{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Как стать лидером тематики «свет» по SEO-трафику: забег вдолгую

Всем привет! Мы в Seowork пропагандируем подход data driven SEO, иными словами, когда процесс SEO основан на данных и системном подходе :)

Представляем нашего эксперта и апологета системного подхода:

Илья Фомичев ― старожил SEO, приложил руку к таким проектам как Anywayanyday, «Техносила», «Квадрум», Divine-Light (звезда текущего кейса) и другим. Слово Илье.

Долго ли, коротко ли, из огня да в полымя, ничтоже сумняшеся, начну я свой рассказ о том, как продвигал интернет-магазин Divine-Light.ru в поисковых системах «Яндекс» и Google в Москве и Санкт-Петербургу и пригородах Москвы.

Многие называют это кейсом по SEO, назову и я.

Для удобства навигации краткое оглавление:

Ретроспектива изменений в «Яндексе» и Google

Ни для кого не секрет, что за последние три-четыре года поисковые системы «Яндекс» и Google стремительно наращивают присутствие собственных сервисов в SERP и раскатывают новые алгоритмы, ужесточая требования к сайтам.

В таких условиях всё сложнее достигать значимого роста трафика и выручки от канала SEO. Что же такого делают поисковики?

«Яндекс»

Реклама в подсказках

Закреплённый блок с рекламой в мобильной выдаче

Google

  • Четыре спецразмещения.
  • «Google Карты».
  • Google Merchant.
  • «Google Картинки».
  • YMYL-обновление (коснулось не только медицинских сайтов, но также и ecommerce-проектов).
  • Изменение подсветки рекламы в мобильной выдаче (например, раньше подпись «Реклама» выделялась зелёным, теперь чёрным, что делает саму подпись менее заметной и в теории увеличивает вероятность клика по контекстной рекламе).

Внешний вид выдачи может серьёзнейшим образом влиять на трафик даже при наличии отличных позиций. Как видите из примеров выше, в таких условиях общая доля трафика из поисковых систем на любой сайт снижается.

План работ

Прежде чем буду описывать результаты и способы, секреты, трюки, как можно вырастить органический трафик даже в описанных выше условиях, хочу сказать спасибо команде и ребятам-руководителям, которые работали и продолжают работать со мной вместе над этим проектом.

Мне повезло не только с ними, но также и с командой разработчиков, которые с пониманием, внимательностью и чуткостью подошли ко всем задачам. Такое встречается крайне редко, поверьте!

Покажется удивительным, но никаких конкретных целей и задач, кроме роста SEO-трафика (без брендовых запросов), выручки и количества заказов передо мной не ставилось. Звучит сенсационно, но тем не менее это правда.

Итак, что у нас есть на старте:

  • Команда: руководитель отдела маркетинга, разработчик, специалист отдела контента, копирайтер, SEO-специалист.
  • Исходные данные: менее 5000 визитов в месяц по «Яндекс.Метрике» из поисковых систем.
  • Начало работ: середина 2016 года.

Структура проекта

Основной проблемой, которая ограничивала рост SEO-трафика, было отсутствие структуры под поисковой спрос: около 60% листингов не отражали поисковый спрос вообще либо отражали лишь отчасти: кластеры, продвигаемые на уже существующие страницы, имели либо нулевую частотность, либо частотность, стремящуюся к нулю.

Спрос в тематике «Освещение» по большей части категорийный, а не карточный. Стартовать решили именно с массовой проработки категорий верхнего уровня, корректировки структуры и правильного её внедрения на сайт.

В процессе работ и согласования новой структуры использовали примерно вот такую табличку:

Самые важные разделы и SEO-фильтры мы выводили в сквозное горизонтальное меню. Сейчас оно выглядит вот так:

Да, смотрится несколько громоздко при раскрытом варианте, зато на трафик влияет положительно.

Для менее важных разделов было предусмотрено два блока слева и выше листинга.

Сейчас они выглядят так.

Также (и это очень важный момент) для всех категорий, которые в меню не попали, мы сделали блок «Популярные категории» на главной странице.

Этот блок помогает передать динамический вес на внутренние страницы и улучшает ранжирование. При внедрении новых листингов ссылку на них мы обязательно добавляем в этот URL.

Сбор семантики

Основные источники семантики, которые были использованы для формирования структуры:

  • «Яндекс.Метрика».
  • H1 уже имеющихся категорий.
  • Wordstat в глубину.
  • H1 конкурентов с хорошей разветвлённой структурой под поисковый спрос (Lustron, Basicdecor)

Всё это парсим, собираем частотность, кластеризуем и натягиваем на имеющуюся структуру: создаём недостающие SEO-фильтры, трафиковые разделы не трогаем вообще, нетрафиковые, но имеющие частотность переоптимизируем (меняем метаописания, меняем якоря ссылок в меню: порядок слов в запросе очень важен).

В результате сейчас мы отслеживаем около 7000 запросов по нескольким регионам, поисковым системам «Яндекс» и Google (десктопные и мобильные выдачи), разбитых на десять основных групп по названию основных разделов, и одна группа с карточками товара.

При распределении запросов мы ориентируемся на показатели кластеризатора, однако если мы видим, что запрос не идёт, смотрим подробно глазами и перекидываем запрос на URL, который считается релевантным.

В тематике «Освещение» на старте кластеризатор особенно необходим, ибо разобраться в том, какие запросы в какой кластер должны идти, очень сложно. Тут всё очень неоднозначно.

Пример:

  • «светодиодные светильники потолочные накладные тонкие»

  • «светодиодные светильники потолочные накладные»
  • «светодиодные светильники накладные»
  • «светодиодные светильники потолочные»
  • «светодиодные светильники тонкие»
  • «тонкие потолочные светильники»

Какое из этих множеств входит в какое? И входит ли?

Создавать ли под эти группы запросов отдельные страницы и если да, как мелко нарезать такие группы? Что с чем можно объединить и нужно ли это делать вообще?

Идём дальше!

Начальный аудит

В первые четыре месяца мы провели основные работы по технической оптимизации, которые фактически сводятся к одному: следим за индексацией страниц, которые хотим проиндексировать и проранжировать, и, наоборот, всё лишнее скрываем от робота:

  • Деоптимизируем страницы пагинации (тогда ещё было много противоречий между официальными инструкциями по этому вопросу для Google и «Яндекса», поэтому мы настроили параметры URL в Google Search Console).
  • Выгружаем все страницы из «Яндекс.Вебмастера», смотрим основные причины исключения из индекса. В нашем случае это были как правило duplicate для разделов и bad quality для карточек товара. Первые побороли просто: либо изменили title и залили туда релевантный контент, либо просто убили (проставив 404). С bad quality следующая история: по большей части это карточки товара с бедным контентом (отсутствуют характеристики), «нет в наличии» и другие.
  • Все мусорные страницы с неясными get-параметрами: UTM-метками, страницами поиска, сортировки, фильтрации и особенно get-параметрами, которые время от времени рожает сам «Битрикс» — закрываем в robots.txt
  • Процедуры из второго и третьего мы проделываем регулярно. Утро начинается не с кофе, а с анализа отчёта панелей «Яндекс.Вебмастера» «Страницы в поиске» и Google Search Console «Покрытие».

Через два месяца после старта был проведён аудит ссылочного. На основании этого аудита мы решили ссылки не покупать вообще и в течение трёх лет к этому вопросу не возвращались.

На момент старта работ и сейчас, в сентябре 2019 года, наш ссылочный профиль вполне соответствует стандартам в этой отрасли. За ссылками следим постоянно, чтобы отслеживать аномалии и резкие колебания.

В первую очередь ссылки критичны для Google, в «Яндексе» при прочих равных можно хорошо занять топ только на тонкой настройке текстовой оптимизации, внутреннего ссылочного и хороших внешних ПФ (CTR документа, запроса, хоста прежде всего).

Первые результаты приведены на скриншоте ниже. Первая стрелка — старт работ, вторая — переиндексация новой структуры.

Переезд на HTTPS

Несмотря на наши опасения, переезд произошел очень гладко. Вообще без единой потери, даже ни одного визита мимо не пролили. В те времена было сложнее, не то что сейчас — знай редиректы 301 ставь себе да в «Вебмастер» поглядывай.

Переезжать начали в конце апреля, в низкий сезон. И вот что получили по трафику.

SEO-«инструментарий»

После того, как мы внедрили все необходимые для нашей тематики элементы под коммерческие факторы и правильно описали их в коде, решили протестировать несколько гипотез. Некоторые тестирования в разных вариациях проходят и по сей день.

  • Улучшится ли ранжирование разделов и SEO-фильтров, если с карточек товара проставлять ссылки на разделы и SEO-фильтры?
  • Ухудшится ли при этом ранжирование самих карточек?
  • Что будет, если поставить на первое место в тайтле артикул (как ни странно, но в выдаче по запросам вида «214437» реально ранжируются интернет-магазины светильников).
  • Что будет, если разместить на карточках товара тексты разного типа (шаблонный, уникальный, вообще без текста)?
  • Что будет, если увеличить количество карточек товара в блоке перелинковки «Вам также понравится»?
  • Что будет, если сделать блок на главной «Популярные товары» не на JS, а в исходном коде?
  • Что будет, если добавить на карточку товара отзывы?
  • Что будет, если менять название кнопок карточек товара на листинге («Купить» или «Заказать»)?
  • Внедрение или удаление текстовых фрагментов со словом «Цена» в карточку товара на листинге.

Как проводились тестирования

Выделяем две группы: контрольную и тестовую. В нашем случае идёт речь о тестировании текстов на карточках товара. На тестовой группе мы используем тексты с шаблонами и несколькими переменными, на контрольной оставляем всё как есть.

Текст выглядел следующим образом:

  • Светильник {=this.property.PROIZVODITEL} {=this.property.KOLLEKTSIYA} {=this.property.CML2_ARTICLE} имеет широкую область применения и может быть использован в качестве основного осветительного прибора для освещения прихожих, детских, гостиных. Мощность модели - {=this.property.MOSHCHNOST_OBSHCHAYA} вТ, плафон имеет форму {=this.property.FORMA_PLAFONA.toLow}. Наши консультанты подробно расскажут про {=this.property.STRANA_PROISKHOZHDENIYA.toLow} накладной светильник {=this.property.TSVET_ARMATURY} по цене {=this.PRICE.MIN} рублей. Звоните! Доставка осуществляется по Москве и другим городам России.

На графике показаны результаты тестовой группы. Тест удачный, можно аккуратно раскатывать результат по всему сайту.

Ещё одно подтверждение, что гипотеза оказалась верной:

Несмотря на явное снижение сезонности — уменьшение на 50%, показатель P Traf max вырос на 313%.

Доразбор категорийной семантики до самого низкого уровня

Анализ внедрённой структуры. Эти процедуры мы стараемся проводить и до сих пор раз в полгода. Поисковый спрос — живой организм.

Даже в тематиках с более-менее стабильной матрицей товаров и без ярко-выраженной сезонности со временем search volume собранного изначально семантического ядра может меняться (подчас в меньшую сторону). Поэтому пересбор ядра раз в пять-шесть месяцев — жизненная необходимость.

Также мы обращали внимание на следующее: если запрос или группа запросов не лезет в топ и не хочет ранжироваться в том кластере и на том URL, который мы предусматривали изначально, мы просто дооптимизировали посадочную страницу, которая считалась релевантной «Яндексом» или Google.

Пример: на маленькой нечастотной группе решили протестировать, что будет, если не пытаться пропихнуть запросы на те страницы, которые нам кажутся релевантными, а просто «подчиниться» воле «Яндекса» и просто дооптимизировать то, что уже стоит рядом с топом.

Практически каждый из запросов ниже в варианте «до» имел свой кластер, куда мы его и хотели двигать. Но у основной страницы под светильники для мебели были очевидно более прокачанные поведенческие, поэтому все оставшиеся запросы вели на неё же, но были не в топе.

Просто добавив анкоров на карточки товара с помощью нашего инструмента, мы получили топ.

Пример доразбора семантики и коррекции структуры для подраздела «Уличный свет»

Схема та же, уже трафиковые URL не трогаем, в меню обязательно добавляем все частотные запросы с анкорами из слов в “правильном” порядке (самый частотный вариант запроса с «[!запрос !запросович !запросов]», сам листинг оптимизируем по текстовому анализатору (особенное внимание уделяем анкорам карточек товара, размеру листинга).

Результаты внедрения на картинке ниже.

Ещё один пример внедрения новой группы документов (около 700 новых SEO-фильтров). Первая стрелка — внедрение документов на сайт. Вторая — детальная проработка под поисковый спрос (ссылка с главной, анкоры, длина листинга):

Тексты в SEO

До введения «Баден-Бадена» многие наши конкуренты использовали объёмные тексты на листингах, и, вполне вероятно, это было одной из причин, позволивших им держаться в топе по категорийным запросам.

Аккурат перед введением этого фильтра мы заказали большую пачку текстов и для теста разместили их на 40 категориях. В результате очень скоро поимели проблемы.

Кстати, по факту «Баден-Баден» раскатили ещё за месяц до официального релиза (23 марта), ибо мной было замечено вот такое на страницах с текстами:

Естественно, при обнаружении подобных аномалий практически все тексты пришлось снести.

Сейчас тексты используем избирательно и добиваем точечно те страницы, которые плохо ранжируются в Google (у которого большие проблемы при определении релевантных страниц, особенно в тематиках, где много листингов и они друг на друга похожи названиями).

Что делать, когда в топ хочется, а тексты в прежних объёмах нельзя

Размещать вхождения в других зонах, исходящих анкорах карточек товара на листинге.

Поэтому мы разработали внутренние инструменты, которые умеют:

  • Кастомизировать количество карточек товара на листинге в зависимости от категории.
  • Кастомизировать анкоры карточек товара на листинге в зависимости от категории.

Региональное продвижение

В нашем случае единственным правильным вариантом идти в регионы было создание поддоменов. Физически привязывать офисы в городах у нас возможности нет, так как в «Яндекс.Справочнике» (а это самый мощный и надёжный фактор геопривязки) привязать себя сложно, поэтому решили делать поддомены и потом привязывать их через «Вебмастер».

Плюсы такого решения:

  • Простота и скорость развертывания.
  • Быстрая геопривязка.

Минусы:

  • Не наследуются хостовые и поведенческие факторы от основного домена.
  • Сложность поддержки (фактически это 40 разных сайтов, у которых может что-то отваливаться или могут быть проблемы с индексацией и ранжированием, притом у каждого свои).

На поддоменах используются свои шаблоны заполнения метатегов, текстов категорий и карточек товара. Доля поискового трафика из регионов на нашем сайте — 30 %

В целом результаты примерно равномерные по всем регионам, кроме тех, поддомены которых мы выкатывали во второй «волне». Желательно было изначально сделать другие шаблоны мета-описаний и текстов. Будем это дорабатывать и это одна из точек роста на будущее.

Сниппеты и CTR

В разное время мы внедряли:

  • «Быстрые ссылки» (тут выбираем только то, что предлагает «Яндекс» и Google).
  • Онлайн-чат.
  • Спецсимволы в title и description (предварительно проверяем, валидны ли спецсимволы для всех браузеров, какие из спецсимволов отображаются в «Яндексе», какие в Google).
  • YML для категорий и товаров (программа «Товары» и «Цены»).
  • Микроразметку.

Пример — показы те же, CTR вырос:

Пример сниппета по запросу «купить люстру» в «Яндексе»:

Подобный сниппет помогает выделиться среди сервисов поисковых систем (в данном случае «Яндекса») и в десктопной, и в мобильной выдаче. Интересной идеей кажется мимикрировать под сервисы поисковых систем. Например, добавлять, пять звёздочек в сниппет (как это делает «Яндекс.Маркет»).

Результаты

Трафик и позиции. Под посещаемостью на всех графиках понимаются визиты по «Яндекс.Метрике» за вычетом брендовых запросов.

При оценке трафика стоит учитывать, что поисковый спрос по тематике «освещение» естественным образом растёт в объёмах в среднем на 10–15% в год

На разных этапах негативное влияние на поисковый трафик оказывали смена интента по основным общим ВЧ/СЧ — запросам, внедрение четвёртого спецразмещения, внедрение или отключение разного вида трафаретов («Яндекс»), рост доли агрегаторов и общетематических сайтов.

Сезонность: август — декабрь, основной пик. На графике он выглядит вот так:

Посещаемость месяц к месяцу (2016 год против 2019 года).

​Данные по 2019 году рассчитаны на основе прогнозных значений по результатам первого полугодия 2019 года

Видимость

На начало сентября мы собираем следующую долю показов по целевому ядру в несколько тысяч запросов:

Вот как это выглядит относительно конкурентов.

«Яндекс»

Бодаемся за первое место с aspsvet.ru.

Google

Идём в плотной группе, боремся за третье место, лидер тут — basicdecor.ru.

Основные категории «Яндекса»

«Светильники» по «Яндексу» — мы лидеры.

«Бра»по «Яндексу»— мы лидеры.

«Люстры» по «Яндексу» — мы прилично отстаём от лидеров.

«Светильники» по Google — мы немного отстаём от лидеров.

«Бра» по Google — мы прилично отстаём от лидеров.

«Люстры» по Google — мы немного отстаём от лидеров.

Речь выше идёт именно про нашу семантику и, соответственно, наш ассортимент. Тут мы достаточно уверенно в группе лидеров по «Яндексу» и близко к лидерам по Google — как в общем, так и по отдельным категориям. Хотя местами есть провалы — это как раз наши точки роста на сегодня.

Типы страниц

«Яндекс»

Google

Основной спрос (и трафик, соответственно) приносят листинги.

При этом в Google карточки ранжируются значительно хуже, чем листинги. Поэтому акцент в работе идёт на листинги товаров.

Стратегия роста

Немного грусти и жести

Пока я писал этот кейс, в поиске начали происходить серьёзные изменения.

Хотелось бы поделиться некоторыми наблюдениями. К слову, о «многоруком бандите» и его влиянии на результат.

В таблице указаны изменения показателя %Ptraf между 7 августа и концом сентября. %Ptraf, напомню, — ключевая метрика видимости.

Как видите, практически все сайты с %Ptraf меньше десяти сильно прибавили в этом показателе и, скорее всего, в реальном трафике.

И наоборот, если посмотреть на лидеров, то все они или упали, или остались стоять на месте.

Для наглядности приложил пару любопытных графиков. Все сайты-лидеры, специализирующиеся на свете упали, нетематичные мультикатегорийные сайты-гиганты вроде Leroy Merlin и Wildberries резко выросли.

Поэтому тут небольшое напутствие ребятам из большого ecommerce, отвечающим за матрицу товаров, — теперь можно всё!

Продавайте самолеты и зубочистки на одном сайте — всё влетит в топ в течение пары недель.

Точки роста

Но любое падение — это потенциал для большего роста :)

Так, сейчас у нас в «Яндексе» около 500 документов (40% от всех анализируемых документов), обладающих потенциалом роста трафика.

В Google — 600 документов, обладающих потенциалом роста трафика.

Если смотреть по категориям, то у нас такой потенциал:

Примеры страниц лидеров по потенциалу роста в «Яндексе»:

В Google:

Что планируем дальше

Основные точки роста:

  1. Ключевые категории по Москве — «бра», «светильники», «люстры». С них мы можем получить ещё около 15 тысяч переходов из поисковых систем в месяц.
  2. Всего документов по Москве для проработки около 500. Планируем идти с самых жирных по спросу и приросту трафика.
  3. Разобраться с отстающими регионами в количестве 28, которые запускали позже первых.

Общие работы по проекту:

  1. Работа со скоростью загрузки.
  2. Эксперименты с «Турбо» на ряде листингов, хотя пока опыт у коллег неоднозначный.

Новые подразделы:

  1. В рамках новых категорий (новые категории — листинги по новой семантике, появившейся в 2019 году) прорабатывать дальше семантику. С этого мы можем получить еще 5000 переходов из поисковых систем в месяц.
  2. Отдельно проработать разделы «Бренды» и «Распродажи»

Ключевые направления работ по точкам роста:

  1. Улучшим индексацию в Google (сейчас у основного домена в индексе 32 тысяч товаров, в «Яндексе» — 130 тысяч). Основная проблема — карточки товара в индекс не лезут из-за похожести друг на друга. Для этого попробуем разместить отзывы на карточки товара, скрыть от роботов статус «Нет в наличии», разнообразим шаблоны текстов.
  2. Создадим новые SEO-фильтры.
  3. Разнообразим текстовые шаблоны листингов и карточек товара для поддоменов.
  4. Плотно займёмся ссылочным под Google, плавно доберём качественно и количественно до лидеров тематики.
  5. Начнём прорабатывать региональное ссылочное под поддомены для «Яндекса».

Илья Фомичев, частный SEO-специалист, эксперт Seowork

Буду рад ответить на вопросы на Facebook, в Telegram или по почте.

0
64 комментария
Написать комментарий...
Вера Гагарина

Скажите, а зачем вы это сюда все тянете? Что ваши seo бложики умерли уже или стали не актуальны? Обычно же это дерьмо традиционно там публикуют.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь

Так не читайте, каки проблемы?

Посмотрел ваши закладки.
Последние две про seo))

Скажите, зачем вы их добавили, вам бложиков мало?

Ответить
Развернуть ветку
Вера Гагарина

Кой комментарий конкретно о подобных кейсах. Против псевдо-науки seo - ничего не имею.

Ответить
Развернуть ветку
61 комментарий
Раскрывать всегда