«Почему так сложно и так некрасиво»: 4 подводных камня при внедрении базы знаний

Если компания обращается к первой же базе знаний из поиска, скорее всего, внедрить ее гладко и с первого раза не получится. Одной функции недостает, другая работает, но с перебоями и багами. Разберемся, какие подводные камни можно обнаружить во время внедрения БЗ и как их избежать.

«Почему так сложно и так некрасиво»: 4 подводных камня при внедрении базы знаний

Всем привет! На связи команда TEAMLY, платформы для эффективной совместной работы и управления знаниями. Мы стремимся к тому, чтобы в TEAMLY был весь спектр возможностей для действительно удобной работы: от канбан-досок для управления спринтами до интеллект-карт для генерирования идей. Можно прямо сейчас протестировать платформу, чтобы оценить ее плюсы. Это бесплатно.

Компаниям может потребоваться база знаний, чтобы онбордить новичков и расширять штат. Ведь качественно провести изменения с хаотичной системой из трекеров, мессенджеров и календарей не получится: в ней тяжело разобраться с нуля.

База знаний нужна, и если расширение бизнеса лишь в перспективе. Инструмент поможет решить повседневные задачи бизнеса — систематизацию и хранение повторяющейся информации, фиксирование новой. Именно с такими целями искал сервис наш клиент Александр Нефёдов — гендир «ОптималГрупп», IT-компании по техподдержке и разработке.

Александр Нефёдов
Генеральный директор «ОптималГрупп»

Он пересмотрел десятки лендингов и перепробовал разные сервисы, но в итоге остановился на TEAMLY. Наш продукт оказался единственным, в котором есть достаточно функций и нет багов. Вместе с Александром пройдем по подводным камням этого поиска и облегчим задачу тем, кто только начал подбирать для себя БЗ.

Но сейчас — важное объявление. Близится сентябрь, а с ним и новые санкции США, которые могут затронуть IT-сектор РФ. Чтобы снизить риски блокировки данных, особенно если ваша компания использует Notion, советуем подумать о переезде на другую платформу. На эту тему будет бесплатный вебинар 22 августа.

«Почему так сложно и так некрасиво»: 4 подводных камня при внедрении базы знаний

«С чего начать?»: нет подходящих фреймворков

Если выбрать для базы знаний любой сервис, в котором можно вести заметки или редактировать файлы, то можно столкнуться с проблемой — нет готовых шаблонов.

Часто сервисы подходят для ведения личных заметок. В них много функций, чтобы каждый пользователь мог удобно настроить систему под себя. Например, выделить важное цветом, разложить данные по папкам.

Но когда у вас свой бизнес, нужно ввести четкие правила — иначе пространство БЗ вместо помощника превратится в корзину. Так маркетинговому агентству нужно как-то указать цели и отследить OKR. А IT-компании — разделить код и обычный текст.

Не цитатами же JavaScript отмечать, когда уже давно придумали подходящее форматирование
Не цитатами же JavaScript отмечать, когда уже давно придумали подходящее форматирование

А еще в разных сервисах можно запутаться и просто не получить удовольствие от процесса заполнения. Особенно когда кнопки интерфейса расположены не интуитивно, а сам дизайн как будто позаимствовали из Windows 95.

Миссию нашей компании я написал еще в Evernote, который вел для личных заметок. Несколько раз столкнулся с багом, когда версия приложения обновилась, а мой текст слетел. Решил, что для бизнеса это точно неподходящий вариант и перешел на Wiki.js, программу с открытым исходным кодом.

Когда уже собрал там первую БЗ со списками кандидатов по вакансиям и полезными ссылками, то понял — некоммерческий сервис будет долго развиваться, а поддержка не заинтересована в новых функциях. Все проблемы с тормозным развитием и ошибками решил TEAMLY.

Александр Нефёдов, гендиректор «ОптималГрупп»

Эксперт выбрал TEAMLY и настроил в нашем сервисе свою иерархическую структуру благодаря готовым шаблонам. В библиотеке есть решения для разных по размеру команд. Например, для фиксирования ценностей компании или построения технической архитектуры. Это помогает быстро решить задачу, а не думать, как всё это организовать руками.

Сейчас у Александра есть пространства для руководства и HR-отдела, отдельные страницы с целями компании на 2024 год и полезными сервисами, которыми команда пользуется постоянно.

«Как тут настроить доступ?»: нет дополнительных функций

Иногда в сервисе под базу знаний вроде бы есть все нужные функции для старта — шаблоны, списки и форматирование. Но когда начинаешь постоянно работать с БЗ, могут потребоваться дополнительные функции, которых в сервисе нет. Например, вложение можно прикрепить только как файл, а не как картинку. Или нельзя создать умную таблицу с настройкой данных.

Когда хотел настроить хотя бы раскрывающийся список, но БЗ выдает ошибку
Когда хотел настроить хотя бы раскрывающийся список, но БЗ выдает ошибку

Если сервис некоммерческий или иностранный, возможно, что важных функций в нем никогда и не будет — обращение в техподдержку может решить лишь глобальные проблемы, а не кастомизацию.

