{"id":14286,"url":"\/distributions\/14286\/click?bit=1&hash=d1e315456c2550b969eff5276b8894057db7c9f3635d69a38d108a0d3b909097","hash":"d1e315456c2550b969eff5276b8894057db7c9f3635d69a38d108a0d3b909097","title":"\u041f\u043e\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430\u0434 \u043a\u0440\u0443\u043f\u043d\u0435\u0439\u0448\u0438\u043c\u0438 \u0418\u0422-\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u0430\u043c\u0438 \u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u044b","buttonText":"","imageUuid":""}

Конкурентный юзабилити аудит | Пошаговая инструкция с шаблонами

Всем привет! Сегодня освещаю тему проведения юзабилити аудита, показываю, как сейчас, в 2022 году, должен выглядеть юзабилити аудит и что клиент должен получать как результат.

К сожалению, российский рынок SEO услуг живёт прежними представлениями о SEO. И часто, упаковывает в услуги юзабилити-аудита проверку на кроссбраузерность и проверку текстов на UX. Такой подход актуален и моя критика не связана с качеством проведения данных работ, как раз наоборот, я на стороне Исполнителей, но предлагаю взглянуть на тему ux-аудита чуть шире.

Что предполагает усреднённое предложение по юзабилити аудиту:

  • Проверку на ошибки отображения
  • Проверку отображения на мобильных
  • Адаптивность всех страниц и элементов
  • Проверку на кроссбраузерность
  • Проверку стилизации текстов
  • Проверку удобства навигационных элементов

Хороший чек-лист. Но в чём заинтересована клиентская сторона?

  • Получить ответ, почему конкуренты выше
  • Узнать какой функционал даёт преимущества в выдаче
  • Понять правильные ли формы донесения информации используются
  • Разобраться какие элементы влияют на конверсию
  • Влияет ли бренд и имидж на UX составляющую

И конечным итогом должен стать перечень мер на доработку UX, структуры и функционала. Это работа сложнее, но даёт понятные точки роста, ощутимо влияющие на результат.

Итогом юзабилити аудита, до сих пор, принято считать word-файл, где написано как поправить плашку и обеспечить кликабельность кнопки. Но стоит разделять визуальные правки с доработками UX

Итак, с чего начать:

Исследование ниши и семантики сайта

Шаг, необходимый для определения точного перечня прямых и косвенных конкурентов.

Подбор прямых и косвенных конкурентов

Шаг, на которым вы определяете с кем вы соревнуетесь в выдаче, кого вы хотите опередить, и кого, вы уже опережаете.

Заполнения Брифа UX-аудита

Вы можете ознакомиться с примером брифа ux-аудита. Он важен на старте работ, таким образом вы вводите в курс дела клиентскую сторону и получаете необходимую информацию. По заполнению брифа совместно с Заказчиком вы начинаете понимать задачи одинаково.

Особое внимание стоит уделить пунктам 6-9:

  • Сильные стороны конкурентов
  • Слабые стороны конкурентов
  • Упущения в UX
  • Возможность в UX

Важно глубоко изучить продукты конкурентов на старте (шаг 1 и 2) и дать объективную оценку, какой функционал вы видите как "возможность", а какой не является необходимым и может послужить "просадкой" для внимания пользователя.

На этом этапе работы, вы впервые сфокусируете своё внимание, на тех элементах и блоках, которые позволяют web-продукту быть удобным и востребованным. И начнёте приглядываться, к тому, какой функционал вы хотите позаимствовать или создать.

Дальше идёт самая важная часть работы проведения юзабилити-аудита - оценка.

Оценка юзабилити качеств сайта

Анализ производиться по средствам заполнения сводной таблицы, где должны быть сайты конкурентов и ваш собственный.

Здесь вам предстоит работать с формальной информацией - маркетинговой составляющей, и прикладной - оценкой общего впечатления, способов взаимодействия, дизайном и контентом.

В каждой из этих колонок:

  • Общее впечатление (First impressions)
  • Способы взаимодействия (Interactions)
  • Дизайн (Visual design)
  • Контент (Content)

Вам предстоит выделить "+" и "-" конкурентов и ваши. Таким образом, вы получить данные об узких местах ux сайта, где требуется проработка. Совсем как при непростом выборе, вы сопоставляете в чём вы лучшие, а где вас опережают конкуренты.

Теперь у вас на руках точный перечень мер - остаётся финализировать его в ТЗ на доработки структуры, страниц, элементов.

Не стесняйтесь, говоря о UX, рассуждать о структуре, и говоря о конверсии, перерабатывать всю страницу целиком. В процессе такой работы, вы в любом случае, получите обширный список точек роста, реализовывать который следует также поэтапно.

Спасибо! В продолжение можете заглянуть на мою страничку о юзабилити-аудите и проконсультироваться со мной в комментариях!

0
16 комментариев
Написать комментарий...
Артем Акулов

Если ux вешать на сеошника, то достаточно будет скопипастить структуру интерфейса с незначительными доработками у тех, кто в топе. То есть обычный конкурентный анализ посадочных. Метод работает.

Если подходить к этому так сказать с нуля, то это нужно отдавать спецу по ux (которого еще пойди найди нормального в рунете), закладывать бюджет в фокус группы, и по сути изобретать велосипед.

У конкурентов из топа уже давно всё внедрено. И очень велика вероятность, что после танцев с бубном вокруг ux получится кривая ерунда и проект никогда не встанет в топ или вылетит из него.

Золотое правило дижитала: стоит в топе и генерит бабло - не лезь, убьёт!

Ответить
Развернуть ветку
Александр Поспелов
Автор

По сути понимаю, но 'скопировать Топ' - значит быть не хуже, а чтобы быть на кликабельных позициях, придётся конкурентов превзойти и добавить свой или недостающий функционал для этого придётся анализировать интерфейсы.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Сеошник (даже целая команда) в этом смысле не может сравниваться с уиксером и специалистами по конверсии. Нету инструментария, нету данных, нету знаний. Ну то есть мне как человеку может быть понятно, что зайдя со смартфона сложно пройти цепочку, на которую я рассчитываю как продвигатор. Но как её реализовать - только догадки, которые не сравнимы с опытом специалиста по интерфейсам.
Либо попросту использовать готовые образцы.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Поспелов
Автор

Всё правильно. Я не предъявляю требований к остальным. Просто пытаюсь показать как строится моя работа🙂

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

А каковы критерии оценки? Прежде в рамках SEO использовалась только "экспертная оценка", но, кмк, это явно нерабочая метода - ибо чистая субъективность. Заказывали как-то такой аудит со стороны клиента. За 35 тысяч девочка с айфона полазила по сайту и составила список "А мне нипанравилось" и "А мне неудобно" - и никаких объяснений и обоснований.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Ну вот тут уже опять погружение в CRO, кмк, и это уже не про сеошку. На естественных ПФ может и скажется хорошо (ну там с учетом микроконверсий), но на практике браться за такое - разве что когда по сайту уже делать реально нечего и все другие методы исчерпаны

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Думаю, рано или поздно всё это может стать одной дисциплиной. КФ уже сейчас вытесняют все остальные требования, и уже сейчас приходится палить микроконверсии и конверсии как важные метрики.
А ведь речь изначально шла об обычном поисковом спаме

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Александр Поспелов
Автор

Следует работать с целевой аудиторией сайта. В зависимости от бюджета, вы можете провести интервью и получить исчерпывающие данные. Если аудит допускает использование "персон", выдумайте 3-4 персонажа вашей ца и ставьте оценки от их лица. Оценки сайта бухгалтерских услуг от девочки с айфоном и от байкера с мото будут отличаться. Проще говоря, субъективизм будет, решается количественными данными.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Работа с "персонами" - это уже погружение в глубины ада. Читал я методики, как с этим работают по-взрослому - до сих пор вздрагиваю. Из инструментария: статистика (минимум за полгода), опросы, обработка результатов на языке R, выстраивание гипотез - и потом ещё серия сплит-тестов.
Обычная схема с виртуальными куклами плохо показывает себя на практике, слишком много фантазий и несущественного в ущерб реальным свойствам пресловутых паттернов ЦА.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Александр Поспелов
Автор

Давайте обозначу с чем согласен, а что на мой взгляд выглядит спорно:
1. Проведение юзабилити аудита, как одной из стартовых работ для проведения оптимизации ресурса мне видится логическим. И с точки зрения оценки структуры сайта, и оценки контента страниц.
2. Согласен.
3. Здесь ссылаюсь на первый пункт. В моей практики встречались случаи, когда именно юзабилити-аудит помогал уже достаточно успешным проектам найти точки роста и сформировать их в пул работ.
4. Да, конечно, это наработки Google Design, которые не составит труда перевести. Возможно, вы увидите эти уже переработанные материалы под ru сегмент у кого-то на платных курсах. Я даю демо.
5. Да, возможно. Моё стремление было показать, как это делается корректно. Т.к. я и сам раньше выполнял некоторые работы связанные с оценкой UX без должной базы в UX/UI.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Tyana N

Саша, я сейчас столкнулась с комментариями типа как тут и в шоке, насколько мы опередили время..

Ответить
Развернуть ветку
13 комментариев
Раскрывать всегда