Голосовой робот: что это, для чего и кому нужен, как выбрать и запустить?

Что такое голосовой робот и сколько с ним зарабатывает бизнес?Разбираем за 7 минут.

Голосовой робот: что это, для чего и кому нужен, как выбрать и запустить?

Что такое «голосовой робот»?

Николай Харин
Фаундер ИТ-компании Zvonobot о голосовом роботе.

По данным исследования компании Naumen, в 2023 году появился тренд на усложнение функционала голосовых роботов. Это связано с тем, что 51% российских компаний из розничного сегмента интегрировали робота со внутренней CRM системой.

Клиенты этих компаний получили возможность самостоятельно узнавать статус заказа в интернет магазине, оставлять заявку без ожидания операторов, делится мнением о качестве клиентского сервиса и др.

Только представьте, в 2023 году доля голосовых роботов в розничной торговле выросла до 350%. И этот показатель будет стремительно увеличиваться. Посмотрим, какие данные сформирует аналитика за 2024 год.

Голосовой робот - это вид программного обеспечения (ПО) со встроенными алгоритмами, которые распознают язык и речь человека, генерируют и синтезируют собственную речь, чтобы ответить клиенту компании по телефону.

Встроенная технология синтеза речи используется в различных приложениях: система голосового помощника, навигация, программа для людей с нарушениями зрения, а также в системе автоматического ответа на телефонные звонки.

Российский бизнес и колл центры все чаще внедряют голосового бота или робота.

Такая технология, которая еще пару лет назад воспринималась, как спам инструмент, стала неотъемлемым критерием в оптимизации бюджета бизнеса.

Как показывает опыт работы сервиса Zvonobot, внедрение умного робота в бизнес процессы позволяет снизить издержки на рекламный трафик до 40%, сократить расходы на содержание внутреннего контакт центра в 2 раза и увеличить чистый объем выручки на 30-47%.

И это не тот спам робот, который бесконечно надоедает клиенту и впаривает ему продукт незвестной компании.

Чтобы запустить автообзвон голосовым роботом и получить нужную конверсию из звонка в продажу, нужно собрать релевантную базу контактов.

Робот будет общаться с тем клиентом, который может быть заинтересован в услуге, продукте компании. Вместе с тем технология способна работать по разным сценариям разговора, обучаться с пользователями и обучаться на основе их реплик.

Голосовой бот может не только оперировать общими сведениями и связывать клиента с оператором, а оказывать полноценный сервис.

С чего все началось?

  • Первый голосовой робот, способный синтезировать речь, появился в 18 веке.
    Это был «‎говорящий автомат», созданный австрийским инженером и изобретателем Вольфгангом фон Кемпеленом в 1770-х годах. Устройство могло произносить отдельные звуки и простые слова на немецком языке. В робота Кемпелена были встроены механические элементы, такие как мехи и трубки, чтобы воспроизводить человеческую речь.
  • А вот робота с синтезом речи создали в 20 веке. ‎VODER (Voice Operating Demonstrator) впервые представили на выставке в Нью-Йорке в 1939 году. Это первый робот, который синтезировал речь с использованием электрических сигналов и управлялся оператором через специальную клавиатуру.
  • Значительный прорыв в технологии синтеза речи произошел в 1980-х годах с появлением DECtalk, разработанного Digital Equipment Corporation. DECtalk использовал цифровые технологии и стал коммерчески успешным проектом.

Как устроены и работают роботы?

С помощью робота можно запустить голосовую рассылку по базе клиентов, но ее стоит заранее подготовить в Excel формате.

База передается личному менеджеру Zvonobot. Он уточняет информацию о бизнес нише клиента, разрабатывает сценарий и скрипт разговора робота с абонентом.

Далее сотрудник помогает клиенту записывать аудиоролик для рассылки или передает эту задачу голосовому роботу, который может озвучить необходимый текст сценария любым голосом с высоким качеством звука.

После выбора необходимых функций робот отправляется на пилотный проект. Наш клиент и его менеджер тестируют, обучают робота и дорабатывают его до идеального голосового помощника.

Сколько нужно времени для создания робота?

