«Обработали 900 заказов за полгода»: как компания по производству материалов для полиграфии построила работу в Kaiten

Даже небольшая фирма способна обрабатывать весомый объем заказов, если производственные процессы прозрачны и систематизированы. Поэтому компания КЛЕБЕР-ПРИНТ использует Kaiten как CRM-систему. Это позволяет контролировать производство на всех этапах от заявки до отгрузки, ничего не упуская.

Директор по развитию Алена Никитаева поделилась, как удалось настроить подобный процесс в Kaiten.

«Обработали 900 заказов за полгода»: как компания по производству материалов для полиграфии построила работу в Kaiten

Компания ООО «Клебер-Принт» занимается производством расходных материалов для полиграфии: снабжает офсетные печатные машины. Мы изготавливаем резинотканевые полотна, которые переносят краску, делаем цветовые палитры по системе PMS (Pantone Matching System), занимаемся поставками краски и сопутствующих товаров для печати из-за рубежа.

Наше производство узкоспециализированное и небольшое: в компании всего 11 человек. Но, несмотря на это, у нас много различных рабочих процессов, чтобы выполнять большое количество заказов.

Как выбирали систему

Моя задача в компании выстроить процессы: прописать роли, кто за что отвечает, и настроить процессы работы по заказам на закупку и производство.

Когда я стала разбираться, как компания работает сейчас, то поняла, что для начала нужно поменять подход к работе и внутренним процессам в целом. Чтобы было удобно взаимодействовать в команде, не терять задачи, заказы и наглядно видеть статусы по ним, нам нужна была онлайн-система для визуализации этих процессов.

Обычно такие задачи решают с помощью CRM-системы. До моего прихода в КЛЕБЕР-ПРИНТ компания попробовала внедрить amoCRM, но система оказалась слишком сложной, перегруженной для небольшой команды. Она не помогла решить задачи, а только излишне нагрузила сотрудников. После мы смотрели в сторону других CRM-систем, но все они казались сложными и стоили довольно дорого для нас.

Я понимала, что под наш запрос подойдут Канбан-доски. Они проще в освоении, чем различные CRM-системы, не требуют сложной настройки и интуитивно понятны даже тем, кто не привык управлять задачами с помощью цифровых инструментов.

Изучила, какие сервисы с Kanban-методом сейчас есть на рынке, и нашла Kaiten. Сначала попробовала его сама. Понравился удобный интерфейс и простота настройки. Поэтому дальше предложила ее внедрить в компании. Вот какие критерии я обозначила руководству:

«Обработали 900 заказов за полгода»: как компания по производству материалов для полиграфии построила работу в Kaiten

От хаоса в чатах и мессенджерах к понятной системе

До внедрения Kaiten все рабочие задачи обсуждались в мессенджерах. Было 9 отдельных чатов по каждому процессу, в которых участники часто путались: лента чата улетает вверх, переписку могли вести сразу по нескольким проектам, иногда отправляли информацию не в тот чат. В таком хаосе было сложно искать информацию, а часть данных просто терялась.

Сейчас устройство нашей работы полностью отличается от того хаоса. Канбан-доски наглядно отражают все процессы, а информация разложена на них как по полочкам. Расскажу, как всё устроено.

На рабочем пространстве команды расположено одновременно несколько Канбан-досок, каждая — под свой процесс. На них каждая колонка — это отдельный этап. Карточка двигается слева направо от этапа к этапу.

Схема передвижения заявки по этапам и доскам
Схема передвижения заявки по этапам и доскам

Первая доска состоит из одной колонки, которая называется «Оперативка». Мы используем ее как хранилище важной информации для сотрудников. Например, собираем рабочие инструкции, памятки по работе в Kaiten, какие-то общие документы и файлы. Для быстрого доступа.

Дальше идет еще одна доска-список «Закупки». На ней мы фиксируем информацию по закупкам импортных товаров, которые ложатся к нам на склад. Например, заказали партию краски из Китая, и, пока груз идет, вся информация по этой поставке находится в карточке в этой колонке. В таком виде нам удобно контролировать весь процесс и быстро ориентироваться в сроках, если будет запрос на товар из этой поставки.

Доски «Оперативка» и «Закупки» состоят всего из одной колонки
Доски «Оперативка» и «Закупки» состоят всего из одной колонки

Следующие доски помогают контролировать производственный процесс: от заявок клиентов до окончания работ. Он состоит из этапов, которые следуют друг за другом:

  • согласование,
  • производство,
  • отгрузка,
  • окончание работ.

Воронка работы с заказами начинается на доске «Согласование». Менеджер получает заказ в мессенджерах, по электронной почте или по телефону и создает карточку в колонке «Новые». В ней он заполняет необходимую информацию по заявке в специальных полях карточки и выставляет нужные метки, чтобы сигнализировать о деталях заказа остальным участникам команды.

Доска «Согласование»
Доска «Согласование»
Оформленный заказ
Оформленный заказ

После того как ответили клиенту, двигаем карточку в следующую колонку «На согласование». Руководство видит, что заявки обработаны и по ним отправлено коммерческое предложение.

А в следующую колонку «Оформление» попадают заказы, когда нужно выставить счет. Тут настроена автоматизация для бухгалтерии, они видят оповещение, когда карточка передвигается на этот этап, и готовят документы. После выставления счета карточки попадают в колонку «Заказ сформирован» и ждут оплаты.

Ну а после начинается следующий процесс — производство. Карточка размещается на соответствующую доску, и сотрудники получают автоматизированное уведомление о новом заказе.

На первом этапе они предварительно оценивают срок на его выполнение и дальше ставят в очередь. Производственный процесс у нас довольно быстрый — 1-2 дня, поэтому в работе может быть одновременно несколько заказов.

О том, что заказ готов, менеджер узнает, когда видит его в колонке «Груз на упаковке». Упаковка занимает немного времени, поэтому на этой стадии мы уже можем информировать клиента.

Доска «Производство»
Доска «Производство»

Когда клиент подтверждает дату отгрузки, заказ попадает на доску «Отгрузка» в колонку «Подтверждено к отгрузке». Так бухгалтерия понимает, что нужно готовить документы. А когда заказ уедет, карточка попадет на колонку «Отгружено».

Здесь же есть еще колонка «Отчеты готовы»: в этой части производство должно списать расходные материалы по заказу.

Доска «Отгрузка»
Доска «Отгрузка»

Финальная стадия процесса работы с заказами — доска «Окончание работ». Когда менеджер и бухгалтер закрыли все документы, карточка попадает в колонку «Готовые», а спустя месяц автоматически архивируется.

Таким образом мы детально видим весь процесс. По каждому заказу мы точно можем сказать, на каком этапе он находится и кто за него сейчас отвечает, найти в карточке заказа необходимые документы, увидеть комментарии, полученные от клиента, и многое другое.

Анализ претензий и отмененных заказов

С помощью Kaiten мы также собираем статистику по полученным претензиям и отмененным заказам. Нам важно отслеживать причины произошедшего и работать на предупреждение подобных ситуаций.

У нас есть отдельная доска «Претензии». Если мы получаем претензию от клиента, то перемещаем карточку заказа на эту доску. Запрос обрабатывается, а по готовности карточка перемещается в архив. В результате мы можем выгрузить отчет за определенный период и узнать, сколько было получено претензий, по каким причинам, от каких клиентов, кто отвечал и прочее.

Доски «Претензии» и «Окончание работ»
Доски «Претензии» и «Окончание работ»

Отмененные заказы мы храним на доске «Окончание работ» в специальной колонке «Отмененные заказы». В таких карточках мы ставим метку с причиной отмены. В отчете по завершенным задачам в Kaiten можно настроить фильтр по меткам и посмотреть, по каким причинам не состоялся заказ.

Например, по метке «нет в наличии» смотрим, какие материалы требовались и что мы не смогли предоставить. Дальше собираем статистику и принимаем решение, что делать: закупать эти материалы или искать другое решение.

Или если видим много отказов по метке «Дорого», то можем принять решение не закупать этот товар в следующий раз, снижать маржинальность или затраты на логистику. Такая аналитика помогает принимать стратегические решения и сокращать количество отмененных заказов.

Систематизировали работу и сделали процессы прозрачными

С февраля через нашу CRM в Kaiten прошло 900 заказов. Мы перешли от работы в неудобной табличке Excel, в которой постоянно что-то терялось, к прозрачному процессу работы в онлайн-сервисе. Сейчас мы храним и обрабатываем всю информацию в одном месте. По каждому заказу собрана вся история: видно, кто, что и кому писал, когда и куда передавал. Руководитель в любое время может увидеть полную картину — он оценил такой подход и саму систему Kaiten.

И еще с помощью Kaiten мы можем анализировать нашу работу. Локально мы и так собираем и анализируем претензии или отмененные заказы, а сейчас собрали уже достаточно данных, чтобы проводить глубокий анализ для стратегического роста компании.

Личное мое впечатление такое: сама система очень понравилась. Внедрять ее оказалось просто. Даже с решением узкоспециализированной задачи я справилась без обращения в техподдержку.

Интересно узнать, как подобные процессы устроены на других небольших производствах. Используете CRM, таблицы, таск-трекеры или что-то еще?

88
11
1 комментарий

В Кайтене намного удобнее работать с задачами чем в любой CRM, соглашусь. Но вам можно amoCRM поставить исключительно под коммуникации с клиентами (звонки, почта, whatsapp), а этапы воронки интегрировать с Кайтен. Мы так у себя используем, и это очень удобно. Вот видео интеграции https://www.youtube.com/watch?v=Ga8Vzona84s

8
Ответить