Как приложения карт становятся точками входа в экосистемы

Всем привет! Это Heads and Hands — студия разработки мобильных экосистем. Мы продолжаем изучать интереснейшие мобильные экосистемы и супер-аппы со всего мира. В этот раз посмотрим, как развиваются приложения карт.

Ранее мы разбирали как точкой входа в большое количество сервисов становятся супер-аппы, построенные на базе соцсетей, приложений перевозок и доставки, цифровых банков. Но чем точно пользуются жители городов и что объединяет все эти направления?

Карты объединяют все офлайновые активности жителей городов и путешественников. Именно они подсказывают, как быстрее добраться до места, где ближайшие аптека, парикмахерская, кафе, ателье. Сейчас приложения карт идут дальше и дополняют эти функции агрегаторами такси, арендуемого транспорта, доставками, онлайн-записями и даже бронированиями товаров и бесконтактными платежами. Предположим, вы ищете парикмахерскую неподалеку. Карта показывает несколько вариантов, вы изучаете рейтинги и отзывы и выбираете два, один из которых тут же предлагает записаться онлайн.

Приложения карт могут стать точкой входа в экосистему или супер-аппом. Как? Рассмотрим на примерах.

Google Maps — потенциально главный западный супер-апп

Приложение карт Google, пожалуй, одно из немногих западных которому прочат стать супер-аппом. В приложении уже можно вызвать такси, заказать еду через сервисы доставки, забронировать столик в ресторане, искать и бронировать отели, покупать билеты для посещения достопримечательностей, связываться с представителями компаний. Правда, не все эти функции доступны в российской версии приложения.

Сервисы заказа такси и доставки еды в Google Maps
Сервисы заказа такси и доставки еды в Google Maps

Издание Skift приводит мнение вице-президента по продуктам Skyscanner Трэвиса Каца, который отмечает: «приложение Google Maps только движется в сторону супер-аппа, так как обладает широким набором услуг внутри, но как таковым супер-аппом пока не является, так как использование дополнительных фич еще не вошло в привычку».

Тем не менее компании в области туризма опасаются, что Google, через сервисы сравнения цен на авиабилеты и отели, сможет потеснить их на рынке, несмотря на то что многие из них являются крупными рекламными партнерами компании.

Основатель туристической и развлекательной фирмы Viato Род Катберт считает, что «Google Maps станут супер-аппом для путешествий, благодаря сервисам сравнения цен билетов на транспорт и отели».

В июле 2020 года у всех пользователей появилась возможность подписаться на других пользователей — местных экспертов в Google Maps
В июле 2020 года у всех пользователей появилась возможность подписаться на других пользователей — местных экспертов в Google Maps

Недавно Google сделали еще один шаг на пути к супер-аппу и добавили социальную составляющую в приложение Maps. В конце июля 2020 года у пользователей по всему миру появилась возможность подписываться на местных экспертов и следить за обновлениями их отзывов на места. При этом профиль эксперта должен быть открыт и подписка должна быть одобрена им.

Ранее социальные функции карт Google ограничивались отзывами пользователей, возможностью просматривать профили и отзывы, новостями заведений из списков сохраненных.

AMAP — китайское приложение-карта от AliBaba с агрегатором перевозчиков

AMAP (ранее AutoNavi) — ведущий китайский поставщик услуг в области онлайн-мобильности и сервисная платформа, работающая на основе местоположения. После присоединения к Alibaba Group в 2014 году AMAP из сервиса карт и навигации выросли до интернет-компании. В настоящее время имеют более 400 миллионов MAU (активных пользователей в месяц) и 100 миллионов DAU (активных пользователей в день) на мобильных устройствах.

Все варианты транспорта и дополнительные услуги в приложении AMAP
Все варианты транспорта и дополнительные услуги в приложении AMAP

AMAP является крупнейшей в Китае экосистемой, охватывающей всю отрасль транспорта и мобильности Китая.

