MVP сервиса городских-квест экскурсий Cityspirit. Опыт запуска своего проекта

Как сервис и бизнес дизайн помогли мне с минимальными вложениями создать и запустить свой проект.

Cityspirit – дух города в мобильных квест-экскурсиях

Проект погружает независимых путешественников в аутентичность исторических городов через мобильные квест-экскурсии, основанные на местных историях, в удобное время и независимо от гидов и групп.

Период

Август 2020 по август 2021

Сделано

  • Исследования
  • Идея и бизнес модель
  • Система сервиса и CJM
  • Создание квест-экскурсий
  • Тестовый бренд
  • Сайт и контент
  • Запуск MVP

Первичное исследование

Я был в Астрахани, когда услышал отзывы туристов – город классный, аутентичный, архитектура красивая, но нет качественно представленной информации и интересных новых идей и маршрутов. Местная туристическая сфера архаична, экскурсии стандартные и не гибкие.

Исторических городов в России более 40 – интересная территория для масштабирования. Более того, внутренний туризм активно развивается. Все это вдохновило меня разработать свой проект.

Рынок

Рынок экскурсий в РФ достаточно насыщенный: много тур. агентств и гидов, есть разные платформы и сервисы планирования путешествия. Зачастую, это классический формат – нужно заказывать экскурсию с местным гидом индивидуально или в группе.

Нужно было создать что-то отличающееся. Я решил сделать акцент на качество и увлекательность продукта.

Архетип клиента

Я провел опросы и ряд интервью, чтобы определить потенциальный архетип клиента. Им оказался «любопытный и самостоятельный путешественник».

«Люблю приезжать в город и погружаться в его атмосферу и аутентичность самостоятельно. Избегаю стандартные экскурсии и популярные туристические маршруты. Ищу интересные места и локальные истории.»

Цели

  • Погрузиться в аутентичность города

  • Получить необычный опыт

Задачи

  • Пройтись по нестандартным местам и маршрутам
  • Узнать местные истории
  • Оставаться независимым от других

Боли

  • Нет интересной информации о городе и местах
  • Простые прогулки поверхностны
  • Стандартные экскурсии не интересны
  • Нет желания быть частью группы и ходить за гидом

Концепт

Что, если путешественник самостоятельно станет героем местных историй, которые погрузят его в уникальные стороны города?

В рамках нестандартного сюжета, путешественник прогуляется по городу, найдет здания и объекты, ответит на вопросы и выполнит задания. Экскурсия в формате квеста, управляемого со смартфона.

Бизнес модель MVP

Бизнес модель для MVP оказалась простой:

Ценностное предложение

Самостоятельные квест-экскурсии, погружающие в аутентичность города, в любое время, без гида и групп.

Доход

Продажа квест-экскурсии.

Каналы

Сайт, чат бот, почта, телефон, соц. медиа

Команда и ресурсы

Краевед, разработчик. Уникальный контент

Расходы

Создание контента, дизайн, разработка, маркетинг, дополнительные сервисы

Стратегия

Этап 1

Запустить MVP в одном из исторических городов. Выбрал г. Астрахань, т.к. хорошо знаком с ним.

Этап 2

Доработать концепцию, бизнес-модель, систему и маркетинг.

Этап 3

Масштабировать на остальные 40 малых исторических городов России.

Клиентский путь для MVP

Путь составлял так, чтобы было просто и независимо для клиента, и можно было каждый из шагов анализировать и улучшать в дальнейшем.

1. Поиск информации о городе —> 2. Контакт с рекламой или результатом поиска —> 3. Переход на сайт —> 4. Выбор и покупка квест-экскурсии —> 5. Получение кода на емейл —> 6. Активация кода в чат боте —> 7. Прогулка по городу с чат ботом —> 8. Оценка и отзыв

Квест-экскурсии

Для разработки квест-экскурсий необходимо было найти местного краеведа, готового выйти за рамки стандартных форматов, т.е. не только искать историческую информацию и составлять маршруты, но и придумывать сюжеты и задания.

Это оказалось не такой простой задачей, но, к счастью, я встретил Екатерину Колымажную.

Уникальные стороны города

Вместе с Катей мы определили уникальные стороны города и направления для поиска информации.

Идеи квест-экскурсий

На основе исторической информации, историй и местных героях, мы нашли идеи квест-экскурсий, выбрали места и составили сценарии.

Тестирование

Мы протестировали квест-экскурсии на себе и на других людях.

В итоге, создали 3 квест-экскурсии для запуска проекта + 2 концепции оставили в разработке.

Чат бот

Для MVP решил тип контента квест-экскурсий ограничить изображениями, текстом, геолокациями, в отдельных случаях аудио.

Мы доработали квест-экскурсии и перенесли их в чат бот. Настроили их запуск по индивидуальному коду и провели ряд тестов.

Тестовый брендинг

Для запуска MVP необходим хоть какой-то бренд. Для передачи идеи аутентичности города, я взял образ духа, который захватывает и погружает в город. Придумал имя Cityspirit и разработал сырой стиль.

Сайт

Было важно контролировать пользовательский путь до покупки. Поэтому я создал сайт для мобильного и десктопа, на котором продавались квест-экскурсии. Я подключил платежную систему, добавил Google, Яндекс и Facebook аналитику.

Для презентации квест-экскурсий на сайте и создания рекламы, вместе с фотографом мы провели фото и видео съемку каждого продукта.

Для привлечения клиентов на ранней стадии поиска информации о городе, вместе с краеведом мы создали блог, где ответили на популярные интернет запросы.

Для получения честных отзывов и публикации их на сайте, я попросил людей опробовать сервис и пройти все квест-экскурсии.

Запуск MVP

После финальных тестов, дополнительной разработки и настройки интеграции, мы запустили MVP!

После старта, мой фокус сдвинулся на маркетинг:

  • Тестирование каналов
  • Доработка коммуникации
  • СММ
  • Настройка рекламных кампаний
  • Cбор отзывов клиентов

Ссылки на основные точки контакта с сервисом:

Первые отзывы

Очень понравилось! Почувствовала себя восточным авантюристом. По-новому посмотрела на историческую часть города. Нестандартный увлекательный маршрут, действительно раскрывающий дух города. Хочется поделиться с друзьями и показать такую Астрахань гостям города.

«Квест понравился всем участникам. Больше всего доступность и независимость от времени и гида, а также, интересная подача исторического материала.»

«Было интересно выполнять задания, искать детали на зданиях и узнавать историю этих зданий. После такой прогулки стали больше обращать внимание на архитектурные элементы. Благодаря квесту увидели много того, мимо чего бы прошли, не обратив внимания и не зная, что за фасадом скрывается красота и интересные истории.»

«Интересная идея. В целом, все понравилось, время прошло интересно и незаметно 👍 Здорово, если со временем квест доработается большей интригой и интересными деталями.»

Это только начало. Собираю отзывы, смотрю за работой системы, оцениваю маркетинг и продажи. Эти данные мне помогут понять потенциал проекта и сформировать дальнейшую стратегию.

Вывод

Методологии сервис и бизнес дизайна отлично работают при тестировании новых бизнес идей и направлений. Помогают быстро и дешево ошибаться, учиться и менять все находу, не тратить много ресурсов, фокусироваться только на главном. Могут применяться для любых проектов, не только технологичных.

Больше кейсов и дизайна в широком смысле

На моем сайте есть и другие кейсы. Заходите в телеграм канал Total design. Буду благодарен комментам и вопросам 🤙

0
8 комментариев
Написать комментарий...
Евгений Мирошниченко

Идея неплохая, даже прикольная.
Я хотел когда-то сделать нечто похожее.
Мысли такие:
1. Наверное более желательно было бы отдельное приложение, а не просто чат-бот в Телеграме, ну и прямо в приложении продавать эти экскурсии. Как кристаллики в играх продаются.
Приложение по сути несложное, чисто с программерской точки зрения сделать не намного сложнее/дороже бота.
Плюсы - может работать в оффлайне, в каких-то подземельях например не будет отваливаться. Ну и можно свой дизайн какой-то поинтереснее сделать.
Минусы - ну главный и фатальный минус что оплата-то в Google Play и App Store теперь не работает, мда... Так что в ближайшее обозримое, да и среднесрочное будущее это мимо, к сожалению.
2. Наверное имело бы смысл сделать одну маленькую бесплатную экскурсию типа минут на 30, ну и возможно с платным продолжением.
3. Не совсем понятно, как бы придумывать эти экскурсии. Сам бы я наверное что-то прямо прикольное и не скучное не смог бы придумать, тут нужен человек, который не просто хорошо знает город, но еще и с какой-то жилкой типа сценариста. Не знаю, трудно найти наверное такого. Если вы нашли такого (эту Екатерину), наверное вам повезло.
4. Непонятно где и как это всё рекламировать. И во сколько будет обходиться привлечение одного пользователя. И насколько реклама будет отбиваться.
5. Ну и конечно надо делать в Москве и Питере.
В Астрахани-то наверное мало было клиентов? Если бы было прямо много, вы бы наверное к этому лету уже срочно сделали для Москвы и Питера. А раз не сделали, то наверное особо это не принесло в плане выручки.
Что в принципе логично.
Интересно, буду следить, пишите как будет дальше развиваться ;-)

Ответить
Развернуть ветку
Vit Fedosov
Автор

Спасибо за подробный комментарий и отличные идеи!

Этот эксперимент выявил много проблем, которые я не мог адекватно оценить вначале. Вы правы, что продавать такое сложно и привлечение онлайн в маленьких городах не окупается, либо я недостаточно разобрался с этим. Про мск и спб согласен.

Очень непростой продукт в смысле создания контента. Я выработал методологию и концепцию, но найти гида+сценариста, который сам все сделает и даст качество, крайне сложно. Пришлось с гидами артдирекшеном заниматься. Это много ресурсов отнимает.

Хорошая идея короткого бесплатного маршрута для первого вовлечения.

Пришёл к выводу, что имеет смысл пробовать платформенную бизнес-модель. Но это уже отдельная история )

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Domashevsky

Интересный кейс! Как долго работает проект? Какая статистика есть? Попали в свою ЦА?

Ответить
Развернуть ветку
Vit Fedosov
Автор

Спасибо! Проект работает с августа 2021. Запустил под конец сезона, поэтому статистики и фидбека пока мало: собираю на рекламных сервисах и на сайте перед покупкой, в чат боте во время прохождения, и после прохождения. Запланировал следующую итерацию ресерча и анализа в октябре – там и будет понятно, попал в архетип и потребность, или нужно будет к следующему сезону корректировать сильно.

Ответить
Развернуть ветку
Lubov Martuneko

Виталий, очень классный продукт! Посмотрела сайт и мне сразу захотелось погулять по Астрахани с сити спирит) Скажите, пожалуйста, как вы проводили опросы среди людей, кого интервьюировали? Как создали базу людей для опроса? Исследовали отзывы в интернете? Хочу запустить образовательный проект с городскими путешествиями, ваши ответы мне очень помогут. Виталий, или скажите на каких условиях можно получить консультацию у вас?) Каким способом тогда можно с вами связаться?

Ответить
Развернуть ветку
Vit Fedosov
Автор

Спасибо за комментарий! С удовольствием помогу, пишите в телеграм @vit_fedosov

Ответить
Развернуть ветку
Самый Обычный Человек

Виталий, добрый день. При разработке бота использовали конструктор? Либо с нуля?

Ответить
Развернуть ветку
Vit Fedosov
Автор

Конструктор. Для MVP подходит - дёшево, есть аналитика, админ панель с конструктором, поддержка, все можно самому без кода менять в любой момент. Минус - не все идеи можно реализовать сразу, либо фигачить костыли. Но на старте это ограничение даже полезно.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Раскрывать всегда