Как оцифровать вовлечённость сотрудников и управлять ей
Одними высокими зарплатами и бесплатными печеньками с латте персонал в компании не удержать. Если для бизнеса люди — только ресурс, компания скоро останется без них. Там, где сотрудники разделяют цели руководства, понимают свою значимость, коллектив держится годами. В статье расскажем, как этого добиться.
Всем привет! В эфире TEAMLY — платформа для совместной работы и управления знаниями. Мы помогаем систематизировать процессы для команды, создавать общую базу знаний, управлять проектами. А ещё делать жизнь HR-ов компании более творческой и интересной.
Из двадцати шести человек мы пока могли положиться только на семерых. И один их этих семерых был я, мальчик. Если считать только взрослых, нас было шестеро против девятнадцати.
Чтобы топ-менеджмент компании не отстранялся от команды, а руководил ей, с сотрудниками нужно работать.
Мало избежать ошибок при найме, как это случилось у героев Стивенсона. Надо, чтобы команда разделяла корпоративные ценности, носителями которых являются собственник и топ-менеджмент. И не просто разделяла, а была вовлечена — то есть шла на работу не только за деньги, но и из соображений более высокого порядка. Это — забота директора по персоналу и его команды. Или аналогичной структуры, которая в той или иной форме есть в каждой компании.
Про мотивацию
Вспомним Абрахама нашего Маслоу с его пирамидой. HR-ы, разумеется, учитывают базовые потребности: физиологию и безопасность, но самое интересное начинается на более высоких уровнях.
Работа эйчаров сосредоточена на 3—7 этажах пирамиды. Например, реализуясь в профессии сотрудник закрывает потребности в принадлежности к команде и уважении.
А в идеале — и более высокие запросы.
Шутки шутками, но если сотрудник разделяет корпоративные ценности, поддерживает миссию компании не на словах, а на деле, «болеет душой» за работу и её результаты, да ещё и увлечённо рассказывает, в каких масштабных/сложных/социально значимых — нужное подчеркнуть — проектах он задействован — это золотой сотрудник, полностью вовлечённый в процессы и вовлекающий в них коллег. Он — амбассадор HR-бренда компании, самый ценный и желанный кадр, независимо от квалификации.
Говорят, что на таких держится весь коллектив.
Противоположность — инертный/озлобленный/равнодушный. В опенспейсе такой способен уронить производительность процентов минимум на 20. Более того, он начинает заражать своим отношением окружающих, метастазы разрастаются.
HR-службе приходится задействовать химиотерапию, жёсткое облучение и даже оперативное вмешательство для удаления злокачественных клеток. Лишь бы не было поздно.
Поддержать амбассадоров призван, в том числе, мониторинг вовлечённости — рабочий и действенный инструмент HR-ов.
Про оценку вовлечённости
Хороший руководитель видит вовлечённого сотрудника по внешним признакам: глаза горят, настроение хорошее, на работу идёт с удовольствием и даже не опаздывает. Но тут возможна ошибка: может быть искра проскочила между суровым брутальным 23-летним разработчиком бэкенда и симпатичной тестировщицей. Вот и бегут оба на работу со всеми признаками лёгкого помешательства.
Здесь без инструментального измерения не разобраться.
Для оценки вовлечённости чаще применяют индекс NPS — Net Promoter Score или индекс готовности порекомендовать. Изначально это маркетинговая метрика, показывающая отношение покупателей к товару. Точно так же оценивается и отношение сотрудника к компании.
Для оценки достаточно опроса. Сотруднику предлагают принять участие в анкетировании, где он отвечает на вопросы о компании и не только.
Какова вероятность того, что вы порекомендуете работу в нашей компании своему другу? 0 — ни за что, 10 — со всей душой.
На основании оценки сотрудник записывается в одну из трёх категорий:
- 0–6 — недоброжелатели
- 7–8 — нейтральные
- 9–10 — амбассадоры
Если при вычитании количества недоброжелателей из количества амбассадоров получается отрицательное число — компания в ситуации, аналогичной «Острову сокровищ». Здесь уже не до выполнения KPI: топ-менеджменту стоит крепко задуматься о том, чтобы угнать корабль, оставив «злобных пиратов» на необитаемом острове. Правда, при таком раскладе встаёт вопрос о целях и мотивах топ-менеджмента — не они ли и есть злоумышленники? Не их ли боялся сам Флинт?
Про инструменты оценки вовлечённости
Дисклеймер: описанный в статье метод — лишь один инструмент из богатого набора хорошего директора по персоналу. Никто и никогда не делает далеко идущих выводов из одного лишь NPS, его данные подтверждаются или опровергаются результатами других наблюдений и измерений. И разность количества амбассадоров и недоброжелателей — лишь один из индикаторов, которые нужно отслеживать.
Чтобы провести опрос, не обязательно разговаривать лично с каждым сотрудником. Достаточно разослать анкету с вопросом о рекомендации. Логично будет собирать ответы не в какой-то таблице, а в нормальной базе данных, чтобы потом оценить динамику.
Более того. Анкета по NPS должна быть анонимной — реально анонимной, без дураков — иначе сотрудники не будут откровенны, а данные опроса окажутся скомпрометированы.
А вот вопросы не настолько «провокационные» лучше всё же привязать к конкретной личности, чтобы потом оценивать не «среднюю температуру по больнице», а работать с каждым невероятно ценным сотрудником.
Чтобы получить анонимные ответы, не годятся блокнот и ручка интервьюера. Нужна анкета с выбором ответов из предложенных: например, в Google Forms или формах Яндекса. Но что получится в результате? Ещё одна табличка с ответами в бессчётном количестве подобных.
Если уж компания инициировала опрос по NPS, значит, кадровая работа в ней поставлена. Значит, есть или должна быть общая база знаний с базой данных опросов в едином информационном пространстве.
Такое можно было сделать в Notion, но из России вход в него теперь заказан. Из импортозамещенных решений ближе всего к Notion находится Teamly — пруф от Андрея Вечернего.
Функционал анкет в Teamly — это «Умные таблицы». Кстати, придумывать структуру и форму с нуля HR-у не нужно. Достаточно создать опрос по шаблону и доработать его по необходимости.
В частности, «описательные» оценки заменить на конкретные баллы, сформулировать текст вопроса, включить анонимность и позволить голосовать, не авторизуясь на платформе.
Ответы записываются в умную таблицу, у которой «из коробки» есть три представления:
- Обратная связь — собственно таблица.
- Оценка — диаграмма.
- Опрос — макет анкеты.
Но один опрос и одна оценка NPS — это не вся работа HR-департамента. Круг задач у него значительно шире. Однако задача о сохранении и увеличении вовлечённости красной нитью проходит через все планы и мероприятия.
Про увеличение вовлечённости сотрудников
Работа с вовлечённостью имеет следующие особенности:
- начинается для новичка с первого дня в компании;
- проводится непрерывно и планомерно;
- направлена и на каждого сотрудника, и на коллектив.
Чтобы учесть эти нюансы, эйчары должны работать в единой парадигме и едином информационном поле. Как инструмент реализации лучше всего подходит база знаний с её статьями и перекрёстными ссылками.
У эйчаров должно быть своё рабочее пространство, в котором описаны их эйчарские процессы и регламенты. Например, такие:
- онбординг новых эйчаров;
- инструменты и методики их применения;
- рекрутинг новых сотрудников в другие отделы и к себе;
- онбординг сотрудников других отделов — не материалы для него, а методики;
- опросы.
Не обязательно создавать такую структуру с нуля, даже с применением шаблонов отдельных документов. Гораздо эффективнее сформировать готовое рабочее пространство, а потом постепенно адаптировать его под компанию.
Создавая новое пространство по шаблону, HR получает готовую для наполнения связную базу знаний и делает это сам, без программистов и сисадминов. Администратор понадобится только при раздаче прав доступа группам и отделам — это называется «ролевая модель».
Некоторые документы, в частности, база с результатами анкетирования сотрудников, доступны считаным лицам — руководителю, сотрудникам HR-отдела. Для реализации такого ограничения можно использовать уже правовую модель доступа — когда разрешение на просмотр/модификацию/удаление выдают конкретным аккаунтам.
Но только этим пространством деятельность HR в базе знаний компании не ограничена. На скриншотах показан только «внутряк» эйчаров, а свою основную деятельность они ведут в рабочих пространствах других отделов.
Эйчары совместно с руководителями формируют набор статей отдела по онбордингу сотрудников. Что до текущих — в компетенциях HR-службы помощь в формулировке вопросов и анализе ответов в регулярных беседах с сотрудниками. Многие компании практикуют встречи руководителей отделов или департаментов с сотрудниками один на один (тет-а-тет, one-on-one). Даже сам факт таких бесед уже говорит людям, что они небезразличны компании, что их мнение и состояние важно. Это четвёртый этаж пирамиды Маслоу, более нужный, чем новые знания и удовлетворение взыскательных вкусов.
Эйчары помогают в создании обучающих курсов, отслеживают их прохождение сотрудниками, участвуют в оценке результатов. А сами курсы и тесты удобно составлять на той же платформе Тимли.
Обучение — это пятый этаж пирамиды. И если он тоже закрыт, сотрудник будет лоялен. А эйчары его дополнительно вовлекают в разные активности: те же тесты можно использовать как элемент геймификации и выяснить, кто в компании самый большой любитель манги, а кто чаще путешествует. Призы необязательны, люди любят рассказывать о себе. Важно не обесценивать то, чем они могут поделиться. И хорошая HR-служба создаёт для этого все условия.
Из такой компании сотрудники не уходят просто так. Наоборот, ещё и своих друзей и знакомых подтягивают.
Кадры решают всё. Ещё одно расхожее выражение советской эпохи получило сегодня новое звучание. Работодатели реально бьются за хороших сотрудников и конца кадровому голоду пока не видно.
В борьбе за human resources выиграет не тот, кто даст больше бесплатных шоколадок к бесплатному лавандовому рафу. А тот, кто не ограничится первыми этажами пирамиды и выстроит работу с персоналом по всей высоте. Использование современных инструментов — платформ для совместной работы, баз знаний — конкурентное преимущество компании на рынке труда.
Кстати, 24 октября в 12:00 проведём бесплатный вебинар о возможностях нашей платформы для службы HR.
Татьяна Старчикова, HR-директор TEAMLY, поделится опытом развития кадров с нуля на примере собственной академии TEAMLY. Приглашаем HR-специалистов, руководителей компаний и стартапов, заинтересованных в развитии персонала, узнать, как набирать учеников с нужными талантами и мотивацией, обучать и принимать их на стажировку или полную занятость.