Просмотр свободных номеров в отеле и бронь через приложение AMAP
Просмотр свободных номеров в отеле и бронь через приложение AMAP

Сейчас приложение AMAP все больше напоминает супер-апп. Через него можно заказать такси, выбирая из нескольких компаний-перевозчиков, искать варианты совместного использования автомобилей, арендовать велосипеды и скутеры, просматривать контент о туристических достопримечательностях.

Полезная и локальная фича в приложении карт AMAP — отслеживание уровня загрязненности воздуха.
Полезная и локальная фича в приложении карт AMAP — отслеживание уровня загрязненности воздуха.

Компания сотрудничала с Alibaba Cloud для создания City Brain, программы умного города на основе искусственного интеллекта. Она использует данные о дорожном движении, чтобы помочь уменьшить загруженность в городах.

Также AMAP работает с автопроизводителями, например, с Honda Motor над разработкой новых услуг для подключенных автомобилей, Cadillac General Motors для поставок навигационных систем для автомобилей в Китае. Компания предоставляет данные картам Apple в Китае.

В первую очередь компания позиционирует себя как экосистему в области мобильности, которая предлагает все возможные варианты перемещений.

Яндекс.Карты

Яндекс.Карты развиваются в двух направлениях: расширяют функциональность, связанную с транспортом и перемещениями, а также предлагают своего рода маркетплейс для офлайновых бизнесов.

Категории услуг в Яндекс.Картах
Категории услуг в Яндекс.Картах

В феврале 2020 года «Яндекс» добавили сервис «Транспорт» в приложение «Карты». В марте функциональность карт была расширена через программу поддержки местного бизнеса. Предприниматели могли добавить в карточку компании кнопки «Купить сертификат» и «Заказать доставку». Так пользователи могли поддержать заведения во время изоляции. Также у некоторых заведений прямо в карте можно посмотреть меню и воспользоваться специальным промокодом при заказе.

Возможный путь пользователя в карточке кафе в Яндекс.Картах
Возможный путь пользователя в карточке кафе в Яндекс.Картах

В июне в картах появилась возможность поиска и бронирования лекарств в ближайших аптеках. В аптеке собирают заказ, о готовности сообщают в SMS. Забрать лекарства можно самостоятельно в течение трёх дней. Аптека может стать партнёром сервиса, оставив заявку в службу поддержки.

Как приложения карт становятся точками входа в экосистемы

В окне «Актуальное» собраны сторис и подборки с информацией о городе и сервисе: куда сходить, что попробовать, что нового в картах. Заведения из подборок сразу показываются метками на картах. Так контент в приложении помогает узнавать о городе больше и привлекает аудиторию к своим партнерам.

Сейчас в Яндекс.Картах кроме построения маршрутов и отслеживания общественного транспорта есть следующие функции:

  • заказ доставки из ресторанов и кафе, бронь столиков, просмотр фото и отзывов на заведения;
  • вызов такси через Яндекс.Такси;
  • оплата заправки не выходя из машины;
  • просмотр ассортимента магазинов и скидок на товары;
  • бронь лекарств в аптеках;
  • запись в салоны красоты;
  • бронь номеров в отелях;
  • покупка билетом на мероприятия через Яндекс.Афишу;
  • запись на мойку автомобиля и в автосервис.

И другие более мелкие сервисы вроде того, чтобы узнать стоимость часа в сауне и абонемента в фитнес-клубе.

Бесконтактная оплата бензина через приложение Яндекс.Карт
Бесконтактная оплата бензина через приложение Яндекс.Карт

Приложение Яндекс.Карт больше напоминает супер-апп нежели Google Maps. Так услуга оплаты бензина без выхода из автомобиля происходит через карту, привязанную к аккаунту в Яндексе и добавляет в приложение новый сценарий, связанный с бесконтактными платежами.

