IT-аудит: вскрываем «черный ящик» рисков для бизнеса
Что такое IT-аудит?
Бизнес-процессы современных компаний напрямую зависят от IT. И это не только компьютеры с серверами, но и системы, обеспечивающие учет, безопасность и эффективные коммуникации с партнерами, коллегами, клиентами.
Чтобы все эти системы позволяли бизнесу работать без сбоев, необходимо обеспечить их корректное функционирование. Именно IT-аудит выявит слабые места и убережет от возможных потерь.
Основная цель IT-аудита — предоставление объективной информации о состоянии дел в ИТ, необходимой для принятия стратегических решений.
Результаты IT-аудита помогают понять истинные причины проблем, с которыми сталкивается компания. Например, если 1С работает медленно, это может быть связано с некорректными настройками серверов, устаревшим оборудованием или ошибками в коде.
По итогам аудита эксперты готовят отчёт, который будет понятен не только IT-специалистам, но и руководителям компании. Такой отчет полезен владельцу бизнеса, генеральному директору или финансисту, которые разбираются в бизнес-процессах и принимают решения, но не имеют глубоких IT-знаний.
Какие области IT подлежат аудиту?
В рамках аудита проводится комплексная проверка всех компонентов IT, включая:
- информационные системы и сервисы;
- системы безопасности (антивирус, файрвол, DLP и пр.);
- серверное оборудование и системы хранения данных (СХД);
- локальную сеть и доступ в интернет;
- прикладное программное обеспечение;
- рабочие места пользователей.
Кроме того, IT-аудит помогает оценить качество IT-услуг, которые получает компания. В ходе проверки можно выявить:
- уровень организации IT-поддержки внутри компании;
- уровень квалификации сотрудников внутренней или внешней IT-службы;
- причины, по которым теряются заявки или не решаются важные задачи.
Аудит может быть как комплексным, так и сосредоточенным на конкретной области. Например, можно проверить только систему безопасности, работу IT-службы или оценить конкретный сервис, такой как 1С.
В некоторых случаях компании выбирают аудит для инвентаризации оборудования, что особенно актуально для крупных ритейлеров. Выбор области аудита зависит от целей и болей бизнеса.
Как проходит аудит в IT?
Аудит начинается с осознания руководством компании проблемы, которая мешает бизнесу работать эффективно. Этот этап можно назвать "нулевым", и он является ключевым для всего процесса аудита.
Какие проблемы могут быть:
⚡Проблемы с работой ИТ-сервисов. Например, 1С может работать медленно, зависать или выдавать ошибки. Это негативно сказывается на всех аспектах деятельности — от бухгалтерии до складов и точек реализации. Аудит позволит детально разобраться в причинах подобных проблем и предложит эффективные пути их устранения.
⚡Отсутствие документации при смене IT-директора. В компанию приходит новый IT-директор, а необходимой документации, как это часто бывает, нет. В таком случае для лучшего понимания ситуации также необходим IT-аудит. По итогам аудита будет подготовлен документ, в котором отражены положительные, а также отрицательные стороны и бизнес-риски, которые с ними связаны.
⚡Отсутствие надежных резервных копий. Если данные не сохраняются или резервные копии недоступны в нужный момент, это создает угрозу потери важных данных. IT-аудит поможет выявить слабые места в системе резервного копирования и предложит решения для защиты данных.
⚡"Бутылочное горлышко" в системе. Это ситуация, когда одна из частей системы (например, сеть) замедляет работу других компонентов. Аудит поможет выявить такие узкие места и устранить их, чтобы обеспечить стабильную работу всех систем.
Это лишь малая часть возможных проблем. Каждая из них может привести к серьёзным сбоям в работе бизнеса и потребовать значительного времени на восстановление.
Чтобы получить полное представление о состоянии IT-инфраструктуры, необходимо провести комплексную проверку. Она позволит выявить критические точки, определить приоритетные задачи и наметить план действий.
Ниже расскажу, из каких этапов состоит услуга «Комплексный аудит IT» у нас в ALP ITSM.
Этапы общего аудита
Этап 1. Определение целей
Мы проводим серию интервью с ключевыми представителями компании-заказчика. В их числе руководители - генеральный директор, финансовый директор, а иногда и акционеры. Также мы общаемся с сотрудниками IT-службы, включая инженеров, отвечающих за поддержку инфраструктуры.
Во время этих встреч нам важно понять, какие проблемы возникают в области IT, какие ожидания у заказчика, и каковы планы на развитие бизнеса на ближайшие 3–5 лет. Это позволяет определить наиболее эффективный подход к анализу инфраструктуры.
Этап 2. Изучение текущего состояния IT-инфраструктуры
На данном этапе мы подписываем соглашение о неразглашении (NDA) и получаем доступ к ИТ-инфраструктуре. Затем мы тщательно изучаем её, фиксируя текущее состояние и выявляя все несоответствия. Этот этап необходим для дальнейшего глубокого анализа.
Этап 3. Оценка эффективности и надежности
Если на втором этапе аудита мы провели общее обследование IT-инфраструктуры - изучили её устройство, проанализировали, как она спроектирована, выявили ошибки в настройках - то на третьем этапе тщательно анализируем каждый компонент IT-сервисов компании-заказчика, сосредотачиваясь на поиске уязвимостей и рисков, которые могут повлиять на производительность и устойчивость IT-инфраструктуры.
Этап 4. Анализ безопасности IT-инфраструктуры
Проверяем защиту инфраструктуры от внешних и внутренних угроз. Это включает защиту от кибератак и человеческих ошибок, таких как случайные или преднамеренные действия сотрудников. По итогам четвертого этапа даем рекомендации по повышению уровня безопасности.
Этап 5. Оценка готовности к IT-санкциям
Сегодня оценка готовности бизнеса к возможным IT-санкциям приобретает особую значимость. В связи с этим мы считаем необходимым включать этот этап в общий процесс аудита.
В ходе него смотрим, какое ПО использует компания: санкционное или нет. Затем оцениваем, насколько сильно компания зависит от этого ПО и насколько быстро IT-служба клиента сможет заменить его в случае необходимости.
Этап 6. Оценка квалификации IT-персонала
На шестом этапе мы выходим за рамки IT-инфраструктуры, так как для многих компаний, у которых есть своя IT-служба, важно понимать реальную квалификацию специалистов. В этом вопросе у нас имеется большой опыт: за 28 лет работы нашей компании мы провели сотни собеседований IT-специалистов разного уровня, десятки из них обучили и четко знаем, какой квалификации нужен специалист для поддержки той или иной информационной системы.
Иногда у компании-клиента в штате вполне компетентные специалисты, но их не хватает. Например, требуется пять специалистов, а в наличии только три. Или, например, нужен один старший специалист и два средних, а в службе поддержки работают три junior-специалиста.
Этап 7. Анализ документации
В этом вопросе у компаний часто все не очень хорошо или совсем плохо.
Поскольку к седьмому этапу у нас уже имеется перечень всех систем и их составляющих, мы проверяем наличие необходимой документации и ее актуальность. И это крайне важный вопрос. Ведь если завтра ключевые IT-специалисты уйдут, то потеряется большая часть знаний — как именно настроена служба репликации, где хранятся пароли и прочее.
Этап 8. Разработка рекомендаций и дорожной карты по улучшению
После тщательного анализа мы предоставляем клиенту объективный экспертный отчет. В этом отчете обязательно акцентируем внимание на рисках и возможных последствиях для бизнеса, а также указываем проблемы, требующие немедленного решения, и вопросы, которые можно отложить.
Например, некорректное распределение прав пользователей — это проблема. Но часто менее критичная, чем отсутствие резервного копирования, которое несет большую угрозу для бизнеса.
Резюме
В этой статье я рассмотрел предпосылки и основные этапы IT-аудита. На практике их количество и глубина могут варьироваться в зависимости от размера компании и задач, поставленных на начальном этапе в ходе беседы с заказчиком. Наша главная цель — понять, какие боли есть у клиента и какие результаты он хочет получить, и на основе этого разработать эффективную стратегию аудита.
Кстати, в ALP ITSM проводят IT-аудит с практическим результатом, понятным бизнесу.
Ого, так много этапов, а казалось бы, пришел парень в растянутом свитере и починил :)
Починяющий парень в растянутом свитере — это в наши дни персонаж ролевой игры, а не настоящий работник.
В этом бывает проблема, кстати. Когда парни готовы бесконечно чинить, а не решать проблемы системно. Ну, бизнес же платит? Платит. Парень чинит. А бизнес страдает регулярно. Аудит как раз про поиск системных проблем. Чтобы надо было меньше чинить.
У нас есть сисадмин! И этот волшебник решает все вопросы нашей конторы
тут статья не о том. У вас проблемы уровня - я не то нажала и все отключилось. А здесь ребята решают глобальные лаги и баги