{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

SEO-дашборды: проверяем состояние 100 проектов за 10 минут

В предыдущей статье этой серии мы рассказывали о методике визуализации данных, которая позволяет интегрировать веб-кабинеты Яндекса с рабочими таблицами Google и тем самым облегчает выполнение множества SEO-задач. Продолжаем тему рассказом о разработке SEO-дашборда для мониторинга группы проектов в режиме реального времени.

Именно так выглядит в итоге разработанный нами SEO-дашборд

Как появилась идея создания дашборда

Каждый SEO-специалист Site Elite Studio хоть раз, да сталкивался в работе с такими проблемами, как:

  • Падение позиций после редизайна сайта, его переезда на новый хостинг или внедрения масштабных доработок.

  • «Шторм» позиций в выдаче, которым предваряется еще не анонсированное обновление поисковых систем.

  • Появление на сайте тысяч — а то и сотен тысяч — страниц со специфическим контентом после вирусной атаки.

Подобные ситуации можно отследить заблаговременно, но это не всегда реально, если не отлажено отслеживания состояния сайта. Каждый проект имеет свои метрики, которые подлежат мониторингу — при этом вид и количество метрик определяется особенностями проекта.

Мы можем выделить минимум 7 показателей, наиболее универсальных и важных для всех проектов без исключения:

  • Средняя позиция сайта в поисковых системах.

  • Число проиндексированных страниц.

  • Трафик.
  • Конверсии.
  • Срок оплаты домена, SSL-сертификата, хостинга.
  • Наличие ошибок в панелях вебмастеров (Google, Яндекс, Bing, DuckDuckGo).
  • 200-й ответ главной страницы сайта.

Этот список обычно расширяется и дополняется в зависимости от потребностей SEO-специалиста. А кроме этих метрик, добавляются и другие — полный перечень определяется KPI и прочими требованиями к проекту.

Если в работе находится всего 2-3 проекта, задача по мониторингу, может, и не выглядит такой уж сложной. Сайты просто несколько раз в неделю проверяют вручную, используя табы из закладки. А если одновременно нужно уследить за парой-тройкой десятков или сотен проектов?

Как реализовать идею

Решив найти ответ для этой задачи, мы пришли к выводу, что все метрики для всех проектов можно просто объединить в единое пространство, которое позволит просматривать их на одном экране. Нам для реализации этого метода удобнее всего применять Google Data Studio.

Но чтобы сформировать там рабочий SEO-дашборд, нужно сперва настроить связи с базами данных — то есть использовать коннекторы. Они должны:

  • выводить на дашборд данные по средней позиции, трафику, конверсиям, страницам в индексе, ошибкам из «Вебмастера»;

  • предоставлять эту информацию интерактивно, в режиме автоматического обновления, для каждого актуального проекта.

Часть коннекторов у нас имелась, часть пришлось разрабатывать вручную. Этим в команде по запросу оптимизаторов занялся ведущий аналитик.

Его ход мысли был прост: данные для визуализации нужно выводить из автоматически пополняемой базы. Другими словами, Google Data Studio нужно подключить как минимум к трем сервисам — SE Ranking, Яндекс.Метрике и Яндекс.Вебмастеру.

Работа с SE Ranking

Проблема с выводом поисковых позиций решилась проще всего. Известно, что у SE Ranking есть готовый коннектор с Data Studio, и настроить его достаточно несложно.

Работа с Яндекс.Метрикой

Для этого сервиса мы чуть ранее сформировали скрипты, позволяющие ежедневно в автоматическом режиме подгружать статистические данные (средняя позиция, посещаемость, конверсии) в Google Sheets, где они успешно агрегируются. Именно этому посвящена предыдущая статья данной серии.

Мы доработали идею, поставив цель — сформировать либо скрины базы в таблицах, либо скрины отчетного листа с агрегированными данными. Проще всего оказалось сделать это, продолжая сбор данных в таблицы проектов Google Sheets и оттуда по уже существующему коннектору направляя их в Google Data Studio.

Работа с Яндекс.Вебмастером

Здесь работа заняла больше всего времени. Наш аналитик объединился с разработчиком, и после вдумчивого изучения документации были созданы программы, позволяющие передавать из Яндекс.Вебмастера в Google Sheets статистические сведения:

  • по количеству страниц в индексе;
  • по видимости;
  • по критическим, а также фатальным ошибкам.

Разумеется, передаются они в автоматическом режиме и ежедневно.

Так выглядит выгруженная в таблицу база данных

На этом ход мысли, опять-таки, не остановился, и мы уже поставили в план доработку отчетов — в плане выведения туда дополнительных метрик (частотность запросов по Wordstat, сроки действия доменов, SSL). Но это потом.

Как оформить дашборд

Настройка связей веб-баз с Google-студией не так сложна, если заранее озаботиться изучением документации Google. Поэтому, в частности, мы и работаем с сервисом Data Studio. Из всех прочих именно он очень удобен для визуального вывода данных: там статистику можно фильтровать, совмещать, сравнивать с другими периодами; использовать гистограммы, круговые диаграммы, добавлять собственные формулы и т. д.

Возможности оформления дашбордов тоже широки. Это подтвердил дизайнер, который после постановки задачи на отрисовку предложил сразу несколько вариантов исполнения, в Dark- и Light-версии (мы в итоге выбрали первый вариант).

Два самых наглядных варианта оформления дашбордов из наших анналов

С точки зрения дизайнера, аналитические дашборды — это инструменты для наглядного отображения информации. Они ориентированы не на немедленные действия, а на проведение анализа и разработку стратегии принятия решений. Поэтому при создании дизайна важно было правильно расставить визуальные акценты: что-то выделить и увеличить, что-то убрать на второй план.

Экспериментальный вариант дашборда от нашего дизайнера

Поскольку в дашбордах выводится большой массив данных, каждый пиксель интерфейса нужно использовать эффективно — рационально настроить систему отступов для разных элементов. Лучше всего для этого подходит сетка — горизонтальная или плиточная. Линии сетки, на которых размещаются элементы дизайна, связывают их воедино, а тем самым выравнивают, согласовывают базовую структуру изображений и всю композицию. В итоге масса информации систематизируется почти безупречно.

Сетку опробовали в обоих вариантах и сошлись на использовании режима плитки.

Плиточный вариант оформления дашборда мы сочли более наглядным

В верхних зонах каждого сегмента мы специально оставили место под новые метрики. Их можно будет интегрировать на дашборд, не переделывая дизайн.

Какие итоги получили

А получили мы практичный (с постоянным обновлением данных) и эргономичный (очень удобный в работе) дашборд, дизайн которого, по общему мнению пользователей, вышел очень даже неплохо. Сейчас мы тестируем этот инструмент. Пока по всему выходит, что он оправдает возложенные ожидания.

Поэтому на ближайшее время мы, опять-таки, уже поставили себе новую задачу — подготовить дашборд карточки проекта. Об этом планируем рассказать в одном из следующих материалов.

Так, по нашему замыслу, выглядит дашборд сингл-проекта

Особое преимущество разработанного дашборда, по нашему мнению, заключается в том, что он облегчает ежедневную рутину не только Middle и Senior SEO-специалистам, но и:

  • SEO Team Lead;
  • аккаунт-менеджерам;
  • контекстологам (они могут как минимум вдохновиться дизайном);
  • да, по сути, и всем прочим диджитал-специалистам, которые работают с данными.

Это вполне соответствует нашему утверждению, что рабочая рутина обязана быть «привилегией» ИИ, а люди могут (и должны) мыслить творчески. :)

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Иван Зимин

Не очень понятна практическая ценность статьи, ссылки на шаблон нет, понятной пошаговой инструкции по подгрузке данных в отчёт тоже, то что всё можно найти в мануалах гугла понятно и без этой статьи. Получается статья для того, чтобы похвастаться и сказать, что очень удобно?

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Кениберг

Согласен, молодцы ребята конечно, но хотелось бы в статье прочитать инструкции или получить ссылки на инструкции, как подгрузить данные из веб-мастера, метрики, Топвизора и других сервисов.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Коннекторов-то под GDS выше крыши. А инструкции - какие и зачем? Только ради образца разве что, потому что вам их тип данных скорее всего не пригодится.
Примерно всё то же самое можно реализовать и сильно примитивнее в рамках любой BI системы, и сильно сложнее.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Какие-то Буквы

Статья ради статьи, практичной пользы ноль, ни посмотреть, не потрогать

Ответить
Развернуть ветку
Zhenia Shtanova

Спасибо за статью. Для Метрики есть бесплатный коннектор All-Connect.

Добавила ссылку на статью в подборку свежих материалов в сообществе "Data Studio на русском" https://t.me/GDS_chat

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Кабаев

А что за метрика "средняя полоса" или что там написано?

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда