Как тестируют MVP гиганты? Разбираем «Яндекс.Таланты»

Денис Гордиенко, генеральный директор Bright Mobile, о «Яндекс.Талантах» и том, как запускают MVP крупные корпорации.

Когда я пишу о тех или иных стартапах, которые реализовали интересную идею, в комментариях часто пишут, что, мол, у какого-нибудь Яндекса идея, может, и выстрелит, а вот у простого человека, даже с привлечением серьёзных инвестиций, ничего не получится.

Логика таких комментариев в том, что у Яндекса неограниченное количество денег, а потому он спокойно может делать огромный функционал и крутой дизайн, а затем уже продвигать получившийся проект. То, что у Яндекса много денег – никто не спорит, но это не значит, что он вливает большие суммы в произвольные проекты.

В этой статье я расскажу о том, как киты рынка запускают собственные сервисы на примере сервиса «Яндекс.Таланта» – «убийцы» HeadHunter. И наглядно продемонстрирую, в чём принципиальное отличие запуска MVP у таких крупных компаний по сравнению с конечным продуктом, который чаще всего и видит основная масса пользователей.

Кабинет работодателя

Суть стартового лендинга заключается в том, что на ней меня заманивают тремястами бесплатных откликов. Что, кстати говоря, очень выгодно: у HH размещение на месяц стоит около тысячи рублей (у нас в Тольятти), и хотя бы десяток программистов в откликах — уже радость.

Как тестируют MVP гиганты? Разбираем «Яндекс.Таланты»

В личном кабинете можно добавить свою компанию, оформив даже на несколько юрлиц сразу, тут же разместить свою вакансию. От Хедхантера особых отличий нет, всё по стандарту: что предлагается, кто нужен, какая зарплата. Если вакансий много, по ним есть поиск (в бета-версии он отсутствовал). Cами отклики в разделе «Кандидаты». Откликами можно управлять, меняя их статус с помощью простой мини-CRM.

Как тестируют MVP гиганты? Разбираем «Яндекс.Таланты»

Первый оффер, который привлёк меня, как работодателя – это уже упомянутые триста бесплатных откликов. ХедХантер себе такого позволить не может, да и сам Яндекс, я уверен, это достаточно быстро это закроет, как только наберёт определённый пул кандидатов и работодателей.

Обычный минимальный набор: компания — вакансии — отклики. У HH функционал на два порядка богаче за счёт дополнительных функций и вспомогательных сервисов.

Кабинет соискателя

Теперь давайте посмотрим отличия Яндекс.Талантов от HeadHunter.

Если зайти на Яндекс.Таланты в качестве соискателя, то в общих чертах похоже на HH — категории вакансий, поиск и помощь.

В поиске можно отыскать вакансию по нужной специализации, при их просмотре можно обнаружить одно интересное отличие: под каждой указываются ближайшие остановки, а также расположенные рядом важные объекты: аптеки, банки, кафе и пр. Тематика здесь, судя по всему, «еда», «здоровье» и «финансы». Кинотеатры и салоны красоты, скорее всего, здесь вряд ли покажут.

Как тестируют MVP гиганты? Разбираем «Яндекс.Таланты»

Интересности происходят и при отклике на вакансию, где сразу же начинается общение с чат-ботом. В Хедантере каждый человек заполняет своё резюме и отправляет его работодателю. На Яндекс.Талантах никакого резюме нет: соискатель просто отвечает на вопросы в quiz-е:

По итогу заполнения предлагается эти данные сохранить в профиле, чтобы не заполнять каждый раз.

Думаю, аналитики из Яндекса проанализировали ситуацию и обнаружили, что большая часть аудитории НН отваливается ещё на этапе заполнения резюме и до конверсии не доходит. Получается, что ключевая идея, которую тестирует Яндекс — позволит ли вовлечение через quiz-форму повысить конверсию откликов на проекте.

Всё остальное делается по минимуму, для обеспечения завершённости бизнес-процесса. Если гипотеза подтвердится, то можно уже вкладываться и в дополнительные вспомогательные функции, и в глобальный маркетинг.

Квиз может спрашивать о таких вещах, как опыт работы, гражданство, возраст – а в самом конце нужно будет ввести номер телефона и подтвердить своё «резюме» вводом кода через смс (недавно такое появилось и на Хедхантере, но прежде левые телефоны были его серьёзно проблемой).

Какие преимущества маленького стартапчика перед глобальным сервисо?

Для работодателя плюс в трёхстах халявных откликах. Для соискателя – в том, что не нужно создавать отдельный профиль и заполнять резюме. Во всём остальном Яндекс.Таланты проигрывают Хедхантеру.

Однако у него и нет цели повторить уже существующий сервис, добавляя в него что-то дополнительное. Вместо этого он создаёт свой сервис, проигрывая по всем направлениям, начиная с дизайна и заканчивая полнотой функционала, но выигрывает за счёт отсутствия резюме и связанной с ним вовлечённостью человека.

