ESG в телемедицине и дистанционных медицинских осмотрах

ESG в телемедицине и дистанционных медицинских осмотрах

В последние годы вопросы экологического, социального и корпоративного управления (ESG) все чаще становятся приоритетными для лидеров различных отраслей промышленности. Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию имеют важное значение для устойчивого развития всего человечества и поэтому четко отражены в целях устойчивого развития ООН.

Наиболее корректная расшифровка англоязычной аббревиатуры ESG - «экология, социальная политика и корпоративное управление». В широком смысле, речь идет об устойчивом развитии компаний и корпораций, строящемся на следующих принципах:

E — environment (ответственное отношение к окружающей среде);

S — social (высокая социальная ответственность);

G — governance (высокое качество корпоративного управления).

Суб-тренд ESG – физическое здоровье и благополучие – в значительной степени реализуется именно в отрасли здравоохранения. Цифровая и дистанционная медицина, как подсектор здравоохранения позиционируется в качестве наиболее подходящего для получения выгоды от растущего внимания к ESG благодаря трем ключевым факторам, ускоряющим рост на этом рынке:

  • Изменение требований и предпочтений клиентов. Клиенты - ключевые лица предприятий, имеющих в своем штате большое количество работников все чаще требуют инновационных решений в области сохранения здоровья и длительной непрерывной работоспособности персонала. Геополитические события и пандемия COVID-19 ускорили эту тенденцию, увеличив спрос на цифровые услуги в области здравоохранения.
  • Нормативные требования. Недавно принятые в России нормативные акты, легитимизирующие оказание телемедицинских услуг и проведение дистанционных предрейсовых осмотров (ПРМО), повышают доступность удаленных медицинских услуг и, даже в ряде случаев позволяют возмещать затраты за счет страховых компаний.
  • Новая и меняющаяся бизнес-экосистема (партнерство). По мере роста количества цифровых медицинских услуг изменяется ценообразование на этом рынке. Например, затраты на оказание телемедицинских услуг в ряде регионов покрываются тарифами обязательного медицинского страхования. На федеральном уровне обеспечено частичное возмещение расходов, связанных с оказанием дистанционных предрейсовых медицинских осмотров. Снижается и себестоимость описания рентгеновских, КТ и МРТ-снимков, как за счет использования нейросетей, так и в связи с внедрением инструмента удаленных рабочих столов для врачей лучевой диагностики.

Эти факторы приведут к ускоренному росту отечественного рынка цифрового здравоохранения. Среди всех типов медицинских услуг удаленного формата особенно выделяются прогнозными темпами роста рынка дистанционные предрейсовые осмотры, примерно на 40 и 60% в 2024 и 2025 годах соответственно (по результатам опроса отраслевых экспертов).

Экологический эффект

В среднем, очный осмотр врача на предрейсовом осмотре занимает до 10 минут оплачиваемого рабочего времени. За год работодатель теряет до 5 рабочих дней каждого его работника только на предрейсовых осмотрах, а вместе с послерейсовыми потери составляют в два раза больше, т.е. 10 рабочих дней.

В дополнение, путь медицинского работника на предприятие может занимать около 1,5-2 часов в одну сторону, т.е. около 3-4 часов каждый рабочий день!

Для сравнения, дистанционный формат ПРМО экономит каждому пациенту более 100 минут драгоценного рабочего времени в месяц и полностью устраняет для врача необходимость в поездках.

Таким образом из-за отсутствия необходимости очного посещения клиники удаленные ПРМО снижают выбросы углекислого газа в первую очередь за счет сокращения транспортной нагрузки как на пациентов, так и на медицинских сотрудников.

Для всех участников оказания оказания медицинских услуг, дистанционный формат минимизирует потребление бумаги и других расходных материалов посредством регистрации, выставления счетов и формирования медицинских записей в электронном виде.

Некоторые компании - производители медицинского оборудования и расходных материалов относятся ответственно к окружающей среде и перерабатывают отработанные части оборудования, используя в том числе 3D-принтинг.

Социальный эффект

Предоставляя социально важные услуги, удаленный формат оказания медицинской помощи расширяет доступ к медицинской помощи и создает более тесные связи между пациентами и медицинскими работниками.

В то же время, отсутствие необходимости очного посещения медицинского работника, позволяет приносить пользу всем членам общества, независимо от возраста, пола, социального положения, имеющихся дополнительных потребностей или удаленности от клиники.

Для ряда пациентов дистанционный мониторинг показателей здоровья, особенно сердечно-сосудистой системы является оптимальной альтернативой очного визита врача и сокращает частоту личных посещений клиники. Необходимость ежедневного контроля здоровья в рамках предрейсовых и предсменных осмотров акцентирует внимание работников на показателях артериального давления и пульса, а выявленные изменения заставляют задуматься о необходимости их коррекции.

Поскольку технологии цифрового здравоохранения продолжают совершенствоваться и растет количество предприятий, использующих цифровой формат ПРМО, данный тип медицинской помощи в конечном итоге станет более доступными для значительного числа социально активных людей, что еще больше снизит потребность в личном визите к врачу.

В дополнение, удобный телемедицинский подход к организации этой услуги повышает комплаентность услуге работников и повышает цифровую грамотность всех участников оказания и получения услуги.

Использование оцифрованного формата оказания услуг стимулирует рост знаний о цифровых услугах и повышает экспертизу в медицинских кадрах. Сохранение информации в электронном виде позволяет использовать большие данные для общественного блага.

Научный эффект

В отличие от сложно оцифровываемой “оффлайновой” медицины, качественно размеченные данные в удаленном сегменте здравоохранения обеспечивают пациентов и партнеров легкодоступной точной и достоверной информацией.

Инновационность телемедицины и дистанционных ПРМО позволяет добиваться синергетического эффекта от использования больших языковых моделей, нейросетей и систем поддержки принятия врачебных решений (СППВР).

Управленческий эффект

Компании, получающие и оказывающие телемедицинские услуги эволюционно достигли высоких стандартов корпоративной ответственности. Отчасти вынужденно, а в основном инициативно, такие организации используют все возможные управленческие инструменты, повышающие конфиденциальность и безопасность работы.

Потенциал рынка дистанционных ПРМО

Сегодня в России при общем количестве водителей коммерческого транспорта в 5 миллионов работников, объем рынка дистанционных ПРМО составляет всего 2,5-3 миллиарда рублей, что делает его наиболее недооцененным рынком в России. Поскольку по прогнозу экспертов данный рынок будет расти очень быстрым темпом, ожидается, что к 2030 году его объем достигнет более, чем 10 миллиардов рублей.

Рост данного сегмента медицинских услуг в целом обусловлен:

  • неудовлетворенностью государства реализацией текущих оффлайновых проектов по диспансеризации и профилактическим осмотрам;
  • ускоренным режимом реализации законодательных инициатив в сфере дистанционной и телемедицины;
  • растущим распространением цифровых устройств в промышленности и здравоохранении;
  • трендом на цифровизацию всех элементов услуг коммерческих автомобильных перевозок;
  • нацеленностью работодателей на сохранение кадрового состава и здоровьесбережение работников

Многие текущие компании, использующие услуги дистанционных ПРМО, осознали эти тренды и в партнерстве с медицинскими организациями развивают программы здоровьесбережения коллектива и проактивно управляют рисками развития профессиональных заболеваний.

Барьеры для развития рынка

Цифровое здравоохранение остается жестко регулируемым и сложным рынком с большим количеством заинтересованных сторон.

В связи с организационными особенностями построения региональных государственных платформ, можно с уверенностью сказать, что в ближайшие годы, скорее всего, не будет единой экосистемы цифрового здравоохранения, которая служила бы общим центром управления медицинскими услугами. Вместо этого следует ожидать появление нескольких более мелких платформ и экосистем, стремящихся обеспечить дифференцированную ценность в зависимости от области применения, географии, технологии, пути пациента и других аспектов.

Одной из таких платформ может стать экосистема корпоративного или производственного здравоохранения, разработка которой возможна только в случае партнерства ключевых игроков этого сегмента медицинского рынка.

Немаловажным препятствием быстрого развития рынка удаленных медицинских услуг остаются культуральные особенности, к которым можно отнести консерватизм врачей и недоверие населения к телемедицине.

Заключение

В заключение, согласно прогнозам, Российская индустрия цифрового здравоохранения и в частности, рынок дистанционных медицинских осмотров, значительно вырастут в ближайшие годы. Растущее внимание к вопросам ESG по-прежнему будет служить одним из катализаторов роста, подчеркивая такие проблемы общественного здравоохранения, как корпоративное здоровье, и роль, которую инструменты цифровой медицины могут играть в улучшении жизни пациентов - работников. Для предприятий транспортной сферы и ряда отраслей промышленности станет первостепенным включение цифрового здравоохранения в свои бизнес-процессы и принятие решения о своей инвестиционной стратегии в отношении удаленной медицины.

Хотите узнать больше о том, как вопросы ESG будут способствовать росту цифрового здравоохранения? Как ваше предприятие может использовать преимущества ESG и выиграть в конкурентной гонке? Кто может вам в этом помочь?

Пожалуйста, задайте вопрос, поделитесь своим мнением в разделе комментариев или свяжитесь напрямую с автором статьи - Артемом Николаевым

Начать дискуссию