Пошаговое руководство по созданию чат-бота для кафе

Привет! В прошлой статье я рассказывал как вы своими силами можете создать чат-бота под мероприятие. Сегодня расскажу как без программистов создать чат - бота для кафе, ресторана или другого заведения общественного питания.

И снова создание чат-бота мы начинаем с определения целей, которые он будет выполнять:

1. Рассылка. Когда человек взаимодействует с нашим ботом мы получаем возможность (в разумных пределах) отправлять ему сообщения об акциях и мероприятиях проводимых в заведении.

2. Бронирование столика. Человек отправляет в чат информацию( когда, на сколько человек, номер своего телефона) --> информация поступает администратору --> столик забронирован.

3.Предварительный заказ. Чтобы сэкономить время человек заранее делает заказ, выбирает время когда прибудет и оплачивает заказ.

4.Вызов официанта. Бывает что вы уже готовы сделать заказ, а официант толи забыл о нас, толи не понял что мы уже готовы.Или мы бы уже хотели заказать счет, или дополнительный кусок пирога к кофе. Решим эту задачу клиента через наш чат - бот.

5.Информация о ресторане. Описание ресторана, фото интерьеров и т.д.

6.Отзывы. Например реализовать систему NPS опроса - когда после посещения заведения бот просит клиента поставит оценку заведению- если оценка высокая, то просим порекомендовать заведение( скинуть ссылку на бота) друзьям + ссылка на сайт отзывов, за что даем клиенту скидку; если оценка негативная -выясняем причину ==отправляем информацию владельцу\администратору.

Так же можно осуществить меню_в_боте, или возможность заказать доставку, но если честно мне лень это осуществлять в боте который мы сделаем для примера, sorry)))

Далее разработаем схему, по которой будем в дальнейшем собирать бота. по привычке буду делать это в miro.

Так у нас будет выглядеть общее меню

Пошаговое руководство по созданию чат-бота для кафе

Далее прорабатываем логику каждой ветки

Пошаговое руководство по созданию чат-бота для кафе

Далее заходим на удобный конструктор чат-ботов. Я фанат IntellectDialog, поэтому буду собирать там.

Для начала заведем Администратора Сотрудником, укажем его рабочий номер телефона и включим уведомление в whatsapp( это нужно чтобы он получал уведомления на рабочий номер, когда клиент захочет связаться с ним)

Пошаговое руководство по созданию чат-бота для кафе

Затем создадим автоворонку(чат-бота), добавим мессенджеры в которых будет функционировать наш бот( я буду использовать VK, но можно добавить любой мессенджер - telegram, fb, whatsapp), так же укажем ключевые слова, по которым будет запускаться наш бот.

Пошаговое руководство по созданию чат-бота для кафе

Затем заходим в конструктор и переносим ранее построенную логику. Подробно описывать процесс не буду, он довольно прост и есть подробный видеогайд. Вот что получилось у меня:

Пошаговое руководство по созданию чат-бота для кафе

Отдельно хочу обратить внимание, например в ветке с вызовом Официанта к столику, мы просим пользователя написать номер столика и что ему нужно, после этого нужно добавить Пользовательский ввод и после него, в сообщении, добавить переменную Перевод на сотрудника - Администратора. Это нужно чтобы Администратор в рабочий whatsapp получил сообщение с текстом Пользовательского ввода - того что заказал клиент.

Пошаговое руководство по созданию чат-бота для кафе

Далее мы генерируем ссылку на на нашего бота и зашиваем ее в виде QR кода, который например можно разместить на столике. Клиенту останется отсканировать код и нажать кнопку " Начать".

Пошаговое руководство по созданию чат-бота для кафе

В итоге на создание простейшего бота у меня( вместе со скринами и написанием статьи) ушло около часа. Конечно я не прорабатывал контент внутри бота, не создавал меню на 100 пунктов, не пришивал оплату - но такой цели и не было. Цель - показать, что минимально рабочий продукт вы можете создать своими руками, протестировать, понять надо ли оно вам и если надо, или заказать у кого нибудь в интернете создание сложного чат-бота, или допилить свой.

Р.S - По хорошему конечно бота нужно цеплять к CRM, но к сожалению я не знаю какие CRM обычно используют в общепите и поэтому опустил в статье этот момент. Коллеги, кто знает, отпишитесь плиз в комментариях. Ну и не забывайте ставить лайки - мне будет приятно)

1414
22 комментария

Статья отличная и вы подошли очень основательно, чтобы наглядно показать, как без навыков программирования можно создать чат-бот. 

Но есть маленький нюанс, который и вызвал со стороны комментирующих несогласие – это определение ЦЕЛИ, которую должен достигать чат-бот. 

Вы целями назвали: 
1) Рассылка. 
2) Бронирование столика. 
3) Предварительный заказ. 
4) Вызов официанта. 
5) Информация о ресторане 
6) Отзывы 

А это не ЦЕЛЬ, а ФУНКЦИОНАЛ чат-бота – дорога, по которой чат-бот поведет пользователя ДО ГЛАВНОЙ ЦЕЛИ. 

 И ЛОГИКА бота, «правильного» чат-бота будет напрямую зависеть от правильно поставленной ЦЕЛИ. 

 Давайте тогда, на этой нише и разберем общими усилиями, КАКАЯ ЦЕЛЬ ДОЛЖНА БЫТЬ У ЧАТ-БОТА для ресторана? 

 Да все, как и любого другого бизнеса: Увеличение прибыли. Желательно за малые деньги, а в идеале – бесплатно. 

 Как этой цели достичь?
Повторные продажи. Сделать так, чтобы клиент возвращался снова и снова. 

 Чат-бот поможет достигнуть эту цель?
Да! Хотя бы потому, что он находится в списке контактов у клиентов и может «достучаться» до клиентов быстрее, чем e-mail рассылки, которые читают мало, sms и (о, ужас) звонки. 

 А вот дальше уже полет фантазии, а точнее грамотный маркетинг, который с помощью функционала чат-бота (вы прописали это как цели) доведет клиента до нужного действия.
И это уже будет прямо отдельная статья.
Но в принципе, вы же так и написали: «Пошаговое руководство по созданию чат-бота для кафе». И на мой взгляд, все соответствует заголовку. Вам спасибо, за то, что пишите и даете повод для размышления! 

И напоследок 5 копеек, если будете внедрять этот чат-бот в ресторан, подсказка,
Когда, на каком этапе чат-бот поможет? 
 Ну уж точно не ВО ВРЕМЯ ПОСЕЩЕНИЯ РЕСТОРАНА, НЕ ДЛЯ ВЫЗОВА ОФИЦИАНТА, ибо человек в ресторан идет (как подметил один из комментирующих) общаться. 
ДО ресторана (узнать о заведении и забронировать столик) 
ПРИ ВХОДЕ в ресторан (Q-код на двери с акцией, это как пример) 
ПОСЛЕ ОПЛАТЫ СЧЕТА (оставьте отзыв в боте – получите скидку, тоже как один из вариантов)   

6
Ответить

Спасибо за конструктивный комментарий!

2
Ответить

Логика бота ресторанакак схема бизнес процесса на первый взгляд довольно проста. Но как и в реальной жизни осуществление действующей бизнес модели кафе и ресторана даётся далеко не каждому. Если не углубляться, для начала надо освоить рисовальщик схем Mirro. Да и вообще можно для обзора схемы в начальном этапе нарисовать на бумаге карандашом. Необходимо знать формат вставляемых картинок, для каждого мессенджера он разный. Без подключения оплаты этот бот не имеет смысла. Проще позвонить по телефону и сделать предзаказ. Воронку с автосообщениями нужно создавать Индивидуально под каждый ресторан, тк у каждого Хорошего ресторана своя спицифика. Иначе зачем я пойду в другой ресторан, если они все как Макдональц. Вот когда копнешь чуть глубже и начинается самое главное творчество. Если просто скопировать чат-бот с похожего бизнеса и перенести на свой, эффекта не будет

6
Ответить

Какое-то слишком поверхностное  представление о чат-ботах.
Ощущение , что автор не очень знаком с этим инструментом чат-боты.
А от темы про ресторацию он вообще далек.
Начнем с того, что так бронирование столиков не происходит.
А, вдруг столики все заняты или клиенту не нравятся свободные места.
Ну, а вызов официанта через бота-это вообще бред.
Автор пытается себя позиционировать , как разработчика чат-ботов (в данном случае для ресторанов,кафе и тп), а важную функцию " заказа столиков"
не знает.
А, то чат-бота можно интегрировать не только с CRM, но и еще с более 1000 сервисами, автор , что не в курсе.
Да, для ресторации, чат-бот удобный и полезный инструмент, с продуманным функционалом и  обратной связью.Соответственно и разработка качественного инструмента должна делаться проффесионально

С уважением https://delaybot.com/

5
Ответить

Зато я показываю людям, что они могут сделать простейшего чат бота и протестировать на сколько он им целесообразен, а вы их продаете и поэтому все варианты про "собрать самому" рассматриваются вами как упущенная выгода. Критика ваша довольно субъективна на мой взгляд

4
Ответить

"не очень знаком с этим инструментом чат-боты."

С точки зрения меня, как клиента - абсолютно бесполезные. Игнорирую.

1
Ответить

Вот я захотел сделать профессионально бота для вызова такси. У меня задействованы - дизайнер диалога, разработчик крутящий схему диалога на апи такси, разработчик тонкого клиента на ватцапе. 3 профи со своей сильной раздельной экспертизой. Почему у вас в гильдии эти компетенции не разделены прямо на главном экране, да и далее не очень видно этого разделения ?

1
Ответить