Дивные три буквы

Практика внедрения и использования CRM. Какие CRM лучше избегать, а какие можно смело использовать. Личное мнение и опыт автора с 25 летним опытом работы в CRM системах.

Любимые три буквы любого продажника – # CRM.

Дисклеймер. То, что я напишу это личный опыт как предпринимателя, внедрявшего различные CRM решения в своих компаниях, так и консультанта – внедрявшего уже для клиентов различные IT решения.

Впервые с этим явлением я столкнулся на заре мой бизнес-карьеры в конце 90х.

Я тогда понял, что база клиентов в эксельке – это не просто тупик, это фиаско (братан). И легендарная «Горбушка» (московская легенда вареза) подарила мне диск под названием «300 программ для бизнеса». Где в разделе с романтическим названием – «программы для ведения клиентской базы» была одна из первых CRM - Symantec ACT!

Я впервые смог удобно управлять собственной базой из 300 клиентов, ни теряя связи ни с одним. Несколько лет сидел на этой программе. Даже влез в код и русифицировал ее.

За следующие 20 лет я перепробовал массу решений разного уровня удобности и громоздкости. От примитивного как калькулятор Инфокуб до б-гомерзких решений от 1С. От ранних версий Salesforce до, сравнительно поздних, версий Microsoft Dynamics.

Дивные три буквы

И вот что я заранее скажу вам коллеги.

Мысль №1.

По большому счету – работать можно в любой CRM. Любая CRM на порядок лучше ее отсутствия.

Мысль №1 закончена.

По этому, на мой скромный взгляд, вопрос «А нужна ли нам в продажах CRM?», также интеллектуален, как вопрос «А нужно ли одевать штаны на улицу в мороз -30». Отрицательный ответ, в обоих случаях – вредный для здоровья мазохизм. Да, нужна.

Но, т.к. предпринимательское мышление по природе-матушке своей девиантно – я видел достаточно много попыток найти третий путь – «Как бы сделать так, чтоб как-бы не покупать CRM, но сделать чтоб CRM функционально как-бы было». Интеллектуальным обезболивающем этой иррациональной идеи, обычно выступала мысль «Ну у нас бизнес специфический, а эти ваши CRM они стандартные». Мысль популярная, ошибочная, но подвергать ее обструкции и остракизму прям сейчас не буду. Важен сам факт наличия этой приятно, но вредной, как курение, мысли.

После чего тратятся гигантские деньги и титанические усилия либо на допиливание функциональных «костылей» к какой-то из редакций 1С, либо в 10 раз больше на создание с нуля собственного самописного IT решения.

Результат ожидаем. Функционально ограниченное, глючное и не гибкое решение, постоянно требующее финансов на доделку и исправление вороха ошибок. С интерфейсом уровня «УАЗ Буханка». Обычно сопровождается полным отсутствием IT документации и замораживании развития проекта при потере ведущего программиста.

Я не раз встречал такое. И обычно, это указывает не только на последующие страдания отдела продаж, вынужденного работать с этим Франкенштейном. Но также это говорит, что у компании – много денег, которые она готова легко тратить на подобные страдания. Ибо - таков путь!

Но, признаюсь, в отдельных, единичных известных мне случаях, при наличии водопадов финансирования и несгибаемой воли топ-менеджера – итоговые решения были вполне себе рабочими.

Окей. Мы прекрасно поняли, что нам нужна CRM и отказались от мысли создавать велосипед самому.

Какую CRM выбрать в итоге?

По большому счету – вспоминаем Мысль №1.

А дальше возникают нюансы и мелочи, в которых спряталась сотня демонов.

Прежде всего надо отталкиваться от вашего бизнеса. Его размеров и специфики. Т.к. сейчас есть масса отраслевых CRM. Под медицину, под оптовую торговлю, риэлтерские услуги или ресторанный бизнес.

Отраслевые решения притягательны, т.к. имеют внутри уже прописанные некие стандартные бизнес-процессы и привычные инструменты и интеграции, принятые для конкретной отрасли.

Универсальные системы – более…. Универсальны. Они дают вам большую свободу в организации продаж.

Если вы средний или крупный бизнес, со сложными бизнес-процессами и документооборотом, я бы вообще порекомендовал искать не CRM (Customer Relationship Management), а # BPMS (Business Process Management System) решения. Эти решения более дорогие на старте, но дают не только инструмент автоматизации отдела продаж, но и систему гибкого управления бизнес-процессами всей компании. Позволяющей автоматически выпускать регламенты и перестраивать систему управления бизнес-процессами одним кликом. Плюс это экономит массу денег на обслуживание и программирование, благодаря встроенной no-code системе.

Если же вы малый и микро-бизнес или вы крупный бизнес вам требуется именно универсальное CRM решение, я начну с тех систем, которые вам следует избегать.

Есть два самых известных CRM продукта на российском рынке. Они являются отличным бизнесом, дали работу и хлеб сотням компаний-интеграторам. Но на мой скромный взгляд и нескромный опыт работы, с точки зрения клиента – это худшие решения.

Эти решения называются – # Битрикс24 (рейтинг 2.9/5 по Отзовику) и # AmoCRM (рейтинг 1.9/5 по Отзовику).

В чем их минусы лично для меня?

Битрикс24 изначально не был никогда CRM. Это была разновидность CMS Bitrix для создания «корпоративного портала» компании. А CRM – это была лишь некая функция корпоративного портала, построенного на логике и элементах CMS. На моей памяти благодаря этим волшебным свойствам одна компания потеряла базу на 3000 клиентов. Это смешная история, как-нибудь отдельно расскажу.

Так же если ты пользуешься Битрикс24, примерно раз в месяц ты будешь оглашать офис криками. Т.к. разработчики выпустили очередное «более лучшее» обновление. Из-за чего привычное тебе расположение кнопок и объектов летит к чертям. И тебе придется снова адаптироваться к «дивному новому миру».

Плюс хаотичный интерфейс. Абсолютно идиотская с точки зрения технологии продаж отдельная сущность «лиды». Алогичные названия пунктов. Плюс постоянная назойливая реклама. Плюс мусор 1560 ненужных функций, среди которых надо отыскать нужную. Плюс анимированные летающие человечки «очень помогающие» в работе. Будто 10-летние дети делали для 6-летних. Плюс невозможность эффективной работы с большими списками товаров. Плюс отвратительная медленная тех.поддержка. И периодическая недоступность серверов.

Почему все сидят и не работают? Снова Битрикс24 висит!

Ну и из более объективного – я когда общаюсь с бизнесменами я спрашиваю про CRM которые используются у них. 25 раз я сталкивался с ответом, что они поставили себе Битрикс24. Спрашивал – насколько удачным было внедрение и использование. Примерно 80% озвучили, что внедрение было неудачным. От полного фиаско и демарша сотрудников, до спешной миграции на другие решения.

Почему же Битрикс24 стал так популярен? На мой взгляд по двум причинам. Первая – ориентировании бизнеса на интеграторов, каждый из которых являлся отделом продаж Битрикс24. Второе – интересная бонусная политика. Когда частный агент-реферал может получить более 30% от сделки. Таковым мог быть, например сисадмин компании.))) Помните, кто пришел к вам с идеей о внедрении Битрикс24?

Тем не менее у меня были проекты по построению отделов продаж и автоматизации процессов на основе Битрикс24. Ну понравился он директору. Ну привыкли они уже к нему. Используем Мысль №1 и двигаемся дальше.

К AmoCRM по сути, две крупнейшие претензии. Первое - полное отсутствие поддержки. Да она есть. Но как бы нет. Могут отвечать сутки или двое. Второе – вытекающее из первого, бесконечное навязывание платных функций и дорогой интеграции. AmoCRM – инструмент для интеграторов. По их логике – вы должны получать весь сервис только от интегратора. Которому ты заплатил пару миллионов за внедрение. И бесконечно платишь дальше за «допиливание» и доп модули и функции. И за отсутствующую техподдержку. Остальное «мелочи» – глюки, плохо работающий поиск, медленная загрузка, не логичный интерфес.

