Сервисы
Heads and Hands
7146

Секреты успеха Slack

Как создавалась экосистема и какие приложения есть внутри.

В закладки
Аудио

Команда Heads and Hands — разработчиков мобильных экосистем — уже сделала разбор популярнейших азиатских супер-аппов, экосистем в фудтехе и медицине.

В этом материале разберем, как создавалась b2b-экосистема для организации рабочих коммуникаций и какие приложения есть внутри Slack.

Это лишь малая часть мини-аппов и ботов​ в Slack

Предыстория: Slack — результат провала игры

Slack родился из нескольких неудачных попыток кофаундера компании Стюарда Баттерфилда создать игру.

Из первой такой попытки появился Flickr — изначально инструмент для загрузки фотографий в игре Neverending. Команда решила выделить функцию в отдельный сервис. В 2005 году фотохостинг Flickr был продан Yahoo.

В 2008 году Баттерфилд ушел из Flickr и основал компанию Tiny Speck, которая занялась разработкой сетевой многопользовательской игры под названием Glitch. Разработка игры велась с 2009 по 2012 год. В итоге игра также провалилась, так как «не привлекла достаточную аудиторию» — как было сказано в официальном заявлении компании.

Параллельно с разработкой игры команда создала инструмент для коммуникации между своими сотрудниками в офисах в США и Канаде. Сотрудники Tiny Speck были олдскульными ребятами и общались между собой с помощью IRC (internet-relay chat).

В какой-то момент им стало не хватать возможностей чата, и они вместо того, чтобы выбрать готовое решение, создали собственное. Когда стало ясно, что с игрой ничего не выйдет, у компании на руках оказалась полноценная платформа для командного взаимодействия.

О запуске Slack объявили официально в 2014 году таким образом: «Представьте, что общение между членами команды проходит в едином месте, где можно найти что угодно, и которое доступно, где бы вы ни находились».

Сейчас Slack — это экосистема для рабочих коммуникаций, которая имеет десктопный и мобильный супер-апп. В платформу интегрировано более 1800 мини-аппов, в том числе Jira, «Google Диск», Office 365, Zoom.

Как Slack экосистему строили

На момент запуска альфа-версии в феврале 2014 года у Slack было около 15 тысяч ежедневных пользователей. Через год на платформе работали уже более полумиллиона. В октябре 2019 года платформа насчитывала 12 млн активных пользователей.

Мы отметили успешные решения, которые Slack использовали при создании платформы.

Решили проблему, о которой никто не подозревал

Для рабочих коммуникаций пользуют email, различные чаты, Skype. Именно эту разрозненность Slack обозначили как проблему, о которой, правда, никто не подозревал.

Slack продавали организационную трансформацию, а не очередной мессенджер, по словам основателя компании Стюарда Баттерфилда. Причина такого позиционирования в том, что потенциальные клиенты еще ничего не знали о новом ПО и не искали целенаправленно платформу для рабочих коммуникаций.

Основатель Slack утверждает, что лучший способ найти product-market fit — создать свой рынок.

Набрали первых пользователей с помощью сарафанного радио

Slack начали тестировать продукт на небольших компаниях через знакомых. Так команда смогла наблюдать за тем, как платформа работает для групп с различными потребностями и масштабами. Тестирование заняло полгода: с марта по август 2013 года.

В августе Slack выпустили Preview Release для широкой аудитории. Они намеренно не называли это бета-версией продукта, так как это говорило бы о том, что продукт еще сырой и ненадежный.

Slack рано начали общаться с прессой: TechCrunch, ReadWrite and VentureBeat выпустили материалы о платформе, в которых некоторые называли Slack «убийцей электронной почты». По оценкам Баттерфилда, такие новости дают 20% эффекта, в то время как остальные 80% приходят от людей, которые репостят материалы.

В первый день Slack получил 8000 запросов на установку, в течение двух недель число выросло до 15 тысяч.

Создали открытую платформу

Одним из ключевых факторов успеха Slack стал API, который регулярно обновляется для интеграции новых функций. Любой разработчик может использовать интерфейс платформы для создания ботов и приложений как для внутренних нужд команды, так и для открытого каталога Slack.

В последнем в 2019 году насчитывалось более 1800 приложений. По данным Slack, на платформе зарегистрировано более 700 тысяч активных разработчиков.

Slack подробно пишут о создании приложений, у API даже есть собственный аккаунт в Twitter. Использование API подробно описано, а за роадмапом новых возможностей для разработчиков можно следить на открытой доске в Trello.

Просто настроить внешний вид приложения и взаимодействий внутри него позволяют два инструмента. UI-фреймворк Block Kit отвечает за то, как будут выглядеть элементы, Block Kit Builder — за создание взаимодействий.

Block Kit Builder для создания приложений в Slack​

Быстро создать бота или простое приложение в Slack может и не разработчик — для этого экосистема выпустила инструмент Workflow Builder, который не требует навыков написания кода.

У Slack есть собственный инвестиционный фонд для стартапов, которые создают ботов и приложения для компании. Одним из спонсируемых ботов стал Statsbot, который запрашивает метрики из Google Analytics и позволяет делиться ими, создавать воронки и когорты, уведомления о важных событиях прямо из Slack.

Сами Slack пишут о решении сделать платформу открытой так: «Мы растем быстрыми темпами, но ни одна компания не может расти достаточно быстро, чтобы удовлетворить спрос. Вместо этого мы создаем платформу, на которой делимся этим спросом и потенциалом».

Открытость сопровождается гибкостью

Slack работают и с конкурентами. На фоне массового перехода на удаленную работу из-за распространения COVID-19 в приложение добавили возможность совершать аудиозвонки в Microsoft Teams, которая также является корпоративной платформой с более чем 400 интегрированными приложениями.

При этом другие сервисы Microsoft, OneDrive для предпросмотра файлов и Outlook Calendar для просмотра расписаний, уже были интегрированы в Slack.

С помощью интеграций Slack позволяет пользоваться сервисами, к которым привыкли участники команды. Для одних только видеозвонков из платформы можно использовать: Zoom, Skype, Cisco Webex, GoToMeeting и множество других приложений.

Какие приложения есть в Slack: для удаленки и не только

Магазин приложений Slack делится на три части:

  • избранные приложения от команды Slack;
  • коллекции приложений — сейчас там есть актуальная для организации удаленной работы;
  • 19 категорий (на 17.04.2020) от профессиональных: для маркетологов, продаж и HR — до общих, вроде, Travel и Productivity.

Увидеть все приложения можно в App Directory.

Давайте посмотрим, как организовать удаленную работу с мини-приложениями и ботами в Slack.

  • Google Calendar — позволяет создавать события, просматривать расписание, синхронизировать календарь со статусом в Slack, чтобы сообщить команде о том, что вы находитесь на встрече, получать уведомления о скором начале мероприятия и присоединиться к встречи в Hangouts, Zoom, Cisco Webex или Microsoft Teams непосредственно из уведомления.
  • Zoom – начать видеоконференцию, скинуть приглашение, присоединиться к созвону можно прямо из Slack.
  • Donut — знакомит коллег на удаленке, помогает организовать менторство, объединяет группы по интересам. Например, с помощью приложения можно организовать виртуальный кофе брейк.
​Скриншот с сайта donut.com
  • Polly — позволяет узнать мнения и настроения сотрудников с помощью опросов: анонимных и нет.
  • AttendanceBot – тайм трекинг, отслеживание отпусков, больничных дней, планирование смен.

И еще несколько полезных ботов и приложений:

  • Translate — переводит тексты прямо в чате.
  • Jira Cloud — cоздание, назначение, обсуждение, предпросмотр задач внутри платформы.
slack.com
  • GitHub — позволяет отправлять запросы к репозиторию и создавать Pull Request, закрывать запросы и Pull Request, получать уведомления о том, что происходит в репозитории, видеть расширенное превью при расшаривании ссылок.
slack.com
  • KAYAK — поиск отелей, авиабилетов и аренды автомобилей.

Понятно, что никто не будет одновременно пользоваться тысячами приложений в Slack, но их многообразие позволяет различным командам найти инструменты, которые ответят как на профессиональные, так и общие запросы.

Сами Slack считают построение экосистемы удачной моделью, которая позволяет им расти быстрее и удовлетворять любые запросы пользователей. О перспективах экосистемы они пишут так: «Платформы проваливаются. Slack же строят экосистему для будущего, в котором саму платформу затмит совокупная ценность сервисов, построенных на ее основе».

Вывод

Мы наблюдаем развитие цифровых b2b-экосистем, которые вслед за b2c-экосистемами стремятся обеспечить клиентам удобство, закрывая максимум их потребностей в одном окне. В России уже есть успешные примеры b2b-экосистем от «Сбербанка» и «Яндекса». Но не только крупные игроки могут создать удачное решение.

Доказательство тому Slack, которые увидели проблему там, где никто до этого ее не наблюдал. Компания создала новый рынок, на который позже вслед за ними вышли Microsoft: корпорация объединила свои и сторонние сервисы для бизнеса на единой платформе Microsoft Teams.

Давайте поразмышляем в комментариях: какие проблемы бизнеса еще не решают существующие экосистемы и платформы.

{ "author_name": "Heads and Hands", "author_type": "self", "tags": ["slack"], "comments": 24, "likes": 30, "favorites": 193, "is_advertisement": false, "subsite_label": "services", "id": 121981, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Wed, 22 Apr 2020 12:07:40 +0300", "is_special": false }
0
24 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
5

Discord.

