Белорусские SEO-специалисты — о трендах, способах роста и среднем чеке

Директор Gusarov Андрей Гусаров организовал круглый стол, в нём поучаствовали директора и SEO-специалисты топовых компаний. Темы обсуждений — тренды, делегирование, KPI.

1. Кто работает над проектом? Какие работы отдаете на аутсорс?

Кирилл Шуринов

Над проектом работает целая команда. Сначала менеджер по продажам общается с клиентом, потом проект передают руководителю отдела SEO и аккаунт-менеджеру. Но больше всех ведут проект SEO-специалист в тесной связке с аккаунт-менеджером и клиентом.

  • SEO-специалист — ведёт проект: составляет семантику, проводит аудиты, работает с SERM и внешней оптимизацией. SEO закрывает весь комплекс работ по поисковому продвижению.
  • Аккаунт-менеджеры — сопровождают клиента на всех этапах сотрудничества. Это такие переводчики между техническими специалистами и клиентом. Они помогают заказчику научиться использовать инструменты контроля вроде систем аналитики или съема позиций и разобраться в тонкостях продвижения. Часто SEO-специалисты говорят на непонятном клиенту языке. А мы обучаем аккаунтов нюансам SEO, чтобы они могли доносить суть проблемы или решения. Между аккаунтом и заказчиком должно быть доверие. Чем больше доверия, тем лучше доносится информация до исполнителя и клиента, тем лучше SEO-специалист понимает нюансы бизнеса.
  • Копирайтеры — пишут на сайт клиента продающие и полезные тексты для пользователей, учитывая SEO-требования. На каждый проект у нас выделено определённое количество символов.
  • Разработчики — выполняют SEO-доработки по проекту. Так мы заботимся о том, чтобы заказчику не пришлось искать «доработчика».
  • UX, UA-дизайнер — ищет проблемы на конверсионных страницах и даёт рекомендации, а иногда даже рисует решение.
  • Маркетолог — обращает внимание заказчика на проблемные места через призму интернет-маркетинга. Проводит маркетинговое исследование, проверяет работу бизнеса. Это мог бы быть последний человек в команде, но для некоторых клиентов мы привлекаем в работу бизнес-аналитика.

Олег Рабчук

Над проектом работают:

  • SEO-специалист;
  • копирайтеры;
  • разработчики;
  • линкбилдер;
  • аккаунт-менеджер.

На аутсорсинг отдаём разработку.

Роман Вердыш

  • SEO-специалист;
  • копирайтер;
  • редактор, корректор.

Также могут привлекаться отдельно:

  • специалист по юзабилити;
  • дизайнер;
  • программист, верстальщик.

Их либо предоставляет клиент, либо мы привлекаем партнеров, ищем подрядчиков.

Кирилл Соколовский

Над проектом работают:

  • программист (при необходимости);
  • копирайтер;
  • контент-менеджер;
  • SEO-специалист.

Александр Губский

Над проектом работают:

  • SEO-специалисты;
  • Project-менеджер (PM);
  • копирайтер;
  • линк-менеджер (опционально).

По необходимости подключаем программиста и дизайнера.

Виталий Ракутин

  • Руководитель отдела SEO — полное курирование задач, участие в проектах каждого специалиста, разработка и внедрение новых методов продвижения, доработка чек-листов и так далее.
  • SEO-специалист — формирование стратегии, внутренняя и внешняя оптимизация.
  • Помощник SEO-специалиста — выполнение мелких задач по проекту: наполнение, размещение метатегов, удаление дублей и прочее.
  • Копирайтер — закреплённый специалист, который занимается написанием текстов для проекта.
  • Редактор — вычитка, внесение правок в тексты, помощь в разработке предложений по контент-маркетингу и разработка контент-стратегии.
  • Программист — различные доработки по сайту, которые требуются в процессе продвижения.

Вадим Перженица

Над проектом работают (основная команда): SEO-специалист, копирайтер, контент-менеджер, аккаунт-менеджер.

При необходимости подключается: дизайнер, верстальщик, программист.

На аутсорс отдаем редкие услуги, например, UX-аудит продвигаемого сайта.

Борис Гаврилов

SEO-специалист, веб-разработчик, копирайтеры.

Павел Лисневский

Над проектом работают:

  • SEO-специалист;
  • программист;
  • копирайтер;
  • линк-менеджер;
  • дизайнер (при необходимости).

При этом SEO-специалист хорошо разбирается в юзабилити, поэтому при работе над проектом мы также учитываем моменты, связанные с удобством пользования интернет-ресурсом.

На аутсорсинг отдаём задачи по программированию, копирайтингу, дизайну.

2. Что делает маркетолог в компании? Есть ли KPI?

Кирилл Шуринов

Конечно, у нашего маркетолога есть KPI по работе как с клиентами, так и над внутренним маркетингом компании.

  • По клиентам — KPI прежде всего на качество. На втором месте — количество и скорость проведения маркетинговых исследований.
  • Про внутренние KPI я не буду рассказывать.

Олег Рабчук

Внешний маркетолог:

  • оценка и проведение юзабилити-аудита для клиентов;
  • экспертная оценка проектов, имеющих низкую конверсию; подготовка рекомендаций по улучшению;
  • уточнение потребностей клиентов, в том числе тех, которые они сами не могут сформулировать;
  • выстраивание стратегии для клиентов.

Внутренний маркетолог:

  • работа с сайтом компании и с внутренними проектами;
  • аналитика;
  • юзабилити;
  • внедрение новых фишек для увеличения конверсии;
  • обновление и переработка посадочных страниц;
  • On-Page SEO;
  • создание контента, постановка задач по написанию статей, редактирование контента для блога, размещение на сайте;
  • отслеживание результатов и дооптимизация размещенных материалов;
  • участие в экспериментах;
  • почтовая рассылки и иногда обновление корпоративных страниц в соцсетях;
  • проведение, помощь в проведении мероприятий, конференций (организация и продвижение);
  • запуск спецпроектов.

Роман Вердыш

Маркетолога своего у нас нет, так как мы в первую очередь делаем SEO и контекстную рекламу. Маркетолог может быть со стороны клиента, и мы с ним можем контактировать. Но у нас просто нет таких работ, которые бы мог сделать только маркетолог, обычно его задачи успешно распределяются между остальными специалистами.

Кирилл Соколовский

Маркетолога в компании нет, многие задачи решают SEO-специалист или его помощник. Пока не вижу необходимости проводить объёмные анализы, не зная специфики работы внутри компании клиента. Сегодня не всегда готовы платить деньги за такие услуги.

Александр Губский

Тут нужно понимать про рамки работы маркетолога. Если его работа направлена на сайт клиента (анализ аудитории, формирование стратегии, анализ конкурентов и так далее), то задачи маркетолога выполняет как SEO-специалист, который максимально погружен в работу над проектом, так и PM.

Если речь про внутренние проекты компании, то, как правило, эти задачи находятся в зоне ответственности PM.

Виталий Ракутин

В компании есть целый отдел аккаунт-менеджеров. Они расставляют задачи специалистам, общаются и согласовывают планы с заказчиком, анализируют ситуацию по проекту, планируют и согласовывают с заказчиками все рекламные кампании, именно они ответственны за результат.

Таким образом, для многих наших заказчиков именно аккаунт является личным интернет-маркетологом, к которому обращаются за советом не только на тему SEO.

Вадим Перженица

В команде на полный день маркетологов нет. Привлекаем под комплексные задачи.

Борис Гаврилов

Нет такого.

Павел Лисневский

Маркетолога в компании нет, большинство задач решает SEO-специалист, который закреплен за проектом (анализ конкурентов, составление сильных и слабых сторон заказчика, выстраивание стратегии и так далее).

3. Модели оплаты за услуги

Кирилл Шуринов

Мы пробовали несколько моделей оплаты: по трафику, с оплатой за позиции (он же за результат или процент вывода), абонентскую плату.

  • По трафику у нас была следующая модель: мы фиксировали трафик клиента, всё приведенное выше оплачивал клиент, кроме трафика на раздел статей, брендового трафика и других особенностей. Но когда мы очень сильно увеличили трафик, клиент начал сразу искать способы снизить сумму, говоря, что это не наша заслуга. В итоге мы расторгли договор.
  • По позициям всё просто: у каждого запроса была своя стоимость за нахождение в топе. Например, за первую позицию одна стоимость, за десятую другая, за одиннадцатую и выше клиент не платил.
  • Абонентская плата — самая распространённая схема взаимодействия между заказчиком и исполнителем, потому что легко прогнозируется для обоих. В основном по абонентской мы и работаем.

Олег Рабчук

  • абонентская;
  • предоплата;
  • постоплата;
  • за трафик;
  • за позиции.

Роман Вердыш

В основном работаем по часам, то есть закладывается какое-то определённое количество часов в месяц на проект, при необходимости мы можем их увеличить с последующей оплатой.

Также есть модели работы с оплатой за позиции и за трафик или за конкретную работу. Например, аудит сайта, составление семантического ядра, постраничная оптимизация и так далее у нас выделены в отдельные работы, их можно оплатить разово.

По лидам или за процент от продаж не работаем вообще, это перекладывание ответственности за все процессы на подрядчика, очень много подводных камней.

Кирилл Соколовский

Модели три:

  • ежемесячная;
  • за позиции;
  • за трафик.

Александр Губский

Самая распространенная у нас (более 90% клиентов) — абонентская плата.

Также мы работаем с клиентами по расчасовке и оплате за трафик. Фиксируем поисковый трафик клиента до прихода к нам и устанавливаем стоимость посетителей из поиска на сайт клиента без учёта пользователей, которые набирают запросы с брендом клиента, его адресом и так далее.

Также можем исключать трафик на категории, которые не важны клиенту и так далее, то есть считаем только максимально целевой трафик на сайт.

По лидам работаем только с клиентами, у которых можем напрямую влиять на продажи, ассортимент и так далее. Это около 1% всех клиентов.

Виталий Ракутин

  • По трафику — эта модель оплаты строится по принципу «фиксированная часть плюс оплата за привлечённый трафик». Предварительно мы фиксируем текущий трафик, а также минусуем витальные запросы.
  • По позициям — строится по похожему принципу: «фиксированная часть плюс оплата за достигнутые позиции» (обсуждается индивидуально).
  • За лиды — строится по принципу «фиксированная часть плюс оплата за лид». Лидом может быть регистрация, оформленный заказ, звонок — по договорённости.
  • За часы — оплата только за потраченные часы по проекту.
  • Фиксированная оплата — оговоренная сумма, которая платится ежемесячно.

Вадим Перженица

Абонентская плата, часы, привязка к KPI (позиции, трафик).

Борис Гаврилов

Расчасовка, абонентская плата, по лидам.

Павел Лисневский

Есть несколько схем для оплаты услуг:

  • фиксированная ежемесячная оплата;
  • оплата за позиции (первые три-шесть месяцев клиент платит фиксированную цену, далее оплата производится только за выведенные в топ-10 запросы);
  • оплата за трафик;
  • платёж за разовую оптимизацию.

4. Средний чек и способы роста

Кирилл Шуринов

Сейчас средний чек по белорусским клиентам — $375.

Способы роста чека за SEO должны быть связаны с ростом качества оказываемых услуг. Это зависит от уровня команды, которая работает над проектом, и того, насколько хорошо у вас налажены бизнес-процессы, особенно между членами команды.

Мы постоянно обновляем наши бизнес-процессы: стараемся в одних случаях дать чёткие инструкции, а в других — свободу работать креативно.

Ещё на чек влияет то, какую автоматизацию вы даёте клиенту, и с помощью какого инструментария. Например, мы внедрили чат-бота: он ежедневно предоставляет клиентам информацию из различных источников. Это позволяет понять, что происходит с проектом с начала сотрудничества, взглянув на одну страницу.

Дополнительную ценность мы дали в виде чат-бота для сайта. Сейчас вы его можете абсолютно бесплатно протестировать самостоятельно (совсем скоро будет большое и крутое обновление).

Олег Рабчук

Средний чек — $450. В качестве способов роста используем:

  • допродажи дополнительных услуг;
  • увеличение часов работы над проектом;
  • выплату бонуса за достижение определенных показателей по KPI, трафику и позициям.

Роман Вердыш

Средний чек около $500 в месяц. Способов роста вижу три:

  • Учить клиентов. Мы всегда стараемся чему-то научить в плане большего понимания нашей работы и ниши. Важно доносить, что SEO-специалист не должен отвечать за юзабилити и конверсию. Это как спрашивать у проктолога, почему у меня две недели не проходит коньюктивит: тоже ведь врач.
  • Продавать комплекс и дополнительную ценность.
  • Экспертиза. Если ты делаешь публичные эксперименты, шаришь в какой-то нише, опять же учишь людей и так далее, ты растешь как специалист. Когда ты растешь в экспертности, люди просто реже задают вопрос «почему так дорого, у Х дешевле».

Кирилл Соколовский

Средний чек — $360 за SEO.

В большинстве случаев рост чека идёт за счёт внедрения дополнительных фишек на сайт, расширения семантики, написания продающих статей профессиональными журналистами, выделения бюджета на ссылки.

Александр Губский

Минимальный чек — $150. Рост стоимости — апсейл клиенту дополнительных услуг либо расширение географии работы клиента (были в Белоруссии, вышли в Россию), расширение семантики, оказание дополнительных услуг (работа с отзывами, репутацией компании клиента).

Как правило, увеличение чека связано со значительным увеличением объёма работа по проекту клиента. Например, это может быть выход на новые рынки, начало продвижения на рынок нового товара.

За счёт огромного опыта ребят из команды (команда — одна из лучших в Белоруссии, да простят меня конкуренты) и отработанных процессов работы над проектами мы можем довольно быстро подстраиваться как под новые задачи, так и под новые бюджеты клиента (даже, когда бюджет уменьшается) и всегда давать отличный результат.

Виталий Ракутин

Средний чек составляет 700 белорусских рублей (21 600 рублей).

Способы роста:

  • расширенная аналитика;
  • увеличение количества часов по проекту;
  • допродажа различных услуг (экспертные статьи, внешнее продвижение, управление репутацией в сети).

Вадим Перженица

Средний чек около $350. Резервы для роста:

  • допродажа услуг;
  • расширение чека за счёт новых ключевых фраз, блоков работ и так далее;
  • в схемах, где мы привязаны к результату, наша хорошая работа — возможность увеличить чек.

Борис Гаврилов

$400, рост за счёт увеличения часов на проект либо трафика на сайт.

Павел Лисневский

Минимальный чек в нашей компании составляет — $150. Средний чек — $250. На увеличение чека влияет расширение семантического ядра, продажа дополнительных услуг (контекстная реклама, доработки сайта, копирайтинг, выход на новые рынки клиентом).

5. Тренды SEO в 2019 году

Кирилл Шуринов

О трендах в SEO я говорил в блоге. Там же можно более подробно прочитать:

  • качество контента, не только текстового;
  • качество ссылочного профиля и его рост;
  • скорость загрузки ресурса, внедрение AMP и «Турбо-страниц» от «Яндекса»;
  • адаптивность, но это уже не тренд, а необходимость;
  • оптимизация сайта под голосовой поиск;
  • репутация в сети;
  • работа с поведенческими факторами для «Яндекса», с CTR для Google, работа с юзабилити для пользователя.

Резюме: с каждым годом подрядчику придётся уделять клиенту и его бизнесу всё больше времени. И больше работать над проектом, чтобы достичь хороших результатов. Точно так же придётся работать клиенту, чтобы расти вместе со своим бизнесом.

Олег Рабчук

  • рост мобильного трафика;
  • рост голосового поиска;
  • рост локального поиска;
  • более сложная добыча поискового трафика из-за различных колдунщиков и расширенных сниппетов;
  • придётся уделять больше внимания скорости загрузки сайта (AMP, «Турбо-страницы») и медиаконтенту;
  • ссылки будут играть ключевую роль в продвижении;
  • необходимо создавать качественные, полезные для пользователя страницы (и не забывать про Rankbrain);
  • рост электронной коммерции.

Роман Вердыш

Тренды не меняются последние пару лет. Мобильные устройства как росли, так и растут. Качество контента как росло, так и растёт. Если ты планируешь работать не один месяц, ты будешь работать над брендом: так было и десять лет назад. «Яндекс» как отбирал по 1 позиции в один-два года, так и продолжает.

То есть новых трендов нет. Да, появились и работают чаты, но это не тренд, а лишь одно небольшое нововведение. Качество контента, закрытие потребности пользователя, удобство изучения и навигации — эта основа сохраняется уже несколько лет.

Кирилл Соколовский

В Google: блоки с быстрыми ответами становятся актуальнее и расширяются. Локальный бизнес через «Карты» принесёт клиентов быстрее, чем SEO. В первое время продвижения нужно обращать на это внимание и не забывать про отзывы и качественную карточку организации.

Ссылки уже давно размещают на pbn, это пока тренд, скупка доменов на аукционах, поиск дропов сегодня актуальны как никогда. Но не стоит забывать, что качество материала на сайте должно быть на высшем уровне.

В «Яндексе»: в выдаче все меньше органики, иногда топ-5 — это четыре рекламных спецразмещения, картинки или «Яндекс.Маркет». Агрегаторы занимают большую долю, нужно работать над целевыми запросами, где вероятность получить потенциального клиента выше. Важно работать над узнаваемостью бренда. Для крупных проектов плюсом будет получение трафика из дополнительных источников.

Александр Губский

  • Основной тренд — поглощение выдачи поисковых систем собственными сервисами, проектами, принадлежащими поиску, колдунщиками и так далее. Всё это усложняет получение трафика из поиска. Дополнительно к этому продолжится захват топа агрегаторами, то есть возможность получения недорогого трафика из поиска для простых компаний усложняется.
  • Всё большая популярность local-оптимизации, например, запросы «Магазин детской одежды около проспекта Победителей» и так далее.
  • Большее внимание уделяется продукту и контенту. Уже мало привести пользователя на сайт. Ещё нужно убедить его, что он должен купить товар или услугу именно у тебя, а не у 100 конкурентов.
  • Мобильный трафик отвоёвывает всё большую долю. Можно перефразировать фразу про интернет как «Если у вас нет адаптива или мобильной версии — вас нигде нет».
  • Не поиском единым. Оптимизация карточек компании на картах и сервисах — тренд 2019 года.
  • Дропы, дропы, дропы. На каждой конференции самые хайповые темы (кроме того, как быстро заработать) — это темы про дропы и ссылочное.
  • Дальнейшее развитие голосового поиска внесёт некоторые корректировки в стратегию продвижения сайтов.
  • Поиск старается замкнуть всю экосферу на себе. Примеры — «Турбо-страницы», возможность оплаты прямо из навигатора, быстрые ответы в рамках поисковой выдачи.
  • Увеличение количества собственных нишевых проектов «Яндекса» уменьшит трафик на многие сайты («Яндекс.Недвижимость», «Знатоки» и так далее).
  • Поиск умеет понимать суть контента, больше «заботится» о пользователе (фильтр YMYL от Google).
  • Большее влияние отзывов на вашу компанию и сайт как на поиск, так и на принятие решения о покупке у пользователя.

Всё это приводит к тому, что в большинстве тематик уже нельзя быстро «сделать сайт за 100 и получить трафик из поиска через месяц». Требуется кропотливая работа с проектом как со стороны агентств, так и со стороны клиента. Усложнение работ приведёт к росту стоимости услуги, а также может привести к уходу с рынка многих игроков, которые перепрофилируются на продвижение собственных проектов.

Виталий Ракутин

  • Mobile-first — дин из главных трендов 2019 года. С каждым месяцем, годом доля мобильного трафика возрастает. Наличие мобильной версии сайта – это уже не тренд, а необходимость.
  • AMP и «турбо-страницы». Главная цель AMP и «турбо-страниц» – это быстрая загрузка и открытие страниц прямо из поисковой выдачи. Такие страницы строятся на базе текста и практически лишены визуального оформления. Применяется в основном для новостных сайтов, но уже возможна реализация для интернет-магазинов и сайтов услуг.
  • Голосовой поиск от Google и «Яндекса». Процент голосовых запросов в мобильном поиске достиг 35% по состоянию на 2018 год, ранее 28%, не прекратит рост. Ключевые моменты в оптимизации: мобильная версия сайта и оптимизация контента (полнота раскрытия запроса пользователя, то есть длинные структурированные тексты), приоритет на низкочастотные запросы с «длинным хвостом», рассмотреть реализацию отдельного раздела FAQ (часто задаваемые вопросы).
  • Репутация в сети и бренд. Любой пользователь может легко проверить вашу компанию по наличию негатива в сети путём простой конструкции запроса «бренд отзывы», поэтому вне зависимости от направленности вашего бизнеса вы должны иметь положительную репутацию в сети. А с учётом того, что в последнее время всё больше уделяется времени развитию их собственных сервисов «Яндекс.Справочник» и Google My Business, наличие положительных отзывов на них уже рассматривается как необходимость.
  • Контент. Тренд, который из года в год только растёт. Ни для кого не секрет, как наделали много шума все новые фильтры от Google и «Яндекса», теперь акцент только на экспертность текста и визуальные элементы.

