Решение — в экосистеме: подборка российских IT-платформ

Сейчас все больше компаний отказываются от отдельных решений в пользу платформенных. Бизнес-экосистема может помочь компаниям увеличить прибыль и расширить линейку услуг и продуктов. По прогнозам аналитиков McKinsey, в ближайшее время тренд на экосистемы будет только укрепляться.

К 2025 году доход от платформенных решений может составить $60 трлн, а это 30% корпоративной прибыли. Рассмотрим опыт внедрения экосистем российскими компаниями, а также разберем решения, которые помогут бизнесу в цифровой трансформации.

Решение — в экосистеме: подборка российских IT-платформ

Что такое бизнес-экосистема

Бизнес-экосистема — быстро развивающиеся сообщества, которые объединяют нескольких игроков и помогают создать новые ценности через сотрудничество и конкуренцию. Однако главная здесь — именно коллаборация, поскольку сотрудники, работающие совместно и ради общей идеи, лучше понимают потребности клиента и соответственно отвечают его запросам.

По факту, экосистемы не имеют никаких физических барьеров: они легко масштабируются, что позволяет им адаптироваться под быстро меняющиеся тренды. Так, компании, которые всю жизнь существовали в онлайне, выходят в офлайн, чтобы завоевывать другие индустрии и находить новых клиентов — и это возможно как раз с подстраивающейся под реальную ситуацию экосистемой.

Существует два типа экосистем:

  • Экосистемы решений. Участники создают продукт для потребителя за счет координации нескольких компаний. В целом, это готовые решения, которые может внедрить бизнес.
  • Экосистемы транзакций. Они связывают игроков и пользователей на одной цифровой платформе. Наглядный пример такой экосистемы — Яндекс. Пользователи “живут” в одном пространстве и могут пользоваться всеми удовольствиями: от Кинопоиска и Такси до умного дома с Алисой. Сервисы максимально синхронизированы благодаря единой подписке.

Зачем нужна бизнес-экосистема

В целом, экосистема — основа диджитализации, поскольку она объединяет в себе все подразделения в компании, например, бухгалтерию, IT-управление, HR и т.д.

Экосистема поможет решить следующие проблемы:

  • Недооценку рисков и пробелы в системе безопасности
  • Нерациональные траты на закупку и поддержку существующих в компании решений
  • Технологическую разобщенность системы
  • Не лучшее качество инструментов системы — технологий, интерфейса, моделей и т.д.
  • Отсутствие цифрового анализа данных.

Темп, с которым меняется рынок, потребности в инновациях, демократизация капитала через частные рынки — все это усугубляет ситуацию некоторых компаний. Внедрение отдельных решений может занять слишком много времени, но, к счастью, уже давно есть оптимальные решения — и это как раз экосистема. Преимущества платформенных сервисов — в свободной расширяемости, возможности кастомизации и внедрения общих правил и стандартов и модульный принцип.

Российские экосистемы транзакций

Яндекс

Яндекс был первой компанией в России, которая предоставляла и предоставляет до сих пор онлайн-решения для разных жизненных ситуаций — от построения маршрута и доставки еды до управления финансами. Все доступные сервисы собраны на сайте IT-гиганта.

Сейчас у Яндекса есть несколько экосистемных проектов, все из которых связаны между собой. Первый — суперапп Yandex Go, в котором собраны Яндекс.Еда, Яндекс.Такси, Яндекс.Лавка, каршеринг и т.д. Другой проект — Яндекс.Плюс, или единая подписка на музыку, фильмы совместно с Кинопоиском, а также кэшбек на такси, покупку товаров на Яндекс.Маркете и Яндекс.Еду. Третий кейс — соединение двух приложений, Яндекс.Карты и Яндекс.Транспорт, в одно. Рынок российских экосистемных подписок только растет: по прогнозам экспертов, в 2021 году его объемы должны были составить 20.9 млрд рублей.

В 2021 году количество подписчиков Яндекс.Плюса вышло в плюс и выросло в 2 раза по сравнению с 2020 годом — до 10 млн человек. С данными по выручке все сложнее: Яндекс не особо их раскрывают, однако, по данным J`son & Partners Consulting, как пишет Коммерсант, в 2021 году она составила 11.3 млрд рублей.

Сбер

В сентябре 2020 года Сбер представил сообществу результаты ребрендинга — компания сменила логотип (на его создание ушло около 20 млрд) и избавилась от слова “банк” в названии. Можно сказать, что именно с этого и началось строительство бизнес-экосистемы — как сказал Герман Греф, оставаться просто банком уже нельзя.

Конечно, и до этого Сбер владел другими компаниями, однако они не были синхронизированы между собой — и IT-гигант стал это исправлять. Сейчас же в их экосистеме более 50 брендов, которые разделяются на несколько категорий: еда (Сбермаркет, Самокат, Delivery), развлечения (Okko, Сберзвук), транспорт (Ситимобил, 2ГИС, каршеринг YouDrive) и e-com (Сбермегамаркет).

Компании объединены общим названием — у большинства из них есть приставка Сбер — и SberID. Изначально ID пользователя появилось в СбербанкОнлайн, а сейчас его можно использовать в Okko, Сбермаркете, Ситимобил и каршеринге.

МТС

МТС представил стратегию Customer LifeTIME Value 2.0 в 2019 году. В ней компания объединила несколько направлений развития: телеком, облака, финтех, медиа и цифровые решения для бизнеса.

Сейчас клиенты МТС могут воспользоваться многими сервисам — от МТС Music и Kion до IoT (интернет вещей). Многие из них доступны по единой подписке МТС Premium.

В 2020 году, несмотря на то, что МТС потерял около 600 тыс клиентов, он увеличил прибыль на 4.8% — и все за счет экосистемы. По словам компании, экосистемный клиент стоит дороже, чем обычный.

Сейчас МТС развивает несколько бизнесов, например, МТС Авто, МТС Маркетолог, МТС Live и т.д, а в планах компании — делать акцент в том числе и на финансовом сегменте: МТС Инвестиции, МТС Банк, МТС Касса, страхование и т.д.

Тинькофф

В экосистеме Тинькофф — сервисы, основанные на финансовых и лайфстайл-услугах. Среди продуктов компании — Банк, Инвестиции, Бизнес, Мобайл, Путешествия, Журнал, Страхование и т.д. А в октябре прошлого года в Тинькофф еще появился и e-com модуль.

Кроме того, надавно компания заявила, что планирует развивать открытую экосистему и готова к сотрудничеству с другими компаниями.

Российские экосистемы решений

Однако даже крупный бизнес не всегда может выстроить IT-экосистему своими силами, поскольку это достаточно трудозатратно — нужно много квалифицированных специалистов. В таком случае, компаниям необходимо привлекать подрядчиков с экспертизой в этой области. Ниже — несколько примеров таких IT-решений.

Экосистема от ГК IT Expert

Экосистема подходит крупным компаниям, поскольку так они смогут экономить ресурсы и время внедрения платформы — в таком случае цифровая трансформация пройдет быстро и бесшовно.

Решение ГК IT Expert строится на искусственном интеллекте, открытом API, LCAP платформе и BMP — движке для быстрой трансформации процессов. Кроме того, среди инструментов есть low-code платформа Creatio, которая помогает делать прогнозы, оценивать риски и поддерживать постоянное функционирование экосистемы. Всего в экосистеме 24 области гиперавтоматизации — все, что нужно для непрерывного совершенствования.

У ГК IT Expert уже есть успешный кейс внедрения экосистемы в процессы крупной нефтяной компании. Из результатов — снизились санкционные риски и затраты на лицензии и поддержку, повысилась операционная эффективность IT, а ROI = 30% от бюджета на эксплуатацию.

Решения от ALP Group

IT-компания ALP Group создает решения как для российского малого и крупного бизнеса, так и для иностранного. Среди услуг — создание и поддержка IT-инфраструктуры, внедрение облачных сервисов, резервное копирование и помощь в оптимизации процессов. В целом, если использовать все эти решения вместе, то возможно запустить IT-экосистему.

Решения от ABC Labs

ABC Labs ориентируется на малый, средний и крупный бизнес. Спектр услуг примерно такой же, как и у других подрядчиков. Единственное, компания предлагает настройку IP-телефонии.

ABC Labs заверяет, что они используют передовые технологии, а среди ее клиентов — online-сервисы, порталы, финансовые и производственные компании.

Решения от I Like IT

IT-компания I Like IT тоже помогает МСБ и крупному бизнесу в цифровой трансформации. Услуги — стандартные: IT-аутсорсинг, проектная интеграция и облака. В совокупности таких решений вполне достаточно, чтобы выстроить не очень сложную экосистему.

Сейчас экосистемы — один из самых быстрорастущих и эффективных с точки зрения прибыли трендов не только на российском, но и на мировом рынке. Всю жизнь продавать один продукт — банально невыгодно, и IT-гиганты уже давно это поняли. Поэтому при цифровой трансформации в компании нужно обращать внимание в первую очередь на экосистемы.

33
Начать дискуссию