А особенность работы интеграторов AmoCRM – абсолютно свободное ценообразование. При наличии мощной рекламы от разработчика – появляется масса возможностей.

Однажды я с командой, как консультанты были приглашены в девелоперский проект одного банка. И подбирали решение для автоматизации отдела продаж недвижимости. Отдел продаж был небольшой, но со сложными процессами внутри и перспективой масштабирования. Я выбрал дорогую и мощную BPMS систему от Terrasoft/Creatio (тогда они еще работали в России), посчитали внедрение по ТЗ. Представил калькуляцию заказчику. Оказалось, что наше «дорогое решение» - на миллион дешевле предложенного решения от одного из интеграторов AmoCRM.

Но при этом, готов признать что в целом - AmoCRM более удобный и простой использовании продукт по сравнению с Битрикс24.

Если вы интегратор данных систем – можете поспорить со мной и рассказать в комментарии к статье о том, как и где я не прав.))

Для всех остальных, если хотите сформировать альтернативное мнение – посмотрите отзывы энд-юзеров на Startpack, Otzovik или других ресурсах про эти CRM.

Михаил Токовинин (фаундер AmoCRM) может бесконечно выступать на «прорывных» бизнес-форумах с духоподъемными спичами и позировать в соц.сетях. Да. Он создал отличный бизнес. Респект ему за умение зарабатывать деньги. Серьезно.

Но его продукт – печален, уныл и неудобен.

Это всё про самые неудачные CRM для продаж. Но возвратимся к Мысли №1. Работать можно и в них. Если жестокая жизнь заставила.

Перейдем к парадигме «Если критикуешь – предлагай!».

Что же я, как управленческий консультант и практикующий предприниматель, посоветовал бы вам из универсальных CRM?

Без геморроев. Ориентированных на удобство пользователя, а не на кошелек интегратора. Легких в использовании и быстрых в развертывании.

Если вы только открываете бизнес или у вас пока нет бюджетов на мощные, дорогостоящие системы и интеграторов - поделюсь парой своих фаворитов:

  1. Самая простая и удобная система для небольших отделов продаж – Brizo CRM Brizo CRMBrizo CRMBrizo CRM.

Это просто прелесть. Легкая, простая, стабильная. Все что нужно есть. Сделки, канбан, мультиворонки, выставление счетов, интеграции с банками, CMS и телефонией. Простые и понятные финансовые отчеты – ДДС и PnL. Встроенный почтовый клиент. Мульти-проектность, быстрый поиск, дополнительные поля в сделках. Прогнозирование кассовых разрывов. И все это за достаточно гуманный ценник.

Все просто в настройке и работе. Если у вас мозг дымится от работы в Битрикс24 – тут вы будете отдыхать.

Планирование задач, управленческий учет. Фиксированные ставки на доделку управленческого учета под ваш бизнес. И главное – легкий и лаконичный интерфейс. Никакой рекламы.

Если нужно создать отдел продаж и стартовать продажи в течение дня, Brizo – ИМХО лучшее решение.

Есть конечно и минусы. Достаточно скромный функционал. Критически мало интеграций. Нет интеграции с 1С Бухгалтерией. Из интеграций с банками – лишь Тинькофф Банк. Из CMS – Тильда. Больше только вариаций интеграций с телефонией. Остальное только через API.

Короче, если у вас сайт на Тильде, а счет в Тинькове – это ваш продукт!

Смотрите подробнее на их сайте brizo.ru.

2. Если вам нужна более мощная CRM – меня порадовала Аспро.Cloud

Продукт молодой, но уже мощный. Это какой-бы мог быть Битрикс24, но не стал.

В Аспро.Cloud – гораздо больше функций и интеграций чем в Brizo. Но также легкий, быстрый и дружелюбный интерфейс без рекламы и «летающих презервативов».

Самая мощная функция в Аспро.Cloud – это работа с проектами. У меня как раз проектный бизнес. И каждая сделка превращается в проект. И это очень классно и удобно организованно. Есть диаграмма Ганта. Контроль за финансами проектов.