Приложение Яндекс.Карт выполняет еще одну важную функцию — является точкой входа в другие O2O-сервисы компании. Например, карты предлагают заказать такси, доставку блюд, взять каршеринг, купить билет на мероприятие через сервисы Яндекса.

2ГИС

2ГИС развиваются по схожей с Яндекс.Картами модели маркетплейса локальных сервисов. Так компания также добавила бесконтактную оплату топлива на АЗС, возможность заказывать товары и услуги из карточек компаний.

Категории услуг в приложении 2ГИС
Категории услуг в приложении 2ГИС

В 2020 году компания стала частью экосистемы Сбербанка после того, как банк приобрел контрольную долю в 72% и 3% в составе «О2О Холдинг», совместного предприятия с Mail.ru Group ООО.

Сбербанк и 2ГИС планируют развивать технологическую платформу и продукты, которые упростят повседневную жизнь пользователей и помогут предпринимателям вести бизнес.

Заказ лекарства в аптеке через приложение 2ГИС
Заказ лекарства в аптеке через приложение 2ГИС

Для бизнеса 2ГИС становится маркетплейсом, который дает доступ к своей аудитории, возможность разместить контакты, кнопку записи или оформления заказа, позволяет отвечать пользователям, запускать рекламу.

Сейчас помимо навигации в приложении также можно:

  • записаться в клиники, салоны красоты;
  • проверить стоимость и наличие нужных лекарств в аптеках;
  • просматривать объявления о продаже и аренде недвижимости в выбранных домах;
  • заказывать доставку еды с платформ выбранных заведений;
  • бронировать номера в отелях, хостела, базах отдыха;
  • оплачивать бензин на заправках, не выходя из машины.

Также 2ГИС активно развивает направление для бизнеса:

  • отвечать пользователям;
  • оповещать об акциях;
  • проводить розыгрыши;
  • размещать информацию об онлайн услугах: доставках, заказах, выездах на дом.

В будущем платформа позволит выбирать оптимальный и удобный способ перемещения с помощью общественного, личного и прокатного транспорта, заказывать и оплачивать его.

Ожидается, что 2ГИС ускорит развитие экосистемы Сбербанка и совместного предприятия с Mail.ru Group, а значит сервисов «Сберлогистика», «Сбермаркет», «Ситимобил», Delivery Club, SberFood, «Самокат». Также ожидается, что сервисы 2ГИС будут интегрированы с банковскими приложениями для физлиц и корпоративных клиентов.

В данный момент приложение 2ГИС по аналогии с Яндекс.Картами становится точкой входа в О2О-сервисы Сбербанка. Тем не менее карты 2ГИС при построении маршрута предлагают сделать заказ из нескольких служб такси: «Ситимобила» (входит в совместное предприятие Сбербанка и Mail.ru Group) и «Везет», дополнительно позвонить в Яндекс.Такси или Таксовичкофф.

Вывод

Приложения карт делают доступнее сервисы в области мобильности, предлагают онлайн-решения для офлайновых компаний и даже пытаются стать соцсетями.

Главное ограничение для развития приложений карт — сценарии, привязанные к ориентации на местности. Так супер-апп на основе социальных сетей или мессенджера имеет больше возможностей на успех, так как предполагает больше сценариев взаимодействия и их частоту. Тем не менее все, что связано с транспортом, туризмом, O2O-услугами может успешно существовать в качестве сервисов в приложении карт.

Приложения карты могут успешно трансформироваться в супер-аппы. Для этого необходимо интегрировать сервисы в виде мини-аппов, дать возможность заходить в них через единый профиль, оплачивать через встроенный кошелек, а не перенаправлять пользователей на приложения, в сторы для их скачивания, в браузер.

В данный момент приложения карт помимо базовых функций по построению маршрутов представляют собой маркетплейсы и точки входа в экосистемы компаний, которым они принадлежат. В будущем приложения карт, наряду с приложениями для организации перевозок, могут стать точками входа в экосистемы умных городов.

1010
Начать дискуссию