В TEAMLY я сделал пространства для сотрудников разных отделов и руководителей «ОптималГрупп» в одной базе знаний. Мы уже вовсю используем права доступа — есть разделы, которые доступны только мне и паре коллег. Есть страницы, которые новички могут только просматривать, а не редактировать — чтобы не наделали ошибок и не пришлось откатывать изменения.

Единственное, чего мне сейчас не хватает, — обозначения разных отделов. У нас в названии пространства просто стоит тег, по которому нельзя группировать разделы.

Александр Нефёдов, гендиректор «ОптималГрупп»

«Еще один сервис»: сложно разобраться в интерфейсе

До базы знаний сотрудники могут держать важную информацию в еще одной вкладке браузера, где-то рядом с CRM, менеджером паролей и всплывающими уведомлениями из телеграм-чатов. Поэтому кажется, что уж разобраться в простом сервисе будет несложно.

На практике люди не всегда интуитивно понимают, где и какие кнопки нужно нажимать, чтобы добавить заметку на платформу или применить шаблон. А еще не у всех есть время в рабочем графике, чтобы освоить сервис. Поэтому компании не перерабатывают и дополняют материалы, а банально бросают БЗ.

Иногда в привычном хаосе разобраться проще, чем в удобной на первый взгляд БЗ
Иногда в привычном хаосе разобраться проще, чем в удобной на первый взгляд БЗ

Наши разработчики учли, что база знаний должна не затруднять, а упрощать работу. Поэтому в TEAMLY есть Академия — базовый видеокурс и пошаговые текстовые руководства. Найти их можно на вкладке «Ресурсы» вверху страницы.

Еще мы регулярно проводим полезные вебинары. Один из ближайших — для тех, кто использует Notion. Эксперт Бэлла Чупашова расскажет о рисках, альтернативных российских сервисах и о миграции без потерь.

«Почему так сложно и так некрасиво»: 4 подводных камня при внедрении базы знаний

Кроме того, у нас работает техподдержка. Сотрудники в сервисе как рыба в воде — могут быстро решить проблему или подсказать, как настроить всё под себя. Например, есть такая фишка: TEAMLY можно связать с телеграм-ботом, чтобы сотрудники не пропускали обновления и тикеты в личных сообщениях.

«Как-то сложно»: нет мотивации к ведению базы

Частая проблема, с которой новички в организации базы знаний сталкиваются уже после выбора, — сотрудники не хотят сами вести и дополнять ее. Обычно у них просто нет времени и желания: всё кажется сложным и излишне подробным.

Чтобы предотвратить эту проблему еще до старта, можно сразу посмотреть на будущую базу знаний глазами читателя, а не создателя. Так получится уйти от систематизации к упрощению.

Я сразу разрешил своим сотрудникам заполнять базу знаний в свободной форме. Сейчас у нас есть только иерархия от общих вопросов к частным, но внутри все отделы придерживаются своего шаблона.

Еще я предложил вести в аккаунте и корпоративные задачи, и личные дела. В TEAMLY можно создать приватное пространство, которое коллеги не увидят. Такой способ самоорганизации, причем бесплатный для сотрудников, у нас теперь как бонус к соцпакету.

Александр Нефёдов, гендиректор «ОптималГрупп»

У разработчиков TEAMLY тоже есть чувство юмора, поэтому в нашем сервисе можно создать обучение по работе с базой знаний и добавить тесты для самопроверки.

Понимаем, что несмотря на позитивный опыт других компаний, первые шаги в базе знаний могут быть непростыми. Для начала предлагаем заглянуть к нам в Академию — прочитать 5 советов и гайд по мотивации сотрудников. Когда будете уверены, что БЗ нужна, попробуйте сразу TEAMLY.

А вы пользуетесь базой знаний? Рассказывайте о своей кастомизации в комментариях.

2929
88
33
46 комментариев

проблема мотивации, на мой взгляд, актуальнее всего. С одного канбана на другой перейти даже нелегко

2
1
Ответить

поддерживаю. На словах все прогрессивные, а на деле старое милее обычно

Ответить
Автор

Карина, вы правы. Внедрение нового сервиса — целый проект, в один день не делается

Ответить

котики подсластили горькую правду жизни

2
Ответить
Автор

Настя, скорее, эти котики валидируют эмоции:)

1
Ответить

Можете сказать, на каком из ваших тарифов сидит Оптимал групп?

Смотрите: для того, чтобы каждый сотрудник мог вести свой приватный раздел, у него должны быть права редактора, а редактор в вашем прайсе стоит денег ) Таким образом, они отказались от читателей вовсе?

1
Ответить
Автор

Ноа, спасибо за интерес к теме! Такие подробности без разрешения «Оптималгрупп» не разглашаем. А ответ на ваш второй вопрос наверняка будет в подробном кейсе, он сейчас в разработке

1
Ответить