Как оптимизировать бизнес в ритейле и логистике с помощью мобильных приложений

Сегодня цифровизация стала основой большинства бизнес-процессов как в ритейле, так и в логистике. Эти две отрасли имеют сложноорганизованную структуру и работают с огромным количеством различных данных. Поэтому ритейловые и логистические компании — одни из лидеров по автоматизации своей работы.

Мобильные приложения — один из ключевых инструментов для этого. С помощью приложений компании могут решать различные задачи: анализировать модели потребления, синхронизировать спрос и продажи, увеличивать лояльность к бренду и получать массивы пользовательских данных для аналитики.

Об актуальности использования бизнесом этого инструмента говорит факт, что сегодня все глобальные мировые бренды имеют свои мобильные приложения. Так, самый крупный отечественный ритейлер X5 Retail Group запустил 20 мобильных приложений, из которых три предназначено для внешних клиентов. Для компании мобайл стал важным инструментом, с помощью которого она выстраивает внутренние процессы, в том числе в сфере логистики.

Как оптимизировать бизнес в ритейле и логистике с помощью мобильных приложений

Стимулирование продаж

В 2021 году сервис App Annie опубликовал очередное исследование мобильного рынка. Его результаты показали, что россияне — лидеры среди европейцев по шопингу с помощью мобильных устройств. Соотечественники тратят на него в совокупности 1,6 млн часов в год. А лидером по проведенному в нем времени стало приложение Avito, затем шли Wildberries и AliExpress. При этом в России доля покупок с мобильных гаджетов в 2021 году превысила 60%.

В июне 2020 года мобильное приложение гипермаркета «Утконос Онлайн», по данным компании, стало основным каналом продаж, а 56,3% от ее выручки – это доля мобильных продаж.

Компания по международным перевозкам Concord Logistic смогла увеличить продажи с помощью мобильных мессенджеров. За месяц в общей сумме оператор получил более 260 лидов на расчёт стоимости доставки. Цена лида для клиента составила менее 800 рублей.

Додо Пицца сделали из своего приложения основной канал продаж. Компания не сотрудничает с агрегаторами доставок и все заказы обрабатывает на своей платформе. Когда весной 2020 года Delivery Club заявили о рекордном количестве заказов в РФ — на 5,5 миллионов, выручка компании Додо Пицца составила 1,56 миллиона рублей. Это всего в четыре раза меньше, при том что Додо Пицца — это монобренд.

Повышение лояльности, среднего чека, количества повторных покупок

Бренды с помощью мобильных приложений могут обеспечивать своей целевой аудитории уникальный пользовательский опыт. Это позволяет им выделяться среди конкурентов, повышать лояльность и выстраивать персональные коммуникации со своими клиентами.

Вот пример кейса МТС с продуманным визуалом — телеком-оператор создал удобную читалку для своих абонентов. В приложении использованы яркие визуалы, дополняющие друг друга скриншоты и понятная информационная структура. Абоненты МТС могут бесшовно переходить в приложение, выбирать и покупать интересные им книги.

После того как сетевой ритейлер «Магнит» запустил в своем приложении программу лояльности, частота использования приложения возросла в 3 раза. А MAU, количество уникальных пользователей приложения за месяц, достигло 9 млн.

Оптимизация бизнес-процессов

Магазины «Пятерочка» используют мобильное приложение для обучения своих сотрудников. Бренд создал специальный сервис Skill Cup, в котором сотрудники могут проходить дистанционные курсы, просматривая короткие обучающие видео. Это позволило компании значительно оптимизировать процесс корпоративного обучения, ведь теперь для него нужен только мобильный телефон и несколько минут свободного времени сотрудников.

Приложения такси не только облегчает жизнь пассажирам, но и с другой стороны автоматизирует прием и обработку заказов. Если раньше всё это делал живой оператор, то сейчас всё это выполняет приложение.

Продуктовая ритейл-сеть «Магнит» запустила мобильное приложение, чтобы собирать обратную связь от своих покупателей. Сервис называется «Пульс-М», используя его, покупатели могут в несколько касаний поставить оценку магазину, и прокомментировать плюсы и недостатки конкретной торговой точки.

Полученные данные помогают оперативно принимать меры по устранению замечаний в конкретном магазине. А в центральном офисе сети собирается статистика для аналитики работы локальных подразделений.

Сложности разработки

Очень часто (особенно это касается среднего и малого бизнеса) компания начинает разрабатывать приложение, не оценив до этого его потенциальную эффективность. Если подсчитать такой эффект от создания приложения нельзя, то это знак, что бизнесу этот инструмент не нужен.

Другая проблема — непонимание какой тип мобильного приложения выбрать: нативное или кроссплатформенное. У каждого из них есть свои плюсы и минусы. Чему отдать свое предпочтение нужно решать, исходя из конкретных бизнес-задач. В сети есть множество гайдов, которые помогут в этом разобраться.

Если говорить о плюсах кроссплатформенных приложений, то это — быстрая и универсальная разработка сразу под все платформы. В остальном же кросс-платформа уступает нативным приложениям.

Производительность у нативных решений, как правило выше, чем у кросс-платформенных. Хотя сегодня у последних появился существенный прогресс в этой сфере. Разработка нативных приложений позволяет учитывать особенности и требования как Android-платформы, так и гайдлайны Apple, поэтому в плане пользовательского опыта, который может быть решающим, у нативных приложений очевидное преимущество.

Кроме того, все готовые библиотеки и SDK сервисы как правило делаются сначала под натив. Опыт разработчиков нашей компании Distillery показывает, что создавать собственный код для сторонних компонентов приходится довольно часто. Это занимает время, так как функционал нужно привести к единому стилю для его вызова в дальнейшем с обеих платформ одними и теми же методами.

Размер нативных приложений оптимизируется с минимальным вмешательством разработчиков, например, через специальные форматы сборок, которые позволяют поставлять приложения, минимизированные под архитектуру процессора на смартфоне пользователя. Нативные динамические фреймворки и библиотеки, предоставляемые платформой, переиспользуются, а не включаются в каждое приложение.

В случае с кросс-платформой, размер приложения может быть гораздо больше, как минимум потому, что приходится включать код, поддерживающий саму концепцию кросс-платформенности, также существуют проблемы с оптимизацией ресурсов.

Выбор между нативной или кросс-платформенной разработкой определяется ее целями: нужен ли компании быстрый запуск MVP и тестирование или же необходим качественный полнофункциональный продукт.

Сегодня мобильные приложения стали не просто маркетинговым инструментом, а являются продолжением бренда в цифровой среде и неотъемлемой частью его экосистемы. С их помощью компании могут решать множество необходимых коммуникационных и бизнес-задач: обеспечивать качественный пользовательский опыт, поддерживать имидж бренда и повышать свою прибыль. Чтобы делать это успешно, необходимо разработать грамотную стратегию развития бизнеса в мобайле.

99
1 комментарий

Очень круто и информативно ,
Благодарю за пост

Ответить