{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Что внутри «суперприложения» DiDi и как компания строит транспортную экосистему в Китае

Всем привет! Это Heads and Hands — студия разработки мобильных экосистем. Мы продолжаем разбирать интереснейшие супер-аппы и мобильные экосистемы со всего мира. В этот раз посмотрели, что есть внутри китайской версии супер-аппа DiDi, разобрались, как агрегатор такси стал транспортной экосистемой и чем он отличается от ведущих российских игроков.

17 июля РБК сообщили о том, что китайский агрегатор такси DiDi разместил объявления о поиске водителей в Казани, и предположили, что сервис может запуститься в России в августе.

DiDi принадлежит китайскому транспортному конгломерату DiDi Chuxing. Он образовался в результате слияния конкурирующих компаний: «DiDi-такси» и «Kuaidi-такси». Компании поддерживали холдинги Tencent и Alibaba соответственно. Это один из немногих примеров, когда два гиганта китайского рынка решили не конкурировать, а объединить усилия.

Объединенная компания DiDi Chuxing вытеснила с китайского рынка и выкупила Uber China, после того как тот потерял $2 млрд в конкуренции с DiDi и Kuaidi.

С 2015 года DiDi инвестировали в Grab, Lyft, Ola, Uber, 99, Taxify (Bolt) и Careem. Интересно, что в Grab вложились, чтобы он смог конкурировать с Uber на рынке Юго-Восточной Азии.

DiDi выстраивают транспортную экосистему, предлагая как можно больше услуг по перевозкам через свое приложение: заказ такси, карпулинг, аренду автомобилей и велосипедов, заказ автобусов-шаттлов, корпоративные перевозки, обслуживание и страхование автомобилей, построение маршрутов. Компания является партнером экосистем Tencent и Alibaba и интегрировано в их платформы.

Что внутри супер-аппа DiDi

Сервисы в супер-аппе DiDi в Пекине

Точкой входа в экосистему является приложение DiDi. Через него можно воспользоваться следующими сервисами:

  • DiDi Taxi — заказ машин из таксопарков.
  • DiDi Express — заказ машины от водителей, подключившихся к платформе.

  • DiDi Premier — заказ машин классов: комфорт, luxury, бизнес.
  • DiDi Luxe — предзаказ автомобилей топовых марок и лимузинов с закусками и напитками, Wi-Fi, индивидуальным плейлистом, ароматерапией и даже живыми растениями в салоне.

  • DiDi Designated Driving — найм личного водителя. DiDi предлагает использовать услугу, когда владелец авто под градусом, в долгой или деловой поездке.
  • DiDi Bus — построение и планирование маршрутов поездок общественным транспортом. Включает DiDi shuttle — автобусы, взятые компанией в лизинг, которые работают в районах с плохим доступом к общественному транспорту. Также группы людей могут заказывать мини-автобусы, а компании — трансфер для сотрудников.
  • DiDi Hitch — карпулинг, поиск попутчиков.
  • DiDi Bike — поиск ближайших велосипедов и прокат без депозита.

  • DiDi Enterprise Solutions — организация деловых поездок для компаний.
  • Xiaoju Car Rental — прокат автомобилей.

  • DiDi Insurance — универсальная платформа для страхования автомобиля. В приложении можно оформить и оплатить страхование. На платформе алгоритмы больших данных дают пользователям индивидуальные руководства по безопасности для снижения риска дорожно-транспортных происшествий.
  • Раздел «Обслуживание автомобиля» — маркетплейс сервисов.

Особое внимание DiDi уделяют безопасности поездок — в приложении есть тревожная кнопка, отслеживание поездки в режиме реального времени, запись аудио во время поездки и сканирование лица водителя в течение дня для проверки личности (ранее скан нужно было делать один раз перед началом приема заказа). Эти функции были введены после убийств, совершенных водителями карпулинга.

DiDi как транспортная экосистема

DiDi — открытая экосистема, любая компания для организации перевозок может присоединиться к ней и принимать заказы через платформу.

DiDi предлагают интеграцию с сервисами через SDK, API, WebApp. Так DiDi пытаются конкурировать с агрегаторами других китайских компаний — Meituan Dianping, в супер-аппе компании пользователи могут сравнить предложения с нескольких платформ перевозчиков, и AutoNavi — приложение-карта от AliBaba с агрегатором перевозчиков.

Подключая новых партнеров, DiDi увеличивают количество доступных автомобилей, а значит сокращают время подачи. Компания предлагает партнерам поделиться сценариями по расширению услуг перевозок, обмен данными поведения пользователей, организацию совместных маркетинговых кампаний.

DiDi расширяются не только в классических направлениях, но и стремятся стать первыми в новых транспортных технологиях.

В начале 2019 года компания вложилась в развитие электрокаров и технологии зарядки их батарей. Вместе с производителем электронных автомобилей BAIC они основали компанию для развития транспорта, использующего новые источники энергии. DiDi предлагают свою платформу для продвижения электрокаров, а BAIC занимаются предоставлением и обслуживанием автомобилей.

Стратегия DiDi идет в ногу с планами китайских властей — поощрять использование электромобилей. Некоторые города в Китае уже объявили о поэтапной замене автомобилей на бензине на электрокары для организаций-перевозчиков. В Шэньчжэне выдают новые лицензии только шоферам на электромобилях.

В июне 2020 года компания объявила о запуске роботакси в Шанхае. Пользователи могут бесплатно протестировать поездку на беспилотном автомобиле, пока только в специально выделенных для эксперимента зонах. Тем не менее в DiDi заявляют, что потребуется еще минимум десять лет, прежде чем беспилотные автомобили полностью заменят шоферов.

DiDi также работает в партнерстве с государством над преобразованием инфраструктуры общественного транспорта. Так компания запустила интеллектуальную систему управления транспортом, которая позволяет сокращать трафик на дорогах. А сотрудничество DiDi с китайскими железными дорогами привело к сокращению заторов на станциях на 46% и уменьшило время перевозки пассажиров на 11,4%.

Как Didi интегрируются в платформы других экосистем

Так как инвесторами DiDi являются китайские интернет-гиганты AliBaba и Tencent — это позволяет агрегатору без проблем интегрироваться в платформы, принадлежащие компаниям.

Так DiDi запустили автобусы-шаттлы, чтобы связать отдаленные районы Пекина и Шэньчжэня с другими транспортными узлами, не через свое приложение, а через официальную страничку Didi Bus в WeChat (Tencent). Через мини-аппы DiDi в супер-аппах WeChat и AliPay (AliBaba) можно заказать такси.

Оплачивать услуги в приложении можно через кошельки WeChat Pay (Tencent), QQ Wallet (Tencent), AliPay (AliBaba) или картой. DiDi работает с крупнейшими цифровыми экосистемами Китая и тем самым упрощает использование своих сервисов для их клиентов, а это более 1 миллиарда у WeChat и более 1,2 миллиарда у AliPay.

Транспортные экосистемы в России

DiDi выстраивают транспортную экосистему, которая стремится предложить пользователям как можно больше маршрутов с разными сценариями поездок: вы можете сесть на автобус-шаттл DiDi, доехать до ближайшей станции метро, проехать на метро, затем взять велосипед и доехать до офиса. Также при построении пути приложение помечает более экологичные маршруты.

На российском рынке транспортную экосистему выстраивает «Яндекс». Для организации перевозок они предлагают сервисы такси в том числе и для бизнеса, каршеринг, карту с отслеживанием транспорта и пробок, построение маршрутов в метро, маркетплейс для покупки-продажи автомобилей, бортовые компьютеры для автомобилей, расписание и билеты на поезд, электрички, автобусы, железнодорожные билеты.

Для отслеживания передвижения общественного транспорта компания сотрудничает с местными правительствами. «Яндекс» также развивают направление беспилотных автомобилей.

Единой точкой входа в транспортные сервисы является поисковик и приложение «Яндекса», а также голосовой ассистент «Алиса». В отличие от DiDi, который дает доступ к транспортным сервисам в супер-аппе, «Яндекс» предлагает скачивать дополнительные приложения: например, «Драйв» для каршеринга или «Такси».

Также цифровую транспортную экосистему в России развивают Mail.ru Group и «Сбербанк» в партнерстве. В совместном предприятии компаний значатся «Ситимобил» и сервис каршеринга YouDrive. Также Mail.ru Group владеет автомобильным новостным порталом Auto Mail.ru. А Сбербанк приобретает 72% в компании «2ГИС» и еще 3% через совместную с Mail.ru компанию «О2О холдинг».

Вывод

Выход на рынок России такого сильного игрока как DiDi позволит усилить конкуренцию в среде «Яндекса» и Mail.ru Group, что, скорее всего, отразится на их экосистемах и предложениях для клиентов. Кажется, что в дальнейшем «Яндекс» будет аккумулировать свои продукты внутри «Яндекс.Такси», чтобы обеспечить непрерывный маршрут с помощью различных транспортных средств.

В будущем цифровые транспортные экосистемы будут встраиваться в более крупные экосистемы «умных» городов. Инициативы «умного города» направлены на оптимизацию транспортных маршрутов. В растущих городах для людей главное — спланировать кратчайший маршрут, а в некоторых странах важно, чтобы он был еще и экологичным.

Решением здесь становится не только формирование оптимального маршрута на карте, но и создание новых видов транспорта, а также удобных платформ для ежедневного их использования.

У DiDi можно поучиться тому, как предлагать решения для многомиллионных городов и выигрывать у конкурентов за счет построения экосистемы и правильной модели партнерства.

0
2 комментария
Vlad Kuziaev
Ответить
Развернуть ветку
Avdotii Pedishnii
Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда