очень много.

Мы писали выше, что специалисты нередко практикуют отправление клиенту файлов, выгруженных из сервисов – например, Netpeak SEO Spider или Screaming Frog. Отчет красивый, но толку от него мало.

1515
18 комментариев

Создание унифицированного чек листа для аудита - это утопия. Абсолютно все проекты разные даже если находятся в одной нише. У всех разная стадия развития, фокус на продвигаемые посадочные, продукты или услуги.

Есть seo-специалисты, а есть вебмастера - манимейкеры.

Первые обкладываются чек-листами и стараются поставить всё на конвейер. Их можно понять, LTV в клиентских проектах в среднем 3-6 месяцев, большинство мыслит в короткую.

Вторые знают фишки и нестандартные приемы, их работа ориентирована на конечный измеримый результат - прибыль, и они никогда не будут этого разглашать на широкую публику или в каких-либо аудитах. Это ценные данные, приходящие с опытом.

И по хорошему предварительная разведка и оценка проекта называет не аудит, а ресерч. Без api ahrefs, semrush, majestic ну или хотя бы серпстата вообще невозможно построить никаких вменяемых перспектив и оценить проект. Единого сервиса, который подтягивает данные из всех этих источников, а затем калькулирует ориентировочные затраты и окупаемость, в открытом доступе нет, только самопис.

Поэтому тем кто работает с клиентскими проектами проще выгрузить красивый отчет из популярного краулера. Все равно мало кто что поймет.

2
Ответить

"Создание унифицированного чек листа для аудита - это утопия. Абсолютно все проекты разные даже если находятся в одной нише."
Но косяки то одинаковые, всё равно ведь поиск битых ссылок, пустых мета, и прочее.
И только потом ресерч с анализом семантики конкурентов.
Конечно если сайт совсем труп, то проще сделать с нуля (дешевле), чем пришивать ногу бегемота, ухо собаки и надеяться, что Франкенштейн когда-то скажет "мяу"

1
Ответить

Вспомнила seo-чек-лист Деваки, даже пошла искать
*
Связь в реальном времени со спецами "России и Мира" - ого... случайно не через астрал?

2
Ответить

Через хрустальный шар наверное) так-то нескучные ребята, плюс в карму

1
Ответить

Интересные выводы напрашиваются, выходит автоаудит - зло т.к. не генерит ТЗки для исполнителей?
Автоматические аудиты прекрасно дополняют аналитику сделанную самостоятельно, в разрезе что ещё тут есть.
А делать аудиты без сбора семантики и анализа ТОПа вообще глупо, они не дают объективной оценки.
👉 За seochecklist - спасибо! Пополняйте обязательно. Отправил клиентам, пусть оценят работу.

1
Ответить

Зачем рекламировать сайт на котором Инструкция будет добавлена в ближайшее время

Ответить

Да мы и не рекламируем, это информационный проект. В 90% случаев его используют наши специалисты.
Он пока в разработке, поэтому так :) но новые инструкции добавляются каждый месяц.

1
Ответить