Конкурентный юзабилити аудит | Пошаговая инструкция с шаблонами

Всем привет! Сегодня освещаю тему проведения юзабилити аудита, показываю, как сейчас, в 2022 году, должен выглядеть юзабилити аудит и что клиент должен получать как результат.

К сожалению, российский рынок SEO услуг живёт прежними представлениями о SEO. И часто, упаковывает в услуги юзабилити-аудита проверку на кроссбраузерность и проверку текстов на UX. Такой подход актуален и моя критика не связана с качеством проведения данных работ, как раз наоборот, я на стороне Исполнителей, но предлагаю взглянуть на тему ux-аудита чуть шире.

Что предполагает усреднённое предложение по юзабилити аудиту:

  • Проверку на ошибки отображения
  • Проверку отображения на мобильных
  • Адаптивность всех страниц и элементов
  • Проверку на кроссбраузерность
  • Проверку стилизации текстов
  • Проверку удобства навигационных элементов

Хороший чек-лист. Но в чём заинтересована клиентская сторона?

  • Получить ответ, почему конкуренты выше
  • Узнать какой функционал даёт преимущества в выдаче
  • Понять правильные ли формы донесения информации используются
  • Разобраться какие элементы влияют на конверсию
  • Влияет ли бренд и имидж на UX составляющую

И конечным итогом должен стать перечень мер на доработку UX, структуры и функционала. Это работа сложнее, но даёт понятные точки роста, ощутимо влияющие на результат.

Итогом юзабилити аудита, до сих пор, принято считать word-файл, где написано как поправить плашку и обеспечить кликабельность кнопки. Но стоит разделять визуальные правки с доработками UX

Итак, с чего начать:

Исследование ниши и семантики сайта

Шаг, необходимый для определения точного перечня прямых и косвенных конкурентов.

Подбор прямых и косвенных конкурентов

Шаг, на которым вы определяете с кем вы соревнуетесь в выдаче, кого вы хотите опередить, и кого, вы уже опережаете.

Заполнения Брифа UX-аудита

Вы можете ознакомиться с примером брифа ux-аудита. Он важен на старте работ, таким образом вы вводите в курс дела клиентскую сторону и получаете необходимую информацию. По заполнению брифа совместно с Заказчиком вы начинаете понимать задачи одинаково.

Особое внимание стоит уделить пунктам 6-9:

  • Сильные стороны конкурентов
  • Слабые стороны конкурентов
  • Упущения в UX
  • Возможность в UX

Важно глубоко изучить продукты конкурентов на старте (шаг 1 и 2) и дать объективную оценку, какой функционал вы видите как "возможность", а какой не является необходимым и может послужить "просадкой" для внимания пользователя.

На этом этапе работы, вы впервые сфокусируете своё внимание, на тех элементах и блоках, которые позволяют web-продукту быть удобным и востребованным. И начнёте приглядываться, к тому, какой функционал вы хотите позаимствовать или создать.

Дальше идёт самая важная часть работы проведения юзабилити-аудита - оценка.

Оценка юзабилити качеств сайта

Анализ производиться по средствам заполнения сводной таблицы, где должны быть сайты конкурентов и ваш собственный.

Здесь вам предстоит работать с формальной информацией - маркетинговой составляющей, и прикладной - оценкой общего впечатления, способов взаимодействия, дизайном и контентом.

В каждой из этих колонок:

  • Общее впечатление (First impressions)
  • Способы взаимодействия (Interactions)
  • Дизайн (Visual design)
  • Контент (Content)

Вам предстоит выделить "+" и "-" конкурентов и ваши. Таким образом, вы получить данные об узких местах ux сайта, где требуется проработка. Совсем как при непростом выборе, вы сопоставляете в чём вы лучшие, а где вас опережают конкуренты.

Теперь у вас на руках точный перечень мер - остаётся финализировать его в ТЗ на доработки структуры, страниц, элементов.

Не стесняйтесь, говоря о UX, рассуждать о структуре, и говоря о конверсии, перерабатывать всю страницу целиком. В процессе такой работы, вы в любом случае, получите обширный список точек роста, реализовывать который следует также поэтапно.

Спасибо! В продолжение можете заглянуть на мою страничку о юзабилити-аудите и проконсультироваться со мной в комментариях!

66
16 комментариев

Если ux вешать на сеошника, то достаточно будет скопипастить структуру интерфейса с незначительными доработками у тех, кто в топе. То есть обычный конкурентный анализ посадочных. Метод работает.

Если подходить к этому так сказать с нуля, то это нужно отдавать спецу по ux (которого еще пойди найди нормального в рунете), закладывать бюджет в фокус группы, и по сути изобретать велосипед.

У конкурентов из топа уже давно всё внедрено. И очень велика вероятность, что после танцев с бубном вокруг ux получится кривая ерунда и проект никогда не встанет в топ или вылетит из него.

Золотое правило дижитала: стоит в топе и генерит бабло - не лезь, убьёт!

4

По сути понимаю, но 'скопировать Топ' - значит быть не хуже, а чтобы быть на кликабельных позициях, придётся конкурентов превзойти и добавить свой или недостающий функционал для этого придётся анализировать интерфейсы.

А каковы критерии оценки? Прежде в рамках SEO использовалась только "экспертная оценка", но, кмк, это явно нерабочая метода - ибо чистая субъективность. Заказывали как-то такой аудит со стороны клиента. За 35 тысяч девочка с айфона полазила по сайту и составила список "А мне нипанравилось" и "А мне неудобно" - и никаких объяснений и обоснований.

1

Среди распространённых: данные систем аналитики, экспертная оценка, данные сервисов (типа аскюзерс), эвристики Нильсена, рекомендации из опыта известных UX-специалистов. Это то, что вспомнила сходу.

2

Следует работать с целевой аудиторией сайта. В зависимости от бюджета, вы можете провести интервью и получить исчерпывающие данные. Если аудит допускает использование "персон", выдумайте 3-4 персонажа вашей ца и ставьте оценки от их лица. Оценки сайта бухгалтерских услуг от девочки с айфоном и от байкера с мото будут отличаться. Проще говоря, субъективизм будет, решается количественными данными.

Такое себе... Поясню почему.
1. Не думаю, что нужно вешать на SEO-специалиста функции специалиста по интерфейсу. Понятно, что есть люди, стремящиеся осваивать всё вокруг, но это скорее исключение, чем правило. Возможно, вы имели в виду, что такой аудит проводит не сеошник - тогда принимается.
2. Специалисты по юзабилити имеют свои чек-листы, которые не сводятся к тому, что вы описали как минимальное и устаревшее. То, что рынок использует как усреднённое и недостаточное, - обычное дело для рынка (за расширенное и высококачественное нужно платить больше, чем готов средний потребитель).
3. Анализ конкурентов в плане юзабилити должен проводиться при проектировании будущего сайта или при редизайне. Тогда это действительно полезное дело. Если же сайт приходит на SEO, что даст глубокий юзабилити-аудит? Поэтому и проверяют обычно только критичные ошибки.
Хотя по согласованию с заказчиком глубокий аудит можно провести, но чёт я думаю, таких заказчиков раз-два и обчёлся.
4. Судя по всему, вы использовали чьи-то разработки (бриф, таблица). Где же ссылки на авторов? И полагаю, правильно было бы перевести их на русский язык, раз уж вы предлагаете их в качестве примеров к русскоязычной статье. По крайней мере, создали бы дополнительную ценность.
5. Что касается правильного аудита юзабилити, это вообще не к SEO. Чтобы качественно проводить такой аудит, нужно изучить хотя бы основы UX не по таким статьям.

1

Давайте обозначу с чем согласен, а что на мой взгляд выглядит спорно:
1. Проведение юзабилити аудита, как одной из стартовых работ для проведения оптимизации ресурса мне видится логическим. И с точки зрения оценки структуры сайта, и оценки контента страниц.
2. Согласен.
3. Здесь ссылаюсь на первый пункт. В моей практики встречались случаи, когда именно юзабилити-аудит помогал уже достаточно успешным проектам найти точки роста и сформировать их в пул работ.
4. Да, конечно, это наработки Google Design, которые не составит труда перевести. Возможно, вы увидите эти уже переработанные материалы под ru сегмент у кого-то на платных курсах. Я даю демо.
5. Да, возможно. Моё стремление было показать, как это делается корректно. Т.к. я и сам раньше выполнял некоторые работы связанные с оценкой UX без должной базы в UX/UI.