Щит против меча: как голосовые помощники отнимают у компаний миллионы рублей

Пользователи все чаще используют телефонных секретарей, — например, Олега от «Тинькофф-Банка» или Алису от «Яндекса». Так они избегают нежелательных звонков и снимают с себя рутинные задачи. Почему эти секретари приносят компаниям убытки, рассказывает Михаил Борисов (облачная платформа Voximplant) .

Щит против меча: как голосовые помощники отнимают у компаний миллионы рублей

Представьте себе ситуацию: менеджер крупного банка Петр обзванивает базу клиентов, чтобы предложить им новые продукты. Первый звонок не увенчался успехом, Петра приветствует телефонный секретарь Олег. Второй звонок повторяет первый с одним лишь отличием – Петр разговаривает с Алисой. Третий, четвертый звонок, и снова никакого результата. Руководитель Петра недоволен его низкой продуктивностью и утекающим бюджетом. Сам Петр начинает сомневаться в своей способности выполнить план. Явление, с которым он столкнулся, называется голосовой почтой.

Как хорошо все начиналось…

Голосовая почта зародилась в США еще в 1904 году. Разработчиков сподвигли на создание технологии интроверты, которые хотели избавиться от необходимости общаться по телефону, и рост популярности телемаркетинга, ставший настоящим бичом для пользователей телефонии в 70-е — 80-е годы. Голосовая почта стала щитом для тех, кто не хотел слушать то, что пытался им сказать оператор компании.

На первом этапе развития голосовая почта была устроена просто – на стационарный телефон прикручивался маленький магнитофон с касетами, который проигрывал звонившему сообщение «Меня нет дома, оставьте свое сообщение после звукового сигнала». Оператор мог вычислить голосовую почту по тоновым гудкам после слов машины, либо по трем коротким гудкам перед началом сообщения.

Однако технологии развивались. Нелепые по нынешним меркам телефонные аппараты с крутящимися дисками и кучей проводов ушли в прошлое. Цифровая телефония открыла перед компаниями новые возможности — они теперь могли автоматически отсортировывать абонентов с голосовой почтой. Сотрудники контактных центров перестали тратить время на бесполезные звонки. Это стало возможно благодаря появлению определителя голосовой почты (Voicemail Detection, VMD).

Эта же «цифровизация» подстегнула и развитие голосовой почты — на смену тоновым сигналам пришла запись голоса и музыки. Так и началась своеобразная борьба между голосовой почтой, которая становилась все более изобретательной, и ее определителями, которые в свою очередь учитывали все больше параметров, отслеживая «врага».

В 2000-х первые определители научились распознавать ключевые фразы, например, «Оставьте звуковое сообщение» и слушать подсказки самой голосовой почты. Определитель переводил голосовой ответ в текст и сравнивал со своим словарем, который ему заранее заботливо подготовили. Если такие ключевые слова, как, например, «голосовой», «помощник» или «перезвонить» присутствовали в речи, звонок обрывался.

Постепенно синтез и распознавание речи стали доступны широкому кругу компаний, в том числе и поставщикам услуг голосовой почты, для которой диктор больше не наговаривал фразы, она самостоятельно училась юморить и имитировать ответы живых людей. Определителям стало сложнее разоблачить голосовую почту, в том числе из-за большого словарного запаса – вариаций обращений было много, и их было просто добавлять. Однако синтезированных голосов по-прежнему остается крайне мало. Разработка индивидуального голоса стоит дорого – от 150 тыс. руб. в месяц.

Приблизительно в конце 2010-х появился определитель голосовой почты, анализирующий голос абонента на том конце провода. Для работы такого определителя используется нейронная сеть. Нейронная сеть – это математическая модель, способная обучаться на предложенных ей примерах. Перед началом работы необходимо «скормить» ей несколько референсных записей, чтобы обучить. Получив пример голосовой почты, нейронная сеть извлекает эталонную частоту голоса, выделяя схожие признаки между прослушанными записями. После того, как сеть обучена до необходимого уровня качества распознавания, — 95% — компании начинают использовать ее при массовых обзвонах. Так при звонке анализируется схожесть загруженного примера и услышанного голоса.

Определитель, работающий на нейронных сетях, способен вычислить голосовую почту буквально за 2-3 секунды. Преимущество такого продвинутого варианта в том, что ему нужна лишь пара сотен записей, чтобы научиться распознавать нового «врага».

Качество работы любого определителя оценивается по двум признакам:

  • насколько хорошо технология «отлавливает» голосовую почту. 80% – это нижняя отметка качества. Использование технологии VMD становится коммерчески выгодным, то есть стоит меньше зарплаты живого оператора (70 тыс. руб.), на отметке 97-98%.
  • насколько часто она ошибается, принимая человека за робота. Допустимыми показателями здесь являются доли процента — 0,1-0,2%.

«Они на тебя плохо влияют». Как дружба роботов отражается на бизнесе

VMD помогает компаниям не тратить время операторов на ручной обзвон всей базы и попытку объяснить голосовой почте, что ее хозяин должен, к примеру, оплатить задолженность по кредиту. Во-первых, это неэффективно, оператор тратит больше времени на дозвон и общение с роботами. Во-вторых, согласно исследованиям компании Twilio, 60% пользователей повторно совершат покупку, получив персонализированный клиентский опыт. И, наконец, это заставляет компании увеличивать траты.

Но давайте вернемся к Анне Викторовне и Петру, которые нагуглили, что с голосовой почтой может справиться определитель, и пришли к аналитику Елене со списком поставщиков и простой задачей – понять, как с их помощью спасти бизнес, нервы Петра и просчитать два сценария развития событий (с использованием определителя голосовой почты и без).

Рабочая группа Анны Викторовны прозванивает 500 тыс. человек в месяц, примерно 30% из которых использует голосовую почту. Оператор тратит на звонок с роботом 30 секунд, а компания 4 рубля (минута оператора в среднем стоит 8 рублей).

Услуга определителя голосовой почты добавляет к стоимости каждого звонка около 20 копеек.

Сначала Елена считает расходы компании с использованием определителя голосовой почты. С учетом того, что мы не знаем заранее, на каком именно звонке нам попадется голосовая почта, определитель используется при каждом вызове.

500 тыс. контактов умножаем на стоимость использования определителя голосовой почты — 0,20 рублей. Получаем 100 тыс. рублей.

Расходы компании без использования определителя голосовой почты:

Те же 500 тыс. умножаем на 30% пользователей, которые используют голосовую почту и на цену оператора – 4 рубля за звонок. Получаем 600 тыс. рублей.

500 000 рублей в месяц
в среднем экономит компания с использованием VMD

Если компания использует роботизированные звонки, а не труд «Петра», то может случиться так, что два робота будут общаться друг с другом несколько минут. Вдогонку компании посылают SMS-сообщение, которое в среднем стоит еще 3 рубля. Так из-за бóльшего числа звонков и отправленных текстовых сообщений потери и разница затрат, соответственно, могут кратно возрасти.

Однако при желании сделать еще один шаг навстречу цифровизации, следует помнить о золотом правиле. Использование определителя голосовой почты оправданно в том случае, если порог успешности автоматизированного звонка находится на одном уровне с зарплатой операторов. То есть, если использование технологии выходит дешевле ручного труда, значит это выгодное для компании приобретение.

Михаил Борисов
2929
49 комментариев

Не понял, каким компаниям они приносят убытки. Тем кто надоедает звонками с выгодными предложениями? Так это радует.

42
Ответить

Совсем все не так, например, компаниям, которые пытаются вас предупредить о доставке или приближении даты оплаты кредита)

4
Ответить

Когда уже нормально докрутят законы и их исполнение, что бы мне могли звонить со своими сверхвыгодными (для них) предложениями только те, кому я реально это разрешил (был вынужден разрешить)?

22
Ответить

Вообще насрать на эти компании, которые задалбливают своими постоянными звонками с выгодными предложениями.

8
Ответить

Михаил Борисов написал какой то несвязный бред.
Передавайте ему привет, он профессионально деформировался, его пора выгонять с работы.

6
Ответить

Здравствуйте, Роман:) А расскажите, почему?

1
Ответить

Комментарий недоступен

5
Ответить