Как выбрать подрядчика на SEO
Начнём с того, как делать не надо. Что будет, если подойти к выбору подрядчика спустя рукава, без чётких целей и критериев? Ничего хорошего.
Несколько примеров из жизни:
клиенту навязывают не его цели, предлагают только то развитие проекта, которое видит агентство;
нет возможности сравнить предложения подрядчиков, так как нет «мерила»;
нет оценки результатов: клиент не понимает, получил ли он то, что хотел от сотрудничества или нет;
- высокий риск неокупаемости проекта из–за отсутствия предварительных расчётов.
Итак, прежде чем искать подрядчика, нужно подготовиться. Как?
Что нужно сделать до поиска подрядчика?
Самое главное: должно быть четкое понимание целей, которые вы хотите достигнуть и средств, которые вы готовы на это выделить.
В идеальном мире розовых пони в вакууме цели, которые ставятся перед интернет–маркетингом, вытекают из бизнес–плана через коммуникационную стратегию. Например, у компании есть бизнес–план на ближайшие несколько лет, согласно которому продажи вырастут в 4 раза наряду с понижением затрат на отдел продаж на треть. Достижение целей запланировано за счет постепенного отказа от телемаркетинга и получения более тёплых лидов с сайта.
Откуда придут лиды? Их должен привести целевой трафик на сайт, который, согласно плану, увеличится. Подробности расписываются в коммуникационной стратегии. Там указываются определение целевого трафика в вашем конкретном случае и другие важные вещи. Причем все это — в цифрах.
Должно быть понимание таких вопросов:
- при каком объёме трафика возможен отказ от телемаркетинга;
какой будет порядок сокращения и перестройки отдела продаж;
- количество вложенных денег и срок их окупаемости за счет роста продаж.
И отсюда вытекает сеошная задача. Её суть: увеличить трафик из органики, по определенной тематике и с определенными интентами на столько–то процентов за такой–то срок. На всё про всё — такой–то бюджет.
Какие ресурсы вам нужны?
- Оплата сеошникам (включая оплату труда копирайтеров и стоимость размещений на внешних ресурсах);
Сотрудник в вашей компании для взаимодействия с подрядчиком и его время. Его задачи: ежедневно или несколько раз в неделю (как договоритесь) вникать в вопросы подрядчика, отвечать, реагировать, внедрять рекомендации по новой функциональности, влияющей на бизнес–процесс;
Ресурсы разработчиков. Для наилучшего результата в SEO стоит выделить как минимум одного отдельного разработчика только под сеошные задачи (либо делегировать разработку подрядчику по SEO, тогда это дополнительные деньги).
Итак, мы поставили задачу: нам нужен вот такой рост трафика с известными параметрами качества в понятные сроки. Нам будет выгодно вкладываться в seo, если это будет стоить вот столько денег (всего или в месяц).
На этом этапе подумайте, есть ли деньги на SEO и нужно ли SEO вообще. Дело в том, что этот способ продвижения подходит не всем и не всегда. Бывает, что требуемых целей можно достичь быстрее и дешевле другими путями.
Следующий этап — формулирование требований подрядчиков. Альтернатива — поговорить с большим количеством подрядчиков, а потом выбирать, но это будет дольше, на мой взгляд.
Как выбирают подрядчика? Результаты опроса:
личные отношения в течение длительного времени («ты говоришь по–человечески»);
доверие (что честно отработают деньги);
беседы. Вопросы, были ли подобные задачи, как будет решать. В целом никак определить не получится. Первые 1–3 месяца всегда пробные, внутри которого я смотрю на результат. Это, скажем, бюджет на «попробовать»;
рекомендации достойных доверия знакомых либо если у подрядчика есть опыт работы по аналогичной тематике;
- отказ от подрядчика и найм в штат своего специалиста (в случае, если от этого трафика сильно зависят бизнес–показатели). Погружение в сферу ТОП–а;
- выбор того, кто будет в договоре гарантировать прибыль. Позиции и трафик сами по себе никому не нужны.
Как правильно выбирать подрядчика?
- Компетенции (но их почти непонятно как проверить, если вы не сеошник). Фактически всё, что может быть — это рекомендации и отзывы.
- Готовность вникать в ваш бизнес, в процессы, в УТП, в аудиторию, как всё устроено в вашем бизнесе. Эту готовность необходимо проверить ещё на старте
Удобство коммуникации (и что это для вас – зависит от ваших ресурсов). Нужно сформулировать, как удобно коммуницировать конкретному сотруднику, отвечающему за сотрудничество с подрядчиком. Это нужно сразу обозначить, потому что подрядчик может отказаться коммуницировать именно таким образом. Тут надо обозначать пути и частоту. Кому–то удобнее общаться голосом; кому–то — переписываться в мессенджере. Кому–то нужно держать руку на пульсе каждый день, кому–то достаточно получать отчёт раз в месяц.
- В каком виде вы хотите видеть задачи/отчеты/процессы? Переписка/ формирование отчётов/...
- Готовность взять на себя другие работы, связанные с интернет–маркетингом (от разработки до таргета). Определиться, отдать их подрядчику (продвижение под ключ, но делают не все компании); передать на аутсорс или выполнить своими силами.
- Одинаковое видение результата. Озвучить, что хотите вы и сравнить с тем, как это видит агентство.
Итак. Что должно быть до того, как вы приступите к выбору подрядчика для SEO:
- Ваша задача: в цифрах, сроках и с пониманием зачем.
- Ваши ресурсы: деньги, время (ваше или сотрудников).
- Ваши требования к потенциальному подрядчику.
Идеально, если вы всё это запишете.
Объективные метрики по оценке подрядчика до оплаты, до того как вы дали денег:
Оценка КП — это не про убедительность продажников. Самые лучшие КП у тех, кто ничего не делает: они просто хорошо умеют уговаривать. Тогда на что же обратить внимание?
Какие вопросы задает подрядчик на старте?
Агентство должно выяснить ваше УТП, все подробности ваших задач (не в формате «продвинуть сайт», а именно подробно), порядок внедрения изменений в тексты, структуру, программный код сайта.
Скорость подготовки КП
Нормальное КП готовится 3–4 дня. Нет, это не долго. Если его подготовят быстрее, то это означает одно из трёх:
- агентство не загружено (тревожный звоночек!);
- КП делается без участия производства (вопрос квалификации продажника, но вряд ли сеошник будет сидеть в продажах — ему там просто нечего делать);
- отдельные специалисты заняты только расчетами КП (учтите, что тот человек, который сделал КП за 1 день, не будет потом оказывать услугу).
Понятность КП
Само предложение должно быть вам полностью понятно. Никаких терминов без объяснений, профессионального сленга и прочего. Зачем платить деньги за то, что вы не можете понять?
О чём КП: о вас или об агентстве?
Подрядчика должно интересовать, как решить вашу проблему. И именно этому должно быть посвящено коммерческое предложение. Если большая часть документа — рассказ об агентстве, это признак непрофессионализма.
Какие услуги входят в SEO?
В адекватный пакет услуг включены: технический аудит сайта, разработка семантики, кластеризация, разработка стратегии, работа со структурой.
Удобство коммуникации
Но не с продажником, а с аккаунтом или тем, кто будет на связи с вами в течение всего проекта.
А какие метрики необъективны?
Красота КП
Цветные графики, красивые шрифты — это никак влияет на то, как впоследствии будет оказана услуга.
В каком виде представлено КП
Возможные варианты: Google–таблица, документ Word, pdf–файл, электронное письмо (просто текст или красивая верстка в html). Идеально, если подрядчик спросит, в каком виде удобно получить КП. Это проявление заботы, но и оно необязательно.
SEO — не очень маржинальная услуга. При нормальной работе первые месяцы агентство работает в минус и ему важно, чтобы вы не ушли. Поэтому хороший подрядчик не будет разбрасываться клиентами.
Это уже какая статья про выбор подрядчика сео?
Мой совет - берите в штат вебмастера, сами изучайте сео. Все нормальные сеошники давно мутят свои проекты, а на рынке остались только осваиватели бюджета.
Комментарий недоступен
Александр, случайно отдельной веткой ответила, смотрите ниже )
Александр, я на Ашмановке 2017-го года делала доклад по сравнению затрат на инхаус и агентство. С тех пор особенно ничего не изменилось, разве что цифры подросли от инфляции https://sreda.digital/agency_inhouse
Совет «сами изучайте сео» работает только если время руководителя компании дешевле времени сеошника, а это немного печальная ситуация, не находите?
Ксения, 3-4 дня на КП??? Это сколько ж ресурсов должны агентства тратить на КП? Особенно когда около половины обращений от маркетологов, задача которых показать руководству, как старательно они работают собирая КП...
у нас по регламенту час сеошника и пара часов продажника в стандартном варианте. + проверка документа проджектом / руководителем перед передачей анализа в отдел продаж.
немного.
но сеошники же не сидят без дела в ожидании задач, потому и выходит 3 дня.
а как быстрее? пусть манагер нарисует «от балды»?
Ну вот час сеошника и пара часов менеджера - очень адекватные цифры. Непонятно было про 3-4 дня)
если сеошник в любой момент свободен для КП на пресейле.. это плохой знак.
потому и 3 дня.