Каннибализация роняет SEO (кейс)
Каннибализацией в SEO принято называть ситуацию, когда несколько страниц сайта отвечают на один и тот же набор запросов. При этом мешают друг другу. И грамотное исправление этого часто дает рост позиций и посещаемости.
Кейс: Наркологическая клиника.
Основная услуга: Вывод из запоя.
Регион: Москва.
Проблема: Падение позиций в Яндексе за короткий промежуток времени и отсутствие роста в Google.
Срок проведения работ до возврата позиций: 2 месяца.
Особенность: В этой нише очень много накручивают поведенческие факторы. Этот сайт продвигался без накруток.
Задача
Наш бывший клиент обратился к нам с проблемой, когда у него давно не рос Google и практически в ноль просели позиции в Яндексе.
Аналитика
Провели детальный анализ. В том числе:
- Проверили на технические ошибки
- Изучили отчеты в Яндекс. Вебмастере и Google Search Console
- Проанализировали ссылочный профиль в Ahrefs
- Провели анализ релевантности по ключевым словам
- Проверили качество текстов
- Выгрузили отчеты по позициям в Topvisor (в том числе релевантные)
- Проверили какие работы проводились в последние месяцы
- Проанализировали конкурентов
- Проверили выдачу Яндекса и Google по продвигаемым запросам…
Причина падения
Анализ показал, что у многих ключевых слов поменялась релевантная страница (то есть страница сайта, которая выходит в поиске по запросу).
А у части страниц релевантная мигала и ранее.
Стали разбираться, почему так произошло. Оказалось, что у клиента на сайте множество каннибализирующих страниц. То есть со схожим качеством отвечающих на одни и те же запросы.
Например, на кластер “кодирование эспераль” на сайте было 7 посадочных страниц.
Под кластер “капельница от запоя на дому” также 7 посадочных страниц.
Таких сомнительных групп страниц на сайте было около 10.
То есть у нас на была ситуация, когда под один кластер существовали множество посадочных страниц и поисковые системы прыгали между ними.
Так же мы заметили, что на странице под главный кластер «лечение от алкоголизма» размещены блоки с ключевыми словами из множества других кластеров. Например, «кодирование от алкоголизма», «вывод из запоя», «вшивание от алкоголизма» и т. д. Получалась эдакая страница витрина со всем и обо всем.
Все эти блоки располагались на профильной странице, которая является посадочной для кластера “лечение от алкоголизма”, включали в себя множество вхождений ключевых слов из других кластеров.
Решение проблемы
- Убрать лишнее. Во первых, со страницы «лечение алкоголизма», мы удалили или сократили лишние блоки с вхождениями ключевых слов из других кластеров. И содержащие ссылки на второстепенные страницы. Вместо них разместили один блок со ссылками на основные направления клиники, такие как: «кодирование от алкоголизма», «вывод из запоя», «капельница от алкоголя на дому».
- Подклейка. Во вторых было решено «подклеить» многие второстепенные страницы 301 редиректом на одну основную версию. По Яндекс.Метрике посмотрели, какая из похожих страниц каждой группы собирает больше всего трафика из поисковых систем. И на нее перенаправили страницы дубли.
- Усиление основной страницы. Перед тем как закрыть все каннибализирующие страницы 301 редиректом, мы прошлись по всей группе страниц, взяли лучшие моменты из текстов, лучшие картинки и видео. И усилили ими ту страницу, на которую ставили 301 редиректы.
Какие результаты мы получили
После проведения работ число запросов в на первой странице Яндекса выросло в 5 раз, в Google – в 2 раза.
А что по трафику?
Согласно данным из Яндекс.Метрики, объем переходов из Яндекса вырос примерно на 15%. Из Google – вырос в 4 раза.
Вывод
Если видите, что запросы, совместимые на одной странице разбросаны по разным, часто нужно не «прокачивать» узко направленные страницы, а объединить их в одну.
Особенно такой эффект часто наблюдается в Google. Он обычно лучше ранжирует страницы, на которых объединено больше ключевых фраз. Чем страницы наштампованные по принципу «один запрос – одна страница».
А если вы только планируете создавать отдельные страницы под новые ключевые фразы, проверьте, возможно их проще будет продвинуть в рамках одной страницы. И когда будете делать автоматическую группировку запросов (кластеризацию), внимательно отнеситесь к выбору вида и силы кластеризации. Часто выставив слишком жесткие критерии группировки вы получите слишком мелкие кластера, которые будут плохо продвигаться.
На этом всё. Другие наши кейсы смотрите здесь.
А ещё больше советов по продвижению вашего сайта и заработке на этом на канале "SEO без воды".
Самый трэш - когда запрос спектральный. Конвертят коммерческие, но траф собирает инфо-мусор. Объединить нельзя. Даже радикальные правки с затачиванием под конкретный интент результата почти не дают - очередное мигание с переклейкой. Ссылочное с заданными анкорами тоже эффекта не даёт. И снести лишнее - дичайше стрёмно.
в основе лежит неправильное распределение внутреннего веса, если страницы равны не равны по релевантности и потенциалу
Статья перебивает "морду". Статья хорошая, и явно интереснее, чем оказываемая услуга. При этом общая релевантность обеих страниц по текстовым - под 100%
У меня такая ситуация была, когда Гугл посчитал, что мои страницы не оптимизироваными под мобилку. За ним начал падать и Яндекс, хотя в ЯВМ проблем не было (не зря в слитых документах был фактор ранжирования под Гугл). И ничего, поправил код страниц и всё вернулось обратно. Хотя тоже много смежных страниц. Не было никакой каннибализации. Может и тут также, а причину падения позиций у автора натянули под инфоповод?)
Как и всегда в единичных кейсах, есть небольшой шанс, что результат был получен не в результате наших действий, а просто "звезды сошлись". Так же как и в вашем примере параллельно с оптимизацией под мобилку мог произойти какой-то пересчет внутри поисковика и позиции восстановились из-за этого, а не из-за изменений на сайте.
Для статистической достоверности нужно полноценный эксперимент проводить на нормальной выборке. А пока это просто кейс.
Ситуация-то достаточно рядовая. Бывают нюансы: нет оптимизированной посадки, и бодаются ближайшие по смыслу категории, или просто обе (или больше) страниц одинаково хорошо соответствуют какому-то запросу из-за совпадения контента и ключей.
О! Кейс почти точно как у меня. Тоже клиника лечения алкоголизма, только по Одессе, много смежных страниц на один кластер. Не так как у автора по 7-8, но 3-4 страницы были. Лечила также - объединение статей и 301 редирект.
Но у меня это не помогло, позиции не выросли
потому что у людей что то получилось и они сразу решили что это стратегия рабочая и ее нужно нести в массы, а то что там куча нюансов и траф может просто вырасти в районе погрешности. Вот если в 2-3 раза, это понимаю. особенно учитывая что по скринам типо в топ 10 все зашло и выше.
Так в Google и вырос в 4 раза траф. Какая уж тут погрешность.
В Яндексе да, просто восстановились позиции и небольшой плюс.
если больше ничего не делали с сайтом, тогда согласен
спасибо! я даже не знала, что есть такая проблема как каннибализм посадочных, потом еще повнимательнее прочитаю, но уже видно, что суперский кейс!