Как только наш клиент дает согласие на обработку персональных данных, сотрудник сервиса берет в работу задачу и на основе вводных данных готовит автоматический обзвон.

Время запуска обзвона для большого проекта занимает около 10 часов.

Для запуска голосового бота с простым сценарием понадобиться 10 минут. И для этого не требуются технические знания. Интерфейс сервиса Zvonobot наполнен понятным юзабилити. Неподготовленный пользователь может самостоятельно разобраться с настройками и запустить работу робота за 30 минут.

Пользователю можно не заморачиваться, ведь сервис предлагает использовать готовые шаблоны для своей бизнес ниши: служба доставки, медицинский центр, инфобизнес и пр. Для этого достаточно кликнуть на соответствующую кнопку с шаблоном.

Итак, как же работает голосовой бот? Разберем 5 основных этапов.

  • 1 этап Обработка голоса человека. Искусственный интеллект различает человеческий голос от посторонних звуков телефонии;
  • 2 этап Синтез голоса в текст. Встроенные технологии SpeechKit позволяют взаимодействовать с пользователями в более естественной и интуитивной форме.
  • 3 этап Осознание темы разговора. Машина использует технологию автоматического распознавания речи для преобразования устной речи пользователя в текст. Программа обрабатывает естественную речь с высокой точностью и переводит робота в нужную ветку сценария.
  • 4 этап Генерация ответа. После того, как робот понял запрос пользователя и сформулировал ответ, он использует технологию синтеза речи (TTS) для преобразования текста ответа в устную речь, которую слышит пользователь.

Cхемы работы голосового бота

1. Распознавание речи абонента

Когда человек отвечает на звонок, в работу включается распознавание речи (ASR - Automatic Speech Recognition), чтобы преобразовать аудиосигнал, содержащий речь абонента, в цифровой текст.

Дале аудиосигнал очищается от шумов для повышения точности распознавания, а нейронная сеть анализирет очищенный аудиосигнал и преобразует его в текст.

2. Транскрибирование (перевод голосовой реплики в текст)

Аудиосигнал разбивается на сегменты, которые сопоставляются с фонетическими моделями языка. Алгоритмы корректируют ошибки в распознавании, опираясь на контекст и лексические модели.

3. Анализ текста и выявление ключевых фраз

На этом этапе робот понимает значение слов, фраз в контексте диалога и определяет выражения, которые указывают на намерения абонента.

4. Запись диалога в формате текста и аудио

Процесс разговора сохраняется в системе в двух форматов: текст и аудио.

5. Переход по ветке сценария и ответ клиенту

В зависимости от распознанных ключевых фраз и анализа текста робот переходит по заранее настроенной ветке сценария диалога и формирует ответ.

Система принимает решение, какая ветка сценария должна быть выбрана в зависимости от анализа текста. Это может включать простые условия. Например, если сказано «да», перейти к следующему вопросу или более сложные логические ветвления.

В зависимости от выбранной ветки сценария формируется ответ.

Пример последовательности действий:

  • Распознавание речи. Абонент говорит: «Хочу узнать баланс счета».
  • Транскрибирование. Робот преобразует сказанное в текст: «Хочу узнать баланс счета».
  • Анализ текста. Система распознает ключевую фразу «Узнать баланс счета».
  • Запись диалога. Диалог сохраняется в текстовом и аудиоформате.
  • Переход по сценарию. Ветвь сценария, соответствующая запросу баланса счета, активируется.
  • Генерация и озвучивание ответа. Робот говорит: «Ваш текущий баланс составляет 1000 рублей».

Достоинства и недостатки голосовых роботов

Преимущества голосового робота для автоматизации бизнеса:

  • Скорость работы. Zvonobot - это настоящий помощник для бизнеса. Он закрывает рутинные задачи и оказывает поддержку сотрудникам: заполнение информации в базе данных, обработка входящей заявки, консультирование покупателей и пр.
  • Качество сервиса. Точное распознавание информации от абонента и интеграция с CRM помогают технической поддержке снижать вероятность ошибок в обработке информации.
  • Совместимость и универсальность. Алгоритмы позволяют обучиться роботу под индивидуальные потребности клиентов, а интеграция с CRM персонализирует решения.

