Как изменился умный дом в России за последние 10 лет: рассказывает Rubetek

История компании Rubetek, которая произвела уже 600 000 устройств умного дома для частного сектора и крупнейших застройщиков, в том числе для «ПИК». О трансформации рынка, первых челленджах и запуске единой IoT-платформы в облаке.

Под контролем IoT-решений Rubetek находится 6 млн м ² недвижимости. О том, как развивался бизнес компании и рынок умных домов в целом, рассказывают технический директор Константин Масленников и руководитель проекта IoT-платформы Дмитрий Соколов.

Как изменился умный дом в России за последние 10 лет: рассказывает Rubetek

Как мы решили создавать умные дома

Rubetek начинался как инсталляционный бизнес: мы устанавливали системы умного дома от других производителей. Они были очень сложными, зачастую плохо работали и не стыковались.

И у меня, и у нашего CEO Антона Мальцева инженерное образование, и нам часто приходилось дорабатывать чужие решения. В итоге мы поняли, что вместо того, чтобы делать «костыли» для сторонних устройств, лучше разрабатывать собственный качественный продукт. Так в 2014-м Rubetek начал производить свое железо.

Константин Масленников, Технический директор Rubetek

В те годы рынок не был массовым: умный дом в России ассоциировался с дорогими коттеджами, миллионными бюджетами и сложной инсталляцией, провести которую мог только специально обученный инженер. Инсталляторов было довольно много, а разработчиков умных систем — единицы, и они думали не о конечных пользователях, а о том, чтобы устройства были удобны для инженеров. Мы же решили сделать решение по цене кондиционера, которое можно будет купить в строительном магазине и которое не будет требовать технических навыков для установки и использования.

В 2017 году мы поняли, что в случае с многоэтажками не стоит ограничиваться только квартирой: надо рассматривать дом в целом. Так перешли к концепции умного дома и жилого комплекса и увидели, что общедомовая инженерия — это огромная пустая ниша, которая по уровню развития застряла в 90-х.

Когда мы упростили внедрение решений, спрос со стороны заказчиков сразу вырос. Сейчас самые востребованные из наших продуктов — система IP-домофонии и контроля доступа, а также автоматический учет потребляемых ресурсов. IP-домофония позволяет направлять звонки с домофона на мобильный телефон, бесконтактно открывать дверь с помощью распознавания лиц, полностью контролировать все точки доступа на территорию и всё связанное оборудование ЖК.

Система учета ресурсов автоматически передает показания счетчиков в управляющую компанию, отражает информацию об уровне заряда, попытках вмешаться в работу устройства, а также об аномальном расходе ресурсов, что может говорить об аварии. Получается, мы сделали цифровое решение с широким набором функций за те же деньги, за которые конкуренты предлагают традиционное.

Как изменился умный дом в России за последние 10 лет: рассказывает Rubetek

Кому нужны умные системы

Первый крупный клиент у нас появился в 2015 году: мы заключили контракт с «Леруа Мерлен» и начали поставлять свои системы во все магазины сети. Далее стали расширять линейку продуктов и выходить в другие торговые сети.

Следующей значимой вехой стало начало работы с девелопером «ПИК» в 2017 году. Строительная отрасль довольно консервативна, и цифровизация проникает в нее медленно. «ПИК» был одной из немногих российских компаний в этой области, которые интересовались инновациями и нестандартными решениями. Бывало, что другие подрядчики не справлялись со сложными заказами компании — мы дорабатывали решения и доводили их до релиза. Так появилась наша система IP-домофонии. А некоторые решения, которые просил застройщик, вообще никто до нас не смог реализовать, например, радиоканальную автоматическую пожарную сигнализацию. Для разработки таких систем нам потребовалось накопить продуктовые, инженерные и производственные компетенции. В частности, мы научились работать с китайскими фабриками, чтобы производить требуемый объем. А в 2019 году запустили собственное производство в Орле, и сейчас 80% нашей продукции изготавливается в России.

Первым большим продуктом, который мы сделали для «ПИК», была радиоканальная пожарная сигнализация. Перед началом разработки мы пришли на стройку и стали искать в процессе наименее эффективные системы. В доме может быть до 60 тысяч датчиков, и к каждому приходилось тянуть провод. На монтаж и дальнейшее использование проводов тратились колоссальные ресурсы. А поскольку ПИК сдает квартиры с отделкой, это создавало проблемы и для производственно-строительного цикла. Сначала инженеры-слаботочники протягивали проводку, потом ремонтники выполняли отделку, в результате чего провода часто повреждались, вырывались или зашпаклевывались в стену. Поэтому через три месяца после первых работ снова появлялись инженеры-слаботочники, которые восстанавливали провода, но портили отделку. Всё это приводило к дополнительным затратам.

Мы поняли, что сможем сделать беспроводную систему, чтобы датчик общался с приемным прибором по радиоканалу. Это исключает затраты на прокладку и покупку проводов и сокращает сроки работ по пусконаладке: инженеры приходят один раз, перед сдачей дома, и просто развешивают датчики по квартире.

Тогда же мы оцифровали всю пожарную сигнализацию. Датчиков в одном доме несколько тысяч, а параметров у них — десятки тысяч. Раньше они выглядели для монтажников и эксплуататорщиков как «черный ящик»: например, несколько лампочек зеленого, желтого и красного цвета.

До включения системы невозможно было понять, насколько качественно смонтировано оборудование и работает ли оно вообще. Наш инструмент позволил контролировать, что система функционирует правильно вплоть до каждого параметра, а если обнаруживается проблема — установить, что именно не работает.

Таким образом мы создали цифровой инструмент для монтажа и эксплуатации и достигли существенной экономии как по строительным, так и по пусконаладочным работам.

Как изменился умный дом в России за последние 10 лет: рассказывает Rubetek

Еще про спрос

Когда мы начали расширять клиентскую базу, то увидели, что технологиями умного дома интересуются не только столичные, но и региональные компании. У нас появились клиенты в Новосибирске, Ижевске, Ульяновске. Процессы цифровизации идут и в коммерческом секторе, и на государственном уровне, поэтому конкуренция в вопросе технологического оснащения будет только расти.

На это есть спрос и со стороны жителей. Наше недавнее исследование с компанией «БЕСТ-Новострой» показало, что для 32% респондентов наличие системы умного дома в квартире и местах общего пользования станет значимым фактором при выборе жилья. А 46% опрошенных отметили, что подобная система будет определяющим фактором при выборе жилья при прочих равных условиях. По мнению респондентов, в типовой набор умных продуктов для городских квартир должны входить аварийные датчики, счетчики электроэнергии, отопления, воды и газа, автоматическая пожарная сигнализация, видеонаблюдение, климат-контроль, домофония и управление светом.

Как мы создали единое приложение на IoT-платформе

У нас есть B2B- и B2C-решения, и они тесно взаимосвязаны. Еще пару лет назад на рынке было четкое разделение между этими сегментами: одни сервисы — для управляющей компании, другие — для жителей. Однако сейчас все хотят получать доступ к домофону, камерам, заказывать пропуска, то есть B2B- и B2C-сценарии сливаются. Поэтому мы решили объединить наши системы в одно приложение на базе платформы IoT.rubetek.

Как изменился умный дом в России за последние 10 лет: рассказывает Rubetek

Платформа позволяет компаниям проводить мониторинг и настройку оборудования онлайн. Контролировать состояние систем и показатели можно с любых устройств: мобильных телефонов, планшетов, компьютеров. Обобщить информацию помогают автоматические алгоритмы, например, список топ-12 проблем и отчеты работоспособности.

Как управляющая компания видит карту своих домов и статус по каждой системе в них:

Как изменился умный дом в России за последние 10 лет: рассказывает Rubetek

Менеджер управляющей компании может просматривать данные разных систем по каждой квартире. Например, так отображается, что на втором этаже зафиксирован пожар:

Как изменился умный дом в России за последние 10 лет: рассказывает Rubetek

На следующем скриншоте даны детализированные сведения: в квартире 53 нет связи с пожарной сигнализацией, а в квартире 74 — ошибка на счетчиках, которая может означать, что к нему приложили магнит.

Как изменился умный дом в России за последние 10 лет: рассказывает Rubetek

Менеджер управляющей компании добавляет всех жителей в систему, и у них в мобильном приложении появляется доступ к информации о своем оборудовании.

Почему техническое решение с умными устройствами мы реализовали в облаке

При цифровизации сервисов стали необходимы возможности облака с его стабильной, масштабируемой и резервируемой инфраструктурой. Сейчас в нашей системе миллионы устройств, которые ежесекундно передают сотни миллионов параметров.

Что получили:

  • Снижение эксплуатационных затрат

  • Повышение качества сервиса

  • Анализ в режиме реального времени с помощью сервиса анализа и визуализации данных Yandex DataLens

Это особенно важно для крупных девелоперов. Например, у «ПИК» сотни домов по всей стране. Без мониторинга в режиме реального времени невозможно обеспечить качественную эксплуатацию, контроль и обслуживание систем на всех объектах.

Как изменился умный дом в России за последние 10 лет: рассказывает Rubetek
Как изменился умный дом в России за последние 10 лет: рассказывает Rubetek
Как изменился умный дом в России за последние 10 лет: рассказывает Rubetek

Облако и пожарная безопасность

В 2020 году мы первыми на российском рынке создали систему пожарной безопасности в облаке. Это очень зарегулированная и консервативная отрасль. 80% рынка принадлежит нескольким игрокам, большая часть из которых до недавнего времени не уделяли внимания цифровизации. У них есть локальное АРМ, которым управляет диспетчер, и в случае пожара данные пробрасываются в ситуационный центр МЧС.

У этого стандарта работы существенные ограничения: когда в управлении находится триста-четыреста домов, нельзя оперативно узнать, в каком состоянии система. А пожарная безопасность — критически важный элемент. Поэтому «ПИК» поставил задачу, чтобы она была реализована в онлайне. В облачную пожарную систему мы добавили аналитические данные о том, какое именно оборудование дает больше всего ошибок и где основные неисправности: можно посмотреть подробную информацию о каждом элементе системы.

В итоге мы создали решение, которое позволяет контролировать работоспособность устройств, отображать процесс монтажа онлайн, вносить корректировки в сценарий работы автоматической пожарной сигнализации и интегрировать пожарную сигнализацию с другими системами автоматизации.

Облако и домофония

Когда на домофоне нажимают номер квартиры, он звонит собственнику на мобильный — не обязательно устанавливать трубку в квартире. В приложении доступен просмотр видеопотока с домофона и настройка входа по лицу. Открывать дверь тоже можно через приложение.

В настоящий момент мы внедрили систему распознавания лиц в 10 тысячах домофонов. Изначально не были уверены, что пользователи предпочтут ее привычным ключам. Однако с помощью Yandex DataLens увидели, что системой пользуются более 70 тысяч человек, а примерно четверть жителей полностью отказались от ключей.

Облако и приборы учета

Для быстрой настройки системы приборов учета платформа IoT.rubetek позволяет на этапе пусконаладки сканировать штрихкод на счетчике, привязывать его к нужной квартире, верифицировать данные — и всё за секунду.

Для этого создано специальное приложение rubetek.инженер. Это многофункциональный инструмент для обслуживания зданий. У конкурентов пусконаладочные работы занимают минимум две-три недели, а иногда и больше двух месяцев. Rubetek.инженер позволяет существенно повысить темпы. Например, такие работы в доме с 312 квартирами (по два счетчика в каждой) провели за день силами одного инженера.

Новым приложением могут пользоваться и жители, и управляющие компании. Менеджер управляющей компании просматривает там данные по каждой квартире: расход горячей воды, электроэнергии и тепла. А жильцы видят данные по своей квартире.

Как изменился умный дом в России за последние 10 лет: рассказывает Rubetek
Как изменился умный дом в России за последние 10 лет: рассказывает Rubetek

Мы тоже анализируем данные о потреблении ресурсов и помогаем застройщикам еще больше оптимизировать расходы. Например, диаметр трубы на подведение и отведение воды стандартно вычисляется по нормативу, исходя из количества жителей. А наши приборы учета показали, что этот размер превышает требуемый в 2−3 раза — даже в периоды пиковых нагрузок по вечерам и в выходные.

Мы построили в облаке всю текущую инфраструктуру и теперь расширяем ее. Это повысило прозрачность сервисов и для жителей, и для управляющих компаний. Многие конкуренты тоже начинают внедрять облачные решения. Если еще два года назад рынок сомневался, что такие системы будут пользоваться спросом, то теперь цифровые сервисы — это стандарт, который применяется во всех современных ЖК. Поэтому мы расширяем не только аппаратные решения, но и цифровую функциональность, чтобы работать с нашим оборудованием было максимально удобно.

Подписывайтесь на блог Yandex.Cloud, чтобы узнавать еще больше новостей и историй об IT и бизнесе.

Другие истории, которые активно читают наши подписчики:

1919
41 комментарий

Узнал о рубетеке только после покупки пиковской новостройки (ЖК Западный порт, к.2.1). Сначала функционал приложения Домофон привёл в восторг. Камеры с высоким разрешением, открываешь входную дверь с телефона, фото посетителей, показания счетчиков воды в онлайне.
По старинке захотелось повесить у двери терминал домофона. Оказалось, у рубетека такой функциональностью обладает центр умного дома RCP-03. Глянул умный дом, захотелось прикупить еще защиту от протечки воды и светодиодную ленту. На всякий случай, решил протестить купленное заранее.
1. На то, чтобы подъездные камеры появились в RCP-03 ушло 2 месяца. Для этого нужно, чтобы рубетек у себя на платформе объедилил учётки Домофона и умного дома. Сначала продавцы интернет магазина сделали соответствующую заявку, не помогло. Потом ребята из голосовой ТП отправили в телеграм ТП. Там сказали, что я жалуюсь на умный дом и отправили в email ТП. В email ТП проблему вообще не поняли. Вторая заявка в интернет магазин тоже ничем не завершилась. При очередном раунде общения с голосовой ТП опять направили в телеграм ТП, пообещав что на этот раз те футболить не будут. И на этот раз оказались правы. В результате видно, что размазывание зон ответственности на три ТП процессу явно на пользу не идёт.
2. Купленные датчики протечки воды, температуры/влажности нельзя подцепить к RCP-03, по тому что она работают на разных частотах. Хотя во всех инструкциях по подключению этих датчиков пишут, что именно к RCP-03 и нужно их цеплять. В ТП сказали, что для их работы подойдет блок управления из комплекта защиты от протечки RE-3312. Окей, обидно, но не смертельно.
3. К RE-3312 датчики действительно прицепились, но после этого половина домашних WiFi устройств (ноут, телефон, тв-приставка) перестали ловить сеть. Оказалось, что все устройства в экосистеме рубетек работают только с WiFi 2.4 и явно не самым оптимальным образом. Датчики тоже начали пропадать. Любопытно, что мне не удалось активировать датчик протечки воды даже полностью погрузив в воду. Не знаю, что на это повлияло: нестабильность коннекта, большой интервал между передачей показаний или заводской брак. Но однозначно понятно, что такую систему использовать для обнаружения протечки точно нельзя. Купил стандартный нептуновский проводной набор.
4. Почти при любом обращении в ТП на RCP-03 в ответ присылается просьба поставить какую-то новую версию прошивки. В части случаев проблема уходит, в части нет. С учетом того, что на самом устройстве проверка обновления выставлено на ежесуточное, мне не понятно почему разработчики не выкладывают свои обновления на сервак.
5. Фича распознавания лица и открытия ему двери доступна не везде в ЖК. Я нашёл только один подъезд, где она работает. Владельцам квартир в других подъездах она не доступна. ТП рубетека говорит обращаться в УК ЖК, а УК ЖК говорит ,что не управляет такими настройками. Кто из них врёт опять не понятно.

Буду признателен, если кто-то внутри рубетека, кто видит систему целиком, сможет объяснить что со всем они собираются делать. На рынке много компаний, которые сделали ставку на развитие умного дома. В ближайшие пару лет на этом рынке развернётся кровавая бойня. И с таким продуктом рубетеку её не одолеть.

4
Ответить

Продолжу. У меня ПИКовский дом. Приложение домофон с одной стороны удобное ( в любом месте можно открыть дверь, не обязательно бежать к входной двери ). С другой стороны постоянно зависает. Звонок может ИЛИ на мой телефон ИЛИ на телефон супруги, хотя он заявлен как широковещательный. Часто звонок проходит уже после того как человек у подъезда сделал 2 - 3 попытки. В общем это очень сырая история. Не продакшен реади. И удивляет как им вообще с таким подходом хоть что то установить на многоквартирный дом.

1
Ответить

Потратьте немного времени на клиентскую обратную связь, например обещанная связка розетка-термостат не работает как обещают на коробке, и недостаточно послать клиента в техподдержке. Речь про банальное управление по порогам температуры с датчика, сценарии не позволяют это настроить, хотя прямо заявляют об этом в описаниях. Лучше не лезьте в сегмент физиков, если не можете быть аккуратны в заявлениях.

4
Ответить

Ребята из Rubetek, вы делаете классное дело!
Я прекрасно понимаю, что вам нужно продвигать свои решения и повышать узнаваемость, но, как проектировщику слаботочного безумия, читать подобное
некоторые решения, которые просил застройщик, вообще никто до нас не смог реализовать, например, радиоканальную автоматическую пожарную сигнализациюВ 2020 году мы первыми на российском рынке создали систему пожарной безопасности в облаке... У них есть локальное АРМ, которым управляет диспетчер, и в случае пожара данные пробрасываются в ситуационный центр МЧСневыносимо больно.

Успехов в вашем нелегком труде! Надеюсь познакомиться с системой поближе на каком-нибудь очередном человейнике

3
Ответить

Беспроводная пожарка, вот о чем все мечтали (нет). А как же декларируемая все эти годы ненадежность радиоканала как способа связи? Друг другу не мешают квартиры? Хакер-мимокрокодил может подать липовый сигнал о пожаре не входя в квартиру? Стандарт какой-то свой собственный, что накладывает ограничения на производителя - Рубетек, я так понимаю? Много вопросов, понимаю, что тут Облако Яндекса рекламируют, а не Рубетек.

2
Ответить

Добрый день!

Вы пишете про декларируемую ненадежность радиоканала. Уточните пожалуйста, декларируемая кем? Вы каждый день оплачиваете покупки через NFC, а это тоже беспроводная связь, и это банковская операция, имеющая высокую степень защиты.

Для защиты от цифровых атак у нас свой протокол и способ обмена данными. Более того, мы используем шифрование XTEA 128bit. АПС обладает всей сертификацией, необходимой для вывода продукта на рынок.

Могут ли квартиры мешать друг другу? Нет. Система децентрализованная, на управляющее устройство подается максимум 250 датчиков. И на каждый прибор предусмотрены до 4 штук каналов связи.

Свой протокол – это не способ конкурировать за потребителя, а объективное требование безопасности, которое для нас стоит на первом месте.

5
Ответить

Беспроводная пожарка, вот о чем все мечтали (нет)Это давно уже наша с вами реальность. Решениям от Аргус-Спектр неприлично много лет.
может подать липовый сигнал о пожаре не входя в квартиру?Входить в нее необязательно, достаточно покурить в коридоре. И это не проблема радиоканальных извещателей.
Стандарт какой-то свой собственныйШифрование своё, но частоты в диапазоне 868 МГц - отраслевой стандарт

2
Ответить