Найти бизнес-ангела, не бояться отказов и выработать иммунитет к перегоранию: интервью с основателем «Ешь Деревенское»

В новом выпуске подкаста «Третья космическая» поговорили с основателем доставки фермерских продуктов «Ешь Деревенское» Ильёй Елпановым, сравнили российский и западный сегменты фермерства, узнали об образовательном интертейменте и провели параллели между достижением результатов в бизнесе и игрой в теннис.

Найти бизнес-ангела, не бояться отказов и выработать иммунитет к перегоранию: интервью с основателем «Ешь Деревенское»

В сентябре red_mad_robot совместно с «Технократией» запустил свой первый бизнес-подкаст с символичным названием «Третья космическая». Раз в две недели мы общаемся с предпринимателями, узнаём об их личном опыте и подводных камнях различных отраслей и вдохновляем слушателей на создание своего «единорога».

Героем этого выпуска стал основатель сервиса доставки фермерских продуктов «Ешь Деревенское» Илья Елпанов. Он рассказал о запуске стартапа с нуля, отношении к дружеским и родственным связям в работе, ловушке перфекционизма и поиске бизнес-ангелов. Основные мысли собрали ниже, а полноценный эпизод уже ждёт на всех стриминговых платформах.

Почему у тебя получилось: три причины

В начале разговора мы всегда задаём гостям один и тот же вопрос: «Почему у тебя получилось?». Это помогает вывести спикера за рамки интервью с традиционными вопросами и позволяет сразу настроиться на беседу.

В моём случае это люди, команда. Мне повезло стартовать проект вместе с партнёрами. Вторая причина — наша дисциплинированность, и это не только упорство, но и вообще системность мышления. И третье — фокус на цифрах и метриках. Я стараюсь всегда всё рассчитывать, начиная от финансовой модели на запуске и заканчивая нашими дашбордами в рамках отделов, которые мы собираем каждую неделю.

Илья Елпанов, основатель сервиса доставки фермерских продуктов «Ешь Деревенское»

Илья вырос в семье фермера, закончил сельскохозяйственный университет, работал в фудтех-проекте Elementaree и через несколько лет безудержной московской работы и учёбы оказался в Словакии, где и вдохновился на создание своего стартапа.

Прочитал «Бизнес с нуля. Метод Lean Startup» Эрика Риса и сразу же перешёл к проверке гипотез. Поехал на рынок, набрал небольшую коробку свежих продуктов и привёз своими близким — хотелось узнать, готовы ли они за две тысячи рублей иметь в холодильнике базовые и свежие продукты, которые будут приходить по подписке. Большинство поддержало.

Илья Елпанов, основатель сервиса доставки фермерских продуктов «Ешь Деревенское»

Как запустить молодой стартап и найти бизнес-ангела

Мы попросили Илью систематизировать опыт и дать совет молодым предпринимателям, как можно быстро и малобюджетно запустить свой проект.

Базовый совет — отключать перфекциониста внутри. Часто, когда мы визуализируем идею, очень много УТП в красоте — это как раз и мешает lean-подходу. И, наверное, нужно отказаться от желания сделать всё классно на первом этапе. А потом попробовать вычленить самую суть продукта и создать из неё что-то минимально рабочее, только чтобы это подтвердило основную гипотезу: продукт работает, он способен запуститься с теми ресурсами, на которые ты поставил.

Илья Елпанов, основатель сервиса доставки фермерских продуктов «Ешь Деревенское»

Также Илья активно использует менторство старших бизнес-товарищей — его кураторами выступает бывший президент «Азбуки вкуса» Владимир Садовин и инвестор Оскар Хартманн. Мы попросили поделиться мыслями на тему того, насколько вообще предпринимателю важна поддержка ментора и как его искать на первых этапах.

Мой опыт показывает, что ментор крайне важен для предпринимателя. В моём случае я просто пришёл к Оскару и сказал, что буду ежемесячно отправлять ему свои результаты по почте, так как запускаю проект. В ответ Оскар писал: «Илья, молодец, давай. Ты можешь расти быстрее». Это сообщение тогда стало для меня неким фактором давления. Было ощущение, что я не могу через месяц написать, что сделал какие-то микроулучшения, — хотелось показать, что произошли значительные изменения. Это расширение амбиций и вообще стратегии.

Илья Елпанов, основатель сервиса доставки фермерских продуктов «Ешь Деревенское»

Многим менторам самим интересно делать импакт для начинающего бизнеса, поэтому Илья советует не бояться и просто писать интересным людям в Facebook (принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещённой в РФ) или LinkedIn. Ещё можно просить своих знакомых делать интро.

Когда я запускал «Ешь Деревенское», то думал, что делаю это для того, чтобы я мог спокойно жить в Дубне и не ездить на электричке в Москву на работу. Сначала это была такая обычная цель, но как раз менторство с Садовиным помогло расширить горизонт амбиций — ты волей-неволей слушаешь человека, как он мыслит, как рассуждает, как ставит цели, и это помогает тебе достигать собственных целей.

Илья Елпанов, основатель сервиса доставки фермерских продуктов «Ешь Деревенское»

Как обстоят дела с нишей доставки фермерских продуктов

За последние годы в России создали правовое поле для органической продукции — термин «органик» можно использовать только при прохождении сертификации на соответствие государственному стандарту. При этом рынок никак не регламентирует понятия «фермерский», «экологичный» или «натуральный» продукт.

В вертикали фермерства бизнес сам по себе очень непростой, потому что отрасль не стандартизирована. Если смотреть какие-то основные барьеры, то наибольший вызов состоит в том, что у фермерских продуктов нет стабильности качества и уровня пищевой безопасности. Наша задача как агрегатора — не только стандартизировать качество, но ещё и помочь поставщику этот продукт привезти. С каждым годом растёт популярность крафтовых продуктов и некоего образовательного интертеймента, стоящего за покупкой. И наша основная точка взаимодействия с клиентом — в истории о производителе, продукте, особенностях вкуса и уникальности каждого конкретного товара.

Илья Елпанов, основатель сервиса доставки фермерских продуктов «Ешь Деревенское»

Как отбирать людей в команду

Каждое интервью мы делим на два смысловых блока — в первом разговариваем о продукте и бизнесе, а во втором знакомимся с гостем как с личностью. В случае с Ильёй нам захотелось узнать, какие для него важны качества и характеристики людей, приходящих в команду «Ешь Деревенское».

Первая ценность — жажда к развитию, живой и схватывающий ум, умеющий быстро рефлексировать, делать выводы и двигаться. Второе — фокус на действии и результате. Третья характеристика, наверное, больше человеческая — мне важно видеть за кандидатом внутренний смысл или принципы, какие-то красные черты, за которые он не стал бы заходить.

Илья Елпанов, основатель сервиса доставки фермерских продуктов «Ешь Деревенское»

Также в ходе беседы мы поговорили о противоположном аспекте найма и табу в корпоративной культуре «Ешь Деревенское». Илья выделил непрофессионализм и токсичность для коллектива.

Когда хотелось всё бросить

Илья поделился, что моменты, когда хочется всё бросить, случаются довольно часто.

Нужно сразу принять, что это нормально: нормально сомневаться, нормально жаловаться и включать внутреннего ребёнка.

Илья Елпанов, основатель сервиса доставки фермерских продуктов «Ешь Деревенское»

Спокойно относиться в том числе и к провалам Илье помогает восприятие бизнес-деятельности как некой игры.

Это просто одна из твоих ролей, где ты приходишь и вступаешь в игру, принимаешь или не принимаешь её правила, навязываешь свои и относишься к этому от третьего лица. Это помогает видеть и спокойно относиться к каким-то неудачам. Понятное дело, что есть определённые коммиты и зоны ответственности, поэтому, с одной стороны, можно сказать, ты понижаешь градус ответственности, а с другой — повышаешь свою внутреннюю веру.

Илья Елпанов, основатель сервиса доставки фермерских продуктов «Ешь Деревенское»

Илья утверждает, что неоднократно оказывался в ловушке из-за собственного перфекционизма и желания «построить дивный новый мир» в фермерской нише.

Ты всецело отдаёшь себя своей идее и проекту. И это классно. Но долгосрочно это бьёт по тебе, потому что всё равно есть круг близких людей и реальная земная жизнь, которая рано или поздно начнёт отражаться на эффективности, здоровье и психологическом состоянии. Мне пришлось снизить градус перфекционизма, и это помогло получить некий иммунитет к перегоранию.

Илья Елпанов, основатель сервиса доставки фермерских продуктов «Ешь Деревенское»

Полный выпуск эпизода с Ильёй уже доступен на главных стриминговых платформах — Apple Podcasts, Google Podcasts, «Яндекс.Музыка», YouTube.

Предыдущие выпуски подкаста «Третья космическая»:

Что такое цифровая экология, как на самом деле обстоят дела с сортировкой мусора в России и почему становление ESG-принципов изменило правила игры.

Почему методология lean-стартапа не подходит KazanExpress, сложно ли управлять компанией, когда есть два фаундера, и почему нишевые маркетплейсы — это тренд. Ещё поговорили о том, как не выгорать, если компания растёт в десять раз за год, какие ошибки допускают управленцы и как привлечь инвестиции от AliExpress.

Как бизнесу преодолеть гравитацию старта и взлететь, когда стоит отказывать инвесторам, что такое бизнес-тантры и реально ли в нынешних условиях рейзить в России.

В нашем телеграм-канале Redmadnews можно поделиться мнением о выпусках и задать вопросы следующим гостям. Услышимся через две недели!

3838
16 комментариев

Поиграть в игру про бизнес. Хочешь думать как бизнес-стань бизнесом. Ахахах.
А статья кстати интересная, спасибо)

5
Ответить

Рады, что было полезно)

Ответить

🖤🖤🖤

3
Ответить

Помню, разрабатывали прототипы магазина доставки фермерских продуктов. Во многом опирались на сайт «Ешь деревенское», он действительно хорош.

2
Ответить

Интересно, спасибо

2
Ответить

С интересом послушаю подкаст в котором Илья Елпанов будет объяснять, почему ничего не вышло )))

1
Ответить
2
Ответить