Двойка за поведение: разбираемся с «дырой» в алгоритмах Яндекса

Представьте, что вы долго и бережно развиваете сайт, улучшаете процессы, следуете политике поисковика и, наконец, радуетесь росту показателей. Как вдруг – потеря трафика и обрушение всех позиций. Почему так произошло и что с этим делать?

Ты себя накручиваешь

Причин может быть несколько, самая обидная из них – искусственная накрутка поведенческого фактора конкурентами. Это реальная проблема Яндекса, с которой может столкнуться как новичок, так и опытный разработчик.

Поведенческий фактор – совокупность действий, которые пользователи совершают на страницах сайта, и один из ключевых факторов ранжирования для поисковых систем. Для одних накрутка поведенческого фактора является сомнительным способом попадания в топ – его накручивают, чтобы повысить видимость сайта в поиске и, соответственно, собирать все «сливки»: трафик, лиды, заказы. Для других – способом борьбы с конкурентами, который может оказаться серьезной угрозой для бизнеса. Сложно представить, что такое возможно в 2022 году!

Показатель поведенческого фактора устроен просто: если пользователи проводят на сайте достаточное количество времени, кликают на кнопки и переходят по ссылкам, поисковая система считает такой сайт «полезным» и поднимает в выдаче. Но поведенческий фактор работает и в другую сторону: если сайт занимает хорошие позиции, но пользователи, заходя на его страницы, не находят нужную информацию и быстро их покидают, поисковая система понижает позиции сайта в выдаче из-за низкого поведенческого бала.

Как это работает

Сегодня поведенческий фактор можно накрутить за счет программ, которые позволяют ботам с заданным алгоритмом заходить на страницы сайта и совершать определенные действия, передавая поведенческий сигнал поисковой системе: «Это полезный сайт, я совершил на нем кучу действий».

Процесс устроен так: покупаются лимиты для создания профилей в поисковой системе, затем эти профили отправляют «нагуливаться». При помощи программного алгоритма они ходят по страницам сайтов: формируют себе возраст, активность и создают видимость деятельности, чтобы поисковик считал их не ботами, а реальными пользователями. На деле же эти боты заходят через мобильную выдачу, в основном с андроидов и мобильного интернета.

После того, как профили «нагуглялись», их отправляют по низкочастотным запросам на соответствующие страницы сайта, чтобы они поднялись в топ. Когда эти запросы поднимутся в выдаче, их добавляют в работу и среднечастотные и высокочастотные запросы, чтобы по ним тоже заходили на нужную страницу/сайт – так будет продолжаться, пока все запросы не подтянутся в топ поисковой системы. Увы, так просто и быстро, с помощью всего одной программы, можно добиться того, к чему многие стремятся честным и упорным трудом – выйти в лидеры поисковых запросов.

Проверено на практике

Чтобы «крутить» поведенческий фактор в Яндексе или любой другой поисковой системе, не обязательно делать сайт удобным и интересным для пользователей. Важны лишь такие параметры, как скорость загрузки, соответствие запрос/документ и минимальная оптимизация. Digital-агентство Akudinov.top на собственном примере разобралось, как устроена эта «дара» в алгоритмах Яндекса.

Александр Кудинов, основатель digital-агентства Akudinov.top:

«Заметив, что Яндекс не всегда подтягивает в топ действительно лучшие сайты, а некоторые проекты по нашей тематике, лидирующие в выдаче, просто «ни о чем», мы всерьез задумались, почему так происходит. По многим параметрам они уступают конкурентам: полнота ответа, разнообразие информации, возраст сайта, доверие пользователей, технические ошибки, юзабилити и так далее. Мы поняли, что столбом развития позиций сайта являются поведенческие факторы, которые наши конкуренты нагло накручивают. Было решено разобраться в вопросе по факту – проверить работу механизма практическим способом.

Мы создали лендинг «на коленке», минимально его оптимизировали и врубили адскую машину накрутки. Как и предполагалось, запросы шли в топ, хотя тематика продвижения сайтов – одна из самых конкурентных. Вот она – та самая красная таблетка, которая реально работает. На этот эксперимент у нас ушло около 3-4 месяцев: мы тратили на хостинг, лимиты, программу».