Недостатки голосового робота:

  • Иногда робот не может интерпретировать акценты, иронию или сарказм, что может привести к ошибкам в ответах и неудовлетворенности клиента.

Но с технологией обработки естественного языка (NLP) и машинного обучения робот будет понимать контекст и распознавать нюансы.

  • Голосовое решение не всегда реагирует на эмоциональные состояния собеседников, что приводит к неуместным ответам пользователей.

Чтобы робот мог понимать эмоции, стоит учитывать разнообразность сценариев и шаблонов ответов, учитывающих эмоциональные состояния клиента.

  • Голосовые роботы запинаются на распознавании акцентов речи человека, диалектов.

Регулярное тестирование на реальных звонках и отзывов пользователей снижает погрешность во время обработки звонка до 27%. Также вы можете использовать запись звонка и получать аналитические данные в отчетах личного кабинета.

Кто и как использует голосовых роботов?

1. Медицина

  • Запись на прием, подтверждение и напоминание о визитах.
  • Проводить опрос и получать обратную связь от пациентов.
  • Информирование о результатах анализов, изменениях в расписании врача и т.д.

2. Финансы

  • Ответы на часто задаваемые вопросы, помощь в управлении счетами, проведение простых транзакций.
  • Уведомления о задолженностях, сроках платежей и изменениях в услугах.

3. E-commerce

  • Помощь в оформлении заказов, отслеживание доставки, ответы на вопросы о продуктах.
  • Решение проблем, консультации по товарам и услугам.

4. Образование

  • Уведомления студентов и преподавателей о расписании занятий, экзаменов и мероприятий.
  • Приглашения на онлайн мероприятия.

Какому бизнесу подходят голосовые роботы и как применять?

  • Ритейл
  • Мероприятия
  • HR-процессы
  • Финансы и банковское дело
  • Здравоохранение
  • Образование
  • Автосервис
  • Инфобизнес
  • Служба доставки

От чего зависит эффективность робота?

Эффективность зависит от качества распознавания ключевых слов, точности синтеза речи, возможностей обработки естественного языка, скорости ответа, интеграции с базами данных, а главное - от обучаемости на новых данных.

Люди против машин

Абоненты часто остаются недовольны качеством работы автоинформатора. Вот, почему это происходит:

  • Не решает проблему клиента = Скрипт проработан неверно.
  • Не переводит на оператора колл центра = В функции робота не подключено голосовое меню (IVR).
  • Не распознает сложный вопрос = Работа робота запущена без пилотного проекта.

Как быстро запустить голосового робота?

Запустить голосового робота - легко!

Занесите каждый контакт клиента в Excel таблицу и загрузите на сервис. Алгоритм сможет быстро определить актуальность номера и самостоятельно направить сообщение каждому клиенту.

А вы увидите результаты отчета в понятном и ярком дашборде.

Как использовать автоматизированный обзвон по закону?

Реклама роботами регулируется Федеральным Законом № 38. В части второй подробно описаны правила распространения голосовых сообщений по телефону.

Основные выдержки из документа:

  • Получайте предварительное согласие через письменное разрешение или онлайн-формы согласия.
  • При начале звонка необходимо информировать получателя о том, что звонок осуществляется автоматически, и предоставить информацию о компании и цели звонка.
  • Предоставьте возможность отказаться от дальнейших звонков. Например, путем нажатия клавиши во время звонка или ответом «стоп» на SMS.
  • Звонки должны осуществляться в установленные законом часы, обычно в будние дни с 9:00 до 21:00 и в выходные с 10:00 до 18:00.

Что будет дальше?

Будущее голосовых технологий стоит за людьми!

Буквально через 2-3 года робот сможет самостоятельно определять портрет целевого клиента, выявлять его ключевые запросы и формировать уникальное торговое предложение (УТП).

Голосовой интеллект совершенствуется по мере развития ИИ, а экономические сегменты рынка все больше задействуют робота для повышения объема прибыли.

А вы как считаете?
Роботы захватят бизнес
Я смогу больше получать заявок
И без робота обойдусь, ничего не понимаю
11
Начать дискуссию