«85% экосистем умирают»: почему эта бизнес-модель может не прижиться в России Статьи редакции
Мнения глав Ozon, «Яндекса», BCG и Центробанка.
На Петербургском экономическом форуме дискутировали о том, почему в России нет экосистем сейчас и не появится много в дальнейшем, как к ним относится власть и чем они могут помочь малому бизнесу.
Собрали главные мысли спикеров.
Какой должна быть экосистема и почему в России нет ни одной
Управляющий директор и партнёр консалтинговой компании BCG Макс Хаузер рассказал, что по результатам их исследования, 85% всех экосистем умирают.
По его мнению, в России до сих пор не существует экосистем, но их сейчас пытаются построить «Яндекс» и «Сбер». При этом «Яндекс» пока находится в начале пути, а сервисы «Сбера» ещё недостаточно интегрированы между собой.
По мнению Хаузера, ни одну платформу в России нельзя назвать экосистемой, потому что они обслуживают простые потребности клиентов — поесть, одеться, передвигаться, — но не удовлетворяют комплексные.
Эмоциональные или комплексные потребности строятся вокруг семьи, здоровья и личности самого клиента. Их очень сложно встроить в одну экосистему, потому что этими данными никто не хочет делиться и удовлетворить такие нужды гораздо сложнее, считает спикер.
Пример реальной экосистемы для Хаузера — это китайские платформы типа WeChat, который обслуживает все его потребности.
В России будет не больше 10 экосистем
Первый зампред Банка России Сергей Швецов ответил Хаузеру, что Центробанк беспокоится по поводу строительства экосистем за счёт кредиторов и вкладчиков.
Этому вопросу будет посвящена вторая часть нового доклада Центробанка и панель на Международном финансовом конгрессе, сказал Швецов.
В целом к экосистемам в России он настроен положительно, но считает, что в стране не такой большой рынок, чтобы на нём появилось много экосистемных игроков.
Почему Ozon не подходит эта бизнес-модель
Генеральный директор Ozon Александр Шульгин не относит Ozon к экосистемам, потому что компания не навязывает своим партнёрам какой-либо сервис.
По словам Шульгина, Ozon купил «Оней-банк», чтобы делиться информацией о своих партнёрах с банками и повысить доступность кредитования для среднего и малого бизнеса.
Как экосистемы могут помочь малому бизнесу
Управляющий директор «Яндекса» Тигран Худавердян поспорил с Шульгиным на бутылку шампанского о том, что Ozon в итоге станет экосистемой примерно через пять лет.
В России на самом деле было и есть множество экосистем. Конечно, не все такого федерального масштаба, как Сбер, Яндекс.
Например, многие ОПГ не просто контроллируют, а владеют бизнесами в разных сферах на своих территориях. Многие из них работают с 90-ых, 2000-ых годов. Их можно назвать экосистемами.
Известная экосистема - ГК СОК, владевшая когда-то тольяттинским автозаводом, занимавшаяся установкой окон и ещё кучей всяких бизнесов. Автозавод при них процветал, а потом автозавод у них отжали, не буду упоминать кто)
Связной - магазин сотовой связи и банк. Кстати, что с ним случилось?
Есть скромные люди не из ОПГ и власти, организовавшие экосистемы, о которых мало кто знает. И даже в селах такие есть, у которых во владении бывшие колхозы, все магазины в районе, производства и не только.
И существуют такие экосистемы в России уже не один десяток лет.
Комментарий недоступен
Может потому что у россиян нет денег?
Потому что у нас коррупция и все сложные схемы лишний повод для воровства. Все большие фирмы скатывается в треш, теряют лицо для обычных людей и люди бояться глубже связываться. Вот меня яндекс не раз подводил я теперь их софт и сервисы избегаю и боюсь ставить. Все знают что карты лучше у 2gis и вот зачем нужны карты яндекса в их экосистеме если они хуже? Почта России плохо с доставкой справляется вечные очереди в отделениях а они продуктами торгуют и банк открыли вот какой нормальный человек туда за едой пойдёт?
Комментарий недоступен
Развитие не взаимосвязанных напрямую направлений бизнеса - это и есть диверсификация. И таки из рекламы в транспорт и екомм - отличный пример.
Нет. Диверсификация - это всего лишь расширение ассортимента. Если бабулька торговала на остановке семечками, а на следующий день добавила в свой ассортимент жаренные орешки - это тоже диверсификация, то есть расширение ассортимента. Потом добавила в ассортимент бампера для Жигулей - это тоже диверсификация. Потом стала заодно чистить прохожим обувь - и это тоже диверсификация.
Да нифига это не расширение ассортимента.
Суть диверсификации - охват новые сегментов рынка. Предоставление новых услуг, в частности, не является ассортиментом товаров. А то о чем говорят, имея ввиду экосистему, то что в России сейчас началась гонка по построению экосистем. Экосистема строиться через диверсификацию, так как бизнес обязан расширять спектр своих сегментов рынка, чтобы организоваться в экосистему и закрыть весомую часть потребностей клиента. Клиент не должен выбирать между сервисами, между фирмами, клиент должен выбирать между экосистемами, стать к ним лояльным, сразу ко всем брендам этой экосистемы.
Из одного приложения вы заказываете еду, такси, звоните, покупаете, под одним аккаунтом, может быть даже через чат бота, и это прекрасно, как по мне.
При этом экосистема должна быть связанной, что означает, что ваши товары, услуги и пр. должны быть, в некотором смысле, объединены последовательно логически, например: вы смотрите пробки, чтобы заказать такси, заказываете такси, по пути заказываете еду домой и т.д., - и все из одного приложения. Вы не должны выходить из приложения при выполнении стандартных паттернов. Собственно именно поэтому в России все покупают банки, чтобы иметь возможность проводить транзакции по предоставляем услугам по своим условиям. И покупка е-мобиля сбером, банка - озоном и Яндексом - это именно этот процесс.
Комментарий недоступен
Диверсификация - это просто расширение ассортимента товаров и/или услуг. Был просто поисковик, а стал ещё и навигатором - это диверсификация. Добавил ещё услуги такси - тоже диверсификация. Добавил доставку еды - тоже диверсификация.
а в чем различия между тем, что делает яндекс и фейсбук ?
Кстати, из них озон уже 20 лет как бы банкрот, но инвесторы продолжают вкладывать в него миллиарды долларов.
Интересно, почему?? 🤔
Вы теплое с мягким не путайте, с чего это озон банкрот? Банкротом был бы, если бы не мог выполнять свои финансовые обязательства.
Это просто потолок развития. Гиганты российского потребительского рынка почувствовали этот потолок или нарисовали его в своих схемах. Дальше этого потолка рынок расти не будет, а финансы есть. Выход на зарубежные рынки для российских компаний ограничен. Осталось искать и отжимать другие сектора рынка конечных потребителей. Отсюда и экосистема. На мой взгляд экосистема убыточна всегда, но менеджерам высшего звена нужно куда-то развиваться, показывать свою активность, расходовать бюджеты.
Ты хочешь сказать, что яндекс-такси себе в убыток работают?)
Яндекс такси - это не экосистема, это отдельный сегмент системы. Отдельные сегменты могут иметь прибыль. Но есть к примеру Uber, который отчитывается об убытках, на далеко ли Яндекс.такси ушли от Uberа.
Написав про убыток, нужно понимать, что для крупных корпораций прибыль не имеет никакого значения. Это просто запись в бухгалтерских отчётах, не более. Сделать прибыль или убыток за истекший период можно с помощью простой игры с цифрами в отчётности. Для корпораций важно постоянное наращивание оборота и денежного потока. Даже за счёт не оптимальных инвестиций в различные смежные отрасли, типа развития экосистемы. Туда вложили, здесь прикупили, глядишь может что и выстрелит. Нет, ни и ладно. Зато доля в рынке занята по данному сегменту занята, оборот растет, отчётность шикарная.
Ягдекс и сбер не умеют в экосистему. Чтобы удержать человека в экосистеме должна быть некая синергия сервисов и услуг, где каждая услуга помогает или улучшает другую, взаимодействует с ней. А наши гиганты стараются нажиться по максимуму на Каждом элементе системы, поэтому яндекс дом не взоетит вместе с Алисой, сбер асистенты так и останутся довольно бесполезным куском приложения, а маруся так и останется игрушкой.
У нас куча народу живут с деревянными толчками на улице и ведром на ночь. Может быть это главная причина, по которой до "умных домов" в России ещё ползти и ползти?
Опять всё слизано с бездуховного запада. В голосину.
Если посмотреть на структуру выручки российских экосистем, наибольшую долю приносит основной вид деятельности: у Сбера это - кредитование; у Яндекса - поиск и портал Яндекс. Т.е. сейчас фактически, создаваемые сервисы пока позволяют пылесосить рынок в поисках новых клиентов, которых можно монетизировать в своем основном прибыльном бизнесе.
Но у Яндекса из года в год доля выручки на поиск умешается на 10% и сейчас она составляет уже чуть меньше 50%.
Убыточный- значит банкрот, какие проблемы.
Откуда такая бредовая информация?)
Погуглите определение банкрота) Можно стать банкротом, имея прибыль. Можно десятилетия быть убыточным, но не банкротиться
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
очевидно что в крысином королевстве начинают строить экосистему "ГУЛАГ" - это единственная экосистема которая востребована для существования данного государственного строя...
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Точно Макс, вот и у нас этот вопрос уже давно.