Как и сказал выше, ставка на то, что это существенно увеличивает конверсию: если человек нашёл вакансию через поисковик, то на HH ему придётся ещё потрудиться: сначала нужно будет зарегистрироваться, потом создать резюме – отчего процент отвала катастрофически растёт с каждым шагом.

На Я.Талантах соискателю всего лишь нужно ответить на несколько простых вопросов, причём текстом писать нужно только имя и фамилию, а во всех остальных вопросах просто нажимать на кнопки.

Яндекс.Таланты – хороший пример того, как запускаются успешные стартапы. Яндекс не стал делать сервис точь-в-точь под копирку уже сущестующего. Не сомневаюсь, что если бы он захотел, то легко бы это сделал – у него достаточно для этого ресурсов.

Но в режиме MVP всё это вторично: дополнительный функционал и фишки добавляются потом, на следующих этапах. Уверен, в будущем здесь будет подключён какой-нибудь искусственный интеллект, чтобы анализировать отклики и давать советы работодателям, как описывать вакансии, и соискателям, как на них отвечать. Возможно, будут внедрены ещё какие-нибудь Яндекс.Пробки для расчёта динамики поездки при назначении конкретных места и времени собеседования.

Но глобальная идея — проверка нового подхода к заполнению резюме.

Представьте: на одинаково оформленные вакансии отвечают не десять, а тридцать программистов – разумеется, мне тогда уже будут не важны все эти дополнительные фишки ХедХантера, мне нужно найти своего работника, а остальное уже не интересует.

Тем не менее, Я.Таланты скорее больше ориентированы больше на низкоквалифицированный персонал и рабочие специальности, потому что программисты редко меняют работу, а, например, официантам постоянно обновлять резюме будет даже день, и именно им будет проще как раз просто натыкать в форму.

Никогда нельзя предугадать, что выстрелит, а Яндекс наверняка будет тестировать разные ниши, позиционируя площадку не как «кадровый сервис для всех», а выберет определённые области, где заполнение формы вместо резюме будет особенно удобным, получит максимальное количество откликов и полностью победит HeadHunter в этих нишах.

Таким партизанским методом Яндекс «отожмёт» у HH ряд отраслей, которые там постепенно вымрут. Возникнет ситуация, что если нужно искать, скажем, того же официанта, то работодатель будет сразу понимать – нужно идти не на HH, а на Яндекс.Таланты.

Понятно, что запуск Я.Талантов стоил не тридцать тысяч на фрилансе на шаблоне вордпресса: сумма была более крупная – но всё же меньшей вложенной в Headhunter даже за полгода его поддержки. Важно адекватно соотносить бюджет: не тратить лишнее, но и про качество продукта не забывать.

Больше разборов интересных сервисов можно увидеть на моём YouTube.

1919
32 комментария

Комментарий недоступен

20
Ответить

Гугл таким же путём идёт. Что-то выстреливает, что-то закрывают. У них столько денег, что могут тестировать целые проекты. Так что, для Яндекса - это норм стратегия.

16
Ответить

ну тестируют разные идеи. Те, которые стухнут - закроют. Важно же не пропустить алмаз

Про отожмёт и убийца - это само собой гипербола, чтобы расставить акценты. Очевидно НН продолжит жить и далее поделившесь долей рынка

2
Ответить

Отнюдь. Схема стандартна для Яндекса:
— привлечь поставщиков контента (сейчас для Талантов, насколько я понимаю, это Rabota.ru и Superjob.ru),
— набрать аудиторию,
— добавлять свой контент,
— когда свой контент превысит какое-то пороговое значение, отключить партнеров.

Все это уже было отработано, например, на Недвижимости.

Что касаемо «бесполезности», мне кажется, что Авто, Недвижимость, Кинопоиск — вполне рабочие сервисы.

1
Ответить

ага

Ответить

Год назад мне пришла рассылка от Яндекс.Таланты, с предложением получать отклики по 150 руб. за штуку.
Фишка: перед направлением отклика, соискатель должен Боту ответить на заданный мною КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ вопрос.
Ок.
Я отвалил Яндексу 1000 руб., под обещание менеджера - возвращать деньги за нерелевантные отклики.

Итак, результат:
1.Посыпались отклики от людей, вообще плохо знающих русский язык, с квалификацией (при всём уважении) нам не подходящей: сантехники, разнорабочие, и т.п..
2.Да, деньги восстанавливались. В итоге, вместо 6 откликов за 1000, я рассмотрел штук 20, пока не надоело.
3.Я попросил менеджера нам сообщить, когда бот будет обучен отправке строго релевантных откликов.
4.Позвонили через год, с двумя сообщениями:
- бот обучен;
- нам полагается 300 бесплатных откликов (их вроде нужно выбрать до конца лета).
5.Мы разместили вакансию. Нам нужны торговые представители по всей России (50 городов).
6.За два месяца пришло два бесплатных, вроде даже, релевантных отклика.

Ждём полезностей(((

10
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить