{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Новости цифровых экосистем: Careem меняет фудтех-рынок, Snapchat пришел в Индию, а Klarna угрожает необанкам

В подборке десять главных событий за две недели и их значение для рынка

Вы в блоге Heads and Hands — в доме цифровых экосистем и супераппов. Мы их создаем и исследуем, рассказываем про пользовательский опыт и мобильную коммерцию. Вступайте, чтобы быть в курсе и подписывайтесь на наш Telegram-канал.

№10. WeChat удвоил объем продаж в миниаппах до $250 млрд

Что случилось

В 2020 году объем продаж в мини-приложениях WeChat удвоился до $250 млрд в сравнении с 2019 годом. А дневная аудитория супераппа увеличилась на треть — с 300 млн до 400 млн пользователей.

Такая динамика роста миниаппов полностью укладывается в стратегической план Tencent — владельца WeChat — по укреплению своего финтех-бизнеса. Компания планирует сделать цифровые платежи и транзакции в мини-приложениях основным источником дохода.

Что это значит

Миниаппы WeChat работают с 2017 года и сразу стали проблемой для App Store. Они превратили WeChat в цифровую экосистему, которая закрыла межотраслевые проблемы людей — там можно даже официально развестись. В 2018 году в супераппе было миллион сервисов— всего вдвое меньше размера App Store в то время.

А сейчас китайские супераппы настолько усилили влияние на экономику, что одиночные мессенджеры не в состоянии бороться за рынок. Например, мессенджер Xiaomi закрывается в феврале этого года. А китайские регуляторы во главе с центробанком хотят ограничить финансовые возможности супераппов, которые начали вытеснять с рынка старейшие банки страны. Поэтому сейчас новым сервисам выгоднее присоединяться к одной из экосистем, стартовать внутри нее и уже после накопления лояльной аудитории думать как переключать ее в свои приложения.

№9. Facebook тестирует уведомление, которое мотивирует пользователей соглашаться на трекинг

Что случилось

Уже весной Apple включит новую политику конфиденциальности. Она запрещает разработчикам отслеживать рекламную активность пользователей без разрешения. Разработчикам придется показывать уведомление в приложении, а пользователь сможет решить — разрешать собирать данные или нет.

Facebook — главный противник новых изменений. Компания зарабатывает на пользовательских данных и таргетированной рекламе. И пока головная компания готовит антимонопольный иск к Apple. Приложения Facebook и Instagram подстраиваются под новые правила и пробуют мотивировать пользователей, чтобы те соглашались на трекинг.

Для этого приложение тестирует «подогревающий экран» с уведомлением. В нем говорится, что реклама, которую видят пользователи в приложениях не изменится. Они будут видеть ее в том же количестве, но она станет для пользователей менее актуальной. А при разрешении пользователь сохраняет актуальную для себя рекламу и поддерживает малый бизнес, который зарабатывает на этом:

Что это значит

Facebook и Apple устроили информационную войну, в которой придерживаются двух разнополярных подходов к работе с пользовательскими данными: Apple выступает за приватность и возможность пользователей выбирать, а Facebook — за прозрачный интернет и сбор любых данных.

Пользователи поддерживают Apple. Поэтому после вступления новых правил в силу, разработчики должны выбирать — выступать на стороне пользователей и оберегать их право на приватность, или идти за Facebook и стараться объяснять пользователям важность трекинга.

№8. Uber покупает Drizly — крупнейший алкогольный маркетплейс Америки

Что случилось

Uber заплатит $1.1 млрд и станет владельцем Drizly — алкогольного маркетплейса. Сделка закроется в первой половине 2021 года. После этого Drizly станет частью приложения Uber Eats, но продолжит развивать и собственное приложение.

Маркетплейс запустился в 2012 году и стал крупнейшим алкогольным маркетплейсом в Северной Америке. Пользователи могут заказать алкогольные напитки в 1400 городах. В каждом из них Drizly сотрудничает с мелкими и крупными поставщиками, обеспечивая максимальный ассортимент продукции. В мае 2020 года продажи в приложении Drizly выросли на 400%.

Что это значит

Uber продолжает расширять свой сервис Uber Eats. После присоединения таких сервисов как Cornershop, Postmates и NimbleRX, Uber интегрирует алкогольный маркетплейс Drizly.

Объединение выгодно для всех. Uber получит новую аудиторию и предложит ей широкий функционал по доставки еды. Drizly сможет использовать инфраструктуру Uber, чтобы развиваться еще быстрее. Поставщики Drizly получат лучшую в своем классе логистику. А программа лояльности и подписка на сервисы Uber становится гораздо привлекательнее с новым сервисом.

№7. Noon Food бросил вызов фудтех-рынку в ОАЭ: суперапп Careem сразу отменил комиссию для ресторанов

Что случилось

Noon Food — новый сервис по доставке еды от экосистемы электронной коммерции noon.com. Он запустится в ОАЭ в марте, станет одним из главных активов компании и появится в супераппе noon на главном экране.

Основатель компании Мохамед Алаббар начал борьбу с другими агрегаторами еще в 2020 году. По его словам они наживались на ресторанном бизнесе, взимая 35% комиссию за заказы. Что было серьезной угрозой их деятельности, особенно, когда доставка еды стала единственным источником дохода.

Комиссия в Noon Food для ресторанов будет в два раза ниже: 15% от стоимости заказа и 2% за обработку электронного платежа. На презентации сервиса Алаббар еще раз обратился к другим агрегаторам и призвал снизить комиссию до 15%, начать честную борьбу и создать благоприятную среду для бизнеса.

Кто ответил первым

Суперапп Careem отменил комиссию для ресторанов через несколько часов. По новым правилам вместо комиссии рестораны будут оплачивать фиксированный взнос раз в месяц, доставку заказов и стоимость их обработки. Выгода крупных доставщиков — 17% по сравнению с текущей моделью работы:

Что это значит

Careem и noon — супераппы. Для них доставка еды — один из источников дохода. Они могут играть с условиями для сервисов без вреда для основного бизнеса. Для них главное — привлекать больше качественных партнеров и больше пользователей. А с ростом экосистемы растут и доходы.

Низкая комиссия Noon Food — это результат того, что сервис появится в материнском супераппе с большой аудиторией. А Careem увеличил количество пользователей на 900% в 2020 году и опережает график роста, что позволяет гибко реагировать на новые вызовы.

Ситуация на рынке ОАЭ демонстрирует, как гибко, а главное конкурентно можно работать в экосистеме. Причем внутри экосистемы выиграют все участники: партнеры — за счет улучшенных условий, экосистема — за счет развития партнеров, клиенты — за счет улучшенного сервиса.

№6. Hala Yalla — суперприложение для спорта, развлечений и туризма из Саудовской Аравии

Hala Yalla — суперприложение со своим мессенджером, которое объединяет спортивные, развлекательные и туристические события Саудовской Аравии.

Пользователи приложения узнают о мероприятиях, которые проходят рядом с ними, бронируют их, покупают билеты, организовывают спортивные и киберспортивные турниры или участвуют в них. Инструменты геймификации мотивируют пользователей посещать события и получать различные вознаграждения.

На другой стороне бизнес-модели работают компании-дистрибьюторы билетов, организаторы мероприятий, турниров и развлекательных сервисов. Они продвигают свой бизнес через суперприложение Hala Yalla.

Что это значит

Hala Yalla — это действующая цифровая экосистема, которая зарабатывает за счет того, что объединяет бизнес и потребителей. Изначально Hala Yalla — небольшая компания, которая развивала услугу организации футбольных матчей между друзьями. Через сервис можно было собрать команду, найти свободную площадку или найти игру неподалеку, в которой не хватает игроков.

По мере роста компания поняла, что востребованность сервиса высокая, а цифровых технологий на спортивных площадках просто нет. Hala Yalla заняла пустующую нишу, и сейчас в суперприложении зарегистрирован 1 млн пользователей из Саудовской Аравии.

№5. Суперапп Djamo развивает банковский рынок франкоязычных стран Африки

В чем дело

В последние годы цифровые финансовые сервисы, которые появились в Африке — Sasai, Spot Money, Djamo — сокращают технологический разрыв и финансовую безграмотность населения.

Задача финансового суперприложения Djamo — развивать рынок банковских услуг на территории франкоговорящих стран континента. Где только у четверти населения есть банковские счета и аккаунты. А остальные 120 млн человек не получают банковские услуги из-за различных барьеров: долгое обслуживание, высокая комиссия и фокус банковского сектора на 10-20% богатого населения.

Что делает Djamo

Пользователи, которые не получают современные банковские услуги, заменили их с помощью мобильных кошельков. Их предоставляют телеком-компании. И сейчас ими пользуется 60% франкоговорящего населения Африки.

Спрос на услугу мобильных платежей и переводов есть, но подходящего и удобного банковского предложения нет. Djamo занимает пустующую нишу «банка для всех». Он отменил комиссию за обслуживание и управление счетом. Построил in-house службу курьеров для доставки дебетовых карт в течение суток. Преодолел скептицизм по поводу надежности и безопасности банка.

Что это значит

По оценке World Bank, драйвером роста африканской экономики в 2021 году станут франкоязычные страны Африки. Инвесторы тоже это понимают, поэтому начинают вкладываться в неразвитый рынок и такие проекты как Djamo. Сейчас это единственный стартап Кот Д'Ивуара, купленный Y Combinator.

Из-за низкой финансовой грамотности населения, Djamo привлекает аудиторию разными предложениями, адаптированным к потребностям клиентов: премиальные кэшбэки в иностранных стримингах, дебетовые карты VISA, служба доставки, отсутствие комиссий на пользование банком. Население еще незнакомо с экосистемным подходом и комплексом услуг, поэтому Djama сделало шаг назад в позиционировании, чтобы в итоге обогнать любой другой банк региона.

Персонализированный маркетинг и система рекомендаций помогли собрать 90 000 зарегистрированных пользователей, которые совершает 50 000 транзакций в месяц. И это только начало.

№4. Магнит работает над супераппом: новый платежный сервис уже используют 100 тысяч клиентов

В чем дело

Ритейлер «Магнит» создает свой суперапп. В котором должны появиться лайфстайл-сервисы для заказа такси, покупки билетов на мероприятия, бронирования ресторанов, доставки еды и продуктов из магазинов сети. Когда именно произойдет релиз суперприложения — пока неизвестно.

В декабре 2020 года «Магнит» и ВТБ запустили платежный сервис Magnit Pay. Он интегрирован в приложение ритейлера, где пользователи могут оформить виртуальную банковскую карту и расплатиться ей в любых магазинах. За покупки в «Магните» пользователи получают дополнительные бонусы.

Почти за два месяца работы сервиса было оформлено 1.5 млн виртуальных карт. Активно использует карты 100 тысяч клиентов, а 55 тысяч привязали карту Magnit Pay в сервис бесконтактной оплаты — Apple Wallet, Google Pay или Samsung Pay.

Что это значит

«Магнит» выпустил 1.5 млн виртуальных карт без маркетингового продвижения. Правда неизвестно, как часто ими пользуются. Это говорит о том, что пользователи готовы к новым инструментам в традиционных приложениях. А успех этих инструментов зависит от того, насколько хорошо они разработаны и как функционируют.

Руководство сети планирует начать кампанию по продвижению платежного сервиса весной и существенно нарастить аудиторию. Видимо, компания сначала добавит новые возможности и услуги в приложение, чтобы продвигать их комплексно с платежным сервисом. И это будет иметь успех при правильной разработке.

Сейчас ВТБ — ключевой партнер «Магнита», который развивает свои экосистемы, например жилищную. Поэтому суперапп на пользовательской базе «Магнита» — совместная экосистема двух разноотраслевых гигантов.

Взаимодействие выгодно для обеих сторон: ВТБ получает больше пользователей, поскольку Magnit Pay работает на их базе и уже выпущено 1.5 млн карт, а «Магнит» получает внутреннюю платежную систему, которая увеличивает лояльность аудитории, позволяет отслеживать их транзакции и формировать актуальные предложения.

№3. Snapchat интегрирует свои фильтры в индийский аналог TikTok

Что за аналог

Moj — индийская платформа коротких видеороликов. Ее запустили в июле 2020 года после того, как правительство страны заблокировало китайский TikTok. В сентябре приложением пользовались 80 млн человек.

Что произошло

Владельцы Moj и Snapchat заключили соглашение. В индийском приложении появятся линзы и фильтры дополненной реальности. То есть создатели видеороликов смогут использовать инструменты Snapchat, не покидая приложение Moj. На первом этапе в Moj появится 30 фильтров из Snapchat, еще 400 будет создано в процессе сотрудничества:

Как это возможно

В июне 2020 года Snapchat представил технологию Camera Kit. Которая позволяет интегрировать карусель фильтров и инструменты аналитики в любое приложение. Camera Kit — шестой инструмент компании, который можно интегрировать в приложения. Пять других — Login Kit, Creative Kit, Bitmoji Kit, Story Kit, Ad Kit.

Что это значит

Индия — второй крупнейший интернет-рынок мира. Snapchat долго пытается его покорить и достиг первых успехов только в прошлом году: индийская аудитория выросла с 25 млн до 80 млн пользователей. Но это всего лишь 5% населения. Moj привлек то же количество за два месяца существования.

Интеграция в Moj познакомит более широкую аудиторию с инструментами Snapchat. Что поможет американской соцсети привлечь новых индийских пользователей в свое собственное приложение и расширить количество фильтров.

А Moj сможет привлекать не только пользователей новым инструментарием, но и владельцев бизнеса и различные бренды. Кроме развлекательной функции, AR-фильтры помогают продвигать бренд, повышают продажи и вовлеченность пользователей. Инструменты Snapchat вообще — один из главных трендов мобильной коммерции в 2021 году. Подробнее об этом мы рассказывали на примерах Levi's и Dior в статье на VC.ru.

№2. Polaroo управляет всеми платежами и подписками пользователя

Что за сервис

Испанский суперапп Polaroo. Он отслеживает все регулярные платежи и подписки пользователя в едином окне, напоминает об оплатах и предлагает более выгодные тарифы.

Как работает

Пользователь вносит свои подписки и счета в приложение. Оно суммирует их и показывает общий счет. Пользователю достаточно пополнять счет раз в месяц. А приложение уведомляет о списаниях и регулярно мониторит более выгодные тарифы на услуги.

Например, разработчики приложения сотрудничают с поставщиками газа и электричества. Если они найдут более выгодный тариф, то предложат пользователю перейти на него через приложение. Они сами расторгнут договор со старой компанией и заключат новый. Пользователь только соглашается в приложении.

Зачем нужен

Разработчики приложения выяснили, что треть мобильных пользователей платят за подписки, про которые забывают: они не отключают их после бесплатного пробного периода или теряют в потоке ежедневных платежей.

94% испанских пользователей используют стриминговые платформы, а у 80% — больше трех подписок на интернет-сервисы. Число увеличивается, если учитывать регулярную оплату воды, электричества, газа, тренажерного зала, благотворительные пожертвования, мобильную связь и интернет.

Некоторые просто не могут отследить все платежи и понять, сколько тратят на это в месяц или год. Для каждого платежа нужно помнить: сумму, дату списания, дату ежегодного продления, количество списаний за период и привязанную карту. Polaroo делает все за пользователя.

Как монетизируется: Polaroo получает комиссию, когда клиент переходит на услуги нового провайдера через приложение. Пользователи платят за использование супераппа 2€ в месяц. Также компания предоставляет агрегированные данные о пользователях поставщикам для маркетинговых исследований и улучшения услуг.

Что это значит

Сервис развивается с конца 2017 года. Сейчас им пользуется 35 000 человек. И это еще один пример социального супераппа, который упрощает и меняет обычную жизнь. Кроме технологического решения, разработчики начали решать проблемы пользователей, договариваться с поставщиками услуг, оформлять документы. Теперь необходимо развивать функционал сервиса: добавить платежный инструмент, публиковать полезный контент, дать возможность общаться и зарабатывать пользователям, расширять бренд на другие страны.

№1. Как превратить BNPL-сервис в суперапп и угрозу для необанков

Что за сервис

Klarna — приложение, которое позволяет совершать покупки в интернете по принципу BNPL — покупай сейчас, плати потом. Пользователи получают доступ к разным магазинам через общий интерфейс, оплачивают товары раздельными или отложенными платежами, отслеживают историю покупок, график платежей и изменение цен. Также Klarna подключается как способ оплаты на сайт или в приложение.

Как работает

При оформлении заказа на сайте ритейлера или в приложении, покупатель может оплатить товар с помощью Klarna. Он выбирает Klarna как способ оплаты, и выбирает: выплатить стоимость товара тремя равными платежами, заплатить через 30 дней или взять кредит на 6-36 месяцев.

Продавец получает полную стоимость заказа сразу. Риски за неоплату товара несет Klarna, поэтому зарабатывает на доле от продаж. Такой инструмент повышает количество заказов в магазине на 20%, стоимость заказов на 68% и конверсию в приложении на 64%.

Что изменилось

Klarna запускает банковские услуги в Германии. Теперь пользователи могут открывать потребительский или сберегательный банковский счет и получать дебетовую карту Visa, которая работает с Google Pay и Apple Pay.

Что это значит

Владельцы хотят превратить Klarna в полноценный финансовый суперапп. Они построили свою банковскую систему вместо поиска партнера, предоставляющего «банкинг» как услугу. В сеть Klarna входит 90 млн потребителей и почти 250 тысяч продавцов. Среди них Sephora, Ralph Lauren, H&M, IKEA, Samsung, ASOS, Nike и Aliexpress.

Размер лояльной аудитории, широкая сеть партнеров и доступные ресурсы делают Klarna сильным игроком финтех-рынка уже на старте. Сильнее всего удар ощутят необанки, которые привлекают клиентов с нуля и предлагают только банковские услуги. Klarna и другие BNPL-сервисы — например, Affirm и Afterpay — выстраивают такие услуги вокруг основного продукта, завоевавшего лояльность миллионов людей. Риски минимальны.

Пользователи с большим удовольствием пробуют новые продукты бренда, которому они доверяют и который помогает им экономить и грамотно управлять финансами. Время, когда новую карту заводят в банках уже прошло.

P.S. Вернемся с новостями через две недели. Если не хотите ждать, приглашаем в Telegram-канал @heads_ecosystem. Там мы разбираем и публикуем одну главную новость дня.

Успехов и до встречи!

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Степан Марципан

Klarna прет как танк. Причем в один момент, раз и она уже везде. И продолжает дальше подминать рынок.

Ответить
Развернуть ветку
Eu Ki

А как сформулировать причины их взлета?

Ответить
Развернуть ветку
Степан Марципан

Вероятно хорошие условия для магазинов.

Ответить
Развернуть ветку
Artem Voronov

да просто удобно и легко. Вчера попробовал Klarna. На регистрацию, подключение счета и первую покупку ушло меньше 5 минут. Плюс оплатить можешь после получения заказа, или же вернуть его назад. За счет этого покупки происходят проще. 
Ну а со стороны продавцов, это что-то типа факторинга получается.  

Ответить
Развернуть ветку
Eu Ki

Будущий paypal? Он вроде на том же взлетел

Ответить
Развернуть ветку
Eu Ki

У Тинькова есть аналогичная опция рассрочки. Я как-то, как клиент, посчитал и не увидел в ней особого смысла и продолжаю пользоваться кредиткой.
В чем прикол? Для покупателей с дебетовой картой? Для арифметических лентяев?

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда