Алгоритм А9 для Wildberries: SEO-продвижение товарных карточек, опираясь на опыт Amazon
Привет, на связи Павел Seoremica! Был в гостях у Михаила Шакина на прошлой неделе. Разобрали, как эволюционировал алгоритм ранжирования Wildberries за один год, какие сходства с Amazon A9 стали очевидными, и что ждет нас в 2023. Комментирую свою презентацию и дополняю материал наблюдениями об оптимизации товарных карточек. Поделитесь своими?
Добавляю запись вебинара, чтобы вы могли увидеть и услышать все сами.
Навигация по статье
SEO для Wildberries: сходства и различия с Amazon A9
Про новый алгоритм ранжирования и похожий путь развития с Amazon заговорили в июле 2022. Тогда же появилась моя статья об изменениях на маркетплейсе (16 000 просмотров).
Сегодня A9 Wildberries преподносится рынку как уникальная или даже секретная технология работы с текстами, способная быстро и недорого выводить карточки в ТОП без дополнительной механики оптимизации.
Это не подтверждается практикой. По-прежнему для вывода товара в ТОП требуется статистика продаж. Текст, сам по себе, способен оказывать влияние на горизонтальное продвижение и низкочастотные запросы.
Кроме этого, алгоритм оценки текстов адаптирован под реалии русского языка, отсутствующую разметку текстов и технические особенности площадки, которые просто не могут повторить все компоненты алгоритма Amazon.
Алгоритм Amazon A9: особенности и принципы
Алгоритм A9 — это система ранжирования, которую использует Amazon для формирования результатов поиска. Она учитывает множество факторов, но основным остается показатель конверсии.
Есть мнение, что зная все особенности алгоритма, мы сможем предугадать факторы, влияющие на позицию товаров на Wildberries. Попробуем разобраться, так ли это на самом деле.
В своей презентации я выделил те моменты, которые могут быть одинаково применимы к двум маркетплейсам не смотря на их технологические различия.
1. Релевантная семантика
Необходимо использовать только релевантные запросы, по которым нас будет искать ЦА. Нет необходимости добавлять ключевые слова с характеристиками других товаров, в надежде получить возможность максимально широкого ранжирования и дополнительные случайные продажи.
2. Избегать переспама в тексте
Избегать манипуляции с ключевыми словами. Нет необходимости в прямых вхождениях в ключи и создании высокой плотности ключевых запросов в тексте.
3. Правильно составленный заголовок
Заголовок имеет приоритет. Он должен быть релевантным и полностью описывать основные свойства продаваемого товара.
4. Не использовать опечатки
Алгоритм Amazon способен пессимизировать товарные карточки за умышленное использование опечаток и синонимов для описания одного и того же предмета.
5. LSI или правильное семантическое окружение
Качественная проработанная семантика важна для продвижения товара. А9 учитывает все слова в теле товарной карточки и насколько органично они сочетаются со словами, образующими запросы.
6. CTR как главный фактор
Чем выше конверсия у товара по ключу, тем больше просмотров он получает на следующий день.
7. Корректные характеристики
Правильно заполненные характеристики у товара. Без спама и точно описывающие все особенности продукта.
8. Не использовать СПАМ
Седьмой пункт вытекает из первого. СПАМ в контексте маркетплейса это не только нерелевантные слова, но и ключи, по которым физически не имеет возможности ранжироваться товар из-за особенностей алгоритма. При этом, логика может говорить об обратном, и мы будем ожидать от товара корректное ранжирование.
9. Выручка с одного клика
Главная метрика для алгоритма. Сколько денег приносит маркетплейсу каждый пользовательский клик. Удовлетворяет ли наш товар потребностям ЦА по каждому запросу.
Что общего у Amazon A9 и Wildberies?
На мой взгляд, путь развития алгоритма Wildberries больше других (на рынке российских маркетплейсов) напоминает путь Amazon.
Касается это, прежде всего, алгоритма оценки текстового контента. Выглядит это логичным, поскольку проще перенять опыт успешных зарубежных коллег и адаптировать под себя. При этом Wildberries не копирует его полностью.
Каждый компонент похож по форме, но различается в деталях. Некоторые решения, на мой взгляд, и вовсе появились на Wildberries после успешного опыта главного конкурента на российском рынке — Ozon.
Как итог, мы можем прогнозировать направление будущих изменений, но должны понимать, что точной копии A9 не будет (никто и не откроет все формулы алгоритма для копирования).
Эволюция алгоритма ранжирования Wildberries: как менялся алгоритм от месяца к месяцу
На вебинаре у Михаила Шакина я делился своими наблюдениями о том, что до марта 2022 года никаких пересечений с Amazon обнаружить не удавалось (рекомендую посмотреть вебинар, там озвучиваю детали, которые умышленно упускаю в материале).
С марта, после большого технического сбоя, начинаются изменения, которые к апрелю приводят к замене алгоритма ранжирования.
Предлагаю вместе пройти путь эволюции алгоритма ранжирования Wildberries с апреля до ноября 2022 года, чтобы получить полное представление о моей работе и произошедших изменениях.
Апрель
В апреле 2022 года ключевые слова не были закреплены за своими категориями. Так юбка могла ранжироваться по запросу джинсы, если такой ключ встречался в описании. Выдача становилась максимально нерелевантной.
Оптимизаторы старались добавлять в товарную карточку все возможные ключи, чтобы увеличить количество показов.
И в этот момент происходит важное обновление алгоритма.
Алгоритм в мае
Заметив этот эффект, мы в SEOREMICA начинаем серию тестов по сокращению описания. Стали получаться короткие тексты, описывающие суть предмета. Ничего лишнего. Такое описание позволяет быстро вернуть потерянные позиции и подкинуть запросы на первую страницу выдачи.
Пока все увеличивали объем текста, мы стремились к сокращению. Это продолжительное время давало хорошие результаты.
Вместе с этим стало понятно, что CTR по каждому ключу заметно влияет на итоговую позицию товара. Этот момент особенно успешно удалось использовать в стратегии продвижения.
Алгоритм в июне
Уже в июне карточки с переспамом в характеристиках начинают терять свои позиции. Внесение изменений в карточку позволяет вернуть потерянные позиции уже на следующий день.
Раннее оптимизаторы считали поля характеристик областью для размещения ключевых слов (это негативная практика сохраняется до сих пор).
Периодами товарные карточки с переоптимизированными характеристиками теряют тысячи позиций или полностью перестают ранжироваться по ключу. Это существенно сказывается на продажах.
Сегодня спам в характеристиках — гарантированная пессимизация, которая может наступить не сразу.
Алгоритм в июле
Wildberries предупреждал об этом в январе 2022 года или раньше. Целых шесть месяцев было предоставлено селлерам на то, чтобы исправить свои товарные карточки и исключить упоминание чужих брендов. В июле товары снимались из ранжирования до устранения нарушений.
Тогда же выдача на Wildberries становится более релевантной. Теперь условные джинсы никаким образом не могут ранжировать по запросам футболка или юбка. Появляются тематические словари.
Ключевые запросы закрепляются за своими категориями. Товарные карточки начинают терять трафик.
Размещая товар в категорию пальто — товарная карточка имеет возможность ранжировать одинаково эффективно по запросам пальто и тренчкот.
А вот товары из категории тренчкот возможность ранжироваться по запросу пальто теряют, что становится неприятным сюрпризом для селлеров. Смена категории подразумевает увеличение стоимости логистики, что делает цену на многие товары неконкурентоспособными.
Сегодня ключевые слова еще жестче закреплены за своими категориями.
В июле я написал статью о новом алгоритме ранжирования и впервые стал говорить о нюансах работы с заголовками.
Алгоритм в августе
В августе изменилось все.
Наши короткие тексты начинают работать хуже. Товарные карточки одна за другой теряют позиции. После серии тестов и проведенной аналитики, приходим к выводу, что алгоритм начинает учитывает степень проработанности текстов. Другими словами, значимым фактором становится правильно подобранный LSI.
После доработки существующих текстов, товары возвращают свои позиции. Новые карточки ранжируются идеально с первых дней.
За месяцы практики, существенно улучшили процесс сбора семантики, научились выбирать только эффективные ключи и обходить все моменты, способные оказывать пессимизирующий эффект на товарную карточку.
Следом появляется текстовой алгоритм, который начинает исключать из ранжирования ключи. Тысячи товаров теряют привязку к категориям и ранжирование по основным ключам.
За три месяца тестов удалось обнаружить и систематизировать более десяти причин пессимизации товарной карточки.
Алгоритм в сентябре
В августе происходит изменение, которое лично я ждал давно. По своей логике напоминает оно принципы работы Ozon.
В зависимости от заполненных характеристик, самостоятельно добавляет и исключает ключи из ранжирования.
Так при заполнении у сумок размеров, малые размеры автоматически отправляли карточку в ранжирование по запросу маленькая сумка. Товары с подходящими характеристиками имели приоритет над товарами, у которых размеры были большими.
Другими словами, сначала ранжировались товары с корректными характеристиками, а ниже все остальные с ключом маленькая сумка в описании.
Алгоритм в октябре
Переносимся в наши дни. В конце октября Wildberries меняет внутренний вес заголовков, делая их приоритетными. Вместо 40 символов селлеры получают возможность создавать наименование в 60 символов. Теперь правильно составленный заголовок позволяет поднимать товарную карточку на тысячи позиций вверх. Работа с заголовком становится еще одним инструментом оптимизации и продвижения.
Особою важность приобретает соотношение заголовка с размещенным описанием.
В ноябре продолжается оптимизация заголовков. Результатами тестов делюсь на своем Telegram канале.
Выводы об эволюции алгоритма
Пересечения с Amazon A9 действительно есть. За прошедшие шесть месяцев наблюдали следующие изменения, которые можно было принять за копирование алгоритма:
- Больше внимания уделяется релевантной семантике;
- Наказание за СПАМ и нерелевантные ключи;
- Наказание за некорректное заполнение характеристик;
- БАН за упоминание брендов конкурентов в описании;
- Пессимизация за повторение ключевых слов (переспам);
- Заголовки получают приоритет и больший вес;
- Наказание за умышленные опечатки.
С другой стороны, это довольно базовые принципы, которые позволяют улучшить качество ранжирования любой площадки.
Считаю, что полностью применить все принципы Amazon A9 на Wildberries невозможно. Слишком велика разница в технических особенностях и логике маркетплейсов.
Также отмечаем, что часть изменений и вовсе похожи на принципы ранжирования товаров у Ozon.
Делаю вывод, что алгоритм ранжирования Wildberries уникален, не является копией и анализировать его нужно с нуля.
Прогнозы на 2023
В завершении хочу озвучить прогнозы и предлагаю поделиться своими предположениями о том, что может появиться на Wildberries в 2023 году. Есть ли у вас гипотезы и идеи? Каких изменений ждете?
Мои прогнозы на 2023 для Wildberries такие:
- Бессвязный набор ключей в заголовке будет ранжироваться хуже. Субъективные, оценочные и избыточные прилагательные в заголовке будут идти в минус;
- Приоритет на выдаче товарам с корректными характеристиками. Сразу напрашивается аналогия с Ozon. Это позволило сделать выдачу в разы релевантнее. Уверен, что после доработок мы получим улучшенное ранжирование по ключевым запросам;
- На Wildberries появится разметка текста. Можно будет делать маркированные списки, переносить строки и делать текст удобнее для читателей;
- Долгожданная статистика появится в личном кабинете. По каждому ключу селлер сможет видеть статистику (CTR, CR). Речь про органическое ранжированиеж
- Текстовой алгоритм будет работать одинаково для всех товаров. Сегодня топовые товары алгоритмом игнорируются.
Увидимся в комментариях к материалу! Стараюсь отвечать на каждый.
Веду телеграм-канал по Wildberries:
Чат, где вопросы можно задавать:
👇👇👇
Получить профессиональную консультацию по продвижению на маркетплейсе можно написав мне в Telegram: https://t.me/seoremica .
Отзывы о консультациях здесь:
Заказать SEO-текст или план выкупов можно в нашем чате. Все контакты будут доступны при вступлении.
Автору надо перестать слушать голоса в голове и хоть раз попробовать на практике продвинуть товар в топ wb. Единственный фактор ранжирования и попадания в топ - это выкупы. Проверено на практике. Про лси очень смешно, вангую, что по мнению паши скоро надо будет искать по топовым карточкам пересечения n-грамм, высчитывать их tf*idf, считать в каком по счету пассаже они внедрены, изучать перелинковку, покупать ссылки, расчитывать динамику и тд. Я не буду тут лишний раз напоминать сообществу как он кидает людей на деньги, как банит несогласных либо недовольных его водяной консультацией в чатике.
Комментарий удален модератором
материалы собирают уже пару месяцев. Если меня ваша клевета утомит, я предоставлю возможность высказаться и доказать свою позицию в судебном порядке. На vc этот момент тоже обязательно осветим
Вроде и слова правильные, а что-то не то.
До абзаца с полицией комментарий был вполне стОящий.
Комментарий удален модератором
Павел, вы чувствуете эмоции через расстояние? Может, я без удовольствия оцениваю положительно. Кстати, даже с неудовольствием, но практически никогда не ставлю минусы.
дадут правовую оценкуНемного знакома со сферой права. Победит тот, у кого сильнее юрист.
Мы с вами про пассивную агрессию разговаривали уже. Важно не кому ставите минусы, а за что ставите плюсы.
Павел, мы с вами говорили не только об агрессии; безапелляционность не припоминаете?
*
В одном комментарии могут быть разные суждения; одни нравятся, другие нет, третьи безразличны. Как вы предлагаете оценивать?
*
Про полицию и суд. При оказании услуг вряд ли все остаются довольными. И недовольство своё люди часто выражают открыто. Если по каждому поводу судиться, жизни не хватит. Но вы, безусловно, имеете право защищать свою деловую репутацию.
Человек никогда не получал у меня никаких услуг. Безусловно буду. Доброй ночи, Ольга!
Доброй )
Дожили, про судебные порядки говорит человек, который по партнерке рекламирует mpstats в складчину
Думал опубликовать материал в конце года, как логичный итог аналитической работы, но появился повод сделать это раньше. Надеюсь, материал будет полезен всем, кому интересно проследить за изменениями алгоритма на временной шкале и скорректировать свою стратегию продвижения. Еще раз благодарю Михаила Шакина за интерес к теме маркетплейсов!
сейчас уже почти конец года, так что по сути, как вы хотели так и написали)
Ещё не декабрь. Итоги подводить рано )
Wildberries может успеть нас всех удивить 😃🙌🏻
Полезная статья особенно интересная инфа про изменение алгоритмов по датам. Единственное, мне как сеошнику больно когда так упоминают LSI) Кулаков про это писал http://coolakov.ru/seo/lsi_or_not_lsi . Правильнее и понятнее для читателей будет указывать "тематически близкие слова"
Плюс за Кулакова )
термин lsi начал гулять в SEO бурже где-то с 2008 года уже, как аббревиатура latent semantic indexing. Термин существует уже очень давно, и относится скорее к обработке естественного языка (https://nlp.stanford.edu/IR-book/html/htmledition/latent-semantic-indexing-1.html), т.е. возможно, что поисковики в своем развитии использовали эти модели для "понимания" контента и соответственно улучшения поисковой выдачи.
Ну а сеошники известны своим стремлением "разгадать" принципы ранжирования поисковика, вот так примерно термин LSI и стал активно использоваться для обозначения слов, описывающих тематику. Мол, существуют особые LSI keywords, и без них текст будет хуже ранжироваться, ну и далее, этих теорий в SEO миллион.
Ну а LSI-копирайтинг - это уже, пардон, смех на палочке! Термин явно придуман где-то на просторах рунета :) Даже не знаю, кто поведется на такое - "я владею LSI-копирайтингом".
Любой экспертный контент, т.е. текст, написанный профессионалом в теме, будет содержать гораздо больше тематически близких слов, чем текст "LSI-копирайтера", который выкачал список этих самых LSI слов и "вписал" их в свою компиляцию чьих-то авторитетных статей.
Все логично, машинам нужно на что то опираться и LSI это более глубокий уровень проработки, если вы в него не верите это не значит что его нет, другое дело что это не самый важный и далеко не единственный элемента алгоритма ранжирования и без него можно хорошо продвинутся и даже обойти тех у кого LSI проработан лучше, за счет все же базовых и основных элементов алгоритма ранжирования.
Такое чувство, что какая-то часть людей потеряла возможность гуглить/получать информацию из словарей и почему-то начала толковать термины от балды и, пуще того, транслировать свои толкования и в пир, и в мир, и т.д.
*
LSI — "это более глубокий уровень проработки", "это не самый важный и далеко не единственный элемента алгоритма ранжирования", "обойти тех у кого LSI проработан лучше"... — гм, мягко говоря.
Читаем Википедию: "Латентно-семантический анализ на естественном языке... (...LSA) — это метод обработки информации..., анализирующий взаимосвязь между библиотекой документов и терминами, в них встречающимися... В области информационного поиска данный подход называют латентно-семантическим индексированием (ЛСИ)." То есть LSI — это МЕТОД анализа ЕСТЕСТВЕННОГО языка с целью его ПОНИМАНИЯ машиной.
Понимание — это сложная задача для нечеловека (машины), которому для распознания смысла текста мало иметь набор ключей и "LSI-слов" (простите, люди добрые). Например, в русском языке:
а) одни и те же слова могут иметь разный смысл;
б) имеют значение порядок слов, знаки препинания, морфология, тональность, контекст;
в) другие нюансы также влияют на смысл.
Не очень профессионально в одном предложении писать про машинное обучение и lsi) это термин придуманный горе копирайтерами
ваше имхо
Реальные кейсы нашей команды можно увидеть здесь: https://vc.ru/trade/540430-realnye-keysy-rosta-prodazh-i-poziciy-na-wildberries-kak-bystro-vyvesti-tovar-v-top
Еще больше кейсов, отзывов и более 3000 участников: https://t.me/wildberries_chat_seoremica
Всегда можно задать вопрос в чате и узнать о нашей работе от наших заказчиков напрямую. Более 400 отзывов.
После очередного наплыва ботов под материалом, решил не отвечать на попытки уменьшить его эффект и отвлечь внимание на себя. Вместо этого, будет лучше, если вы зайдете в гости к нам в чат или на канал, и пообщаетесь с аудиторией сами. А еще лучше, станете ее частью!
Толковая статья, много полезной информации для начинающих селлеров!
Добрый день! Благодарю за высокую оценку работы.
Вопрос терминологии. Поскольку пишу я про Amazon и англоязычный рынок, LSI кажется уместным и логичным.
И если мы с вами под LSI понимаем одно и тоже, то это превращается в личные предпочтения. Главное, что смысл понятен всем участникам диалога 🙌🏻
Можно копать глубоко и даже доказать различия, но есть ли в этом смысл, если терминология обрела уже своё значение в русском языке?
Евгений Кулаков
а представление своего директора его позиционированием
Ольга, вашу позицию принимаю. Но по-прежнему не считаю момент принципиальным.
Из примера понимаю, что смысл вы поняли без искажений. Задачу свою текст выполнил.
Я также понимаю, в чем суть латентно-семантического анализа, и соотвественно природу претензии, но даже при этом считаю упрощенное восприятие термина допустимым.
В англоязычных статьях про Amazon A9, термин LSI встречается часто. Каким образом он резко теряет актуальность с переводом на русский — затрудняюсь ответить. Возможно, у вас есть ответ на этот вопрос.
Это моя заслуга, а не текста )
Так-то приходится делать скидку на массовую, простите, то ли безграмотность, то ли лень.
Это заслуга языкового концепта. Мы наделили термин одним и тем же смыслом (или он получил его в процессе практического применения в русском языке), как носители, одинаково успешно понимаем значение, но все равно спорим о том, что это неправильно.
С точки зрения языка, ситуация забавная )
С точки зрения дилетанта и обывателя — да.
С точки зрения профессионала — нет.
А у языка вообще нет точки зрения.
Ольга, десятки профессионалов этот термин под себя адаптировали и используют. Профессионалами они от этого быть не перестали. Они разговаривают с непрофессиональной аудиторией на одном языке. Вы его тоже понимаете, как профессионал.
Я против ярлыков.
Я не считаю, что за использование термина, кто либо должен выслушивать сравнения с секретаршами (опять же, несправедливое, предвзятое, унижающее достоинство человека стереотипное сравнение о профессии), мнение о дилетантах (если, конечно, об этом не просили высказаться), или начинать что-то срочно править в тексте, прочитав заметку Кулакова. Мне она тоже кажется грубой, бестактной, а потому не близкой.
Если вам она нравится —хорошо, я ее прочёл. Контекст, который вы хотели передать, ощутил.
Вашу позицию понял, но не разделяю ее полностью. Ни по форме, ни по содержанию.
Штош, языку придётся страдать.
Вон кофе уже и мужского, и среднего рода. Плюс лингвисты разрешили женский род слова «кофе» (http://gramota.ru/lenta/news/8_3362)
Да что кофе...
Ольга, если вы мне сможете объяснить, почему в англоязычных материалах LSI считается нормой, а при использовании термина в русском языке, моментально становишься дилетантом, буду признателен 😃🙌🏻
LSI - это такая история, которую все пушат в англоязычных материалах, но это не совсем то что они подразумевают)
Вот комментарий товарища Мюллера:
https://twitter.com/JohnMu/status/1156293862681468929?ref_src=twsrc%5Etfw%7Ctwcamp%5Etweetembed%7Ctwterm%5E1156293862681468929%7Ctwgr%5E93f7d89f4ae3efbadf01fc6c401e58a10a76fcc8%7Ctwcon%5Es1_&ref_url=https%3A%2F%2Fahrefs.com%2Fblog%2Flsi-keywords%2F
Ну и отличная статья из блога ахрефса:
https://ahrefs.com/blog/lsi-keywords/
Позволю себе процитировать:
"LSI keywords don’t exist, but semantically-related words, phrases, and entities do, and they have the power to boost rankings."
Поэтому как сказала уважаемая Ольга:
"текст с использованием семантически близких слов" наиболее корректный перевод "semantically-related words"
С уважением.
@klaudiofejzaj There's no such thing as LSI keywords -- anyone who's telling you otherwise is mistaken, sorry.
В принципе, тот же диалог, только на
английском 😃
LSI ключевиков технически не существует, но при этом все понимаем, о чем речь идёт. Согласитесь, заблуждение от грубой ошибки отличается сильно, а умышленное заблуждение тем более )
Спасибо за ссылочки не англоязычные источники, я с ними согласен 🙌🏻
Ну технически это замена одного понятия другим, при этом достаточно много специалистов используют эту замену, но подразумевают при этом "семантически близкие слова". Говорим "Ленин" подразумеваем "партия" :D Я ни в коем случае не душню, просто это как с грамматическими ошибками в тексте вроде смысл от них не меняется, но глаза режет)
А за статью благодарю - интересно. Но правда маркетплейсы не моя специализация ну и тем более в РУ сегменте)
Гран мерси )
Было бы также интересно узнать ваше мнение о материале. Мы, кажется, сосредоточились на дискуссии, сильно отвлечённой от темы статьи 🙌🏻
Спасибо за доверие )
Продвижение на маркетплейсах не моя тема; более того, фиолетовым не пользуюсь.
Рада, что вы нашли свою нишу.
Ольга, в любом случае, спасибо, что нашли время прокомментировать материал! 🙌🏻
Мне интересны совершенно разные мнения, это позволяет более широкую картину видеть при анализе.
Где научно зафиксировано, что терминология (а точнее, вышеуказанные термины) обрела значение (а вернее, точные определения) в русском языке? Терминология еще не устоялась. То, что она понятна вашим "сочатникам" или трем участникам тутошной беседы, - неясно широкой аудитории пользователей маркет-плейсов или слушателям, например, публичной презентации на данную тему в конференц-зале.
Но почему-то абсолютное большинство московских молодых "типа" презентационщиков/авторов рекламных буклетов и даже телеведущих - предпочитают оформлять термины на слайдах/кадрах, "как нам всем в чате наш "деревенский диалект" понятен, а вы, наружные, напрягитесь", - на самом деле являя нам старый НЕдобрый машинный недоперевод. За который нам, редакторам с в/о, 20 лет назад платили деньги в издательствах, а потом решили "оптимизировать" вместе с нами и русским языком
Научно зафиксировано? 😃 Не удержался, засмеялся в серьезной обстановке, простите мою питерскую реакцию на московских презентанционщиков 😅
Если вы понимаете о чем речь, то это уже есть в языке. Как лингвист по образованию, могу сказать, что словари обновляются сильно позже, чем термин и понятие появляются в языке.
Любое попадание в словарь - научно зафиксированное, или признанное, описание. Типа термин, который просто гуляет в языке, - не факт, что зафиксированное написание. Закончила СПбГУ, жалею, что 25 лет назад оказалась в Москве. А в какое время вы учились? Нас-то, в начале 90-х, уже перестали толком учить.
Смешные лингвистические схемы и диаграммы сейчас у айтишников и т.п.
Комментарий удален автором поста