Как выбрать подрядчика на SEO

SEO — это чёрный ящик, в который необходимо закладывать деньги и ждать результат. При покупке чёрный ящик нельзя пощупать. Поэтому на рынке SEO много людей, которые продают воздух (по крайней мере, больше чем на рынке понятных физических товаров). При поисках агентства есть риск потратить много денег, но результата при этом не будет вообще. Как не обжечься при выборе подрядчика по SEO — в моей статье.

Начнём с того, как делать не надо. Что будет, если подойти к выбору подрядчика спустя рукава, без чётких целей и критериев? Ничего хорошего.

Несколько примеров из жизни:

  • клиенту навязывают не его цели, предлагают только то развитие проекта, которое видит агентство;

  • нет возможности сравнить предложения подрядчиков, так как нет «мерила»;

  • нет оценки результатов: клиент не понимает, получил ли он то, что хотел от сотрудничества или нет;

  • высокий риск неокупаемости проекта из–за отсутствия предварительных расчётов.

Итак, прежде чем искать подрядчика, нужно подготовиться. Как?

Что нужно сделать до поиска подрядчика?

Самое главное: должно быть четкое понимание целей, которые вы хотите достигнуть и средств, которые вы готовы на это выделить.

В идеальном мире розовых пони в вакууме цели, которые ставятся перед интернет–маркетингом, вытекают из бизнес–плана через коммуникационную стратегию. Например, у компании есть бизнес–план на ближайшие несколько лет, согласно которому продажи вырастут в 4 раза наряду с понижением затрат на отдел продаж на треть. Достижение целей запланировано за счет постепенного отказа от телемаркетинга и получения более тёплых лидов с сайта.

Откуда придут лиды? Их должен привести целевой трафик на сайт, который, согласно плану, увеличится. Подробности расписываются в коммуникационной стратегии. Там указываются определение целевого трафика в вашем конкретном случае и другие важные вещи. Причем все это — в цифрах.

Должно быть понимание таких вопросов:

  • при каком объёме трафика возможен отказ от телемаркетинга;
  • какой будет порядок сокращения и перестройки отдела продаж;

  • количество вложенных денег и срок их окупаемости за счет роста продаж.

И отсюда вытекает сеошная задача. Её суть: увеличить трафик из органики, по определенной тематике и с определенными интентами на столько–то процентов за такой–то срок. На всё про всё — такой–то бюджет.

Какие ресурсы вам нужны?

  • Оплата сеошникам (включая оплату труда копирайтеров и стоимость размещений на внешних ресурсах);
  • Сотрудник в вашей компании для взаимодействия с подрядчиком и его время. Его задачи: ежедневно или несколько раз в неделю (как договоритесь) вникать в вопросы подрядчика, отвечать, реагировать, внедрять рекомендации по новой функциональности, влияющей на бизнес–процесс;

  • Ресурсы разработчиков. Для наилучшего результата в SEO стоит выделить как минимум одного отдельного разработчика только под сеошные задачи (либо делегировать разработку подрядчику по SEO, тогда это дополнительные деньги).

Итак, мы поставили задачу: нам нужен вот такой рост трафика с известными параметрами качества в понятные сроки. Нам будет выгодно вкладываться в seo, если это будет стоить вот столько денег (всего или в месяц).

На этом этапе подумайте, есть ли деньги на SEO и нужно ли SEO вообще. Дело в том, что этот способ продвижения подходит не всем и не всегда. Бывает, что требуемых целей можно достичь быстрее и дешевле другими путями.

Следующий этап — формулирование требований подрядчиков. Альтернатива — поговорить с большим количеством подрядчиков, а потом выбирать, но это будет дольше, на мой взгляд.

Как выбирают подрядчика? Результаты опроса:

  • личные отношения в течение длительного времени («ты говоришь по–человечески»);

  • доверие (что честно отработают деньги);

  • беседы. Вопросы, были ли подобные задачи, как будет решать. В целом никак определить не получится. Первые 1–3 месяца всегда пробные, внутри которого я смотрю на результат. Это, скажем, бюджет на «попробовать»;

  • рекомендации достойных доверия знакомых либо если у подрядчика есть опыт работы по аналогичной тематике;

  • отказ от подрядчика и найм в штат своего специалиста (в случае, если от этого трафика сильно зависят бизнес–показатели). Погружение в сферу ТОП–а;
  • выбор того, кто будет в договоре гарантировать прибыль. Позиции и трафик сами по себе никому не нужны.

Как правильно выбирать подрядчика?

  • Компетенции (но их почти непонятно как проверить, если вы не сеошник). Фактически всё, что может быть — это рекомендации и отзывы.
  • Готовность вникать в ваш бизнес, в процессы, в УТП, в аудиторию, как всё устроено в вашем бизнесе. Эту готовность необходимо проверить ещё на старте
  • Удобство коммуникации (и что это для вас – зависит от ваших ресурсов). Нужно сформулировать, как удобно коммуницировать конкретному сотруднику, отвечающему за сотрудничество с подрядчиком. Это нужно сразу обозначить, потому что подрядчик может отказаться коммуницировать именно таким образом. Тут надо обозначать пути и частоту. Кому–то удобнее общаться голосом; кому–то — переписываться в мессенджере. Кому–то нужно держать руку на пульсе каждый день, кому–то достаточно получать отчёт раз в месяц.

  • В каком виде вы хотите видеть задачи/отчеты/процессы? Переписка/ формирование отчётов/...
  • Готовность взять на себя другие работы, связанные с интернет–маркетингом (от разработки до таргета). Определиться, отдать их подрядчику (продвижение под ключ, но делают не все компании); передать на аутсорс или выполнить своими силами.
  • Одинаковое видение результата. Озвучить, что хотите вы и сравнить с тем, как это видит агентство.

Итак. Что должно быть до того, как вы приступите к выбору подрядчика для SEO:

  1. Ваша задача: в цифрах, сроках и с пониманием зачем.
  2. Ваши ресурсы: деньги, время (ваше или сотрудников).
  3. Ваши требования к потенциальному подрядчику.

Идеально, если вы всё это запишете.

Объективные метрики по оценке подрядчика до оплаты, до того как вы дали денег:

Оценка КП — это не про убедительность продажников. Самые лучшие КП у тех, кто ничего не делает: они просто хорошо умеют уговаривать. Тогда на что же обратить внимание?

Какие вопросы задает подрядчик на старте?

Агентство должно выяснить ваше УТП, все подробности ваших задач (не в формате «продвинуть сайт», а именно подробно), порядок внедрения изменений в тексты, структуру, программный код сайта.

Скорость подготовки КП

Нормальное КП готовится 3–4 дня. Нет, это не долго. Если его подготовят быстрее, то это означает одно из трёх:

  • агентство не загружено (тревожный звоночек!);
  • КП делается без участия производства (вопрос квалификации продажника, но вряд ли сеошник будет сидеть в продажах — ему там просто нечего делать);
  • отдельные специалисты заняты только расчетами КП (учтите, что тот человек, который сделал КП за 1 день, не будет потом оказывать услугу).

Понятность КП

Само предложение должно быть вам полностью понятно. Никаких терминов без объяснений, профессионального сленга и прочего. Зачем платить деньги за то, что вы не можете понять?

О чём КП: о вас или об агентстве?

Подрядчика должно интересовать, как решить вашу проблему. И именно этому должно быть посвящено коммерческое предложение. Если большая часть документа — рассказ об агентстве, это признак непрофессионализма.

Какие услуги входят в SEO?

В адекватный пакет услуг включены: технический аудит сайта, разработка семантики, кластеризация, разработка стратегии, работа со структурой.

Удобство коммуникации

Но не с продажником, а с аккаунтом или тем, кто будет на связи с вами в течение всего проекта.

А какие метрики необъективны?

Красота КП

Цветные графики, красивые шрифты — это никак влияет на то, как впоследствии будет оказана услуга.

В каком виде представлено КП

Возможные варианты: Google–таблица, документ Word, pdf–файл, электронное письмо (просто текст или красивая верстка в html). Идеально, если подрядчик спросит, в каком виде удобно получить КП. Это проявление заботы, но и оно необязательно.

SEO — не очень маржинальная услуга. При нормальной работе первые месяцы агентство работает в минус и ему важно, чтобы вы не ушли. Поэтому хороший подрядчик не будет разбрасываться клиентами.

0
8 комментариев
Написать комментарий...
Смарт Вэй

Это уже какая статья про выбор подрядчика сео?
Мой совет - берите в штат вебмастера, сами изучайте сео. Все нормальные сеошники давно мутят свои проекты, а на рынке остались только осваиватели бюджета.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ksenia Khait
Автор

Александр, случайно отдельной веткой ответила, смотрите ниже )

Ответить
Развернуть ветку
Ksenia Khait
Автор

Александр, я на Ашмановке 2017-го года делала доклад по сравнению затрат на инхаус и агентство. С тех пор особенно ничего не изменилось, разве что цифры подросли от инфляции https://sreda.digital/agency_inhouse

Совет «сами изучайте сео» работает только если время руководителя компании дешевле времени сеошника, а это немного печальная ситуация, не находите?

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Ластен

Ксения, 3-4 дня на КП??? Это сколько ж ресурсов должны агентства тратить на КП? Особенно когда около половины обращений от маркетологов, задача которых показать руководству, как старательно они работают собирая КП...

Ответить
Развернуть ветку
Ksenia Khait
Автор

у нас по регламенту час сеошника и пара часов продажника в стандартном варианте. + проверка документа проджектом / руководителем перед передачей анализа в отдел продаж.
немного.

но сеошники же не сидят без дела в ожидании задач, потому и выходит 3 дня.

а как быстрее? пусть манагер нарисует «от балды»?

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Ластен

Ну вот час сеошника и пара часов менеджера - очень адекватные цифры. Непонятно было про 3-4 дня)

Ответить
Развернуть ветку
Ksenia Khait
Автор

если сеошник в любой момент свободен для КП на пресейле.. это плохой знак.
потому и 3 дня.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Раскрывать всегда