«Мой Санта» — сервис, который выбирает не только кому дарить, но и что дарить

Виктор Бабичев работает директором по маркетингу в сервисе, который знаменит своими email-рассылками про вино, а еще он разрабатывает в Yandex.Cloud сервис «Мой Санта», который не только автоматизирует предновогоднюю игру, но и помогает всегда угадывать с подарком.

«Мой Санта» — сервис, который выбирает не только кому дарить, но и что дарить

Несколько лет назад Виктору Бабичеву надоело играть в известную предновогоднюю игру с помощью стикеров и шляпы и он запустил сервис «Мой Санта», о развитии которого Виктор рассказал в статье. За год проект эволюционировал – количество посетителей преодолело отметку в 100 000 человек, а значит появилось больше пользователей анонимных чатов и потребовалось больше узлов кластера Kubernetes для пиковых нагрузок в декабре. Кроме того, полностью изменился процесс создания вишлиста и была разработана улучшенная рекомендательная система для подарков. Виктор напомнил историю создания сервиса и рассказал, как сервис изменился за год.

Первая версия

Я работал директором по маркетингу в крупном биомедицинском холдинге. С 2016 года мы каждый год играли в тайного Санту в офисе. Сначала я ходил со стикерами и распределительной шляпой. Команда росла, появлялись люди на удаленке и в других офисах, стикеры просто перестали работать. Кроме того, при использовании стикеров не все получали подарки, так как не было никакого механизма напоминаний и возможности проверить, кто не купил подарок. Сначала мы сделали Google-форму и рассылали ее по почте, но сохранялась проблема: некоторые участники получали не то, что хотели. Было решено автоматизировать процесс и дальше.

Я предположил, что не только нам может быть неудобно пользоваться стикерами для игры в тайного Санту, и решил сделать простой лендинг, чтобы проверить есть ли спрос. Запустил рекламу в соцсетях и установил цену в 990 рублей для игры на компанию. Оказалось, что спрос есть, первая оплата прошла в тот же день, к чему я был не готов – нужно было срочно реализовать функциональность. Для этого я сделал NoCode-решение, состоящее из лендинга на Tilda, анкеты в TypeForm и рассылки в Mailchimp, а жеребьевкой я занимался вручную в электронной таблице.

Изначально хотелось сделать базовые вещи, то есть заменить шляпу со стикерами: организовать регистрацию, жеребьевку и рассылку информации людям о том, чьи они Санты. Над этими функциями изначально работал только я, стараясь использовать простые и дешевые инструменты, такие как Tilda, Albato, Sediblue.

В чём на самом деле суть игры в Тайного Санту

В процессе оказалось, что самая увлекательная часть игры не распределение, а процессы получения и дарения подарков, а значит функциональности с простой жеребьевкой недостаточно. К этому моменту стало понятно, что сервис может окупать вложения на разработку и маркетинг. Я пробовал искать фрилансеров, но в итоге пришел к выводу, что нужен надежный партнер. Я нашел человека, которому смог передать большую часть технической реализации. А сам я занимаюсь тем, что касается продукта, маркетинга, продаж и ведения клиентов. Кроме того, мы привлекаем аутсорсеров: дизайнеров, копирайтеров, переводчиков, SEO-специалистов, что было бы невозможно без монетизации.

Как менялся сервис

За последние годы мы пробовали разнообразные решения. С технологической стороны мы сначала реализовали простую жеребьевку в рамках Tilda, но затем, с расширением функциональности, мы отказывались от некоторых NoCode-решений и сейчас перебрались на Ruby on Rails и React.

Маркетинговая сторона сервиса тоже пережила множество изменений, Попробовали ввести платную возможность узнать, кто ваш Санта, а сам сервис делали бесплатным, но решение не окупило себя. В прошлом году мы тестировали вариант двух тарифов, «для компаний» и «для бизнеса», различающиеся набором опций. Этот подход привел к увеличению количества пользователей до 100 000 человек, но не очень сильно увеличил наши продажи.

В этом году мы пришли к более гибкой модели оплаты, при которой до 10 участников играют бесплатно, для небольшой команды до 35 человек игра стоит всего 990 рублей, а если сыграть решила большая компания, то стоимость будет 29 500 рублей. Думаю она поможет охватить более широкий спектр пользователей.

Также у нас есть платные функции кастомизации вида игры и ссылок. Возможно, мы всё ещё не нашли свою идеальную маркетинговую модель, но, судя по покупкам, движемся в правильном направлении.

«Мой Санта» — сервис, который выбирает не только кому дарить, но и что дарить

Мы занимались продвижением в соцсетях и оно принесло свои плоды. Мы получили не только увеличение, но и удивительные изменения аудитории. Оказалось, что у нас играют не только маленькие и большие компании из разных отраслей, от металлургов, до креативщиков, но и компании друзей, а родители устраивают Тайного Санту для детей.

В целом, мы старались сделать сервис, который бы не просто организовал игру, но и подарил людям позитивные эмоции перед Новым Годом, напомнил об ощущении праздника из детства.

Зачем сервису, активному всего 2 месяца в году, облако

Специфика нашего проекта в том, что игра проходит в ноябре и декабре. До этого момента трафика почти нет, но в декабре часто возникают совершенно непрогнозируемые высокие нагрузки: кто-то из блогеров решил сыграть в Санту со своей аудиторией или крупная компания разослала сообщение о начале игры всем сотрудникам. При этом у нас нет штатного специалиста, который мог бы заняться настройкой всей инфраструктуры и ее поддержкой.

Поэтому мы склонялись к использованию облачной платформы. Если в моменте облачное решение и выйдет нам дороже, чем собственные усилия, то в перспективе поддержка и масштабирование будет осуществляться быстрее и выгоднее. В 2019 году мы собрали 30 000 пользователей, а в 2020 году окончательно решили мигрировать в облако.

Когда мы думали об облачной платформе, то хотели, с одной стороны, не тратить много денег на содержание сайта в период простоя, но при этом сохранять доступность сервиса, а с другой, иметь возможность масштабирования при пиковом количестве пользователей: не получать 500 ошибки и не ждать пока DevOps что-то сделает с нагрузкой. Кроме того, хотелось чтобы всё необходимое было легко конфигурировать, и все сервисы находилось на одной площадке: база данных, CDN, Kubernetes, DNS. С технической стороны, еще когда мы только планировали разработку сервиса на Ruby on Rails, мы решили использовать Kubernetes, поэтому хотелось, чтобы облачный провайдер поддерживал это средство оркестрации контейнеров.

Сезонность нашего проекта несет за собой необходимость резкого масштабирования. Так, например, в июле этого года у нас было всего 565 активных пользователей, в ноябре их количество резко возросло до 100 000, а за декабрь мы прогнозируем до 300 000 пользователей.

«Мой Санта» — сервис, который выбирает не только кому дарить, но и что дарить

Физическая инфраструктура в нашем случае бы или простаивала 10 месяцев в году, или не справилась даже с ноябрьским ростом. В облаке эта проблема решается простым увеличением количества узлов в кластере с 1 до 3, что позволяет проекту выдержать пиковые нагрузки в декабре и при этом оставлять сервис доступным для пользователей в месяцы затишья, не переплачивая за железо.

Мы облегчили себе работу с инфраструктурой, перенеся на одну облачную площадку все сервисы: балансировщик входящего трафика, логирование и мониторинг проекта, хранение статической информации и даже домены.

Как сервис рекомендует подарки

Ядро нашего проекта — рекомендательная система и именно ее усовершенствованием мы занимались в этом году. Мы партнёры нескольких классных магазинов подарков и подбираем рекомендации из их ассортимента, в зависимости от того, что нам известно о пользователе. Есть три варианта работы рекомендаций.

Первый вариант, который мы реализовали в этом году: известны только пол, возраст и почтовый домен пользователя. Тогда мы рекомендуем ему топ подарков, которые заинтересовали точно такую же когорту пользователей. Топы подарков пересобираются каждый день.

Второй вариант, разработанный в 2020 году, изначально основан на механизме лайков. В этом году мы переработали лайки и теперь этот вариант срабатывает тогда, когда пользователь добавил в вишлист определенное количество товаров. Мы думали, как лучше сделать систему рекомендаций, и пришли к идее использования нейросети, аналогичной RecommenderNet. В таких нейронных сетях каждый продукт представлен в виде эмбеддинга, а алгоритм вычисляет их произведение, чтобы выбрать наиболее «похожие» продукты и порекомендовать пользователю то, что понравится ему с большей вероятностью.

«Мой Санта» — сервис, который выбирает не только кому дарить, но и что дарить

Третий вариант тоже добавился в этом году. Он срабатывает, если пользователь присоединился к игре, указав какие подарки он бы хотел получить, а какие нет. Мы учитываем этот текст и предлагаем продукты максимально соответствующие запросу. Если мы не нашли похожие продукты или вариантов подарков мало, то дополнительно анализируем данные с помощью нейросети и включаем найденное в рекомендации.

«Мой Санта» — сервис, который выбирает не только кому дарить, но и что дарить

Мы не останавливаемся на системе рекомендаций и добавляем в проект новые, в том числе фановые, опции. Например, хитом стали анонимные чаты. Каждый день сотни людей отправляют примерно такие сообщения: «Привет, я твой тайный Санта. А ты себя точно хорошо вел в этом году?»

В этом году изменился наш подход к вишлисту. Мы сделали возможность добавлять желаемые подарки не только из каталога наших партнеров, но и с других площадок, сделать это можно либо по ссылке, либо добавив товар вручную. Кроме того, мы работаем над интерфейсами, так мы отказались от необходимости лайкать 50 товаров для получения рекомендации, и заменили лайки на функцию добавления в вишлист.

«Мой Санта» — сервис, который выбирает не только кому дарить, но и что дарить

Сейчас мы сфокусировались на развитии продукта в рамках России, но мы уже тестируем сервис для англоязычных и испаноязычных пользователей. В наших планах – стать глобальным сервисом и лидером в течение 5 лет.

Сейчас сервис находится на этапе, когда к нам приходят и множество небольших российских компаний и даже большие корпорации. Чаще всего сотрудники устраивают игры внутри отдела и играют группами до 10 человек или немного больше. Но многие компании покупают корпоративный доступ и тогда играют вместе сотрудники разных отделов и филиалов. Сейчас с нами играют Авиасейлс, IVI, Почта России, КРОК, Ozon Rocket, Yandex.Cloud и другие компании. На данный момент у нас 190 000 игроков, а к концу декабря эта цифра вырастет до 300 000 человек.

Порадовать коллег, друзей, организовать тайного Санту для детей, легко. Главное – найти хорошую компанию, а рекомендации подарков и жеребьевку может взять на себя «Мой Санта», останется только подарить подарок, не выдав себя.

Подписывайтесь на блог Yandex.Cloud, чтобы узнавать еще больше новостей и историй об IT и бизнесе.

Другие истории, которые активно читают наши подписчики:

1414
3 комментария