Вадим Перженица

Глубже в поведенческие факторы (удобство сайта для пользователя). Больше работы со сниппетами.

Борис Гаврилов

Чего-то кардинально нового не будет. Все те же «тренды»: внутренняя оптимизация, внешняя.

Павел Лисневский

Основными трендами, я думаю, будут:

  • необходимость ещё более глубокой аналитики для выведения в топ сайта заказчика;
  • необходимость считаться с внедрением в поисковую выдачу пятого места для спецразмещения; «Яндекс» планомерно отбирает место в органике с помощью своих сервисов;
  • обязательная адаптация ресурса под мобильные устройства и быстрая загрузка, HTTPS.

6. За что клиенты выбирают вас? Как отстраиваетесь от конкурентов?

Кирилл Шуринов

Мы давно перестали оказывать только услугу SEO. Сейчас этого мало.

Когда к нам приходит клиент, у него что-то болит в бизнесе — а мы даём ему лекарство. Для этого используем различные инструменты. Какие? Это зависит от боли клиента: кто-то приходит с проблемой конверсий, у кого-то нет трафика, позиций, а у кого-то много денег уходит на содержание колл-центра.

В каждом случае мы ищем решение исходя из результатов нашей экспертизы.

Когда мы работаем над конкретной проблемой, то попутно находим другие:

  • плохая обработка заказов;
  • ленивые менеджеры;
  • неконверсионный сайт;
  • нет CRM и так далее.

Среди прочего нас выбирают из-за сильной команды разработчиков, которые могут реализовать нужное программное обеспечение.

Как отстраиваемся? Мы редко узнаем про конкурентов, а если и коммуницируем с ними, то в открытую. Мы уже давно определили для себя стратегию роста — качество оказываемых услуг, а это самая весомая отстройка от конкурентов.

И главное: мы говорим клиенту честную цену, а не ту, что он хочет услышать.

Олег Рабчук

  • бренд;
  • качество услуг;
  • успешный опыт в продвижении ресурсов схожей тематики (как у клиента) или благодаря успешным кейсам;
  • высокие позиции в рейтингах SEO-компаний;
  • по совету знакомых.

Отстраиваемся от конкурентов за счёт сильного бренда и при помощи качественной оптимизации страниц: клиент видит, что по ключевым запросам наши услуги выше в выдаче, чем посадочные страницы других агентств.

Роман Вердыш

За то, что продает не менеджер, за экспертность и честность, а также за общий подход к работе с проектом и хороший результат. То есть умышленно вообще никак не отстраиваемся.

Кирилл Соколовский

Основной поток — это рекомендации. Мы небольшое агентство, пока что при потоке заявок из поиска физически не сможем их обработать.

Александр Губский

У нас индивидуальный, можно сказать, «бутиковый» подход к продвижению сайтов. Средний опыт работы специалистов в команде — около шести лет. Это позволяет говорить об экспертном подходе к работе и возможности работы над проектами высокого уровня. Среднее время работы с клиентом – около двух с половиной-трёх лет. Это о чём-то говорит.

Всегда стараемся решить проблему клиента, а не сделать «просто SEO». Как правило, клиенты приходят за продажами — в большинстве случаев у нас всё получается.

Любим и умеем работать с крупными проектами: порталами, классифайдами и так далее. В текущий момент команда работала с большинством ниш, которые есть в Белоруссии, что позволяет осуществлять качественную работу за минимальную стоимость.

Виталий Ракутин

Прозрачность в ведении проектов: предоставление отчетов и наличие личных кабинетов по проектам, а также понятная форма оплаты (отсутствуют скрытые платежи) и крутые высокопрофессиональные аккаунты.

Отстройка от конкурентов проявляется в предоставлении не классического SEO, которое завязано на написании текстов и закупке ссылок, а комплексного развития всех направлений (анализ структуры сайта, репутации, внешняя активность, юзабилити), а также развитие бренда в целом.

Вадим Перженица

Качество услуги выше, чем у многих конкурентов. Честность (не даем обещаний, которые не сможем выполнить). Гибкость в работе (идем на встречу, понимаем клиента, любим договариваться в сложным ситуациях).

Борис Гаврилов

Специализация на электронной коммерции и классифайдах.

Павел Лисневский

На этапе первого звонка от клиента мы стараемся откровенно рассказать, чего можно ждать от SEO, на какие реальные результаты рассчитывать и когда ждать роста позиций или трафика. Наша задача не просто продать услугу, а помочь клиенту выбрать максимально эффективный канал привлечения потенциальных покупателей, будь то SEO, контекст, SMM и так далее.

Если клиенту не подходит SEO, мы откровенно об этом говорим. Среднее время работы с клиентом — полтора года. Мне кажется, нас ценят за правду и гибкость в работе.

7. Какие идеи пытались реализовать, но в итоге отказались

Кирилл Шуринов

За три года существования компании Grizzly Digital Company мы пытались внедрить «Битрикс 24», но быстро с ним попрощались: это не та CRM. Потом были Google Docs, Trello, а уже затем Jira: ей мы пользовались около полугода, но она не помогла наладить работу между отделами. Сейчас используем Worksection.

Брались за выполнение разных доработок, но сейчас делаем только по SEO. Это прямо влияет на продвижение: всё же количество часов разработчика ограничено.

Олег Рабчук

  • работа с удаленными подрядчиками;
  • делегирование общения с клиентами по проекту удалённому аккаунт-менеджеру.

Роман Вердыш

Личный кабинет со своей CRM, сборщиком позиций и так далее. Клиент зашёл и видит всё, что касается его проекта, динамику позиций, что за задачи делались, сколько времени потратили, сколько денег принесли и так далее.

Если вдруг решим расширяться в штате довольно сильно, то буду думать о внедрении геймификации в рабочий процесс. Мне кажется, это круто.

Кирилл Соколовский

Идея с «продвижением с гарантией». Думаю, это всё экспериментировали. Всё упирается в качественное взаимодействие исполнителя и подрядчика.

Александр Губский

Активные продажи. Это требует быстрого увеличения количества специалистов, найти которых на рынке очень сложно. А качество выполняемых работ — краеугольный камень для всей команды. Планку понижать мы не планируем.

Виталий Ракутин

Работа с подрядчиками на аутсорсе — одни сплошные минусы: подрядчик не заинтересован в проекте, отсутствует какое-либо понимание ответственности и строгих обязательств.

Вадим Перженица

Отдавать продвижение на аутсорс — была попытка, но до результата не довели. Возникало много вопросов по качеству работы.

Павел Лисневский

Изначально мы специализировались только на SEO, но вскоре поняли, что клиенты хотят получить полный комплекс услуг для развития своего бизнеса в (SEO, контекст, SMM, разработка и так далее) в одной компании. Сейчас мы оказываем полный перечень услуг, который необходим клиенту.

8. KPI в SEO

Кирилл Шуринов

Мы выставляем KPI SEO-специалисту по проекту в соответствии с договоренностями с заказчиком и так, чтобы их могли легко посчитать. Это могут быть: процент вывода семантического ядра, приведённый трафик или, к примеру, видимость клиента выше чем у конкурента.

Для своих специалистов у нас есть KPI по проекту: минимум часов и задач на проект. При любых результатах мы рассматриваем каждый KPI отдельно, ведь результат не всегда зависит от специалиста: где-то заказчик мог не вовремя согласовать информацию.

Олег Рабчук

  • позиции;
  • трафик;
  • LTV показатель клиента («пожизненная стоимость клиента»).

Роман Вердыш

KPI сильно зависит от того, что продаётся клиенту. В основном это видимость по семантическому ядру и видимость в целом.

Кирилл Соколовский

KPI — прогнозный результат, который ставился в начале продвижения. Есть свои оценки и метрики для анализа.

Александр Губский

KPI зависит от договоренностей с клиентом. Это могут быть трафик и позиции сайта клиента, выполнение поставленных задач по проекту и так далее.

