(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(93857963, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(93857963, 'hit', window.location.href);

Железная леди: кто и как создал IVR для Сбера

Если вы наберете номер 900, вам ответит голосовой бот Сбера. Это IVR (Interactive Voice Response) — робот, обученный помогать клиентам. Меня зовут Николай Судаков, я отвечаю за развитие этого продукта и расскажу, как мы создали голосовой IVR и как устроена работа продакта в Сбербанке (про метрики и работу над ошибками тут тоже будет).

До Сбера я девять лет работал с кредиторской задолженностью в другом банке. За это время я успел сменить несколько ролей. Порядком устав, я решил уйти в консалтинг и устроился в Ernst & Young, где поработал на нескольких проектах, связанных с крупным финтехом. Это был все еще «фин-», но уже «-тех», то есть гораздо ближе к тому, что мне на тот момент было интересно — к технологиям. Тогда же я прошел курс по Python 2 на Codecademy и курс «Математика и Python для анализа данных» на Coursera и это дало мне базовое понимание, на что способны современные технологии машинного обучения.

В 2016 году я пришел в Сбер на позицию проджект-менеджера — моя команда занималась жалобами клиентов на работу банка. Но проработал на этой позиции недолго — началась эджайл-трансформация банка (которая с тех пор продолжается). Благодаря этому в Сбере открылось много новых направлений. На общем собрании нам рассказали, что появятся новые продукты, и каждый может попробовать себя в роли продактов. Я решил рискнуть: пришел на собеседование с лидером продукта (голосовой IVR), рассказал, как собираюсь его развивать, почему интересуюсь именно им и зачем учил Python и базу по ML. Так в 2017 году из проджекта я стал продактом.

Каким был голосовой бот Сбера и что с ним было не так

На самом деле никакого голосового IVR у Сбера в 2017 году не было — был предзаписанный голос и кнопочное меню. Работало это так: клиент набирал номер банка и ему предлагали какие-то ограниченные опции. «Если вы хотите заблокировать карту, нажмите два», «Если вы хотите поговорить с оператором, нажмите пять». Но кнопочный IVR сильно ограничивал и клиентов, и нас — мы поняли, что подход нужно менять. Нужно было сделать эту историю более понятной и полезной для клиента.

Мне пришлось с нуля погружаться в новую для меня технологию, учиться, много общаться с коллегами. Поначалу я вообще не понимал, что происходит. Если на какой-то встрече я слышал незнакомое слово (например, MRCP, сигнальный трафик, Kafka и VXML), я говорил — стоп, объясните, пожалуйста, что это значит. Потому, что если я промолчу, я подпишусь под решением, сути которого не понимаю. Это дало свои плоды: я за пару месяцев во всем разобрался и стал понимать разговоры на техническом языке.

Сразу стало понятно, что подходящих технологий для создания нового голосового IVR у нас нет, и мы решили провести конкурс на закупку систем распознавания и синтеза речи. К нам пришло 13 поставщиков (это очень много), поэтому конкурс закончился только в октябре 2018 года. К сожалению, большинство компаний принесли на конкурс синтез, основанный на технологии Unit Selection, а она тогда была на стадии своего заката. Мы проверяли не только качество синтеза, но и другие параметры — например, TCO (total cost of ownership, то есть затраты на создание продукта). В итоге выиграл синтез, который был основан на не самой современной технологии. Но с этим уже можно было начинать делать бота, и мы приступили к работе.

Что мы решили сделать и с чего начали

Банковский голосовой бот — сложный технологический продукт. Если упростить, он состоит из четырех компонентов. Первые два — синтез речи (его «голос») и распознавание (его «слух»). Третий компонент — NLP-классификатор, и именно благодаря ему помощник понимает клиентов. Если клиент говорит «хочу узнать баланс», машина благодаря функции распознавания речи получает набор букв. Она не понимает, что это значит, а классификатор как раз помогает понять. Четвертый компонент — это банковские интеграции. Для того, чтобы клиент все-таки смог узнать баланс по своей карте, бот должен не только понять его просьбу, но и знать, откуда и как брать информацию.