Тут вы уже получаете полноценный портал. С базой знаний. С системой адаптации для сотрудников. Функционал конфигурируется гибко в магазине модулей. Полная работа с договорами, счетами, актами, УПД. Поиск контрагентов по ИНН. Есть интеграция с 1С.

Есть мощный финансовый блок. Платежный календарь, ДДС и PnL. Настраиваемые виджеты отчетов на дашборде.

И главное – все интуитивно понятно. И работает быстро и безглючно.

Для клиентов с бюджетами и потребностями – есть внедрение и «допиливание» от разработчика. А не от сторонних партнеров.

Но на мой скромный взгляд система так просто и быстро развертывается, что особых потребностей в доработке на начальном этапе не требуется. Скорее, когда потребуется дополнительный функционал, связанный со спецификой бизнеса, облегчение переноса данных или интеграции со специфическими сервисами.

А теперь о минусах. Особенность тарифов – они привязаны к размеру группы. Чем больше группа сотрудников, тем больше функционал. И потому для небольших компаний цена решения может оказаться достаточно высокой. Тариф «Старт» - сразу на 5 пользователей. Но вот хочешь ты экспорт счетов в 1С – придется купить тариф «Бизнес» на 30 пользователей. Если у вас есть подобное количество людей – проблем нет, цена одного места будет очень низкой.

Поэтому могу рекомендовать данную CRM для продвинутых команд и/или для компаний с проектным типом бизнеса.

Пробную версию можно попробовать на их сайте.

В заключении скажу.

На самом деле CRM – тьма. И выбирать вам. Консультанты могут помочь отчасти. Дать информации, рекомендации. Но принимать решения всегда только вам.

Да быстрое внедрение CRM в уже работающий бизнес – с выокой вероятностью потребует помощи интеграторов и соответствующего бюджетирования. Для одних компаний обоснованный бюджет внедрения CRM может быть 3000 рублей, для других – 15 000 000 руб. Но там, где можно снизить издержки – разумно их снизить.

Надеюсь, после этой статьи ваше решение будет максимально взвешенным. И внедрение выбранной CRM системы – будет успешным.

Всем успехов в бизнесе!

22
реклама
разместить
4 комментария

"Почему все сидят и не работают? Снова Битрикс24 висит!" (с)

А почему не перейти на нормальный продукт?
Альтернативы еще хуже.

"К AmoCRM по сути, две крупнейшие претензии." (с)

К АМО главная претензия - они поставили задачу все сделать как у Битрикс, но не Битрикс.
Потому если Битрикс просто неудобна, то АМО - решение для китайских коммунистов, которые, как известно создают сложности, а потом с песнями их преодолевают.
Возможно даже в АМО разрабы из Северной Кореи (но это не точно).

"Но при этом, готов признать что в целом - AmoCRM более удобный и простой использовании продукт по сравнению с Битрикс24." (с)

Да лана!
🤣🤣🤣
Перегруженный всякой чепухой интерфейс, три миллиона вкладок, необходимость пролистывать бесконечные страницы в попытках среди записей "Юзер 1 вместо слова "кАрова" написал "кОрова""...

Попробуйте в АМО вести инженерный проект со множеством согласований и релизов - и тогда ад Вам покажется Гаваями, а может даже Таиландом.

3

Я не написал "на 1%".)) Амо создан для страданий.

1

Денис,

возможно просто надо почитать инструкцию и настроить все как себе удобно? Для своих клиентов специально создал такую понятную видеоинструкцию по Битрикс24, где показал как скрыть лишние кнопки, как настроить правильно уведомления, как пользоваться чатами, воронками, шаблонами документов. Это база или азбука и надо это сделать 1 раз по сути и тогда не будет ничего того, что Вы написали с точки зрения не удобства. Должно быть удобно.

Здесь есть короткое видео из чего состоит База знаний по Битрикс24 понятным языком в моем понимании и забрать её можно абсолютно бесплатно: https://b24-ixq6zx.bitrix24.site/crm_form_unisender/

1