Ответить
1

Плюс, лучший файлообменник

Ответить
0

Я не сильно в курсе, но вроде альтернатив нет. Есть какие то поделки из мира распределенных сетей и корявые попытки Skype for Bussines, но корпоративного чата с комнатами больше не знаю.

Ответить
7

Ну как нет, Microsoft Teams. Сами не пробовали, но говорят, что Слак теперь в догоняющих.

Ответить
1

Пользовался им чуть меньше года в компании - очень неудобный по сравнению со Slack. Ненужные фичи торчат отовсюду, а простые и нужные (вроде цитат и сниппета кода) ещё нужно у коллег спросить как сделать. Хотя по сравнению со Skype for Bussines может и покажется конфеткой - мне, к счастью, им не приходилось пользоваться.

Ответить
0

Видел его пару лет назад, но вроде не аналог он был тогда, а просто чат и глючный и медленный. Впрочем вполне вероятно сегодня стал лучше. У продуктов Microsoft всегда одна и таже беда, а именно сложный и тяжелый порог вхождения. Так же думаю, что и с Teams нужна какая-нибудь подписка с космической ценой.

Ответить
2

Тимс сейчас бесплатен, а вообще значительно дешевле слака. Перешли компанией человек в 700. В плане юзабельности такое же говно на электроне, что и слак. Но вроде развивается, в отличие от.

Ответить
2

Вот решил зарегистрироваться и мало того, что выбор для семьи перенаправил на скайп, так еще рассказали, что испытывают какой-то Web Direct для россии и из-за этого регистрация невозможна. Вот и все мои опасения подтердились. Ну нахрен этот Microsoft с его постоянными проблемами.

Ответить
0

Спасибо. Надо будет посмотреть.

Ответить
2

есть штуки вроде Rocket.chat, Mattermost, опенсорсные и их даже можно самостоятельно хостить бесплатно
но со всеми вытекающими из этого бедами

Ответить
1

Нужны обзоры. Если Slack популярен, а Microsoft известен, то эти ребята вообще непонятно на чем хотят выехать? Без рекламы и обзоров это мертвопоженные проекты интересные только разработчикам.

Ответить
1

Есть Китайские монстры Wechat Work, DingTalk, Feishu (Lark), про первый готовим статью в корпоративном блоге (не на vc), очень богатый функционал у них

Ответить
0

Плохо, что не на VC, а тащите куда-то к себе. Впрочем сегодня приятно удивлен статьей с Хабра о железяке интересной.

Ответить
2

Секреты как slack обо**ался с продвижением в карантин

https://trends.google.ru/trends/explore?date=today%203-m&geo=RU&q=slack,zoom,%2Fm%2F026wfg,%2Fm%2F0gwzvs1,telegram

Ответить
1

А еще есть отечественный продукт — tada.team, и мы дышим в затылок в slack (еще не совсем, но планируем :) )

Ответить
1

Левон, если честно, то лучше бы вы сделали локализацию слака :) Стоит слаку сделать эту локализацию самостоятельно или "с небольшой помощью друзей" - и нет надо бности в тада.тиме...

Слак без локализации - отвратительное решение для компании с бухгалтерией, менеджерами-продуктовиками и т.д. Они не хотят и не понимают этот английский, следовательно перевести компанию полностью в слак и воспользоваться всеми его преимуществами нет никакой возможности.

Ответить
0

Мы немного по другому вектору развития идем и видим продукт, поэтому локализация слак это действительно хорошо, но мы немного про другое.

Ответить
1

Секрет успеха:

Формально работаешь над продуктом А, но фактически над продуктом Б.

Когда А падает с трубы, Б остаётся. Добавляешь И (инвестор) и короткий спич.

Бинго!

Ответить
1

Slack - отличный продукт. Проблема - it's just Slack.
Teams - нрав. меньше, но там вся MS экосистема. Отсюда намного больше юзеров за меньшее время (брэнд детка...). В рамках одного ценового диапазона, получаешь больше.

Ответить
0

как раз в случае с Майкрософт - бренд служит отталкивающим фактором. Для любого, имеющего малейшее отношение к IT, человека.
Скайп - это самый известный пример - тормозное, перегруженное всякой ерундой приложение

Ответить
1

Реально навязанный продукт, в этом они молодцы, но вот кроме развлекух в виде интеграцией никакой ценности не увидел, да и удобства. Все равно это "второй (3ий, 10ый) мессенджер для маркетинга, продаж и тех кто общается с клиентов "во вне компании". Второй момент есть Workspace от Фейсбука, который как раз эту дыру (внутренние коммуникации без внешних), с их базой пользователей скоро закроет. Аналогов просто тьма но имхо, ставит себе к телеграмму, скайпу, ватсапу, почте "ещё один мессенджер"....

Ответить
0

Space от JB в эту нишу целит, если судить по фичам. Но это больше для IT контор.

Ответить

Прямой эфир