Созданный сайт и примеры запросов с накруткой:

Рисунок 1 Созданный сайт. Адрес: seolider.top
Рисунок 1 Созданный сайт. Адрес: seolider.top
Рисунок 2 Продвижение сайта на 12 месте в январе 2022 года
Рисунок 2 Продвижение сайта на 12 месте в январе 2022 года
Рисунок 3 Рост трафика из ПС на сайт akudinov.ru
Рисунок 3 Рост трафика из ПС на сайт akudinov.ru

Нечестная борьба

Глобальной проблемой Яндекса, связанной с накруткой поведенческих факторов, пользуются игроки рынка, для которых «все средства хороши». Сегодня попасть под нечестную конкурентную атаку может фактически каждый.

Александр Кудинов, основатель digital-агентства Akudinov.top:

«Примерно 4 года назад к нам обратились клиенты с запросом снятия санкций за накрутку поведенческого фактора. Программы по накрутке тогда были менее гибкими, а поисковики – более суровыми, но решалось все просто: все программы останавливали, непрерывно писали в поддержку с извинениями и покаяниями, и через 3-6 месяцев с домена снимались ограничения. Но бывают и другие случаи.

Однажды сайт нашего агентства попал под санкции за накрутку поведенческого фактора, несмотря на то, что мы всегда были против накрутки и работали честно. История такая: мы долго занимались продвижением сайта своего агентства, за что были награждены поисковой системой, и большинство наших запросов было в ТОП-10, а некоторые в ТОП-3 Яндекса.

Рисунок 4 Запрос "продвижение сайтов дешево" 11 место
Рисунок 4 Запрос "продвижение сайтов дешево" 11 место
Рисунок 5 "поисковое продвижение" - 3 место
Рисунок 5 "поисковое продвижение" - 3 место

Пошел трафик заявки-заказы-заявки, как вдруг, через 2 месяца, мы обратили внимание, что на наш сайт заходят роботы. Это показывает раздел «Роботность» в Яндекс.Метрике:

Рисунок 6 Продвижение сайта на 2 и на 19 местах в декабре 2021, и в феврале 2022 соответственно
Рисунок 6 Продвижение сайта на 2 и на 19 местах в декабре 2021, и в феврале 2022 соответственно
Рисунок 7 Роботность
Рисунок 7 Роботность

Тогда мы не придали этому особого значения – радовались своим победам в продвижении, тому, как небольшая компания обходит SЕО-гигантов в поиске. На третий месяц мы вылетели за топ-100. Начали анализировать, выяснять, что не так. Появилось две гипотезы. Первая – новый фильтр за текстовый спам. В конкурентных тематиках это норма, стоит пару лишних фраз указать в тексте и можно попасть под наказание поисковика. Вторая – на нас наложили фильтр за поведенческие. Но как? Мы ничего не накручивали и всегда были за белое SEO. Долго и муторно лечили новый текстовый фильтр, пока SEO-гуру Роман Мартынюк не открыл нам глаза. Оказалось, что поведенческий фактор накрутили нам конкуренты – так, что Яндекс нас «наказал». Мы сменили адрес домена и все снова заработало. Вот так на нашем рынке борются с конкурентами!»

Если причина падения трафика стала очевидной

Невероятно, но факт: глобальная поисковая система вовсе не идеальна. Чтобы не попасться в ловушку конкурентов и не потерять трафик и клиентов из Яндекса, стоит регулярно проверять, подвергается ли ваш сайт атакам роботов. Если да – пробуйте разные способы бана этих роботов, и обязательно подготовьте запасной план. Когда ваш домен попадет под санкции, немедленно переезжайте на другой.

Накрутка поведенческого фактора, по сути, не нужна никому. Чтобы сайт заслуженно попал в топ и работал по-настоящему, стоит заняться развитием своего проекта – в долгосрочной перспективе этот способ гораздо эффективнее и выгоднее накрутки. Провести технический аудит, разработать дизайн, внедрять маркетинговые фишки, работать над юзабилити, заниматься внешней и внутренней оптимизацией – при этих условиях рост позиций просто неизбежен.

Если же вы сами подумывали над накруткой поведенческих факторов для борьбы с конкурентами, имейте в виду: поисковики стремительно развиваются, и совсем скоро накрутить поведенческий фактор будет невозможно. Готовьтесь к честной конкурентной борьбе: настоящая работа над сайтом принесет не только впечатляющие результаты, но и реальное удовольствие.

7
31 комментарий

Сложно представить, что такое возможно в 2022 году!Да вы что! Я еще застал 2017 год, когда крутили пф без прокачки куков и сайты залетали в топ за пару недель. Сейчас всё намного сложнее.
Показатель поведенческого фактора устроен просто: если пользователи проводят на сайте достаточное количество времени, кликают на кнопки и переходят по ссылкам, поисковая система считает такой сайт «полезным» и поднимает в выдаче.Автор не в курсе про такую схему скрутки пф: бот заход на сайт конкурента, проводит много времени, смотрит много страниц, конверсий не делает, затем возвращается в выдачу, кликает на продвигаемый сайт и делает конверсию. Ластклик у продвигаемого сайта. Прощай конкурент. В фин теме сплошь и рядом.
Чтобы «крутить» поведенческий фактор в Яндексе или любой другой поисковой системе, не обязательно делать сайт удобным и интересным для пользователей. Важны лишь такие параметры, как скорость загрузки, соответствие запрос/документ и минимальная оптимизация.Без вылизанной технички, структуры и контента резов в накрутке в долгосрок не будет. И сайт важно делать удобным, потому что по мере заходов кластеров в топ по сайту начнут активно кликать и реальные люди оставляя свои пф.
Однажды сайт нашего агентства попал под санкции за накрутку поведенческого фактора, несмотря на то, что мы всегда были против накрутки и работали честно.Конечно попал, безопасные объёмы накрутки пф - до 20% от реального трафика. Всё остальное палево. Удивляет как некоторые считают накрутку пф чем то "нечестным". Это просто пункт в плане работ для захода в топы в конкурентных темах, не более.
Накрутка поведенческого фактора, по сути, не нужна никому. Чтобы сайт заслуженно попал в топ и работал по-настоящему, стоит заняться развитием своего проектаНикому, кого в топ50 нет))) Еще раз - без комплекса SEO работ никаких долгорочных резов в накрутке пф не будет.
поисковики стремительно развиваются, и совсем скоро накрутить поведенческий фактор будет невозможноС 2016 года слышу эти байки. Обычно от тех, кто не понимает на чём завязаны алгоритмы Яндекса и в какую сторону они развиваются.
Пошел трафик заявки-заказы-заявки, как вдруг, через 2 месяца, мы обратили внимание, что на наш сайт заходят роботы. Тогда мы не придали этому особого значения – радовались своим победам в продвиженииОчень порадовало. Радуемся роботности вместо установки фаервола и чистки ботного трафа.

Ох спасибо за смешную статью, многое улыбнуло.

Пспс: без обид, вам просто нужно разобраться в теме пф более основательно.

6
Ответить

Тоже знатно подняло настроение, настолько поверхностного обзора и незнания темы давно не видел) И еще прослеживается обида

2
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

В чем-то вы действительно правы.
Посмотрите пример сайта, на котором мы проводили эксперимент, многие ваши комментарии станут не актуальными)

Ответить

А вы точно всерьёз сеошите? Просто на "бандите" можно въехать в топ, с минимальными накрутками (или даже без них) на время в топах закрепиться - и вылететь к чертям после очередного апдейта Яндекса - текстового ли, поведенческого. И делать на таких сроках какие-то выводы - тем более глобальные, - фу.
И опять эта тема "делайте сайт лучше, работайте над сайтом". Яндекс оценивает бизнес, а не сайт. Все разговоры про "делайте лучше" - это про презентации Яндекса, морковка на веревочке перед носом вебмастера.

4
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

делайте сайт лучше это вообще отписка)

Ответить