Виталий Ракутин

В зависимости от формы оплаты, может быть, за достигнутые показатели позиций, трафика, лидов.

Вадим Перженица

Позиции, трафик, срок жизни клиента, выполнений гарантий по проекту, выработка на сотрудника.

Борис Гаврилов

Позиции, трафик.

Павел Лисневский

KPI для SEO-специалиста зависит от схемы работы над проектом. Если это позиции, то на KPI влияет рост позиций; если же трафик, то рост трафика за определенный период.

9. Используете ли активные продажи

Кирилл Шуринов

Да, у нас есть активные продажи, это ещё один канал привлечения лидов, кроме обработки входящих. Причем активные продажи приводят качественные лиды: мы сами выбираем, с кем работать. Наша политика — выбрать два крутых проекта в сфере и сделать их лидерами рынка. Размер компании значения не имеет, главное — подход к бизнесу и уважение к своим клиентам.

Также у нас есть sales-офис в Варшаве. Но это уже совершенно другая история.

Олег Рабчук

Не используем.

Роман Вердыш

Нет.

Кирилл Соколовский

Нет.

Александр Губский

На текущий момент не используем. Практически все клиенты компании пришли по рекомендации наших клиентов.

Виталий Ракутин

На текущий момент отказались от этого по двум причинам:

  • Используем, тестируем другие каналы привлечения клиентов, например, развитие соцсетей и раскрутка бренда через участие в конференциях, публикации в сети и так далее.
  • Меняем формат активных продаж.

Вадим Перженица

Да.

Борис Гаврилов

Нет.

Павел Лисневский

Нет. Большинство клиентов приходит к нам по сарафанному радио, а также из партнёрских студий.

10. За кем из сферы следите

Кирилл Шуринов

За Игорем Рудником по крауд-маркетингу, Всеволодом Устиновым по построению агентства, Виктором Карпенко по PBN, за мыслями Яра Громова и за Дмитрием Шаховым как за личностью. Есть много других. Самая большая проблема — много информации, не хватает времени всё читать. Приходится фильтровать, а для этого у меня с командой есть интересная практика информационного обмена.

Олег Рабчук

Следим за всеми конкурентами с упором на топовых игроков.

Роман Вердыш

У меня два часа ежедневно уходит на всякие профильные видео, статьи, новости и так далее. То есть слежу я много за кем (все проверяется через Google Alerts). Из популярных:

  • Pixel Plus;
  • Игорь Рудник;
  • SiteClinic;
  • Netpeak;
  • Сергей Кокшаров;
  • Дмитрий Шахов;
  • Карпенко
  • и так далее.

Из менее популярных (но не менее полезных):

  • Алексей Трудов;
  • Дмитрий Иванов;
  • Саша Ожгибесов;
  • и так далее.

У меня масса уведомлений о различных видео, статьях, я просто бегло просматриваю новинки, если что-то интересное встречается — кидаю в избранное и потом дочитываю.

Кирилл Соколовский

За лидерами рынка, а также за молодыми, быстроразвивающимися компаниями, за некоторыми стартапами.

Александр Губский

За всеми коллегами по рынку.

Виталий Ракутин

Отслеживаю все отраслевые конференции BDD, All in Top Conf, Cybermarketing и многое другое.

Вадим Перженица

Отслеживаю все отраслевые конференции: BDD, All in Top Conf, Cybermarketing и другие. Если брать популярных специалистов, экспертов, то это Карпенко, Коршаков, Трудов.

Борис Гаврилов

Мониторю выдачу.

Павел Лисневский

В основном отслеживаю российский рынок. Слежу за pixelplus.ru.

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Павел Гречко

Что не понравилось в б24 что есть в Worksection.

Ответить
Развернуть ветку
Kiryl Shurynau

Если честно это небо и земля в использовании.
На данный момент не буду говорить про б24, так как уже не пользуемся, но на тот момент хотелось плеваться от б24, а с WS сразу получилось что мы на тот момент искали, вроде таймингов, отчётов, диаграмм ганта и прочего.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Гусаров

Что именно?

Ответить
Развернуть ветку
Денис Денисов

Да, была уже статья эта размещена. Зачем второй раз заливать?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Гусаров

Был бан

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда