Дело в том, что данные не однородны, ни в плане полезности, ни в плане чувствительности для их владельца. Например, сложно представить что в 2021 году кто-то всерьез считает что отметка «нравится» под популярным постом не станет достоянием общественности, не попадёт в статистику платформы и не будет использована для построения более успешной модели рекомендации. С другой стороны, фотография паспорта вашего соседа вряд ли должна быть публичной.
И то, и то данные, и то, и другое используется в анализе и решении задач как государства так и бизнеса.
На мой взгляд, общая задача выстроить правила, при которых с одной стороны будут обеспечены базовые права людей на безопасность и тайну, с другой — прогресс отрасли не будет постепенно замедляться за счёт ограничений в доступе к информации.
Конкуренция в данном случае видится лучшим решением: при большом количестве игроков рынок будет заинтересован получать максимум пользы из имеющегося массива данных, и естественным образом стремиться обогатить свои знания за счёт обмена. В случае монополии будет страдать как качество работы (зачем делать лучше если никто, кроме нас этим не занимается) так и безопасность пользователей (тяжело держать в тайне информацию, если все взаимодействие с ней идет через одну платформу).
На мой взгляд, в России в плане работы с данными архитектура построена примерно таким образом: часть информации можно отнести к «инфраструктуре» с главным интересантом в лице государства, часть к «нефти» и «солнечной энергии», более интересной для бизнеса и общества в целом. Вопрос в правильном распределении информации по этим блокам.
Главный вызов для всех нас состоит в соблюдении баланса между интересами бизнеса, государства и общества в плане обеспечения доступности к этим массивам данных и их использования.
Крутая аналогия про платье на заказ, но что, если я хочу сам себе шить шорты (строить модели), мне что, не предоставят доступ к данным для построения моделей? Если данные зашифрованы, то что мы можем уже сейчас получить бесплатно, чтобы творить??
Тоже считаю, что данные — это общественное благо, было бы круто, например, иметь доступ к разного рода информации. Возможно, появилось бы больше стартапов на Священной Руси.
Не от доступности данных зависит популяция стартапов на святой Руси) Скорее от этого зависит качество их продуктов и услуг. Ну, и количество ошибок.
Как отмечается в статье The Economist, эта концепция породила движение «открытых данных», выступающее за то, чтобы организации и университеты бесплатно раздавали доступ к своим данным широкому кругу пользователей (например, стартапам).
Интересная инициатива, вопрос в том, какая обратная сторона медали у такой идеи?
Никто не предлагает "перекидываться" информацией о клиентах по почте или в облаках. И, если вы говорите об обратной стороне в контексте угроз, то здесь их не возникает. Существуют технологии (и мы расскажем о них в ближайшее время), которые позволяют реализовать концепцию "открытых данных".
Особняком стоит Китай: как пишет The Economist, там в силу политико-экономических причин доминирует отношение к данным именно как к общественному благу, и правительство — ключевой регулятор всего, что связано с информацией на территории КНР, — требует от коммерческих компаний в обязательном порядке делать общим достоянием многие виды данных (например, информацию, относящуюся к здравоохранению).
А у нас же примерно такая же система, разве нет?)
Если вы про отношение к данным в России как к общественному благу, то эта тема долгой дискуссии) Если же про навязанные обязательства компаний раскрывать данные и делать их достоянием общественности, то тут все однозначно не так.