{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

A/B, или сплит-тест в SEO: как не уснуть со скуки

Цель A/B теста достаточно проста – определить наилучший вариант из двух или нескольких возможных. После этой фразы обычно идет описание инструментов тестирования, примеры на английском, анализ данных... Я тоже раньше скептически относилась к данным тестам, пока наконец не разобрала суть и плюсы данного метода.

К слову, не обещаю, что при чтении моей статьи вы тоже не заскучаете. Но это попытка разжевать и объяснить доступным языком классную фишку в SEO.

Определение A/B теста

A/B тестирование — это сплит-тест, который проводится путем деления аудитории на сегменты. Например, группе "1" показываем новую категорию сайта с внедренной фильтрацией, а группе "2" – старую версию, которой пользовались до этого все юзеры (или наоборот). Эффективность наших изменений оцениваем по группе "1", группа "2" служит нам стандартным значением.

Проще говоря, мы поделили их на A и B группы.

1 пользователь = 1 сегмент. Вы можете присвоить для разных визитов на 2 версии свои utm-метки и отслеживать данные в Метрике или Analytics, отсеивая случайные заходы, внутренние переходы и своих сотрудников.

Как вы их создаете и разделяете сегменты, зависит только от вас. Однако важно помнить, что страницы, которые вы тестируете должны иметь (желательно) схожие показатели трафика или конверсии . Также, безусловно, имеет смысл учитывать внешние факторы, которые могут повлиять на результаты вашего эксперимента.

Создание гипотезы

Гипотеза — это предсказание результатов вашего эксперимента. Если ваша цель — поднять позиции в поиске, повысить количество и качество трафика, иногда все же необходимо проводить тесты A/B в SEO.

Гипотезы лучше основывать на том, что вы уже знаете о выбранной вами поисковой системе, в которой сайт ранжируется, и что вы предполагаете о своих собственных страницах.

Например, вы стараетесь повысить позиции в Яндексе, переписывая мета-теги, текст, внедряя коммерческие факторы... Однако алгоритмы Яндекса могут работать совершенно по-разному в различных нишах. Одинаково одно – сайт/страница должны быть релевантными.

Учитывая это, мы предполагаем, что дав пользователю качественный контент и выбор, мы повысим релевантность страницы, что, возможно, повлияет на результаты по трафику или конверсии.

С чего можно начать в сплит-тестировании?

Title и description в тестировании

Допустим, мы написали мы симпатичных мета-тегов для страниц по продаже кухонь:

Вместо CTR вы можете выбрать любой удобный для себя показатель: количество переходов, достижение цели, заказ обратного звонка – смотря, каких целей вы добиваетесь и на что ориентирован ваш тест. Сейчас нам важно проверить, какие мета-теги "заходят" не только поисковым системами, но и потенциальным клиентам.

В данном случае не показывайте ПС разные версии страницы. Если есть время, тестируйте разные мета-теги после того, как страницы проиндексируются. Затем меняете на следующий вариант и отмечаете нужный показатель в таблице.

Что по итогу показал сплит-тест:

Сразу отвечая на возможные вопросы: это не CTR отдельного мета-тега, а CTR страницы с данным мета-тегом. То есть учитывайте, что вам придется выводить среднее значение, если вы тестируете сразу оба элемента.

Благодаря именно срезу кликабельности, а не перебирая возможные мета-теги в попытке угадать настроение поисковой системы и пользователей, страница сейчас на 4 месте в Яндексе по Уфе:

К слову, хорошо парсит теги из ТОПа выдачи данный инструмент, что избавит вас от подборов вручную. Впрочем, что-то делать вручную в SEO – это уже почти моветон :)

A/B в Google Analytics

А что там по Аналитике, которая предоставляет даже более точный срез и спектр исследований? Как раз его можно использовать, если вам нужно протестировать элементы на странице, а не текстовые факторы.

Переходим в исследования и создаем тест:

Например, мне недавно нужно было понять количество пользователей на сайте Реформа, которые выбирают Jivosite в качестве связи с менеджером, и которые кликают по номеру в шапке сайта. В принципе, это можно примерно посмотреть в Метрике, или запросить информацию у колл-центра, но нам же интересно наложение сегментов.

Выбираем необходимые параметры и запускаем тест:

В данном срезе мы видим, что значительно преобладает группа А – юзеры чата. Также вы можете подразбить сегменты по полу, географии и платформе. 

Также можно сразу в A/B тестировании сравнить статистику пользователей по потокам, но это для продвинутых SEO-специалистов (впрочем, на VC все такие):

Зачем нужно эти непонятные циферки, спросят обычные пользователи? Чтобы идентифицировать каждый поток и собирать с него статистику действий на сайте:

Вот жук – сидит на сайте с 16.12.2021, а конверсии еще не совершил

И все-таки, когда нужно проводить тестирование?

Если вы провели эксперимент правильно, то в итоге позиции (или другой показатель) сайта могут вырасти.

Но если нам так важны результаты, почему бы не провести тестирование в одном разделе, а затем применить получившиеся данные ко всему сайту?

Во-первых, без грамотного A/B теста не обходится ни один крупный интернет-магазин или маркетплейс. Необходимо понять, что больше понравится потребителю: карточка товара "Сахар 5кг" с описанием вплоть до качества крупинок, либо карточка с сухим указанием производителя и цены за 100гр/1кг.

Во-вторых, вы ставите теорию, придумываете гипотезу и получаете результаты эксперимента. Если вы остановитесь только на первом пункте, можете потерять время, трафик и потенциальных клиентов.

В третьих, сплит-тест можно провести в любом масштабе и объеме. Можете анализировать весь сайт, а можете отдельные страницы. Последнее сильно не повлияет на общий трафик.

A/B тест + Python = ❤

Здесь абзац для тех, кто более-менее понимает в питоне. Если для вас данный язык программирования пока незнаком, рекомендую перейти к следующему разделу.

В принципе, почти любой алгоритм в SEO сейчас можно "запитонить". Если взять группы A и B, присвойте им свои переменные. Но аккуратнее: единственным различием между группами будет являться то, что вы измеряете. Так что сложных тестов здесь проводить не нужно – но выборка может быть огромная.

Для зависимой переменной (т. е. что мы пытаемся измерить) фиксируем значение X (что меряем) rate.

  • 0 – Пользователь совершил конверсию
  • 1 – Пользователь не совершил конверсию.

Чем больше размер выборки, чем точнее будут результаты эксперимента. Тем выше шанс обнаружить разницу в двух группах, если они есть.

Устанавливаем переменные для нужных значений:

  • Статистическая разница между группами в тесте, когда разница действительно присутствует. Допустим, вы ее установили на уровне 0,8.
  • Критическое значение, которое зависит от уровня достоверности. Допустим, он равен 90%, значит, ваше критическое значение – 0,1.
  • Эффективность — насколько велика ожидаемая разница между коэффициентами.

Пример скрипта тут. Далее выгружаем статистические данные в DataFrame? вам еще нужно будет установить переменные для ваших групп – думаю, если вы дошли до данного этапа, с выгрузкой и анализом данных вы уже справитесь.

Огромный плюс в том, что данный метод позволяет анализировать действительно огромные выборки и маркетплейсы.

Когда лучше избежать сплит-теста?

  1. Не запускайте тестирование, когда на трафик влияет сезонность. Получите неверные данные и расстроитесь.
  2. То же самое относится и к глобальным изменениям на сайте. Захотите переделать сайт и провести тест – пожалуйста, но после внедрения всех изменений и индексирования их поисковыми системами.
  3. Если не сохранилась исходная страница со старыми данными.
  4. Не установлен тег rel=canonical" для страниц. Каноникл указывает исходную страницу, которую следует проиндексировать. Это помогает избежать случайной индексации другой дублирующей тестовой страницы.
  5. И наконец, вы убеждены на все 100%, что ваши страницы индексируют обе поисковые системы. Ну, мало ли что бывает.

Допом хорошие статьи по A/B тестированию:

Резюмирую: не бойтесь изучать новое в своей сфере, иногда это очень полезно и интересно :)

0
20 комментариев
Написать комментарий...
Рустам Кагарманов

Ничего не понял, но очень интересно)

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Я бы сказал, что сплит-тесты в SEO в целом сильно осложняются тем, что тот же Яндекс работает апдейтами - текстовыми, поведенческими и т.п., и очень сложно контролировать причинно-следственную связь. Ну для примера: вот я внёс правки в тайтлы, спустя неделю сайт вырос - это тайтлы сработали или наконец-то Яша отрендерил js-контент и ему понравилось? А потом рухнуло - потому что с ПФ нарисовались траблы, или запрос по корпусу сместился?
В общем, тема перспективная, но я её баюс.

Ответить
Развернуть ветку
Michael

Яндекс в js не умеет

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Умеет, если не извращаться с фронтендом. Но таки надо проверять - хоть с помощью Screaming Frog вместе с контролем кэшей.
По моим наблюдениям, важный контент вылетает из скана совсем уж редко - в основном, на кривых конструкторах.

Ответить
Развернуть ветку
Michael

Лягушки нет. Смотрю сохраненки https://disk.yandex.ru/d/sGloVjHzb850Sw

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Ну тогда лайфхак: в Screaming Frog эмулируете Яндексбота (хотя это в принципе неважно) и парсите страничку в режиме рендеринга JS. Смотрите, что рендерится (визуально). Потом сопоставляете raw HTML и рендер (там можно поставить галочку выделять разницу). И уже видно, что конкретно выводится средствами JS. В нормальном случае - какие-нибудь видосы с ютуб, отзывы на товар, комментарии.
Потом смотрите на сохраненку и ищете то, что рендерится JS. если нету - таки Яша (пока или уже) не справился. Как минимум, понятно, что ключи там на текстовые метрики ещё (или уже) не повлияли.
По моим наблюдениям, всё это залетает в индекс - только сильно позже первичной индексации, речь может идти о месяцах.
Ну, и с AJAX оно никак не справляется, поэтому только хардкор, только рендер на стороне сервера.

Ответить
Развернуть ветку
Michael

Да нету у меня лягушки и у многих теперь тоже не будет. Зато есть плагин https://chrome.google.com/webstore/detail/view-rendered-source/ejgngohbdedoabanmclafpkoogegdpob

Не понял, как может попасть в индекс, если бот в принципе JS не обрабатывает?

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Ну явно же не стоит доверять разговорам саппорта Яндекса. Там в основном бот отписки отправляет. да и клиентские скрипты клиентским скриптам рознь.
Как вариант - смотреть, что смог прочитать эмулятор в плагине и сверять с сохраненкой.
Чаще всего проблемы бывают с меню на JS, айфреймами, сторонними сервисами, чатботами, ну, и коронное - это "потоки" Тильды, которые в принципе не сканируемы, судя по всему.
Факт, что без оценки такого контента не стоит морочиться текстовым анализом - выпадать может и больше половины контента. Формально - вот оно, вижу. По факту - в индекс тупо не попадает и не оценивается.

Ответить
Развернуть ветку
Константин Колясников

А как измерен CTR мета-тега? Понятно, что количеством переходов, но у вас % а не число переходов.

Ответить
Развернуть ветку
Милана Шахова
Автор

уточнила в статье, что это ctr страницы с данным мета-тегом, чтобы не было путаницы

Ответить
Развернуть ветку
Константин Колясников

Это и так в статье было написано. Мой вопрос не связан с вашим ответом.

Что вы подразумеваете под CTR страницы с данным мета-тегом? Вопрос не в принципе подхода, а в вычислениях. Что вы мерите, чтобы получить %?

Отношение конверсий к кол-ву переходов или отношение переходов к среднему числу переходов? Или другое что-то?

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Под CTR традиционно понимается исключительно соотношение показов и кликов на выдаче. В данном случае: сниппет в таком-то виде и с такой то формулировкой обеспечил CTR в 3%. В таком - 7.
Конверсии тут совсем ни при чём, вы пока просто пытаетесь привести на водопой чуть больше лошадей. Как они будут пить (если будут вообще) - совсем другая тема, которой занимается не SEO, а CRO, хотя методы там ровно те же - сплит-тесты и т.п.

Ответить
Развернуть ветку
Константин Колясников

То есть ответ заключается в формуле показы / клики. Спасибо.

Но мне кажется такой метод не совсем подходит. Если речь про показы на основании GSC (консоль гугла) и ЯВ (веб-мастер Яши), то там эти данные обновляются долго.

Ответить
Развернуть ветку
Рустам Кагарманов

Такой метод мне кажется хорошо подошел бы для рекламы) в целом там он и используется чаще.

Ответить
Развернуть ветку
Константин Колясников

Да, там как минимум эта метрика считается специально.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Ну, по реализации на практике вопросов может быть много. Но тут не настолько важна точная информация, притом день в день, ПС всё равно всё нормализуют и обобщают. Важнее учитывать тренды, кмк.

Ответить
Развернуть ветку
Константин Колясников

Как правило, такие статьи несут в себе общую, не привязанную к реальности информацию. Именно поэтому рассказывать такие детали нужно, иначе как определить ценность этого подхода?

Тренд - более реальная метрика, нежели показы в органическом поиске. И если так в реальности и мерилось, то автор сделал то, что делать не должен. А если он здесь так сделал, то есть сомнения, что статью стоит читать далее.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Ну вот именно в этой практике меня лично больше смущает другой момент: выводился ли в серп именно заданный сниппет, соответствующий тайтлу и дескрипу. Вовсе не обновления в панелях ПС - это всё проверяется в один клик.
Если уж придираться - то я бы сопоставлял кликабельность с целевым трафиком, и по итогам - да, с конверсиями. Но вообще это уже выходит за рамки темы статьи - речь-то про сплит-тесты и их применение в сеошке.
Важны идеи, а не рецепты.

Ответить
Развернуть ветку
Милана Шахова
Автор

Да, если в серп не выводится, то не стоит засчитывать результат в табличке. В принципе, как это обычно и делается в SEO.
С конверсиями именно у данного сайта сложно, все делается на заказ, конверсионная воронка у них долгая и обычная не заканчивается на "добавить в корзину", а оффлайн у менеджера. Здесь конверсии с сайта можно поставить на второй план.

По сути, в Яше и Гугле мета-теги различаются - http://joxi.ru/4Ak6qVaHj7BMJ2 и http://joxi.ru/ZrJKM6GiQo01jm (сорри за фиолетовые ссылочки, лень лезть в инкогнито)

Ответить
Развернуть ветку
Николай Пекишев

В книге https://exiterra.com/blog/prodvizhenie-sajta/optimizatsiya-tekstov-7-shagov-seo-optimizatsii-stati-posta-youtube-rolika/, узнал не мало нового. Думаю, прекрасно дополнит тему этой статьи.

Ответить
Развернуть ветку
17 комментариев
Раскрывать всегда