Кнопочный IVR, который я взял на развитие как продакт, был устроен намного проще. Старый помощник умел делать только две вещи: сообщать баланс по карте и историю пяти последних операций. Это было неудобно, поэтому мы пошли в сторону персонализированных предиктивных сценариев — то есть сценариев, основанных на данных о поведении клиента. Как банк мы знаем о клиенте очень много — какие операции он совершал и что у него могло случиться. Например, мы знаем, что карту клиента зажевал банкомат, и когда он нам звонит — нам очевидно, зачем он набрал номер. И вместо того, чтобы заставлять его продираться через множество вопросов и нажимать кнопки, «железная леди» может начать разговор с сообщения о том, что в банке уже знают о проблеме. Поэтому такие сценарии и называются предиктивными — мы знаем, что произошло у клиента.

Кроме того, мы знаем его привычки. Мы проанализировали огромные массивы данных и выделили клиентов, которые, например, всегда звонят, чтобы узнать баланс. И стали спрашивать: «Вы хотите узнать баланс?». Это, хоть и не сразу, но сработало. Поначалу из 100% людей, которые звонят на номер 900, чтобы узнать баланс, только 20% делали это в IVR, а остальные шли к оператору. Сейчас у нас 80% — к оператору с этой задачей идет лишь пятая часть пользователей. К 2019 году мы были сфокусированы именно на этом: создавать такие сценарии, чтобы клиенты действительно могли решить свою проблему.

Еще одно направление, которое было важным с точки зрения клиентского опыта — синтез, то есть голос, который будут слышать клиенты. Синтез на Unit Selection был далек от совершенства — с ним приходилось очень много работать, чтобы компенсировать это несовершенство. Например, он не мог правильно произнести «Вам подходят эти условия?» и просто говорил клиенту: «Вам подходят эти условия». И все — без вопросительной интонации. И мы нашли лайфхак: если добавить частицу «ли», интонация у робота становилась вопросительной — он спрашивал «Подходят ли вам эти условия?». Да, это было компромиссное решение, но с несовершенным синтезом, который был у нас тогда, эти решения работали. Еще мы понимали, что сообщения, озвученные голосом, воспринимаются иначе, чем напечатанные текстом, и просто следовать общепринятым рекомендациям по написанию текстов было бы неверно.

Тогда в дополнение к дата-сайентистам, аналитикам, тестировщикам, разработчикам и CJE мы наняли новых людей в команду — например, очень опытного редактора, который долго работал на радио. Лингвистов, которые умеют работать с текстами и прекрасно знают правила русского языка. Сценариста, которому уже приходилось делать похожие вещи и который хорошо понимал, как должен строиться диалог с клиентом. Нам удавалось даже из плохого синтеза выжимать хорошие результаты.

Кстати, окончательно мы убрали кнопочное меню и перевели всех пользователей на новый голосовой IVR в июне 2019 года — а до этого дорабатывали решение.

Сейчас у нас работает синтез, созданный нашими коллегами из SberDevices. Он улучшил качество голоса и радикально снизил нагрузку на команду в части адаптации текстов. Он звучит очень по-человечески, с ним точно не надо использовать частицу «ли» в вопросительных предложениях. А если изредка и возникают погрешности в произношении, то коллеги правят их в течение 2-3 дней. А еще распознавание речи нового синтеза приблизилось к такому уровню, что «железная леди» практически не ошибается.

Так что использование нового синтеза не только повлияло на качество звучания IVR, но и в несколько раз повысило скорость нашей работы.

Что интересного мы узнавали от пользователей

Мы знаем, как пользователи общаются с операторами, и это очень помогает. Например, мы слушали, как отвечают операторы: это был оптимальный и полезный ответ или пользователю пришлось переспросить? И на основании этого мы проектировали прототипы. Мы создавали небольшой «кусочек» помощника, приглашали клиентов на интервью, задавали гипотетическую ситуацию и смотрели на то, как клиенты взаимодействуют с продуктом, что им нравится, а что — нет. Раз в два спринта мы обязательно общались с клиентами, с 10 — 12 людьми.

Интервью часто помогали понять, что мы повернули не туда. Например, у нас была такая проблема: некоторые люди не понимали, что говорят с роботом. Они начинали развернуто рассказывать помощнику о своей проблеме и машина не справлялась. Чтобы это исправить, мы добавили такую фразу: «Пожалуйста, сформулируйте свой рассказ в двух словах». И во время исследования поймали интересный инсайт: мы увидели, что на этой фразе люди зависают. В итоге четыре человека из семи сказали, что не знают, как сформулировать свою проблему, используя всего два слова. Оказалось, что они воспринимали просьбу робота буквально. Так мы отказались от этой формулировки и стали использовать другую — «Не совсем поняла ваш рассказ. Будьте добры, уточните вопрос». Это, кстати, одна из тех фраз, которые в тексте выглядят не очень, а на слух воспринимаются очень хорошо.

Еще мы постоянно мониторим, что о нас пишут, и это тоже хороший способ собирать инсайты. Недавно на «Пикабу» появился пост клиента Сбера: он рассказал, что спрашивает у нашего помощника, какой период полураспада у радия, чтобы его побыстрее перевели на оператора. Это наш стандартный подход: не важно, что спрашивает клиент — если мы не поняли его, мы переспросим, а если не поняли второй раз – предложим соединиться с оператором.

После этого поста мы добавили сценарий с периодом полураспада радия — теперь помощник может на это ответить. Это единственный не purpose-based сценарий у нашей «железной леди». Почему мы отреагировали именно так? Нам нужна была отдушина.

Это был конец тяжелого для команды коронавирусного периода, когда работы было очень много: клиенты стали активно пользовались удалёнными каналами обслуживания и у них возникало много вопросов. По нашим подсчетам, в мае мы получили на 30% больше звонков, чем в феврале. В тоже время часть операторов банка уходила на больничный, ведь никто не застрахован от болезни.

Добавляли работы и выступления президента, на которых он, например, объявлял о выплатах семьям с детьми. И вот выступление в два часа дня, а мы уже понимаем, что завтра с утра клиенты будут звонить и спрашивать: как получить выплату, узнать номер счёта и т.д. А значит, у нас в запасе всего несколько часов, чтобы подготовить правильный, исчерпывающий ответ на вопросы клиентов. И мы всегда успевали отреагировать на такие события.

Как я попал в «Продуктовую мастерскую» Сбера и что поменял в работе

В начале 2020 года я со своей командой пошел в «Продуктовую мастерскую» Сбера — это такая внутренняя банковская история для прокачивания продактов. Это нельзя назвать обучением или акселерацией (хотя по сути мы учились и акселерация была) — скорее фреймворк, который мы встраивали в рабочие процессы. Помогали нам менторы из ФРИИ — то есть мы продолжали работу над продуктом, но под их руководством.

В «Продуктовую мастерскую» я пришел, чтобы понять, как помочь клиентам решать их вопросы. А трекер в первый же день спросил: «А сколько клиентов вообще не задают вопросы?». И мы уже на старте увидели, что те 30% человек, которые сразу же зовут оператора, не пытаясь решить вопрос через помощника, генерируют 80% нагрузки на контактные центры. То есть они даже не давали нам шанса помочь. При этом многие из этих 30% звонили для того, чтобы узнать баланс. Это действительно было проблемой: операторы были загружены такими звонками, пока на линии ждали люди с более сложными проблемами. Чтобы это исправить, мы добавили переспрос: помощник стал говорить «Я поняла, что вы хотите поговорить с оператором, но скажите, пожалуйста, чем мы можем вам помочь». Как только мы добавили переспрос, метрика «автоматизация» (она показывает, скольким из позвонивших клиентов помог бот, а не человек) моментально, за один день выросла на 5% — при том, что рост на 10% был нашей целью на ближайший год.

Кстати, ломали мы эту метрику также успешно. Однажды мы решили, что слишком сухо говорим с клиентом и нужно добавить какую-то фразу повеселее. И придумали такую формулировку: «Теперь я работаю оператором, я умею вот это и вот это...». И люди перестали задавать вопросы, люди стали жаловаться. Клиенты напрямую говорили, что их это раздражает, и метрика резко просела — так резко, что мы откатили все назад.

Вообще в «Продуктовой мастерской» нам всем хорошо прочистили мозги. Такое бывает, когда человек о чем-то знает, но игнорирует эти знания или использует их неправильно. А тут рядом были два профессиональных человека, которые постоянно нас челленджили, и это многое изменило. Например, мы научились быстро откручивать гипотезы. Неделя — и две гипотезы «откручиваются», неделя — еще две гипотезы. Это была неправильная гипотеза? Ну и черт с ней, мы потратили на нее всего два дня..

Так получилось, потому что мы перестали отвлекаться на ерунду и долгий предварительный анализ. Такой анализ актуален для команд, у которых релизы раз в квартал, а мы можем выкатывать новые изменения раз в 15 минут, и детальный анализ нам нужен уже после того, как гипотеза «открутилась» на проде. Еще до мастерской мы постоянно говорили про A/B-тесты, но не делали их — не доходили руки. А сейчас каждая гипотеза проходит через A/B. Мы накапливаем данные, все сравниваем, смотрим, на сколько результат изменился и какой у него доверительный интервал, то есть стоит ли этому изменению доверять или это просто в пределах погрешности. К концу «Продуктовой мастерской» мы посчитали и поняли, что сэкономили банку десятки миллионов рублей такими изменениями.

На какие метрики я смотрю сейчас и что думаю о продукте

Я смотрю на две метрики: «автоматизация» и CSI. О первой я уже рассказал, кстати с декабря 2018 мы вырастили её в 2,45 раза , А CSI (customer satisfaction index) ― показывает то, как нас оценивают клиенты по итогам звонка в банк. Сейчас наш CSI — 4,57 по пятибалльной шкале, и это много. Это значит, что большинство клиентов, которые оценивают разговор, остаются довольны. Мы не хотим насильно заставлять всех говорить с «железной леди» — более того, есть ситуации, в которых мы сразу же переводим клиента на оператора. «У меня украли деньги» — сразу оператор. В таких случаях нужна моментальная реакция, а иногда нужно успокоить человека, потому что он в панике.

Именно такими ситуациями и заняты операторы в колл-центрах. Но множество проблем клиенты могут решить (и решают) с помощью голосового IVR, и это радует. Мне очень нравится тот продукт, который получается — по сути мы смогли создать новую технологию внутри банка и уйти с кнопочного IVR. Но это как с ребенком: детей любят по определению, но глупо не замечать их недостатки. Я знаю, что в продукте работает не так, и у нас есть план, как это все поменять. Я хочу, чтобы человек, который позвонит на 900, получил ответ на свой вопрос быстро и качественно, и при этом даже не понял, что говорит не с реальным человеком.

0
27 комментариев
Написать комментарий...
Вячовскi

Пиздец вы реально угораете? Вы сделали абсолютно неюзабельное мерзкое гуано, единственная функция которого быстро позвать оператора. Дебильнее чем этот бот-аутист, доводящий до инсульта,  только законы государственной думы принятые по пьяни после корпоратива. Может вы изобретете способ читать отзывы о ваших продуктах?

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Zotov

но... но CSI ведь 4.57... и 80% запросов по балансу решаются ботом...

Ответить
Развернуть ветку
Вячовскi

Это кстати при том, что к приложению Сбера пожалуй меньше вопросов чем к Альфачам, и уж точно в 10 раз меньше вопросов чем к Тиньку.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Истратов

Согласен с Вашим мнением. Робот Сбера страшно тупой полезен банку только тем, что отшивает клиентов от общения с операторами. 

Ответить
Развернуть ветку
Allvin Ma

Такое кстати было в Газпроме ещё несколько лет назад, как же мен он бесил

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Serg L.

Биг дейт, блок чейн, эмейзинг... где карту открывали туда и идите!!
Коротко о инновациях Сбербанка.

Ответить
Развернуть ветку
Зеленый Крот

Вот вам смешно, а мне два дня техподдержка примерно так и отвечала - "мы не можем узнать перевыпустилась у вас карта или нет, но вы можете сходить в свой офис сбербанка с паспортом и на месте узнать готова карта или еще не готова". Сука, ебучий сбер.

Ответить
Развернуть ветку
Сбер
Автор

Здравствуйте! Вы нам писали в твиттере пару дней назад ― карту вашу уже перевыпустили, она уже в отделении вас ждёт.
С операторами постараемся что-то придумать ― это не дело. И спасибо за еще одно напоминание о вашем кейсе.

P.S. Здорово, что все равно читаете статьи про нас :)

Ответить
Развернуть ветку
Зеленый Крот

Супер, только почему мне для этого пришлось писать в твиттер? Почему нормальные банки и карту заранее перевыпускают, и сообщают об этом пользователю. Ваш же ссаный банк оставил человека с нерабочей картой на 2 недели. И без активности в твиттере еще неизвестно сколько он сидел бы без карты.

Ну и еще важный момент: я вот знаю про твиттер. А мои родители нет. Они знают лишь про официальный канал связи с банком - позвонить на горячую линию. А на горячей линии ваши операторы несут эту злоебучую "где карту получали - туда и идите". Только перед этим теперь еще голосового ебаната надо скипнуть. Поэтому все ржут и будут продолжать ржать над всей этой вашей блокчейновой хуетой. Вы ж нихуя не меняетесь.

Ответить
Развернуть ветку
Ildarik

подскажите, как пробиться через эту вашу говорилку в начале звонка? у меня ожидается плановый перевыпуск дебетовой карты, и в приложении я вижу, что у нее поменялись реквизиты (номер) хотя, насколько я знаю, номер карты и пин должны оставаться неизменными. Ни в чате ни по телефону не получается узнать причину изменений реквизитов, мне надо идти в отделение банка?

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Raspaev

при перевыпуске вы получаете новую карту с другими реквизитами

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Чечулина

Лонгрид очень интересный и ценный. Другой вопрос, что люди сейчас сильно устали от голосовых помощниках при звонках в поддержку, их глупость и хождения по кругу в предыдуших опытах накопилось столько, что уже первые приветствия вместо обычного человека могут вызвать отторжение. Если честный CSI действительно 4,6 - это круто!

Ответить
Развернуть ветку
Galina Lari

Этот робот раздражает. И начинает :" я могу рассказать о себе!"" Обалдеть! Собирается мне чего то там рассказывать . Да на фига? Тут мошенник звонит, проблема, надо срочно решить. А она мне голову морочит . И болтает и болтает , минуты бегут - деньги вытекают. И как только не пробовал говорить и так и эдак. Ещё лучше !получаю ответ :* я не поняла что вы хотите* и отключилась. Задолбала ! А ведь звонят люди разных возрастов и разной психологии. Чего забивать фигнёй людей? Разработка отстойная. Больше всего раздражает, что говорит и говорит и всякую чушь, которая мне не нужна. А на вопросы реагирует , как ....простите - дура. Говорю свою проблему , а она :" не поняла , "повторите вопрос , уточните проблему." Одни вопросы .  Ответов нет Раздражает НУ очень!  Это откровенно. 

Ответить
Развернуть ветку
Антон

Я как-то звонил в РТ, дело было под новый год. Сначала, около минуты, меня с НГ поздравлял какой-то руководитель регионального отделения, потом ещё секунд 15 бот рассказывал мне про баланс на всех моих ЛС, потом было ещё какое-то информационное объявление и только спустя полторы минуты меня готовы были слушать.

Я не знаю кто настраивает всех этих IVR и почему ни кто ещё не додумался до простой формулы: "Здравствуйте! Вы позвонили в "Ростелеком". Я голосовой помощник. Чем могу вам помочь?"

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Сильвер

Вот лично мне, как клиенту сбера, звонящему на горячую линию (да ваще как клиенту любой компании, что банк, что провайдер, что оператор) в исключительных случаях, ваш IVR вообще не упёрся. Я звоню с проблемой, а не баланс свой спросить. А там меня ждёт тупой робот, реагирующий на слова "соедини с оператором" не так, как я ожидаю, а начинающий впаривать какую-то дичь.

Чего вы добились? 
Как ваш офигенный IVR и ваши охерительные технологии учитывают мои обычные взаимодействия с горячей линией? 

Ответить
Развернуть ветку
Art Kha

так вот кого проклинают в отзывах апстора

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Nemov
Я хочу, чтобы человек, который позвонит на 900, получил ответ на свой вопрос быстро и качественно, и при этом даже не понял, что говорит не с реальным человеком.

Есть ли препятствия для того, чтобы сначала решить эту задачу, а потом сажать не реального человека отвечать на 900?

Ответить
Развернуть ветку
Макс Клеин

could you please repeat that

Ответить
Развернуть ветку
Алиса Селиверстова

а мне всегда интересно почитать про всякие внутренние процессы в компаниях, о том, что скрыто от глаз клиентов. было интересно. удачи в дальнейшей работе над продуктом!

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Пестов

Вот я в КЦ вам раз в пятилетку звоню и балансом не интересуюсь, а ivr меня сразу про баланс спрашивать начинает. Как так?
Про радий - молодцы, классная пасхалка :)

Расскажите, насколько уменьшили %вызовов в КЦ на одного клиента банка, переведя их на робота?
И насколько удалось сократить численность операторов в КЦ?
Можно хотя бы примерно :)

Ответить
Развернуть ветку
Роман Поликов

Будьте до конца откровенны и честны с аудиторией, достал этот HR бред про то как у нас «охеренно работать если ты прочел курс на курсере» - Ваша первая и единственная цель срезать затраты на Контактные Центры, а челядь мучающаяся с полудебильным IVR который с вашими компетенциями никогда не достигнет уровня оператора... ну так,  издержки производства.  И ведь до вывода этого поделия на клиента, на своем хелпдеске тестировать не хотят - ибо сотрудник сбера не есть та сама челядь)) Справедливости ради так везде, не только у Вас, и не только в РФ. Бизнес есть бизнес.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Кузнецов

Сейчас Сбер вообще работает над помощником с ИИ. У них ключевая идея - дать голосовому помощника три образа. То есть - три имени, три типа повадок. А пользователь сможет выбирать, с каким именно интерефейсом взаимодействовать. Очень крутая идея, на мой взгляд. Ходят слухи, что они не осознанно это сделали, а просто не смогли выбрать. То ли голоса "ЗА" ровно распределились, то ли во все версии по ушу влюбились. Короче пошли к Грефу и сказали: "Один бренд выбрать не можем". Он думал, думал. В итоге и согласился все три версии сохранить.

На сайте Трансформа1 (на котором я всё это прочитал), вообще пишут, мол, на работу над брендом помощника (выбор слова-активатора и имен) аж год ушел. Какая-то иллюстрация дефицита идей уже... Компания-автор следующего помощника будет десять лет название придумывать, наверное))))

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
NoBodyMan

Буквально сегодня мне позвонил такой робот. Сразу понятно, что это не человек, говорил как обычно, но слово "Да" не распознал несколько раз и слишком длинные паузы между ответами. Дорабатывать механизм еще долго.

Ответить
Развернуть ветку
Da Apricot

Сделайте опцию "платный звонок в кц" где трубку сразу берет оператор, причем, желательно, не совсем диплодок, и решает мою проблему. Для тех кто звонит в банк раз в три года это будет супер опция. 

Ответить
Развернуть ветку
Владимир

В ВТБ чтобы в чате пообщаться с оператором надо бота назвать дебилом, без этого он категорически отказывается переводить на оператора. В Сбере живые люди то  не могут решить вопрос с которым им звонишь, чего говорить о роботах))) Надеюсь я не доживу до того времени когда придётся общаться с роботами

Ответить
Развернуть ветку
24 комментария
Раскрывать всегда