Как вырвать сайт из лап конкурента и нового алгоритма Proxima

В январе 2021 года в агентство Marketon обратился интернет-магазин производителя мебели. На этапе пресейла провели предварительный аудит, в ходе которого обнаружили несколько проблемных мест сайта:

Как вырвать сайт из лап конкурента и нового алгоритма Proxima
  1. огромное количество спамных и низкокачественных внешних ссылок с прямыми анкорами - все они появились в период с 27 декабря 2020 до 4 января 2021;
  2. плохая техническая оптимизация.

На проект был назначен SEO-специалист Гайсин Анвар.

Решение проблем с позициями сайта в поиске

Ссылочный спам

После роста трафика из Google в январе и начале февраля произошел массовый откат позиций и трафика из-за некачественных внешних ссылок.

Что сделали

Тогда в 2 итерации через инструмент Disavow Links были отклонены спамные ссылки, что позволило убрать порядка 30 000 нежелательных ссылок с профилей форумов, в комментариях, анализаторах и тд. Большая часть из них, конечно, были с тегом nofollow, но было также много ссылок плохого качества с dofollow. Удаление плохих обратных ссылок помогло снизить падение трафика.

Как вырвать сайт из лап конкурента и нового алгоритма Proxima
Как вырвать сайт из лап конкурента и нового алгоритма Proxima

После такого низкокачественного потока бэклинков нужно было разбавить ссылочный профиль хорошими ссылками с трастовых ресурсов. Поэтому первым делом разместили ссылки в Wikipedia и на других подобных сайтах, затем разработали ссылочную стратегию и приступили к ее осуществлению.

Накрутка ПФ

С октября 2020 на сайт шел трафик для так называемого нагрева профилей и накрутка поведенческих конкурентами. Достаточно большая часть трафика была с отказами или визиты по 15-16 секунд и по странным сгенерированным фразам, экран и операционная система в некоторых сессиях не совпадала, к примеру размер экрана не используется на устройствах Iphone, то есть “слепки железа” были сделаны некачественно. Это окончательно понизило релевантность сайта в конкурентных регионах Москва и Санкт-Петербург. А также большое количество рефспама с отказами.

Как вырвать сайт из лап конкурента и нового алгоритма Proxima

Что сделали

Ничего не делали :)

В середине февраля такой трафик прекратил появляться.

Анкорный переспам

Все корневые категории сайта плохо ранжировались в основном регионе “Москва”, поэтому было принято решение сделать текстовый анализ. Сервисы по анализу санкций от поисковых систем и постоянная смена релевантных страниц явно указывали на переспам.

Эксперименты по поиску переспама

В течение месяца проводились эксперименты

  1. снижение вхождений ключевых слов, постепенное удаление текстов с листингов - результатов это не дало;
  2. добавление хвостов в виде топонимов и прочего, а также смена словоформ - давало значительный рост по позициям. Что также послужило явным признаком переспама.

Как контекст влияет на SEO

В то же время директологи вели рекламу на страницы сортировки по цене, которые изначально были открыты к индексации и были с тем же контентом, что и основная страница категории. Это давало перевес в ПФ и смену релевантных страниц на страницы сортировки.

Что сделали

Эксперименты ничего не давали, было грустно. И вдруг нас осенило - а вдруг переспам в анкор листе?!! Посмотрели анкор лист и - вот оно! - по 128 ссылок на страницу с анкором названия страницы, которые есть в меню. Как раз основные категории, которые были далеко за топ 50.

Как вырвать сайт из лап конкурента и нового алгоритма Proxima

Хотели провести эксперимент со сменой урлов, для подтверждения гипотезы, но заказчик не согласился.

Снижение брендового трафика

После падения трафика начали анализировать уменьшающийся трафик. Увидели что около 1/3 брендового трафика пропала. Оказалось, что директологи внедрили брендовую рекламную кампанию, которая съела этот трафик, что сказалось на падении прочих позиций, так как содержало частично название категории: категория + бренд.

Что сделали

Оставили всё как есть :)

Если остановить рекламу по своим брендовым запросам, по ним начинает показываться реклама конкурентов.

Снижение количества индексируемых товаров

И тут снова вмешивается стечение обстоятельств, несогласованные действия команды заказчика и SEO. Заказчик принял решение “схлопнуть” каталог товаров, которых и так было мало для монобренда - казалось нелогичным, что в листинге повторяются товары разного цвета, модификаций и тд. - в итоге на основной категории вместо 863 товаров, стало 225.

Известно об этом стало только после анализа падения трафика. В итоге огромный провал в феврале, порядка 7 тыс. визитов по сравнению с предыдущим месяцем.

Как вырвать сайт из лап конкурента и нового алгоритма Proxima

Что сделали

С нашей стороны было предложено вернуть товары, но заказчик принял решение расширить ассортимент за счет фабрик-партнёров. За 2 месяца кропотливой работы контент-отдела было добавлено 1500 вариантов товаров - из них всего 200 моделей товаров для листингов. Но и это все же дало эффект с приростом трафика.

Новый алгоритм Proxima

С 16 марта трафик опять начал падать. Долго думали, пытались отследить возможные причины… И только после анонса алгоритма Proxima пришло понимание, что искать, куда смотреть. Проанализировав отчеты Я.Метрики, увидели армию асессоров с iframe-toloka.com. Долго смотрели сессии в Вебвизор, чтобы узнать, что же они хотели найти на сайте. Стало понятно, что необходимо менять карточку товара, страницу доставки и оплаты. Не без усилий убедили разработку внедрить правки.

Что сделали

  • Насытили карточку товара уникальными текстами. Совместно с контент-отделом заказчика мы разработали специальный макрос, который генерировал уже готовый код для вставки с блоком описания и преимуществ на основе переменных.
Как вырвать сайт из лап конкурента и нового алгоритма Proxima
  • Насытили карточку товара переменными, долго согласовывая каждую переменную на основе анализа карточек товаров конкурентов.
  • Добавили блок преимуществ производителя на страницу товара.
  • Добавили Таб с информацией об оплате и доставке на страницу товара.
  • Были переделаны страницы о доставке, оплате, о компании

2 августа трафик с Яндекса начал расти, вернулся на прежний уровень в течение месяца и даже вырос на 500 визитов суточного трафика относительно объема до падения.

Какие работы ещё сделали на сайте

Техническая оптимизация

  • Раздел блог и служебные разделы были на всех 85 поддоменах доступны и являлись полными дублями основного сайта.

Что сделали

Ссылки в футере поддоменов на эти страницы заменили на ссылки основного домена. И удалили из индекса эти страницы.

  • Большая часть страниц тегирования были созданы не на основе поискового спроса, а перемножением всех переменных. Всего 8200 категорий, 80% которых были без спроса и постоянно были под МПК. Было огромное количество дублей из-за особенностей работы фильтрации на сайте: если переставал работать фильтр, то страница отдавала ответ 200, но полностью дублировала контент корневой страницы каталога.

Что сделали

Удалили или починили эти страницы.

  • CMS сайта генерировала огромное количество дублей, создавала примерно в 3 раза больше страниц.

Что сделали

Устранили с помощью robots и тегов nofollow

  • Страницы сортировки, фильтрации, поиска не имели метатегов, содержали только заголовок H1 - из реальных 10 тыс. страниц было сгенерировано 32 тыс. дублей.

Что сделали

Закрыли такие страницы в noindex.

Текстовая релевантность

Внедрили блоки с вхождениями ключей и тематико задающих фраз:

  1. Блок преимуществ на основе LSI анализа. Были выведены основные повторяющиеся слова в тематике,которые внедрили на листинги (быстрая доставка, цена, гарантия и т.д.)

  2. Блок FAQ на основе анализа поисковых запросов из Google Search Console
  3. Блок “Найдено товаров” с точным вхождением ключевого слова и добавления тематико-задающих слов.

Ссылочная стратегия

  • На основе данных с Google Search Console обогатили страницы длинно хвостовыми вхождениями на страницы, разбавили безанкорными ссылками.
  • Улучшили качество ссылочного профиля за счет ссылок с трастовых ресурсов.
  • Прокачали позиции карточек товаров за счет соцсетей. Вывели конкурентные запросы в топ 1-5 в Google по региону России.
  • Продвинули поддомены по основным запросам с топонимами безанкорными ссылками на главные страницы. Практически все регионы в топ 1-15.

Семантика

Добавили более 1 тыс. категорий на основе переменных, которые были у заказчика. Ранее на сайте не было возможности добавить размерные категории, так как этого не было предусмотрено системой фильтрации.

Совместно с отделом разработки и контента добавлено более 100 переменных под поисковые запросы:

  • новые стили,
  • переменные размеров: узкие, короткие, длинные,
  • новые дополнительные цвета,
  • раздел детской мебели, по годам, для подростков.

Итоги 8 месяцев работ

  • Google: увеличили трафик в ×2,14 раза по посетителям в месяц по сравнению с прошлогодними показателями,
  • Яндекс: увеличили трафик в ×1,8 раза без учета брендового трафика,
  • Несмотря на все старания конкурентов (ссылочный спам, накрутка ПФ, рефспам) и апдейты алгоритмов сайт клиента получил еще больше трафика
  • В настоящее время трафик сайта продолжает расти, и сейчас в среднем получает 2 тыс. поискового трафика за сутки.
3131
45 комментариев

Зашёл, чтобы написать комментарий коллеги или кореша.

8
Ответить

Круть-круть! Полезного много

7
Ответить

Нормально вы так сами себе офисом бустите плюсы без палева. Неоднозначное отношение у меня к этому, конечно.

По кейсу ничего не могу сказать. Раве что, качество скринов низкое — интересно было бы посмотреть прикрепления. Они же имеют значение? Описание общее. Наверное, все так и было и, видимо, сработало. Подглядеть особо ничего не получится в любом случае. Но всем нравится )

6
Ответить

Нормально в вашей статье комментят осмысленно люди, которые в этот же день только зарегистрировались и только в вашей статье решили оставить "экспертный комментарий"). Вот кто бы что говорил...

3
Ответить

Анвар лучший!

3
Ответить

Может по теме статьи есть что написать? А то выглядит как комментарий коллеги или кореша

2
Ответить

Анвар молодец! Очень большая работа была проведена!

4
Ответить