{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Обзор на новый инструмент Яндекс.Маркета «Автостратегии»

Совсем недавно Маркет запустил эксперимент (так как эта настройка доступна не всем магазинам) новый инструмент управления ставками «Автоматические стратегии размещения». Если ваш магазин попал в эксперимент, то вам, наверняка, приходили письма, а так же в разделе «Ставки» вы сможете увидеть новый одноименный раздел.

где можно проверить попали ли вы в эксперимент 

Часть магазинов, которые находятся у меня на правах услуги ежемесячного ведения, попали в эксперимент, и я уже успел поработать с новым инструментом, поэтому ниже поделюсь своим мнением и обзором.

Интерфейс

Многие магазины жаловались, что интерфейс PriceLabs (дальше PL) неповоротлив и непонятен. Мне сложно с ними согласиться, так как, видимо, глаз уже сильно замылился, но здравый смысл подсказывает, что в 2020 году UI любого сервиса должен меняться. Глобально интерфейс PL не менялся с момента приобретения его Яндекс.Маркетом, а было это более 5 лет назад.

если вдруг вы не знали как выглядит интерфейс PL

Возможно, Маркет в принципе планирует отказаться от PriceLabs и именно поэтому новый инструмент выкатил в партнерском интерфейса магазина. В дополнение к этому говорит тот факт, что стратегии заданные в этом инструменте имеют наивысший приоритет, т.е. если у вас есть какие-то настроенные стратегии в PL, то необязательно их удалять, так как при настройке автостратегий Маркета применяться будут последние.

Если говорить про интерфейс, то он сделан в лучших традициях Яндекса: «Минимум кнопок, максимум функционала». Опять-таки, взгляд мой может быть предвзят, но я очень люблю интерфейсы сервисов Яндекса (хоть мои бывшие коллеги из Яндекса часто лосих пор ругаются на коммуникацию с дизайнерами). Я разобрался в том, как всё работает за пару минут.

Новый инструмент автостратегий

Многое хорошее, что было в PL ребята нормально проработали и забрали в новый инструмент. А именно:

  • Видно сколько товаров попадает в каждую из стратегий, этого очень не хватало в PL;
  • Логи. Эта проблема актуальна особенно, если вы размещаете магазин через агентство. Тут сразу видно с какого логина и когда были внесены последние изменения. Больше не нужно копаться в логах PL чтобы найти того, кто накосячил :)
  • Аналитика по стратегии. Вот это прям жирный плюс нового инструмента: вы можете посмотреть статистику по каждой отдельной стратегии и понять эффективность её работы. (В PL это тоже есть, но интуитивно найти это трудно, поэтому мало кто пользовался).
  • возможность задавать приоритет стратегии перетаскиваением её в списке;
  • возможность выключить стратегию без её удаления (в PL для этого нужно было для этого выполнить как минимум 2-3 действия в разных сценариях);
  • увидеть какая стратегия применена к конкретному товару (для этого сделали даже отдельную вкладку. Пока еще не уверен, что конкретно это удобнее, чем в PL).
Вкладка "Предложения" где можно посмотреть какая стратегия применена к товару

При создании самой стратегии мы видим, наверное, наиболее частоиспользуемые фильтры по категории, производителю и диапазону цен. Фактически, эти настройки действительно покрывают бОльшую часть задач, но могу сразу сказать, что крайне не хватает тут двух вещей:

  • Фильтрация по цене на карточке относительно конкурентов;
  • Добавления списка id товаров вручную. Аргументы - чуть ниже :)
Интерфейс настройки стратегии

А еще на трех разных магазинах и вне зависимости от выбранной категории или ценовой группы товаров везде была одинаковая рекомендация по проценту ДРР - 12%. Наверное, инструмент всё еще в доработке :)

Функциональное сравнение с PriceLabs

Так как инструмент называется «Автостратегии», то логично предположить, что настраивать ставку вручную там нельзя. Но в целом, в век автоматизации это действительно актуально, да и оборачиваясь назад, я могу смело заявить, что уже давно в 80% случаях для своих магазинов-клиентов я работаю в рамках автоматических стратегий. Только использую я стратегию «По СРО», так как во-первых, на аналитических данных видно, что она себя лучше зарекомендовала (например на Поиске какую высокую ставку руками я бы не ставил - стратегия по СРО всегда даёт бОльший охват показов), а во-вторых, она намного понятней, чем стратегия «По маржинальности».

В рамках нового инструмента «Автостратегии» на Маркете можно настроить только стратегию по ДРР. Маркет говорит, что она будет работать лучше, чем в PL, так как «Автостратегии» учитывают больше факторов при выставлении ставок: цена, место показа, регион, конверсия конкретно данного товара и конкретно данного магазина. PL же ориентировался только на исторические данные о заказах и среднюю конверсию в категории (за исключением настроенных случаев передачи конверсии и её постоянное дальнейшее обновление).

По-хорошему, сравнивать новый инструмент можно только со стратегией «По маржинальности», так как ДРР в PL можно было указать только там.

Настройка стратегии "По маржинальности" в PL

Из очевидного:

1. Для того, чтобы воспользоваться стратегией с указанием ДРР больше не нужно импортировать закупочные цены.

2. Разделили понятия «Маржинальность» и «ДРР».
Тут можно долго спорить о том, правильно это или нет. С одной стороны ДРР рассчитывался от маржи, с другой стороны это только путало многие магазины.

3. Больше не нужно передавать конверсию магазина и постоянно обновлять её, если она изменилась - всё теперь насчитывается автоматически через Электронную торговлю в Метрике.
Это отлично, так как высчитать конверсию на определенную группу, на которую настроена стратегия - практически невозможно.

4. Нельзя скрыть те товары, для которых рассчитанная ставка ниже минимальной. Вот тут минус, ведь автоматизация вроде как должна вести к тому, чтобы управлять ставками исходя из экономических показателей магазина, а если продавать этот товар сейчас невыгодно, то почему магазин не может его автоматически скрыть?

Из менее очевидного:

весь этот ДРР, конечно, как средняя температура по больнице.

Во-первых, мало кто (читай никто) не считает ДРР по группам товаров. Обычно, все-таки, это усредненный показатель общей статистики по источнику. И если в том же отчете «Расходы и заказы» в Маркете можно посмотреть ДРР по категории, то по той же ценовой группе, увы, нельзя. А часто ставками управляют именно на ценовые группы (хотя, кажется, можно изловчится и выгрузить отчет в xls и там методом формул что-то выудить, но это уже костыли).

Во-вторых, Электронная коммерция в Метрике не учитывает невыкупы и заказы-отказы, а таких, как показывает практика, в магазинах немало. Соответственно, ДРР имеет уже совсем другие цифры, которые далеки от рассчитанных Маркетом.
Например поэтому многие мои магазины подключают Ройстат, который тянет эти данные из CRM, а я уже выгружаю id тех товаров, которые покупают или наоборот не окупаются, и на эти id через PL настраиваю стратегии, которые ощутимо работают.

Подытог

Новый инструмент Маркета штука, определенно, нужная и своевременная (даже может с небольшим опозданием). Интернет ритейл динамично меняется, соответственно и варианты управления расходами тоже должны подстраиваться и обновляться. Очень хочется верить, что эксперимент это MVP нового продукта, который перед расшариванием на всю аудиторию обрастет всем необходимым функционалом и закроет хотелки магазинов. А вместе с тем и перекроет работу многим агентствам и фрилансерам типа меня :)

0
1 комментарий
Егор Рублев

Маркет сильный инструмент, как бы его не пытались испортить эффективные менеджеры.

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда